Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время проблемам воспитания детей уделяется большое внимание. Ежегодно число детей, нуждающихся в психологической поддержке специалистов, увеличивается. Так, по данным различных исследований от 2 – 20% детей проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью, расторможенностью [21, с. 16]. Подобные различия объясняются несоблюдением чётких критериев диагноза.
Двигательная активность, импульсивность и несосредоточенное внимание детей изначально заложены природой и в некотором роде являются нормой развития дошкольника. Однако есть дети, у которых уровень перечисленных потребностей приближен к критическому. Таких детей называют гиперактивными. Другими словами, это дети, поведение которых сверхактивно.
В современном обществе проблема гиперактивного поведения дошкольников приобретает психологическую и даже социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, повышенная раздражительность, расторможенность мешают таким детям усваивать школьную программу и как следствие адаптироваться к жизни в социуме. Взрослые, окружающие гиперактивного ребенка, будь то воспитатели, родители, специалисты, зачастую оказываются совершенно беспомощными в различных конфликтных ситуациях.
Необходимость решения проблем сверхактивных детей возникает именно в детском саду, так как выраженность гиперактивного поведения наиболее ярко проявляется в период становления центральной нервной системы у детей в 3 года и 6 - 7 лет.
Объект исследования – гиперактивность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – форма работы с родителями по коррекции гиперактивности детей старшего дошкольного возраста.
Цель курсовой работы – выявление формы работы с родителями по коррекции гиперактивности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) Раскрыть психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
2) Выявить понятие «гиперактивность» и его симптомы;
3) Определить причины и последствия гиперактивности старших дошкольников;
4) Разработать направления работы социального педагога по коррекции гиперактивного поведения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации;
5) Установить форму работы с родителями по коррекции гиперактивности.
При написании курсовой работы применялись такие методы, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, синтез, индукция и дедукция, системный метод.
Теоретико – методологическая база исследования: работы в дошкольной педагогике, затрагивающие проблему гиперактивности у дошкольников (М.Б. Теплов [22], М.И. Чистякова [25], Н.Н. Заваденко [7] и др.).
Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в том, что в нем более подробно раскрыты педагогические аспекты коррекции гиперактивности детей старшего дошкольного возраста.
Практические материалы исследования могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ) в воспитательно-образовательной работе.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
1.Теоретические аспекты коррекции гиперактивности детей старшего дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
У старших дошкольников по мере их роста и развития существенно изменяются их физические возможности и способности, которые связаны с интенсивными анатомическими процессами, созреванием организма. Еще не завершено развитие скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры к 6 годам у детей.
У старших дошкольников совершенствуется координация движений. В данное время осваиваются больше навыки по рисованию, изготовлению игрушек из бумаги и картона. Наиболее интенсивно подлежат развитию крупные мышцы [22, с. 56].
Особенность нервной деятельности у детей старшего дошкольного возраста - неустойчивые нервные процессы, преобладает возбуждение над торможением.
У детей 5-6 лет активно созревает кора головного мозга, ребенок способен логически мыслить, анализировать и обобщать все события, которые происходят в окружении. Ребенок в это время способен акцентировать внимание на каком-либо роде занятий, возникают типологические особенности ВНД, формируется характер. Дети очень восприимчивы к взрослым, их поведению. Если родители хвалят ребенка, то данный ребенок испытывает радость, и, наоборот. Ребенок в 5-6 лет достаточно хорошо уже понимает, что можно и что нельзя, дисциплинируется его поведение [22, с. 58].
В 5 лет у ребенка достаточно резко меняется ритм физического развития. Наблюдается ослабление ряда звеньев мышечной системы и суставов. Поэтому часто возникает нарушение осанки, плоскостопие, искривление конечностей.
К 6 годам у дошкольников еще не завершено строение стопы. Поэтому важно предупреждать возникновение плоскостопия, причина которого - обувь большего размера, чем нужно, лишняя масса тела, заболевания [8, с. 15].
К 6 годам у ребенка уже достаточно развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но слабы мелкие мышцы. Дети, в этой связи, легко усваивают задания в ходьбе, беге, прыжки.
В шесть лет дети готовы к осознанности установленных перед ними задач, умеют оценить ситуацию, управлять достижениями, в этой связи возможно при помощи словесных указаний формировать у детей прочные знания и умения их двигательной деятельности. По мере роста детей их двигательная деятельность более многообразна. Дети уже лучше владеют движениями, знакомы им и разные гимнастические упражнения, подвижные игры. Проявляется самостоятельность [8, с. 17].
Дети разучивают разные упражнения, пытаются повторять за воспитателем технику выполнения, пытаются планировать свои игровые действия, стремятся к результативности. Дети оценивают движения свои и своих друзей в группе.
У детей в двигательной деятельности складываются наиболее сложные формы общения между собой и с взрослыми. У детей появляется и совершенствуется чувство уважительного отношения к старшим, стремятся дети и подражать им. У них возникает желание помочь другим, научить его. Значительная роль отводится направленности на достижение коллективного результата игры. У детей в 6 лет поведение обусловлено возникающими мотивами соперничества, соревнования. Имеются и случаи негативного отношения детей к тем, кто плохо выполняет то или иное задание, игру и пр.
Посредством знакомства с правилами игры ребенок приобретает опыт, необходимые для выработки саморегуляции.
Старшие дошкольники осознают последовательность событий. Происходит усовершенствование основных процессов: возбуждение, торможение [8, с. 19].
Необходимо правильно организовать двигательную активность дошкольников. Если ее недостаточно, число заболеваний органов дыхательной системы возрастает на 20 %. Потребность в двигательной активности у детей у многих может быть выше. Педагог должен контролировать двигательную деятельность дошкольников, с учитывать их индивидуальность, предупреждать гипердинамию.
Важно формировать условия, чтобы слабые, а также сильные дети могли совершенствовать свои качества, развивать их. В этой связи, как можно больше внимания нужно уделять двигательным качествам, их развитию у детей дошкольников, улучшать работу по физическому воспитанию в ДОУ, создавать хорошие материальные условия жизни.
Быстрота движений, ловкость, сила и выносливость важны для укрепления здоровья, физического усовершенствования. Развитые физические качества важны в игровой деятельности детей, направлены на проявление уверенности, активности, самостоятельности, самоконтролю.
Проявляются физические качества посредством определенных умений, двигательных навыков. Существуют двигательные навыки только при наличии физических качеств. Взаимосвязь навыков и физических качеств можно объяснить общностью условно рефлекторного механизма данных процессов [22, с. 60].
Главное место среди физических качеств отводится ловкости, представляющей собой способность индивида координировать движения и целесообразно решать двигательные задачи.
Ребенок 5 – 6 лет знает свое полное имя и фамилию, возраст, домашний адрес и телефон, имя и отчество родителей и других членов семьи. Может рассказать о своей семье, домашнем труде взрослых, заботе их друг о друге, совместных делах дома. Проявляет заботу о близких, замечает заботу о себе.
Развивается инициатива, наблюдательность, умение планировать собственную деятельность, произвольность поведения.
Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил. Без контроля взрослого может выполнять трудовые обязанности. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, помогает.
В этом возрасте старший дошкольник продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.
Ребенок 5 - 6 лет желает показать себя миру, часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения «неприличных» слов, в 6-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: «А вдруг я не буду красивой?» [22, с. 64].
Дошкольник с трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных взрослыми границ, с целью заполучить то, что хочет.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 01.03.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2020. - № 21. Ст. 847.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г.
3. Альтхер, П.С. Коррекция гиперактивности у дошкольников / П.С. Альтхер // Педагогика. – 2017. - № 6. – С. 53-61.
4. Бейсова, В.Е. Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа [Текст] / В.Е. Бейсова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 213 с.
5. Брязгунов, И.П. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях [Текст] / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. – М.: Из-во Института психотерапии, 2015. – 189 с.
6. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Меренцева, Н.В. Ялпаева. – М.: Академия, 2016. – 269 с.
7. Заваденко, Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие для студ. вузов — М. : Академия, 2013. — 256 с.
8. Запорожец, А. В. Воспитание в детском саду / А. В. Запорожец. – М.: Айрис – пресс, 2015. – 128 с.
9. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с.
10. Клиентов, А.Н. Возрастные особенности дошкольников / А.Н. Клиентов. – М.: ЛИГА, 2016. – 321 с.
11. Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в народном образовании [Текст] / Г.Ф. Кумарина. – М.: Академия, 2016. – 214 с.
12. Личко, А.Е. Акцентуация характера как концепция в психиатрии и медицинской психологии / А.Е. Личко // Обозрение медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. - 1993. - № 1. - С. 5-17.
13. Лютова, Е.К. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Речь, 2016. – 198 с.
14. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: Генезис, 2000. – 392 с.
15. Максимова, А.Н. Гиперактивность и дефицит внимания у детей /Максимова А. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 224 с.
16. Мостюкова, Е.М. Воспитание в семье ребенка с нарушением внимания и гиперактивным поведением [Текст] / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московина // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2002. -№ 2. – С. 41 – 51.
17. Пасечник, Л. Гиперактивность: как быть / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. – 2010. – №1. – С. 88-95.
18. Попонникова, Т.В. Коррекция гиперактивного поведения старших дошкольников / Т.В. Попонникова // Дошкольное образование. – 2018. – № 6. – С. 91-98.
19. Рутман, Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1990. – № 4. – С. 161¬-167
20. Салдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. / Е.Л. Салдатова, Г.Н. Лаврова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 204 с.
21. Сиротюк, А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам / А.Л. Сиротюк // Педагогика. – 2019. – № 4. – С. 16-24.
22. Теплов, М.Б. Педагогика / М.Б. Теплов. – М.: Просвещение, 2018. – 355 с.
23. Ткачева, В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. – М.: Гном-экспресс, 2010. – 145 с.
24. Халецкая, О.В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности в детском возрасте [Электронный ресурс] / О. В. Халецкая. – URL: http://www.nmclinika.ru/content/sindrom_defitcita_vnimaniia.html (дата обращения: 01.02.2021)
25. Чистякова, М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 4-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2010. – 162 с.