Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольный возраст – важнейший период в становлении и развитии личности ребенка. Одна из важнейших способностей, которым ребенок овладевает в этот период, – это способность учиться. В ФГОС дошкольного образования познавательное развитие выделено в отдельное образовательное направление, и ему уделяется большое внимание. Одна из задач познавательного развития детей – формирование познавательных действий. Процесс познания и развития познавательных действий немыслим без развития мышления.
Вопросам развития мыслительной деятельности в дошкольном возрасте посвящены исследования таких ученых: А.В. Белошистой, А. Валлон, Г. Г. Григорьева, Р.Р. Зинурова, А.Н. Леонтьев и др. Ученые единогласны в мнении о том, что использование мыслительных операций позволяет ребенку получить более глубокие знания и обеспечивает более успешное освоение учебного материала в отличие от тех, кто, обладая невысоким уровнем развития логики, постигает новые знания, полагаясь лишь на память.
Глава теоретическая
1.1 Характеристика мышления детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии человека, во время которого происходят значительные физиологические, психологические и социальные изменения.
К концу этого возрастного периода повышается пластичность и устойчивость нервно-психической деятельности и в целом защитные силы организма. Поведение дошкольника приобретает более организованный и упорядоченный характер, он становится более самостоятельным и независимым. Автономизация ребенка от взрослого продолжается, но связи со взрослыми становятся более богатыми и разнообразными. Это связано с увеличением количества социальных функций, которые становятся доступными для дошкольника [1, с.74].
Для дошкольного возраста характерно появление следующих новообразований:
1. Происходит стремительное развитие психических свойств, которое время от времени прерывается. Во время этих остановок ребёнок воспроизводит достигнутое.
2. Выделяются и оформляются внутренние умственные действия и операции.
3. Появляется личная жизнь в познавательной и эмоционально-мотивационной сферах.
4. Воображение, мышление и речь соединяются в единый процесс, то есть возникает синтез внешних и внутренних действий. Появляется творческий процесс.
5. Завершается процесс формирования речи как средства общения.
6. Происходит усвоение нравственных норм, правил поведения, возникают личностные качества.
7. Вершина развития дошкольного возраста – развитие самосознания и индивидуальности ребёнка, что позволяет говорить о нём как о личности [4, с.47].
Постепенно мышление начинает занимать ведущее место в структуре познавательных процессов.
В.И. Турченко определяет мышление как процесс обобщенного и косвенного отражения существенных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации [8, с.112]. Основное направление развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному.
Развитие мышления в дошкольном возрасте имеет свои особенности: мышление становится неситуационным – ребенок решает психические задачи в репрезентации; овладение речью приводит к развитию рассуждения как способа решения психических проблем, возникает понимание причинности явлений; детские вопросы – показатель развития у ребенка любознательности и проблемного мышления; появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, планомерное мышление увеличивается; ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных; возникают попытки объяснить явления и процессы; экспериментирование возникает как способ помочь понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, попробовать свои силы; Формируются предпосылки к таким качествам ума, как независимость, гибкость, любознательность.
1.2 Особенности, виды и свойства мышления детей дошкольного возраста
Мышление – это отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к приобретению новых знаний [9, с.116].
С помощью мышления человек познает окружающий мир во всем его разнообразии, свойствах и отношениях.
Первая особенность мышления – это его опосредованный характер. То, что человек не может знать прямо, прямо, он знает косвенно, косвенно: одни свойства через другие, неизвестное через известное. Мышление всегда опирается на данные сенсорного опыта – ощущения, восприятия, представления и на ранее полученные теоретические знания. косвенное познание – это опосредованное познание.
Вторая особенность мышления – его обобщение. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны между собой. Общее существует и проявляется только в индивидуальном, конкретном. В настоящее время в отечественной психологии достаточно четко охарактеризованы три основных этапа развития детского мышления:
1. наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами),
2. наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений),
3. словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений). Для развития мышления у ребенка определяющую роль играет целенаправленное обучение и воспитание взрослым [6, с.172].
У ребенка от 3 до 4 лет интенсивно развивается наглядно-действенное мышление: он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать между ними отношения. Особенности наглядно-действенное мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, с помощью прямого контакта с предметами. Такая форма мышления характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или кладя один на другой. То есть мысль ребенка напрямую связана с его действиями, а само действие опережает мышление.
Предметно-действенное мышление встречается и у взрослых. Например, думая о предстоящем ремонте, мы думаем именно так. Целенаправленное мышление необходимо, когда нет возможности полностью предвидеть результаты некоторых действий.
1.3 Развивающая среда как педагогическое условие развития мышления детей старшего дошкольного возраста
Само собой разумеется, что развитие ребенка должно происходить в определенных условиях, в определенной среде. Важным педагогическим условием развития детского мышления является развивающая среда.
Развивающая среда – это совокупность социальных и природных факторов, которые могут прямо или косвенно, мгновенно или надолго повлиять на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, по сути, это мир, в котором рождается ребенок) [17, с.46].
В дошкольном образовании происходят существенные изменения, которые влияют на организационные основы в работе дошкольных образовательных учреждений, в том числе и на организацию развивающей предметно-пространственной среды. Повышается ценность личности, её человеческих качеств, меняются цели образования. Развивается педагогика сотрудничества, провозглашается личностно-ориентированный подход к детям; ярко проявляется интерес к изучению ребёнка, его субъектности, самости, индивидуальности. Приходит понимание необходимости изменений, в том числе и необходимость разработки новых подходов к организации предметной среды для воспитанников дошкольных учреждений с учётом вызовов времени. Образование гуманизируется, его содержание наполняется культурными ценностями и смыслами, технологии становятся более мягкими, тонкими, щадящими. Следствием этого происходят изменения тематики и содержания средовых условий развития детей. [8, 9]
1.4 Методики развития мышления у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст - это период интенсивного развития личности ребенка, развития исходных знаний навыков и умений, период формирования различных видов деятельности и развития через своего ребенка как субъекта деятельности. Именно в этот период дети наиболее активно начинают познавать все, что их окружает, и им закладываются основы всего последующего развития [14].
Обучение детей в детском саду включает в себя не только передачу знаний, но и развитие умственных способностей у детей, механизмов умственной деятельности. На занятиях по формированию элементарных математических знаний у дошкольников развиваются такие качества, как дисциплина, организованность, произвольность психических процессов и поведения, появляется активность и интерес к решению задач [7].
В программах воспитания и развития дошкольников, защищающих учащихся от не соответствующих их возрасту, социальному и психофизическому развитию видов, форм и содержания организации образовательной деятельности, сказано, что в дошкольном возрасте образовательная деятельность на основе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, с постепенным внедрением элементов логического мышления в старшем возрасте. Отсюда следует, что при обучении дошкольников большое внимание следует уделять развитию мышления.
Заключение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) рассматривает развитие познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности как основной принцип дошкольного образования. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников, развитие которых напрямую зависит от развития мышления. Необходимость развития мышления у детей старшего дошкольного возраста в первую очередь связана с тем, что дети готовятся к поступлению в школу.
Мышление на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. В старшем дошкольном возрасте процессу развития мышления детей необходимо уделять особое внимание, так как именно в этом возрасте ребенок постепенно переходит к новому ведущему виду деятельности – учебному.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Книги:
1. Блонский, П.П. Психология младшего школьника: Избранные психологические труды [Текст] / П.П. Блонский / под ред. А.И. Липкина, Т.Д. Марцинковская. - М .: Гардарики, 2009. - 128 с.
2. Галигузова Л.Н., Мещерякова-Замогильная С.Ю. Дошкольная педагогика. - М .: Юрайт, 2016. - 286 с.
3. Григорьева, Г.Г. Кроха. Программа для воспитания и развития детей раннего возраста в дошкольном учреждении. Методология / Г.Г. Григорьева. - М .: Просвещение, 2013.
4. Гурченко, В. Дошкольная педагогика / В. Турченко. - М .: Кремень; НОУ ВПО МПСИ, 2012.
5. Марецкая, Н.И. Субъектно-пространственная среда у дошкольников как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника / Н.И. Марецкая. - «Гном-Пресс», 2005.
6. Особенности психического развития детей 5-7 лет / под ред. Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер. - М .: Педагогика, 2008. - 265 с.
7. Обухова, Л. Возрастная психология: учебник / Л. Обухова., 2014.
8. Турченко В.И. Дошкольная педагогика. - М .: Флинта, 2017. - 256 с.
9. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник / Г.А. Урунтаева. - М .: Академия, 2014.
10. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д. Эльконин. - М., 2006. - 243 с.
Статьи из научно-практических конференций:
11. Левитес, В.В. Задания на развитие логического мышления у детей [Текст] / А.В. Белошистая, В. Левиты // Педагогические чтения памяти Л.Ю. Бобкова: Материалы 6-й юбилейной региональной научно-практической конференции, посвященной 40-летию факультета педагогики и методики начального образования (ПМНО) 21-22 марта 2016 г. - Мурманск: МГПУ, 2016. Вып. 2. - С. 105-106.
Статьи из журналов и газет:
12. Бетанова С.С., Сухова А.А. Предметно-развивающая среда в дошкольном образовании // Научно-просветительский журнал для школьников и учителей - 2020. № 3, с. 230-239
13. Зинурова, Р.Р. Развитие диалектического мышления дошкольников средствами диалектических наглядных схем на основе мифов и сказок / Р.Р. Зинурова // Мир психологии. - 2019. - №3. - С.174-181.
14. Леонтьев, А. Учение об окружающей среде в педагогических трудах Л.С. Выготский / А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 2016. - №1.
15. Лидак, Л. Ролевые игры в развитии коммуникативных навыков ребенка со сверстниками / Л. Лидак // Дошкольное образование. - 2020. - №7.
16. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / С.Л. Новоселова // Дошкольное образование. - 2019. - №4.
17. Полякова М.Н. Предметная среда развития дошкольника. От детских садов ПИДО до наших дней // Современное дошкольное образование. - 2019, №1 (91), с. 46-57
Энциклопедии, словари, справочники:
18. Большая энциклопедия психологических тестов / Авт. Сост. А. Карелин. -М .: Эксмо, 2005.-416 с.
19. Медникова Т. Сборник развивающих игр для детей 4-5 лет. / Новосибирск: Изд-во Сибирского университета, 2014. - 110 с.
20. Педагогический энциклопедический словарь / гл. редактор Б. Бим-Бад. - М .: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.