Фрагмент для ознакомления
2
Компьютерная информация является предметом посягательства, за который предусмотрена уголовная ответственность, предусмотренная нормами уголовного законодательства, а именно ст. 272 УК РФ. В первую очередь уголовная ответственность наступает за незаконный доступ к информации. В частности, нормы уголовного законодательства относят к такой информации именно охраняемую законом информацию, под которой понимается информация, за нарушение доступа к которой предусмотрена ответственность. Однако среди ученых-правоведов не выработалось единого мнения, что следует понимать под этой информацией.
Закон об информации определяет два вида информации. К первой категории относят информацию доступ, к которой разрешен всем без исключения гражданам. К этой информации относят как общеизвестную информацию, так и сведения, доступ к которой ограничен. Вторая категория включает в себя информацию, ограничению к доступу.
Многие ученые исследуя нормы закона об информации отмечают, что констатируется факт не защищенности информации, которая доступна всем гражданам, в связи с чем в законодательстве существует пробел, который в настоящее время не разрешен .
Помимо вышеуказанных норм закон об информации определяет, что запрет на доступ к сведениям должен определяться соответствующим федеральным законом с целью защиты прав и свобод как каждого гражданина, так и государства в целом.
В судебной практике уже выработалась практика в соответствие с которой судьи просили привести конкретные нормы законодательства, которые устанавливают меры по охране сведений, к которым был произведен незаконный доступ.
Предмет преступления, закрепленный в ст. 272 УК РФ, обладает существенными преимуществами, так как в случаи его прямой охраны в нормах законодательства правоприменителю легче изобличить незаконный доступ к ней и соответственно применить конкретную норму уголовного законодательства.
Законы, закрепляющие виды сведений подлежащие охране, особо регулируют вопросы режима доступа информации, а также порядок ознакомления иных лиц с той информацией, так как данные сведения относятся к охраняемой. Так, закон о коммерческой тайне закрепляет информацию, относящуюся к коммерческой, подлежащей охране, а также устанавливает меры по организации доступа и защите .
Предмет деяния, закрепленного ст. 272 УК РФ, содержит исключения, которые сужают круг информации, защищенной уголовным законодательством о незаконном доступе к ней. Однако такой подход к определению охраняемой законом информации, закрепленный в ст. 272 УК РФ, не соответствует действительности и вызовам настоящего времени, которые так или иначе неразрывно связаны с информационными технологиями и информацией, которая подлежит защите и охране со стороны соответствующих структур.
В научной среде выработалось мнение, что информация, которой ее правообладатель самостоятельно присвоил режим доступа к ней, содержит сведения, не представляющие ценность, а значит их должная охрана и защита не нужна, а посягательства на нее как таковые не порождают существенные угрозы как для граждан, так и для государства и общества. Представленная позиция может и была актуальна когда-то, но в настоящее время она не имеет значение, так как информация и технологии плотно вошли в жизнь общества в связи с чем их ценность существенно возросла и теперь любая информация нуждается в защите и охране.
Следует отметить, что с каждым годом количество блогеров возрастает и в настоящий момент число их подписчиков также растет. Так, на 2019 г. их насчитывается более 1 млн. Страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не обладают ограниченным доступом и как следствие не являются ни государственной, ни иной информацией, подлежащей охране. Сведения же, содержащиеся в страницах блогеров и их подписчиков, общедоступны в согласно закону о персональных данных , в связи с тем, что они сами субъектами данных. Незаконный доступ к такой информации, то есть к страницам, будет являться доступом к сведениям не подлежащим охране со стороны государства, но произведенных неправомерные действия могут в дальнейшим способствовать появлению определенных негативных последствий .
На основании вышеизложенного, можно отметить, что наиболее правильный путь, который должен выбрать законодатель в будущем должен исходить из того, что охране и защите должна быть подвергнута любая информация не зависимо от того подлежит ли она особой охране или нет.
Многие ученые делают вывод, что меры защиты являются выражением правообладателем информации режима этих сведений, а не применение средств защиты. То есть первоначально правообладатель сведений очерчивает режим информации, а не средства защиты.
Отсутствие же должных средств защиты, как технических, так и иных не означает, что информация не защищена. Так, в качестве примера, можно отметить, что в случаи отсутствия пароли к охраняемой законом информации, она также подлежит защите и охране, а при посягательстве на нее будет применять ответственность, то есть такая информация является предметом деяния.
Как ранее было отмечено в законе об информации выделяется две категории информации. Указанная в законодательстве двойственность исходит из того, что с одной стороны государства устанавливает определенный режим к особой информации, а с другой стороны сам правообладатель сведений также устанавливает или разрешает доступ к ней .
Определение того такая информация подлежит охране определяется комплексом свойств субъекта, для которых правообладатель информации устанавливает специальные режима доступа к сведениям.
Общедоступная информация может тоже иметь различные формы доступа к ней, зависящие от свойств субъекта, пытающегося проникнуть в нее. Так для массы граждан такой режим может быть представлен в формах чтениях и копирования, но для определенных лиц, например, для госорганов или должностных лиц таких органов, по их запросу им можно будет удалить или изменить сведения, содержащиеся в документе.
На основании вышеизложенного можно отметить, что в настоящий момент законодательство охраняет в большей степени информацию, которая относится к особой информации (например, гостайна или коммерческая). Однако и так называемая общедоступная информация нуждается в особой защите со стороны законодательства, так как с каждым годом количество пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» возрастает, а доступ к ней не ограничен, в связи с тем, что в настоящий момент только сам обладатель такой информации может ограничить доступ к ней.
Также можно установить, что под охраняемой законом информации понимается информация, в первую очередь компьютерная информация, режим к которой установлен законодательством, то есть определен круг субъектов, имеющих доступ к ней, режим ее изменения (копирования, изменения, чтения и т.д.).
1.2. Понятие преступлений в сфере компьютерной информации
Основной закон страны провозгласил, что основная задача правового государства, коим и является Россия, связана с провозглашением законности и правопорядка в государстве и в обществе в целом, путем пресечения преступных деяний.
В свою очередь уголовный закон устанавливает особую охрану в сфере информационных технологий от преступных деяний со стороны определенных лиц. Представленные в законодательстве меры по защите являются эффективными и должными с целью борьбы с незаконным посягательством не охраняемую законом информацию.
До принятия нового уголовного кодекса ранее не существовало норм, содержащие ответственность за посягательства на информацию. Только с принятием нового уголовного кодекса в его нормы вошла отдельная глава, регулирующая ответственность за совершение именно компьютерных преступлений.
Указанная глава УК РФ, а именно 28, содержит в себе три состава деяний, относящиеся к преступлениям в сфере компьютерных технологий и информации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. – №237.
2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // "Российская газета", N 165, 29.07.2006.
4. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О персональных данных" // "Парламентская газета", N 126-127, 03.08.2006.
5. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "О коммерческой тайне" // "Парламентская газета", N 144, 05.08.2004.
6. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.
7. Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 12.12.2016, N 50, ст. 7074.
8. Дремлюга Р.И. Компьютерная информация как предмет преступления, предусмотренного ст. 272 УК РФ // Уголовное право. 2018. N 4. С. 52 - 57.
9. Есаков Г.А. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). 7-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Г.А. Есакова. М.: Проспект, 2017.
10. Русскевич Е. О проблемах квалификации неправомерного доступа к компьютерной информации // Уголовное право. 2017. N 5.
11. Степанов-Егиянц В.Г. Ответственность за преступления против компьютерной информации по уголовному законодательству Российской Федерации // М.: Статут, 2016. 190 с.
12. Уголовное право России. Общая и Особенная части: учебник / А.А. Арямов, Т.Б. Басова, Е.В. Благов и др.; отв. ред. Ю.В. Грачева, А.И. Чучаев. М.: КОНТРАКТ, 2017. 384 с.