Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач в свете приоритетов Федерального государственного образовательного стандарта становится развитие инициативы ребенка, его индивидуальных качеств, самостоятельности и творчества в процессе трудовой деятельности. Особое внимание в документе уделяется развитию позитивного отношения к трудовой деятельности, мотивации к участию в совместной деятельности, желания добиваться результата, ценить затраченные усилия. Приоритетными являются также задачи по воспитанию самостоятельности в организации различной трудовой деятельности ребенка, умению поставить цель, реализовать замысел, проявить творческие задумки.
Самостоятельность подразумевает умение человека намечать план. Продумывать его реализацию и добиваться положительного результата. Самостоятельность - свойство человека, которое является своеобразным итогом, как воспитания, так и самовоспитания [1, с. 38].
Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Важной задачей детского сада становится совершенствование педагогического процесса и повышения качества образовательной работы с детьми посредством организации эффективного педагогического взаимодействия и развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (п. 2.6) художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности в (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной). В дошкольном возрасте ребенок очень активен, восприимчив ко всему новому, полезному, поэтому необходимо развивать те способности, которые изначально заложены в нем. Мы остановимся на развитии самостоятельной творческой деятельности детей в изобразительной деятельности.
ФГОС ДО предъявляет требования к результатам освоения ООП ДО, которые представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
1) ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (в том числе в изобразительной деятельности); способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
2) ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
Объектом является самостоятельность дошкольников в художественно-эстетической деятельности.
Предметом является процесс развития самостоятельности дошкольников в художественно-эстетической деятельности.
Целью работы является изучение особенностей развития самостоятельности дошкольников в художественно-эстетической деятельности.
Гипотеза: мы предположили, что развитию самостоятельной художественно-эстетической деятельности детей старшего дошкольного возраста будет способствовать специально спланированная и организованная деятельность, включающая работу с различными художественными материалами, а также учитывающая возрастные и индивидуальные особенности и возможности детей
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности развития самостоятельности дошкольников в художественно-эстетической деятельности.
2. Изучить особенности развития самостоятельности дошкольников в художественно-эстетической деятельности.
3. Предложить методические рекомендации по развитию самостоятельности дошкольников в художественно-эстетической деятельности.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов студентами факультета психолого-педагогического и специального образования при прохождении педагогической практики, а также работниками дошкольных образовательных организаций при планировании работы с детьми.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ теоретических источников по теме исследования; беседы с воспитателями; анкетирование родителей; наблюдение за детской деятельностью; педагогическое проектирование.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Самостоятельность как качество личности были исследованы учеными Д.Ивановым, А.К. Осницким, С. Теплюк, Т.А. Марковой, Г.А. Цукерманом и др. С. Теплюк считает, что такое качество личности как самостоятельность начинает проявляться после первого года жизни. В этом периоде зарождаются пути развития умений и навыков самостоятельных действий, которые развиваются в систематической игровой деятельности, в общении, целенаправленных занятиях, в познании окружающего мира [10, с. 345]. При непосредственной поддержке педагога, родителя и участии ребенка в разных видах детской деятельности обретенные умения совершенствуются, приобретают черты определенных свойств личности.
B. Теплюк акцентирует внимание на важной роли родителей в этом процессе [14, с. 16]. Родители, как считает ученый, должны своевременно помогать ребенку в развитии самостоятельности, не пуская это на самотек. Важно понимать, что от года к году уровень проявления самостоятельности у ребенка повышается, увеличивается объем выполняемых действий, при этом проявления помощи взрослых должны сокращаться.
Важным итогом развития самостоятельности на каждом этапе будет результативность прилагаемых усилий. Взрослому не следует проявлять излишний контроль за действиями ребенка, побуждающий к послушанию и безвольному следованию инструкциям. При данной стратегии ребенок может приобрести такие качества как инфантильность, безынициативность, не сформируется ответственность за свои действия. Самостоятельность - это зарождающееся стремление обрести самодостаточность и свободу в выражениях своих мыслей, совершении действий, что, безусловно, ведет к формированию ответственности за свои поступки, а также и к развитию самоуважения, уверенности в себе, повышению самооценки.
В.Д. Иванов в своих трудах отмечает, что понятие самостоятельности не может быть абсолютным. Разделяя его взгляды, можно констатировать, что, проживая в обществе или семье, невозможно быть от них полностью независимым [4, с. 27]. Все в обществе взаимосвязано между собой: и люди, и группы людей, и человеческие обязанности. Поэтому необходимо стремиться к определенной степени самостоятельности. Ученый считает важным рассматривать самостоятельность в комплексе с самодеятельностью и самоуправлением [4, с. 76].
В.Д. Иванов выделяет необходимые компоненты самостоятельности: умение принимать и определенным образом реагировать на критику; ответственность, т.е. сформированность умения отвечать за свои действия, выполнение обязанностей, что, считает ученый, формируется при правильном оценивании самого себя, позитивной самооценки; дисциплина [14, с. 39].
Раскрывая понятие дисциплины, В.Д. Иванов определяет у ее понятия два плана: внешний и внутренний. Внешняя дисциплина наблюдается в проявлениях исполнительности, послушания. Внутренняя дисциплина, по мнению ученого, формируется на более глубоком уровне, когда в проявление исполнительности вносятся творческие задумки человека, реализуются мотивы его деятельности, отмечается стремление к результату. Именно данный вид дисциплины связан с воспитанием самостоятельности.
Т.В. Маркова акцентирует внимание на важности проявления самостоятельности во взаимодействии с другими людьми. Такие отношения будут построены на уважении к собеседнику, будет наблюдаться стремление оказать ему помощь и поддержку [7, с. 34]. Ученый видит необходимость в проявлениях самостоятельности каждого члена общества, и это важный аспект построения экономических, социальных, бытовых, культурных отношений.
Следует согласиться со взглядами А.Г. Ковалева, А.П. Ларина, И. Молнар, З.Ф. Пономаревой, А.Л. Смирнова, которые считают самостоятельность достаточно сложным качеством личности, влияющим на отношение к самому себе, другим людям и отражающимся на характерном поведении человека [9, с. 154]. Ученые, раскрывая свои взгляды на личность с ярко проявляющейся самостоятельностью, характеризуют ее как умеющую легко адаптироваться в новой ситуации, определяющую достаточно легко свою нишу в обществе, различных обстоятельствах.
Учет интересов общества самостоятельной личностью подчеркивает и Ю.П. Сокольников [3, с. 65].
Вместе с рядом передовых педагогов - исследователей он считает, что в случае, когда самостоятельность является основой личностных качеств личности, ее можно наблюдать в ситуациях, требующих применения мышления и воли. В частности, З.Ф. Пономарева делает акцент на том, что самостоятельность проявляется в необходимости высказать свою неординарную точку зрения, выработать самостоятельное решение. Ее мнение разделяет В.А. Сыркина, которая подчеркивает мысль о наблюдении самостоятельности в ситуациях необходимости решения практических и мыслительных задач. Ю.Н. Дмитриева конкретизирует данную мысль, говоря о правильном и осмысленном использовании знаний самостоятельной личностью для решения проблемных жизненных задач с применением волевого усилия [3, с. 49].
Большое внимание в развитии самостоятельности уделяется педагогами и психологами в период дошкольного детства, особенно при подготовке к школьному обучению. Согласимся с мнением исследователей в том, что самостоятельный ребенок проявляет активность, инициативу, берет на себя ответственность за решение посильных задач. В детских видах деятельности у такого ребенка отмечается потребность высказывать свое мнение, он активно участвует в познавательной и игровой деятельности с детьми и воспитателем.
Следует рассмотреть особенности показателей проявления детской самостоятельности. По мнению ученых, показателем может выступать проявление инициативы. Также как определенный показатель может выступать выполнение задания в знакомой детской деятельности без помощи взрослого. Обоснованность, осмысленность действий, определенно, может являться проявлением самостоятельности. К данному качеству личности можно отнести и способность ребенка ставить перед собой цель, продумывать план действий, а также умение добиться результата, следуя намеченному пути. В процессе выполнения работы, участия детей в совместной с педагогом деятельности важно обращать внимание на навыки самоконтроля ребенком своих действий, стремление добиваться качественного результата.
Наряду с развитием навыков самостоятельности у детей дошкольного возраста целесообразно формировать мотивацию к выполнению познавательных заданий, действий, желание повторно выполнить тот вид деятельности, где ребенок испытал неудачу, чтобы добиться успеха. Необходимым условием воспитания самостоятельного ребенка должно может быть погружение его в атмосферу, требующую решения проблемных задач, критичности мышления, логических размышлений, а также позволяющую путем различных упражнений совершенствовать приобретенные навыки и умения (изобразительные, речевые, двигательные и другие).
Результативность проводимой педагогической деятельности можно проследить в процессе наблюдения за ребенком в разных видах деятельности. Если отмечается желание дошкольника анализировать свои поступки, способность принимать собственные решения в проблемной ситуации, пояснять их выбор, то можно говорить о начальном этапе формирования самостоятельности. Этому, безусловно, способствует участие ребенка в любой коллективной деятельности, так как он имеет возможность сравнить свое поведение, возможности, умения и навыки с другими, оценить правильность своего поступка, обдумать и сделать определенные выводы. В старшем дошкольном возрасте у ребенка активно развиваются навыки произвольной регуляции, помогающие соотносить свои спонтанные желания с деятельностью коллектива сверстников. Сдерживая импульсивность, ребенок способен сделать осмысленный выбор в своих делах и поступках [12, с. 156].
Высказываясь о формировании самостоятельности, Л.С. Выготский связывает ее с развитием психических процессов: памяти, внимания, речи, мышления. С их помощью, считает ученый, ребенок способен анализировать ситуацию, ставить посильные цели и добиваться результата, решая возникающие проблемы [7, с. 94].
Говоря о развитии самостоятельности, необходимо понимать сложность фиксации уровня показателей ее развития. Это понятие относительное. Это личностное качество не следует путать с проявлением вседозволенности, бесшабашной свободы в действиях и поступках. Самостоятельный человек ведет себя в рамках принятых в определенной ситуации норм. Таким образом, самостоятельность - это не любое проявление активности индивида, а вполне осознанное и принятое в обществе.
Исследуя мнения таких ученых, как А.В. Кенеман, Г.П. Лесковой, Н.В. Полтавцевой по вопросу воспитания дошкольников, необходимо выделить отмеченные ими показатели самостоятельности. Одним из показателей, считают ученые, является мотив, который побуждает ребенка к деятельности. Его возникновению способствует овладение ребенком разнообразными умениями, помещение детей в новые условия, постановка новых проблемных ситуаций. Большое значение имеет уровень развития интеллекта. Именно он имеет большое значение, как в процессе формирования личности ребенка, так и в развитии самостоятельности.
Физиологические и индивидуальные особенности следует также учитывать, говоря о развитии самостоятельности ребенка, так как каждый ребенок развивается по своей траектории, в соответствии со своими возможностями. От состояния развивающей предметно-пространственной среды во многом зависит развитие самостоятельности дошкольника. Требования общества к образовательной организации акцентируют создание условий для формирования личности, способной решать творческие задачи, мыслить критично, формулировать свою точку зрения, расширять представления о мире, проявляя инициативу, развивать практические умения и творчески применять их в различных ситуациях