Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В пунктах 1, 2 статьи 7 Конституции определено: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Правоотношения, связанные с социальным обеспечением, являются одним из видов общественных отношений. Они одновременно являются особой формой реализации права на социальную защиту.
Как и любые правоотношения, правоотношения, связанные с социальным обеспечением, возникают, изменяются и прекращаются под влиянием правовых норм. Поэтому в качестве правоотношений называются связи между участниками (субъектами) отношений, а также их взаимные права и обязанности. То есть правоотношения, связанные с социальным обеспечением, являются правоотношениями, поскольку возникают при применении норм соответствующих законов.
Вместе с тем правоотношения, касающиеся социального обеспечения, являются фактическими отношениями и относятся к категории материальных, имущественных отношений. Поэтому они зависят не только от правовых норм, но и от связанных с ними материальных условий, условий жизни, юридических фактов, дающих или не дающих право на социальное обеспечение. Поэтому правоотношения в сфере социального обеспечения можно охарактеризовать как отношения, возникающие на основе норм права, связанные с выплатой денежных средств, оказанием услуг, льгот, возникающие между государственными органами, накопительными пенсионными фондами и физическими лицами, имеющими на них право.
Отношения, связанные с социальным обеспечением, различны по характеру, они имеют свою структуру, набор элементов и раскрываются через эти особенности.
В качестве объекта исследования определена совокупность социально-экономических отношений, составляющих целостную систему социального обеспечения обществом нетрудоспособной и материально нуждающейся части населения Российской Федерации.
Предметом исследования явились законодательные акты, виды и формы социального обеспечения граждан РФ, оценка степени его совершенства и уровня достаточности в плане удовлетворения жизненных материальных и духовных потребностей нетрудоспособной части общества.
Целью исследования является анализ состояния и определение тенденций развития системы социальной помощи и поддержки нетрудоспособных и нуждающихся граждан РФ, выработка предложений по совершенствованию и развитию форм и методов управления элементами системы социального обеспечения.
Указанная выше цель исследования предопределила необходимость решения целого ряда конкретных задач, главными из которых являются:
- изучение, анализ и критическая оценка системы социального обеспечения граждан Российской Федерации в сложившихся социально-экономических условиях;
- анализ уровня соответствия современным требованиям государственной законодательной базы, формирующей правовые основы социального обеспечения нуждающихся и нетрудоспособных граждан;
-изучение и анализ международного опыта реализации функции государства по социальному обеспечению своих граждан;
- на основе существующих особенностей формирования источников финансирования государственного социального обеспечения, опыта зарубежных государств разработаны основные направления и формы совершенствования и развития системы социального обеспечения граждан Российской Федерации.
ГЛАВА 1. Понятие, признаки и функции социального обеспечения.
1.1. Понятие и признаки социального обеспечения
Социальная политика основана на разработке системы социального обеспечения в конкретной идее социальной справедливости. Майкл Опелька различает справедливость, основанную на потребностях, справедливость, основанную на результатах, справедливость распределения и справедливость участия.
«Социальное обеспечение» в более узком смысле дается, когда всем членам общества предоставляется достойный уровень жизни. Это основано на средних условиях. Предотвращение и устранение экономических трудностей - это больше, чем обеспечение «голого» существования. Эти цели достигаются в первую очередь за счет систем социального страхования и социальной компенсации и, на дополнительной основе, через социальную помощь. Таким образом, зависимости и бедности следует избегать или устранять сразу после того, как они возникают. Должна быть гарантирована единообразная базовая безопасность от наиболее важных социальных и экономических рисков.
Однако социальное обеспечение в более широком смысле означает больше: для людей с ограниченными экономическими и образовательными возможностями в рамках социальной политики принимаются дополнительные меры помимо социального страхования, социальной компенсации и социальной помощи: активная политика на рынке труда, социальное жилье, сильное государственное образование. система, компенсационная налоговая политика и др .
Таким образом, под социальным обеспечением можно понимать совокупность всех законодательных мер государства, направленных на достижение целей социальной политики. Они начинаются с облегчения нужды и бедности и гарантии достойного минимума благосостояния стремиться к социальным условиям равенства и свободы, однако эти цели могут быть определены подробно.
При использовании термина «социальное обеспечение» в названии сообщества цель или продукт должны быть в центре внимания. При исполнении, как задача, которая должна быть реализована на практике, термин имеет трехчастное значение:
«Безопасность» означает раздачу финансовых ресурсов нуждающимся людям без достаточного дохода.
«Социальный» означает, что финансовые ресурсы, необходимые для распределения доходов, привлекаются работающим населением, будь то в виде взносов в обязательные схемы социального страхования или посредством налогообложения частных домохозяйств и юридических лиц.
Институционализированное распределение финансовых ресурсов осуществляется и администрируется государственным сектором или социальными учреждениями по их поручению.
Французская революция (1789-1799) дал каждому право на поддержку. На заре индустриализации Европы был поднят социальный вопрос. В дополнение к индивидуальным сбережениям на случай непредвиденных чрезвычайных ситуаций, обязательств работодателя, семейных пособий в кризисных ситуациях со стороны государства ( le sursalaire familial в Бельгии в 1939 году и во Франции в 1932 году), были также созданы системы социального обеспечения. Социальное законодательство в Германском рейхе в 1883 и 1889 годах при Бисмарке было пионером. То же самое было в 1901 и 1911 годах из Люксембурга, который с 1842 по 1919 годПринадлежал к Таможенному союзу Германии.
В рамках Нового курса президент США Франклин Д. Рузвельт 14 августа 1935 года принял Закон о социальном обеспечении, который предусматривает меры по борьбе с безработицей и бедностью, а также пенсионное страхование сотрудников по старости.
Социальное обеспечение - это система социальной защиты, основанная на удовлетворении потребностей инвалидов и поддержании условий жизни.
Это право закреплено в статье 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года и других международных документах .
Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции России, согласно которой:
Во-первых, административная власть как социальное обеспечение
понимается особая форма отношений".
Во-вторых, это функция государства.
В-третьих, старение граждан, потеря кормильца, потеря трудоспособности и так далее, как государственная система и форма материального обеспечения в зависимости от обстоятельств.
В-четвертых, как отрасль права.
В-пятых, как права граждан.
На наш взгляд, социальное обеспечение - это форма распределения материальных благ без участия труда. В области социального обеспечения материальные пособия выплачиваются инвалидам общества за счет государства и специальных фондов в случаях и на условиях, установленных социальными нормами. Кроме того, социальное страхование можно определить как установленную государством систему правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию потери заработной платы в горячих источниках в связи с возникновением обстоятельств, при которых государство признает социальную значимость..
Социальное страхование осуществляется за счет средств, предназначенных для этих целей. В зависимости от источника средств можно выделить два вида социального страхования:
- государственное социальное обеспечение за счет государственного и местных бюджетов;
- негосударственное социальное обеспечение за счет вкладчиков пенсионных фондов - юридических и физических лиц.
Виды социального обеспечения
Независимо от горячих источников средств государственное социальное страхование может осуществляться следующими способами:
- денежные выплаты (пенсии, льготы, компенсации, материальная помощь и др.);
- помощь в натуральной форме (медикаменты, питание, техническая помощь инвалидам);
- услуги и льготы (размещение карт и дома для инвалидов, школы-интернаты, детские дома, надомные социальные службы и др.);
- Возмещение дополнительных затрат, связанных с лечением, реабилитацией и улучшением здоровья инвалидов (в больницах, санаториях на дому, в домах престарелых и инвалидов), проездом к месту лечения и обратно, переподготовкой безработных (переподготовка);
- единовременная денежная и неденежная формы помощи отдельным категориям граждан.
Основным видом социального обеспечения, на который распространяется право на социальное страхование, как указывалось выше, являются пенсионные отношения. Пенсионные правоотношения возникают в связи с выплатой:
пенсии по старости;
■ пенсии по инвалидности;
■ пенсии за выслугу лет;
социальные пенсии.
Правовые отношения, связанные с получением льгот, возникают в связи с выплатой:
пособия по временной нетрудоспособности;
пособия по беременности и родам;
льготы, связанные с возмещением вреда здоровью работников в результате несчастного случая или профессионального заболевания;
адресная социальная помощь безработным;
единовременное пособие по рождению ребенка.
Правовые отношения, связанные с получением компенсации, возникают в связи с выплатой следующей компенсации:
Компенсация детям-инвалидам до 18 лет, инвалидам 1 группы, трудоспособным опекунам старше 80 лет.
Правовая основа для оказания помощи в натуральной форме следующая:
- бесплатные или со скидкой товары и услуги;
- медицинская помощь;
- лекарства;
- санаторно-курортное лечение;
- размещение детей в детских учреждениях;
- автомобили для инвалидов;
- профессиональная подготовка и переподготовка;
- другие преимущества.
Правовые отношения процессуального характера связаны с совершением следующих действий:
установление юридических фактов, без которых материальные отношения не возникают (например, необходимо установить факт инвалидности для назначения пенсии по инвалидности, а также факт инвалидности для назначения пенсии по временной нетрудоспособности, так далее.);
осуществление права на социальное обеспечение, т.е. при назначении любого вида социального обеспечения.
Процессуальные правоотношения связаны с рассмотрением споров, возникающих в этой сфере, и обжалованием решений должностных лиц или органов государственной власти в административном или судебном порядке. Эти споры могут быть связаны с различными вопросами: отказом в назначении какого-либо вида социального обеспечения или при определении его суммы наличными, при определении причин или групп инвалида, права на пособие и т. д.
В сфере социального страхования, помимо основных, пенсионных отношений, существуют еще производные, процессуальные отношения. К ним относятся отношения, связанные с формированием и использованием Пенсионного фонда, отношения, связанные с выплатой различных пособий, отношения, связанные с оказанием медицинской и санаторно-курортной помощи гражданам, отношения, связанные с предоставлением льгот и льгот ветеранам войны и труда за государственный счет.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 15.Ст. 1691. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1.Ст.
2. О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400ФЗ (ред. от 01.12.20120) // Российская газета. 2013. 31 декабря.
3. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" // Собрании законодательства РФ. 1995 г. № 50 ст. 4872; 2015.№ 442-ФЗ
Специальная литература
4. Бакиева, Г. Р. Социальное обеспечение и его виды / Г. Р. Бакиева, С. А. Горазов, А. В. Баннова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 345-347.
5. Галаганов В. П. Право социального обеспечения: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П.Галаганов. – 7-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 448с.
6. Галаганов В. П. Право социального обеспечения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П.Галаганов. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 160с.
7. Гусев, К. Н. Право социального обеспечения в Российской Федерации [Текст]: учебное пособие / К. Н. Гусев.- М.:Юркомпани, 2015. — 487 с. Захаров, М. Л. Право социального обеспечения России [Текст]: учеб. для студентов вузов, обучающих по специальности «Юриспруденция / М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова.- М.: БЕК, 2012. — 560 с.- (Серия «Библиотека студента»).
8. Лепихов, М. И. Право и социальная защита населения (социальное обеспечение) [Текст] / М. И. Лепихов.- М.:ИНФРА-М, 2010. — 232 с.
9. Пронина, Л. И. Проблемы развития социального обеспечения [Текст]: автореф. дис... д-ра экон. наук / Л. И. Пронина.- М.:НИИ труда, 1992. — 54 с. Соловьев, А. А. Оформление пенсий и пособий [Текст]: методические указания / А. А. Соловьев.- М.: Издательство «Приор», 2013. — 179 с. Юридический портал «Центр Берег». Виды социального обеспечения [Электронный ресурс].– Режим доступа.– URL:http://center-bereg.ru/c101.html.- (Дата обращения 17.10.2019).
10. Хабенко Е. Д.., Бакиева Г. Р. Финансовые инструменты и частное инвестирование в развитие региональной экономики// Новые контуры социальной реальности: материалы Всероссийской научно-практической конференции (VIII Северо-Кавказские социологические чтения, 14 ноября 2019 года, г. Ставрополь,СКФУ). — Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2019. — 336 с.
11. Шлихунова Н.Ф. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов / Н.Ф.Шлихунова, А.В.Арбенина М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.