Фрагмент для ознакомления
2
В педагогике определение портфолио дается как «новая форма контроля и оценки достижений учащихся, его характеристика, доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно- познавательной деятельности, включая самооценку»
Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг к открытию ребенком своего Я, своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений ребенка в различных занятиях, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты его жизни [10, с.651].
В российской образовательной практике существует множество контекстов употребления слова «портфолио». Подходы к определению понятия «портфолио» и его основных моделей описаны в работах Т.Г. Новикова [20]. Портфолио как способ оценки уровня профессиональной компетентности прослеживается у Г.В. Бороздиной [2], И. В. Мирзояна [19]. Все исследователи согласны с тем, что портфолио – это, прежде всего, способ записи, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период.
Портфолио – это современная образовательная технология, основанная на методе достоверной оценки результатов учебной и профессиональной деятельности.
Главный смысл портфолио, по мнению Т.Г. Новикова, – показать все, на что способен ребенок [20, с.201].
Портфолио дошкольника может стать первым и очень важным проектом в жизни ребенка; в процессе работы над ней неизбежно происходит осмысление своих первых достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознания своих возможностей.
Портфолио, в исследованиях А.В. Иванова, определяется как «метод активизации учебной деятельности дошкольников на основе сотрудничества учителя-ученика-родителя, направленный на реализацию индивидуальной образовательной траектории учащихся и рефлексию учебной деятельности дошкольников» [9, с.8].
Портфолио во многих работах отечественных авторов рассматривается как современная педагогическая технология, функции которой не сводятся к организации контроля достижений дошкольников и альтернативной аутентичной оценки.
По мнению Л.П. Крившенко [14], Г.М. Коджаспирова [11], П.А. Медведева [17], Т.Г. Новиковой, М.А. Пинской, А.С. Прутченкова [20] и других, портфолио ребенка помимо контрольно-оценочной выполняет еще важнейшую развивающую функцию: способствует эффективному формированию навыков целеполагания учебной мотивации, адекватной дифференцированной самооценки, планирования и прогнозирования, самопрезентации, познавательной и личностной рефлексии, самостоятельности, активности, содействует самоорганизации и саморазвитию личности. В работе С.И. Старикова [24] подчеркнута ценность технологии, как технология развития одаренных детей. Следовательно, портфолио дошкольника рассматривается в отечественной литературе и как метод активизации учебной деятельности, и как личностно-развивающая технология и как форма оценивания индивидуальных образовательных достижений дошкольника.
Также, по итогам анализа источников следует констатировать разнообразие в построении структурно-содержательной модели портфолио для детей дошкольного возраста.
Единого образца, макета портфолио учащегося ДОУ не существует на данный момент, при этом предлагаются различные варианты моделей портфолио для дошкольников в целом ряде публикаций.
На многих сайтах образовательных учреждений и личных авторских сайтах учителей также отражен опыт применения технологии портфолио в начальном звене дошкольного обучения. С одной стороны, такое разнообразное количество публикаций дает возможность воспитателям, внедряющим технологию портфолио, выбрать наиболее понравившуюся модель портфолио, а также при необходимости и желании создать модифицировать или разработать свою собственную. С другой стороны, многие воспитатели испытывают огромные трудности в обосновании значимости и необходимости различных разделов, рубрик, заданий портфолио для дошкольного возраста.
Результаты проводимого анализа психолого-педагогической литературы говорят об отсутствии единых требований в самой дефиниции портфолио, определении его функциональных и сущностных характеристик. В работе И.П. Подласого [12,с.24] подчеркнута значимость технологии портфолио для развития одаренных детей. Таким образом, портфолио учащегося рассматривается в отечественной литературе и как форма оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающегося, и как метод активизации его учебной деятельности, и как личностно-развивающая технология.
Проведенный анализ психолого-педагогических работ отечественных авторов, практического опыта использования технологии портфолио преподавателями, а также опрос преподавателей свидетельствует о необходимости расширения диапазона использования технологии портфолио в ДОУ, реализации ее личностно-развивающего потенциала для воспитанников. Считаем актуальным и важным создание соответствующего методического обеспечения личностно-развивающей функции технологии портфолио в начальном звене дошкольного обучения.
Таким образом, следует констатировать разнообразие в построении структурно-содержательной модели портфолио для учащихся дошкольного возраста.
Кажется, сегодня нет никаких оснований использовать систему инновационной оценки «Портфолио» в дошкольном учреждении, но часто задаваемые вопросы родителями будущих первоклассников подталкивают педагогов подготовительных к школе групп к активному консультированию и, пока еще экспериментальному, использованию инновационной технологии «Портфолио в ДОУ».
Портфолио дошкольника является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и проектирование индивидуального маршрута развития и воспитания ребенка – дошкольника. Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса личностного развития ребенка
Портфолио можно разделить на несколько видов.
– Электронный портфолио – это ещё новый вид систематизации информации.
– Портфолио - раскраска – ребенок может сам раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять еще и информацией. – Портфолио традиционное, в виде папки – печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.
Таким образом, портфолио дошкольника – это, прежде всего, копилка личных достижений ребенка в различных занятиях, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты его жизни. Это так называемое «досье успеха», в котором отражено все интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребенка.
2. Особенности применения технологии «Портфолио» в работе с детьми дошкольного возраста
Технология портфолио, представляет собой комплексную систему, являющуюся одновременно формой, организованным процессом и технологией работы. Вся эта система находит свое применение на школьном и высшем этапах образования, а также в дальнейшей профессиональной карьере выпускника.
Отдельные элементы данной педагогической технологии могут быть адаптированы в дошкольных образовательных учреждениях с учетом возрастных особенностей, возможностей и интересов ее участников – детей дошкольного возраста.
Для достижения первоначальной цели портфолио – обучение детей, в данном случае дошкольного возраста, самоорганизации своей деятельности, их мотивации на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности – необходимо сохранить системность данной технологии, вовлечь в ее реализацию всех участников образовательного процесса: педагогов, специалистов, работников ДОУ, родителей воспитанников и самих воспитанников, организовать информационную, консультативную поддержку его участникам, соблюдать обязательные процедуры и этапы, связанные с работой в системе, учитывать возможности детей [7,с.98]. Примерный план мероприятий предоставлен в Приложении 1.
Дошкольники в своем развитии достаточно динамичны. Чем младше возраст дошкольника, тем большее количество задач развития ему приходится решать: стремительно разворачиваются физические, физиологические, эмоциональные и познавательные возможности ребенка. В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет) происходит постепенный переход от полной зависимости детей от действий взрослых к возможностям самостоятельного регулирования своих действий, эмоциональных реакций, поступков. Произвольные действия в младшем дошкольном возрасте вызывают у детей затруднения, интересы неустойчивы, достижения во многом зависят от руководства их деятельностью взрослыми. В связи с этим, портфолио как педагогическая технология для применения на данном возрастном этапе представляется нецелесообразной, так как непосредственное участие самого ребенка в создании портфолио будет сведено к минимуму.
Отдельные элементы упорядочивания информации о ребенке и его развитии, похожие на «портфолио», можно встретить в виде альбомов, которые ведут матери – «Первый альбом малыша», «Наш малыш» и т.п. (Приложение 2). Инициатива ведения подобного альбома в данном случае целиком лежит на взрослом [8,с.154].
К пятилетнему возрасту дети накапливают достаточно обширный набор знаний и умений, значительно увеличиваются их возможности в самоорганизации, появляются произвольные умения и стремление упорядочивать, систематизировать окружающее пространство, явления. С этого возраста дети открыты для всего нового и с удовольствием принимают активное посильное участие в совместных со взрослыми делах и затеях.
Первое портфолио, как книга о себе и своих умениях может быть предложена взрослыми именно с этого возраста.
Педагогическая цель портфолио – систематизация, упорядочение, накопление знаний, умений, практического опыта, приобретаемых не только в организованном-образовательном процессе, но и в свободных видах деятельности, в игре.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 381 c.
2. Бороздина Г.В. Основы педагогики и психологии: учебник для СПО. Люберцы: Юрайт, 2016. – 420 c.
3. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 477 c.
4. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: учебное пособие. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 197 c.
5. Вольхина Е. А. Из истории возникновения технологии «Портфолио» / Современные педагогические технологии. – М. : Юрайт, 2013. – 511 c.
6. Вергелес Г.И. Технологии обучения младших школьников.[Текст]: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Вергелес Г.И., Денисова А.А.,- СПб.: Питер, 2017 —256 с.
7. Гаар Т. В., Рогозина Е. Н. Технология детского портфолио в практике работы ДОО. — М. : Издательский центр «Академия», 2017. — 288 с.
8. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 479 c.
9. Иванов А.В. Портфолио в начальной школе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М: Просвещение, 2012.
10. Князева В.В. Педагогика: учебник. – М. : Вузовская книга, 2016. – 872 c.
11. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для академического. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 719 c.
12. Коржуев А.В. Общенаучные основы педагогики и педагогического поиска: учебное пособие. – М. : КД Либроком, 2015. – 304 c.
13. Кутузова Е. Г., Ярулина Н. А. Технология «Портфолио» -как средство развития личности ребенка. – М. : Юрайт, 2012. – 496 c.
14. Крившенко Л.П. Педагогика: учебник и практикум для СПО. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 364 c.
15. Луковцева А.К. Психология и педагогика: курс лекций. – М. : Мир и Образование, 2013. – 192 c.
16. Мандель Б.Р. Педагогика: учебное пособие. – М. : Флинта, 2014. – 288 c.
17. Медведева П.А. Исследование уровня школьной мотивации младших школьников // БМИК. – 2015. – №5.
18. Медникова Т. Сборник развивающих игр для детей 4-5 лет. /
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2014. — 110 с.
19. Мирзоян И. В., Третьякова Н. И. Использование технологии «портфолио дошкольника» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 46. С. 276–278.
20. Новикова Т. Г., Пинская М. А., Прутченков А. С., Федотова Е. Е. Портфолио в зарубежной образовательной практике // Вопросы образования. –2020. -No 3. –с. 201-238.
21. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х т. Т. 1. Теоретическая педагогика: учебник для бакалавров. – М. : Юрайт, 2013. – 777 c.
22. Скляренко, Г. Портфолио как средство оценки достижения младших школьников/ Г. Скляренко// Учитель №1/2016 — 46 с.23
23. Столяренко Л.Д. Основы педагогики и психологии: учебное пособие для прикладного бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 134 c.
24. Старикова С.И. Портфолио как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижения/С.И.Старикова //Эксперимент и инновации в школе №5/2013 — 21 с.
25. Сайт Муниципального автономного дошкольно-образовательного учреждения «МАДОУ ДС «Детство» г. Нижний Тагил» - Режим доступа: http://tagil.zoon.ru/redirect/?to=http%3A%2F%2Fdetstvo-nt.ru&hash=5e49b938e 6086c01c29788e7c7c8cd0d&from=553a577440c08813768b4c50.7fe4&ext_site=ext_site&backurl=https%3A%2F%2Ftagil.zoon.ru%2Fkindergarten%2Fdetskij_sad_193_borovichok%2F(дата обращения 20.02.2021).
26. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://минобрнауки.рф/news/3447/file/2280/13.06.14-%D0%A4%D0%93% D0%9E%D0%A1-%D0%94%D0%9E.pdf (дата обращения 20.02.2021).
27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2018. 53 с.