Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Система экономики любой страны представляет собой сложный механизм взаимоотношений по разным темам и проблемам, которые связаны с отношениями в экономике. Экономика – это приоритетная часть всей политики страны на любом этапе ее осуществления. Государственная экономика – это совокупность взаимосвязанных отношений экономики как внутри страны, так и на внешних рынках. Для того, чтобы в стране обеспечивался рост экономики, важна четкая, целенаправленная работа в сфере экономических отношений и коммуникаций . Перед тем, как непосредственно рассматривать сущность экономического роста, следует определить определенные особенности. По отношению к развитию теории мировой экономики, следует отличать: движущими силами, которые лежат в основе развития мировой экономики; качественными характеристиками, которые определяют стадийность, периодизацию роста. Следует отметить, что процесс экономического развития, который обусловлен четырьмя параллельно идущими эволюционными процессами: в сфере технологий; среди самих людей; в сфере организаций-институций и среди различных цивилизаций. Каждое общество способно существовать и улучшать материальные и духовные условия жизни людей, когда оно осуществляет расширенное воспроизводство валового национального продукта, рабочей силы и экономических отношений.
Россия стоит перед исторической необходимостью сформулировать новую экономическую политику, составной частью которой должна стать неопромышленная политика. Потребность перехода к неопромышленному технологическому укладу назревает долгие годы и сейчас в связи с турбулентной макроэкономической обстановкой государство выбрало путь развития поддержки повышения конкурентноспособности внутренних производителей через процесс импортозамещения, что позволит достичь устойчивого инновационного развития российский организаций и обеспечить национальную безопасность в стране. Также следует обратить внимание на то, что успех реализации политики импортозамещения заключается в инвестициях и кредитовании предприятий, так как именно они являются финансовым источником внедрения инновационных передовых технологий, современных методов организационного управления, повышения конкурентноспособности выпускаемых товаров, что является одним из главных преимуществ получения стабильной прибыли перед другими предприятиями.
Политика импортозамещения в России по целям рассматривается в основном:
1) как фактор роста региональной экономики и повышения уровня экономической безопасности;
2) как обеспечение балансирования экономики в условиях экономических санкций;
3) как политика создания региональных условий для дальнейшего экономического прорыва.
Некоторые авторы описывают ее в сравнении с международным теоретическим и практическим опытом и пытаются определиться с российскими особенностям ; анализируется роль международного сотрудничества как фактора импортозамещения . Политика импортозамещения рассматривается в аспекте локализации промышленности , стратегического планирования , поиска инструментария оценки импортозамещающего потенциала региональной экономики .
Умная специализация регионов предполагает развитие инновационных систем, потоков знаний и умной инвестиционной политики. Важна роль государства в стимулировании инноваций в аспекте шумпетерианской модели роста , институциональных прав (частной собственности и свободы рынка) в качестве предпосылок развития .
На соотношение общих стандартов институционального развития и национальных специфических институтов для развития обращает внимание Кеннет Джеймсон
Целью данной работы является рассмотрение конкурентного импортозамещения как стратегического ориентира развития национальной экономики.
Задачи:
- рассмотреть сущность экономических функций государства;
- описать сущность импортозамещения;
- охарактеризовать мировой опыт политики импортозамещения;
- проанализировать политику конкурентного импортозамещения в России;
- изучить импортозамещение в России на примере процесса переработки нефтепродуктов.
Объект исследования – политика конкурентного импортозамещения. Предмет исследования - специфика конкурентного импортозамещения в России.
1 Теоретические основы импортозамещения и его роли в развитии национальной экономики страны
1.1 Характеристика экономических функций государства
В рыночной экономике основные функции государства следующие:
1) Правовая (регламентация порядка организации предпринимательской деятельности, реализация контроля за соблюдением этого контроля всеми субъектами экономики).
2) Протекционизм (создание благоприятных возможностей для развития национальной экономики или отдельных секторов и сфер народного хозяйства).
3) Стабилизационная (поддержание высокого уровня занятости, низкой инфляции, реализация антикризисных мер).
Обострение социальных, экономических проблем, проявившееся, например, в 30-х годах прошлого столетия, изменило форму парадигмы государственного участия в экономике. Поэтому появилась функция стабилизации государством общественного воспроизводства. Потребность в этом связана с необходимостью компенсации «провалов» в рынке. реализация такой функции связывается решением комплекса задач: стимулирования роста в экономике, обеспечения прогрессивных сдвигов в отраслей и региональной производственной структуре, в противодействии инфляции и безработице.
Формируются новые сферы государственного участия в экономике: регулирование социальных последствий циклических производственных перепадов. Государственный капитал начинает постепенно внедряться в наукоемкие отрасли, которые требуют внушительных первоначальных затрат.
4) Хозяйственная функция (владение, распоряжение, использование имущества, объектов собственности государства и муниципальной собственности, корректировка итогов функционирования механизма рынка).
5) Перераспределительная функция (изменение векторов потоков финансов при помощи налогов, пошлин, дотаций, субсидий, субвенций). Данная функция имеет тенденцию усложняться. Ранее она обеспечивала содержание аппарата государства, обороноспособность страны и ее внешнеполитическую деятельность. Позже у государства появляется другая направленность – способствовать стабильности экономики и ее росту. Происходит масштабирование сферы действия экономики, включая воспроизводственные процессы основного капитала, становления малого бизнеса, обновления структуры отрасли производства, развития региональных систем хозяйствования и др.
Важной становится социальная поддержка малообеспеченных слоев населения, которая нацелена на реализацию права человека на стандарт благосостояния, который дает человеку достойное существование, вне зависимости от результатов экономической деятельности.
6) Социальная (обеспечение благосостояния населения на определенном уровне, который связан с объективными материальными условиями, традициями, соотношением классов). Сюда относят социальную инфраструктуру (образование, науку, окружающую среду), обеспечение малоимущих членов социума (пенсионеров, инвалидов, безработных, многодетных), социально-трудовые отношения.
В экономической теории также делят нормативную и позитивную роль государства. Нормативная роль определяет то, что государство сглаживает рыночные несовершенства, обеспечивает рост благосостояния. Позитивная государственная роль описывает то, что государство делает для улучшения благосостояния социума. В идеале предполагаемая и реальная роль государства должны совпадать. Но в действительности между данными ролями существует разрыв, по причине:
1) различий между интересами тех, кто управляет, и тех, кем управляют.
2) политических заблуждений.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Азимова М.Т. Современный рынок труда и проблемы его функционирования / М.Т. Азимова // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 1. С. 7-10
2) Андреева Н.Н., Белохвостов М.С., Валиуллин И.М. Управление замещением импортной продукции отечественными техникой и технологиями. Нефтяное хозяйство. М.: ЗАО «Издательство «Нефтяное хозяйство», 2015. 112 с.
3) Бабин В. Н., Бережливое производство как внутренний фактор устойчивого развития аграрного экспорта // АПК: экономика, управление. — 2020. — № 1. — С. 16-26.
4) Вон С. М. Безработица: ее причины и последствия / С.М. Вон // Молодой ученый. - 2019. - №17.1. - С. 71-77.
5) Даньшина Д. Н. Проблемы безработицы в Российской Федерации / Д.Н. Даньшина // Молодой ученый. - 2019. - №6. - С. 64-66.
6) Дмитриев С., Современные проблемы финансирования отечественных сельхозпроизводителей // Экономика сельского хозяйства России. — 2020. — № 5. — С. 25-29.
7) Зайцева И.Ю. Занятость и безработица в России: анализ основных тенденций / И.Ю. Зайцева // Иркутский национальный исследовательский технический университет, 2018 №5 (1). С. 44-46
8) Захарова Е.А. МЕЖСТРАНОВОЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ НИОКР В СТРУКТУРЕ ВВП // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6.; URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=18279 (дата обращения: 25.02.2021)
9) Иванов М. Импортозамещение в нефтегазовой промышленности. НЕФТЕГАЗ. Ежемесячное инормационно-аналитическое издание. №6 (13). 2019. 27 с.
10) Киреев, А.П. Международная экономика: В 2 ч.: Учебное пособие для вузов. Ч.2: Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование. / А.П. Киреев. - М.: Международные отношения, 2018. - 484 с.
11) Котлярова С.Н., Лаврикова Ю.Г., Аверина Л.М. Роль локализации промышленного производства в политике импортозамещения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. – Т. 10. – № 5. – С. 115–127
12) Левченко Л. В., Иванова Н. И. Стратегии импортозамещения в мировой экономике: уроки для России // Экономические науки. – 2016. – № 5 (138). С. 125–128.
13) Мировая экономика и международный бизнес: учебник для студентов, обуч. По спец. «Мировая экономика» / В.В. Поляков [и др.] ; под общ. ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. - М.: КНОРУС, 2018. - 681 с.
14) ОАО «НПП Нефтехим», http://www.nefthim.ru (дата обращения 25.02.2021).
15) Онаприюк В. Импортозамещение: вектор экономической эффективности. //Трубопроводный транспорт нефти, Январь 2020. 76 с.
16) Орлов С. Вопрос национальной гордости//Сибирская нефть. №3, апрель 2019. 71 с
17) Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Импортозамещение: теоретические основы и перспективы реализации в России // Экономика и управление. – 2014. – №11. – С. 11–47
18) Рашева Н.Ю. Организационные и правовые проблемы импортозамещения в топливно-энергетическом комплексе России. Нефтяное хозяйство. М.: ЗАО «Издательство «Нефтяное хозяйство», 2015. 112 с.
19) Российская промышленность: первоочередные меры поддержки // Стандарты и качество. — 2020. — № 7. — С. 92-95.
20) Секторальные санкции: год спустя. Энергетический бюллетень. Выпуск №27. М.: Аналитический центр при Правительстве РФ. Август 2015. 31 с
21) Трюэль Ж.–Л., Пащенко Я. Н. Рост регионов России: международное сотрудничество как способ ускорить импортозамещение // Известия ВолгГТУ. – 2015. – С. 9–13
22) Ушакова О. А. Стратегическое планирование импортозамещения в регионе // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015. – № 8 (183). – С. 148–153
23) Чепурин, М. Н. Экономическая история России: учебное пособие / М. Н. Чепурин. — М.: Юстицинформ, 2012.
24) Чуканова К.В., Меньщикова В.И., Осадчая Т.Г. Инструментарий оценки импортозамещающего потенциала региональной экономики // Социально–экономические явления и процессы. – 2015. – Т. 10. – № 8. – С. 162–172.
25) Эффекты замещения. Эксперты и руководители предприятий – о достижениях и проблемах политики импортозамещения//Сибирская нефть. №3, апрель 2019. 71 с.
26) Ядгаров, Я. С. История экономических учений: учебник для вузов / Я. С. Ядгаров. — М.: Изд. дом ООО «ИНФРА-М», 2018
27) Ясакова Е.А., Ситдикова А.В., Ахметов А.Ф. Тенденции развития процесса изомеризации в России и за рубежом // Нефтегазовое дело. – 2010. – № 7. – С. 1–19.
28) Aghion, Ph., Akcigit U. Innovation and Growth: The Schumpeterian Perspective // Economic without Borders. Economic Research for European Policy Challenges / Ed. by L. Matyas et al. –Cambridge: Cambridge University Press, 2017. – P. 29 –72
29) Asheim, B. T. Smart specialisation, innovation policy and regional innovation systems: what about new path development in less innovative regions? // Innovation: The European Journal of Social Science Research. – 2019. – Vol. 32. – № 1. – P. 8 –25.
30) Dutt, A. Institutional change and economic development: concepts, theory and political economy // Journal of Institutional Economics. – 2011. – Vol. 7. – № 4. – P. 529 –534.
31) Filimonenko, I. V., Vasilieva, Z.V. Smart –Technology Based Model of Managing the Development of the Regions: Smart Specialization // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2017. –№ 12. – P. 1856 –1868.
32) Foray, D., Van Ark, B. Smart specialisation in a truly integrated research area is the key to attracting more R&D to Europe. – URL: https://ec.europa.eu/invest –in –research/pdf/download_en/policy_brief1.pdf (accessed: 25.02.2021)
33) Jameson, K. Institutions and development: what a difference geography and time make! // Journal of Institutional Economics. 2011. – Vol. 7. – № 4. – P. 535 –541
34) Espacenet // https://ru.espacenet.com/?locale=ru_RU (дата обращения 25.02.2021).
35) Naqvi S.R., Bibi A., Naqvi M. et al. New trends in improving gasoline quality and octane through naphtha isomerization: a short review // Appl Petrochem Res – 2018. – № 8 – pp. 131–139.
36) Palmer E.R., Kao S.H., Tung C., Shipman D.R. Consider options to lower benzene levels in gasoline. New regulations further limit this aromatic from the refi nery blending pool // Hydrocarbon Processing, June 2008. – pp. 55–66.
37) UOP LLC, http://www.uop.com (дата обращения 25.02.2021).