Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях успех каждого человека зависит от способности контактировать с другими людьми, уметь работать с информацией, принимать верное решение и действовать в соответствии с ними.
Дошкольное детство считается возрастом начального становления личности ребенка, очень значимым этапом развития человека. Так как на данный этап отсутствует хороший опыт общения, поэтому часто возникают у детей негативные поведенческие формы, что ведет к возникновению конфликтов. Дети еще не способны установить настоящий контакт со сверстниками, выбрать приемлемые способы общения с ними, не готовы проявить доброжелательное отношение к ним, соблюдать речевой этикет, уметь прислушиваться к мнению партнера.
Имея низкий уровень коммуникативности, ребенок обречен на отвержение сверстниками. Получив негативное ощущение, дошкольник снизит самооценку, ежечасно будет находиться в состоянии робости при встречах с другими, культивировать скрытность, бороться с тревожностью, растить в себе поведенческую агрессивность.
Дошкольники ежедневно встречаются со множественными типичными ситуациями общения, когда нужно ориентироваться в них, выбирать какие-то средства коммуникации и использовать их так, как принято в обществе.
Развивающая предметно - пространственная среда (РППС) - это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка [11]. На основе такого подхода дети развиваются, активнее включаются в образовательный процесс.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ поставлен на повестку дня обществом, государством. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Правильно созданная РППС обладает большим потенциалом для нормального развития коммуникативных способностей. В требованиях ФГОС отмечается необходимость «создания условий развития ребенка для его позитивной социализации, личностного развития...во взаимодействии со взрослыми и сверстниками» [54,с.21]. Безусловно, именно коммуникативные качества являются условием успешной социализации дошкольников.
Проблема исследования: как использовать РППС группы в формировании коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Поэтому интерес вызвала тема «Развивающая предметно-пространственная среда группы в формировании коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста».
Цель: определение эффективности использования РППС группы в формировании коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект: коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: процесс использования РППС группы в формировании коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
- в группе создана такая РППС, которая активизирует коммуникативную деятельность детей;
- ресурсы РППС используются как на занятиях, так и в ходе моделирования речевых ситуаций, ролевых игр старших дошкольников.
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2. Подобрать и апробировать пакет диагностических материалов по выявлению уровня коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и внедрить программу педагогического эксперимента по использованию РППС группы в формировании коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, выявить ее эффективность.
Методы исследования: анализ литературы; педагогический эксперимент; метод математической обработки результатов.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.
Методологической основой исследования являются научные работы о связи деятельности и общения, их ведущей роли в развитии личности ребенка А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной и др.; коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи Е.М. Верещагина, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейна и др.); теории общения М.И. Лисиной, А.В. Запорожца и др.
Теоретическая база исследования представлена теорией развития ребенка Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, психолого-педагогической теорией деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др.; общедидактическим положением о формировании умений и навыков Л.С. Выготского, А.Е. Дмитриева, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, В.А. Сластенина и др.)
Современными исследователями, например, Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е, Смирнова Е.О., в области общения детей со взрослыми и сверстниками разрабатываются формы и методы развития коммуникативных способностей дошкольников, на что опирается материал данной работы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что экспериментальная работа через внедрение программных материалов по использованию РППС группы в формировании коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста проведена в конкретном дошкольном учреждении.
1. Теоретические основы использования развивающей предметно-пространственной среды группы в формировании коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Развивающая предметно-пространственная среда группы: структурно-функциональные компоненты, требования ФГОС ДО.
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) должна обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной образовательной организации, группы, территории, которая прилегает к организации или находится на незначительном удалении, приспособлена для реализации содержания образовательной программы [23].
РППС призвана предоставить возможность воспитанникам общаться и совместно проводить деятельность, в том числе детей разного возраста, включая и взрослых. В данной среде для каждого ребенка должны быть созданы условия для двигательной активности, и здесь же перестроиться для возможности ребенку уединиться.
Таким образом, РППС в соответствии с нормативными документами должна обеспечить:
- процесс прохождения образовательных программ;
- при организации инклюзивного образования обеспечить условия;
- учесть национально-культурные, климатические условия, в которых организовано образование детей с учетом возрастных особенностей [23].
РППС должна предоставить возможности для формирования и развития личности ребенка, если является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды - это соответствие возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы.
Образовательное пространство обеспечивается средствами обучения и воспитания, включая технические средства, необходимыми материалами, включая расходные, игровые, спортивные и т.д. Оно уже предметно конкретизирует
игровую активность, познавательную, исследовательскую и творческую инициативу воспитанников, проведение экспериментирования с доступным детям материалом, например, с песком и водой;
двигательную активность, где идет развитие крупной и мелкой моторики, происходит активное участие детей в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное детское благополучие во взаимодействии с предметно-пространственным окружением (цвет, температура, текстура, игрушки и т.д.);
возможность самовыражения детей в любом направлении деятельности.
Трансформируемость пространства – это возможность изменить предметно-пространственную среду в зависимости от ситуации образования, от меняющегося интереса и возможностей детей. Сейчас они играют. Среда выстраивается под эту игру. Быстро, легко и доступно. Не теряя интереса, желания, игрового мотива, воспитанники включаются в игровой замысел и реализуют свои потребности.
Полифункциональность материалов - это:
возможность разнообразить использование различных модулей предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в образовательной организации или группе полифункциональных, то есть не обладающих жестко закрепленным
Фрагмент для ознакомления
3
Cписок литературы
1. Акулова Е.Ф. Тесты на выявление коммуникативных способностей //Дошкольное воспитание. – 2007. – №6. – С.10 – 12.
2. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие / А.Г. Арушанова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80с.
3. Арушанова А.Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: Ст. дошкол. возр. / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – №6. – 86-89с.
4. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: Автореф. дис. канд. пед. наук:13.00.01 / Е.М. Алифанова. Волгоград. гос. пед. ун-т. – Волгоград, 2001. – 29с.
5. Бабаева Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников / Т.И. Бабаева, Л.С. Римошевская // Детский сад: теория и практика. – 2011. – №1. – 74-85с.
6. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению / Батаршев А.В. - СПб.: Питер, 2006. – 176с.
7. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет: развитие коммуникативных способностей ребенка. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 314с.
8. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды / А.А. Бодалев. – М.: Педагогика, 2001. – 270с.
9. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений / С.С. Бычкова. – М.:Аркти, 2011. – 96с.
10. Василик М.А. Основы теории коммуникации: Учебник. / М.А. Василик, М.С. Вершинин, В.А. Павлов и др. / под ред. проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2006. – 615с.
11. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. – М.: Индрик, 2005. – 216с.
12. Волков Б. С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте: практическое пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – СПб. : Питер, 2008. – 272 с
13. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М.: Интор, 1996. – 160с.
14. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации / В.В. Гербова. – М.: Мозаика – синтез, 2006. – 56 с.
15. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. – 272с.
16. Гущина Е.А. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников / Е.А. Гущина // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. научн. конф. (г.Москва, июнь 2013г). – М.: Буки-Веди, 2013. – 36-38с.
17. Диагностика коммуникативных компетенций дошкольников из книги Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. -64 с.
18. Дошкольное образование. Словарь терминов / Сост. Виноградова Н.А. и др. – М.: Айрим-Пресс, 2005. – 400с.
19. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений / Л.А. Дубина. – М.: Книголюб, 2006. – 64с.
20. Зимняя И.А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач под ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис. – М.: Просвещение, 1980. – 134с.
21. Казарцева О.М. Культура речевого общения /О.М. Казарцева. – М.: Флинта, 2001. – 496с.
22. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. – СПб.: Речь,2003. – 144с..
23. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. – М.: Академия Развития, 2006. – 125с.
24. Клюева Н.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 2011. – 240с.
25. Коломинский Я.П. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе / Я.П. Коломинский. – Минск, 1969. – 240с.
26. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников: учебное пособие для вузов / И.Н. Курочкина. – М.: ВЛАДОС, 2001.
27. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей психологии / А.А. Леонттьев. :Избр.псих.труды. Л., Воронеж, 2001. – 447с.
28. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под ред. А.Г. Рузской. – М.: Издательство «Институт практической психологии», – Воронеж: НПО «МОДЭК» 1997. – 384с.
29. Лисина М.И. Общение и речь / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1985. – 208с.
30. Недоспасова В.А. Растем играя: средний и старший дошкольный возраст / В.А. Недоспасова. – 3-е изд.- М.: Росмэн, 2011. – 90с.
31. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста// О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
32. Психология общения. Энциклопедический словарь/ под общ. ред. А. А. Бодалева. – М.: Когито-Центр, 2011. – 600с.
33. Рыбак Е.В. Эмоционально-насыщенная образовательная среда как средство коммуникативного развития старших дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / Е.В. Рыбак; Арханг. гос. техн. ун-т. – Архангельск, 2001. – 29с.
34. Сафонова О.Н. Активизация речевого общения старших дошкольников / О.Н .Сафонова // Дошкольное воспитание. – 2009. – №1. – 50-56с.
35. Сиротюк А.Р. Как развивать коммуникативные способности: старший дошкольный возраст / А.Р. Сиротюк // Дошкольное воспитание. – 2009. – №6. – 6-7с.
36. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. – М. : Академия, 2010. – 151с.
37. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция /Е.О. Смирнова, В.М. Холомогорова. – М.: Гуманитар.изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 158с.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.
39. Чернецкая А.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / А.В. Чернецкая. – Ростов н-Д.: Феникс, 2009. – 512с.
40. Юдина Е.Т. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада / Е.Т. Юдина // Дошкольное воспитание. – 1999. – №9. – 10-29с.