Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) обеспечивает «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей». Это развитие основано на эстетическом восприятии.
Среди личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования выделяется «формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств». В предметных результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования выделено развитие «эстетического отношения к миру; понимания красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и общении с искусством; овладение практическими навыками восприятия, анализа и оценки произведений искусства».
Представленные результаты могут быть достигнуты на уроках изобразительного искусства. Вопрос эстетического восприятия является одной из главных проблем начальной школы, так как именно в это время эстетические представления ребенка, полученные в семье и школе, формируются в понятия, которые станут основой эстетических взглядов. Одним из путей развития этого восприятия являются уроки изобразительного искусства.
На основе исследуемой проблемы нами было выявлено противоречие между необходимостью развития эстетического восприятия у младших школьников и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации этого процесса. Выявленное противоречие позволило выявить проблему исследования: как организовать процесс развития эстетического восприятия у младших школьников на уроках изобразительного искусства?
Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс развития эстетического восприятия детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса уроков изобразительного искусства, направленного на развитие эстетического восприятия детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты развития эстетического восприятия младших школьников.
2. Проанализировать особенности развития эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста
3. Провести диагностику уровня сформированности эстетического восприятия младших школьников.
4. Выявить специфику развития эстетического восприятия посредством экскурсий в музей
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы авторов, изучавших эстетическое восприятие (Е. Ю. Анохина, М. А. Богачева, О. А. Бычихина, Л. С. Выготский, Л. Д. Завьялов, Д. Б. Кабалевский, О. А. Кривцун, Г. Н. Кудина, А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская, И. А. Назаралиев, А. Г. Маклаков, Ю. В. Светлова, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, Е. М. Торшилова, Т. М. Морозова, А. В. Тутолмин, Ю. Б. Борев, Б. Т. Лихачев, Н. Г. Куприна, Э. Д. Оганесян, Л. В. Ясинских и др.).
В работе были использованы:
- теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностика, анализ продуктов творчества детей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Развитие эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста как педагогическая проблема
Взаимодействие личности и искусства начинается с восприятия. Следовательно, интерес психологов и педагогов к проблеме развития восприятия сохраняется. Описывая содержание понятия «эстетическое восприятие», мы проанализируем термин «восприятие» наиболее подробно, поскольку в научной литературе имеется значительное количество определений, подтверждающих степень познания этого процесса. В. А. Сластенин дает следующее определение: «Восприятие-это процесс отражения предметов или явлений в сознании человека, когда они непосредственно воздействуют на органы чувств. Восприятие отражает объект в целом, во всей совокупности его свойств» [24, с. 254]. Это означает, что воспринимаемый объект вызывает определенные эмоции. А. Г. Маклаков характеризует восприятие как «целостное отражение предметов, ситуаций и явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств» [19, с. 176]. В толковом словаре С. И. Ожегова восприятие – это «форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ» [21]. Изучив мнения различных авторов, можно сделать вывод, что восприятие является результатом работы системы анализаторов. Кроме того, восприятие непосредственно связано с созданием определенных образов в сознании индивида, с возникновением и переживанием различных чувств. Обратим внимание на физиологическую основу восприятия. А. Г. Маклаков тесно связывает его «с двигательной активностью, с эмоциональными переживаниями, различными мыслительными процессами. Следовательно, начиная с органов чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где они охватывают различные области коры и взаимодействуют с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействуя друг с другом и широко охватывая различные зоны коры, составляет физиологическую основу восприятия» [19, с. 179]. В. А. Сластенин рекомендует при планировании деятельности по развитию восприятия «исходить из того, что зрительный анализатор обладает наибольшей пропускной способностью» [24, с. 255].
Таким образом, в развитии восприятия необходимо использовать рассмотрение объекта. На восприятие обучения влияют многочисленные условия, например, состояние ученика, день недели и время занятий. Содержание восприятия зависит от цели ученика, от мотивов и чувств ребенка, которые могут изменить содержание восприятия. Также важную роль играет связь восприятия и индивидуальных особенностей, способностей, взглядов человека, его жизненного опыта.
Психологи В. П. Зинченко и П. И. Зинченко отмечают, что «сознательно воспринимать объект - значит мысленно называть его, т. е. относить к определенной группе, классу объектов, обобщать его словом» [9]. Поэтому восприятие зависит от многих факторов. Е. А. Савина [23] различает восприятия по сенсорным признакам: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, кинестетические, болевые и др.; по отношению к психической жизни: интеллектуальные, эмоциональные, эстетические. А. Г. Маклаков [19], Е. А. Савина [23] – восприятие пространства, движения и времени.
По отношению к психической жизни индивида восприятие играет особую роль. Научное познание требует интеллектуального восприятия – понимание понятий и терминов, выполняемых действий, взаимосвязанной работы памяти, внимания и мышления. Эстетическое восприятие, в свою очередь, требуется при знакомстве с произведениями искусства. В этом типе восприятия ведущую роль играет эмоциональная сторона, влияние воспринимаемого объекта на чувства индивида. Эстетическое восприятие неразрывно связано с интеллектуальным восприятием, так как важно понимать то, что воспринимается. Чувство в эстетическом восприятии определяет его характер: настроение, переживание. При рассмотрении понятия «эстетическое восприятие» обратимся к определению термина «эстетика». Разнообразие применения этого термина говорит о его емкости и обширности, о долгом историческом пути.
В своих работах О. А. Кривцун [10] говорит об эстетике как о едином принципе, обобщающем чувственно-выразительные качества произведений искусства, предметов быта, природных явлений. Доктор философских наук И. П. Никитина называет эстетику «наукой об эстетическом измерении человеческого бытия» [24; 13]. Таким образом, можно сказать, что эстетика-это красота в природе, в жизни и в искусстве. Кроме того, эстетическое очень близко к нравственному, потому что на отношения и поступки людей так или иначе влияет красота. А. В. Тутолмин отмечает, что «эстетически ценным может быть только то, что имеет соответствующую нравственную ценность» [25, с. 65]. Следует отметить, что с точки зрения эстетики все происходящее и видимое вокруг интерпретируется на основе понятий добра и красоты. Рассмотрим понятие «эстетическое восприятие». О. А. Кривцун [10] отмечает, что эстетическое восприятие - это один эмоциональный образ, отраженный объектом. Эстетическое восприятие, по мнению О. А. Кривцуна [10], объективно ассоциативно. Она содержит «объективную информацию об эстетических аспектах объекта и в то же время характеризует субъекта как активную, творческую натуру, при которой воспринимаемый объект способствует углублению эстетического богатства личности» [16]. Такое восприятие имеет глубинную направленность ввиду того, что его эмоционально-образная природа может помочь человеку осмыслить важные качества и свойства воспринимаемого объекта. Следовательно, при эстетическом восприятии предмета создается его чувственный образ, возникает понимание его различных сторон и, соответственно, обогащается сам человек. При изучении понятия «эстетическое восприятие» необходимо сопоставить его с художественным восприятием, так как ошибочно полагать, что это одни и те же понятия. «Эстетическое» и «художественное» - разные, но взаимосвязанные понятия. Они различаются по объему. «Эстетическое» охватывает все сферы, объектом эстетического восприятия является окружающий мир – события действительности, картины природы, отношения людей. «Художественный» передает восприятие и оценку произведений искусства. Сама работа может быть объектом эстетического восприятия и оценки. Эстетическое восприятие-это часть эстетического воспитания. Б. Т. Лихачев [15], доктор педагогических наук, ведущий ученый-педагог, разработал целостную содержательную концепцию эстетического воспитания. С его точки зрения, ребенок должен уметь «воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [21, с. 108]. Эстетически развитый человек – это человек, имеющий потребность в общении с эстетически ценными предметами и явлениями, обладающий развитым эстетическим вкусом, умеющий правильно определять
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Анохина, Е. Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие [Текст] / Е. Ю. Анохина. – Москва : ФЛИНТА, 2015. – 210 с.
2. Бакиева, О. А. Методика преподавания изобразительного искусства: учебное пособие [Текст] / О. А. Бакиева. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. – 222 с.
3. Богачева, М. А. Нравственно-эстетический аспект в воспитании личности средствами фольклорного театра [Электронный ресурс] / М. А. Богачева // Социосфера: сб. конф. НИЦ. – 2014. – №28. – С. 127-129.
4. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие [Текст] / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич / Под общей редакцией Е. В. Бондаревской. – Ростов-н/Д : Творческий центр «Учитель», 2009 – 560 с.
5. Бычихина, О. А. Психолого-педагогические условия развития эстетического восприятия младших школьников: автореф. дис. кандидата псих. наук: 19.00.07 [Текст] / О.А. Бычихина. – Курск, 2006. – 46 с.
6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва, 2001. – 480 с.
7. Герчук, Ю. Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: учеб. Пособие [Текст] / Ю. Я. Герчук. – Москва : Учебная литература, 2008. – 208 с.
8. Завьялов, Л. Д. Взаимосвязь эстетических и нравственных форм сознания [Текст] / Л.Д. Завьялов // Эстетическое сознание в процессе его формирования. – М: Искусство, 2001. – С. 68 – 78.
9. Зинченко В. П. Восприятие и действие [Текст] / В. П. Зинченко, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, А. Г. Рузская. - М.: Просвещение, 1967
10. Кривцун, О.А. Эстетика: Учебник. [Электронный ресурс] – М.: АспектПресс, 2014
11. Кудина, Г. Н., Как развивать художественное восприятие у школьников [Текст] / Г.Н. Кудина, А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. – М.: Знание, 2008, №2. – 79 с.
12. Кукушин, В. С. Теория и методика воспитательной работы. Учеб. пособие. [Текст] / В. С. Кукушин. – изд. 3-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. – 352 с.
13. Куприна, Н. Г. Развитие у младших школьников эмоциональноценностного восприятия произведений искусства как педагогическая проблема [Текст] / Н. Г. Куприна, Э.Д. Оганесян // Педагогическое образование в России. 2017. – №3. – С.45-51.
14. Куприна, Н. Г. Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства в начальной школе: Практикум к дисциплине «Современные технологии художественно-эстетического развития младшего школьника [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Н. Г. Куприна, Э. Д. Оганесян ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2018.
15. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов [Текст] / Б. Т. Лихачев. М. – Просвещение, 2005. – 176 с.
16. Маслова, Л. П. Педагогика искусства: теория и практика [Текст] / Л. П. Маслова – Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 2018. – 124 с.
17. Назаралиев, И. А. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / И. А. Назаралиев, В. К. Агарагимова // ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет». URL.:http://www.science forumru/2016/pdf/22451.pdf (дата обращения: 09.02.2021).
18. Никитина, И. П. Эстетика: учебник для бакалавров [Текст] / И.П. Никитина – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 676 с.
19. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. – Москва [и др.]: Питер, 2013. – 351 с.
20. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / [Электронный ресурс] URL.: https://esthetiks.ru/vospriyatie-esteticheskoe.html (дата обращения: 16.02.2021).
21. Разенков, И. В. Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка в системе дополнительного образования [Текст] /И. В. Разенков // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). Чита: Молодой ученый, 2014. – С. 171 – 173
22. Розенвассер, В. Б. Беседы об искусстве [Текст] / В. Б. Розенвассер. М.: Просвещение, 2016. – 166 с.
23. Савина Е. А. Введение в психологию. Курс лекций [Текст] / Главный редактор А. П. Олейникова – М: «Прометей», МПГУ, 2018. – 352 с.
24. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2012. – 576 с.
25. Тутолмин, А. В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников [Текст] / А. В. Тутолмин. Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2014. – 212 с.
26. Ясинских, Л. В. Педагогические условия развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста в художественнотворческой деятельности [Текст] // Современные проблемы науки и образования. – 2015 – № 4