Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Музыкальное образование играет важную роль в духовном становлении человека. Особое место в его содержании занимает вокальное воспитание подрастающего поколения. Но чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения, необходима большая педагогическая работа с певцами. Вокалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокальные навыки.
Младший школьный возраст - благоприятный период для развития певческого голоса. Пение является важной составляющей гармоничного развития ребенка. Воспитание слуха и голоса оказывает положительное воздействие на формирование речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления (И.В. Дубровина, В.В. Давыдов, И.В. Шаповаленко и др.).
Анализ практики вокального воспитания в системе дополнительного музыкального образования позволяет обнаружить, что учащиеся младшего школьного возраста, занимающиеся в вокальном ансамбле, зачастую не владеют важнейшими навыками правильного голосообразования, не умеют пользоваться певческим дыханием; нередки случаи, когда у многих учащихся в связи с частым отсутствием профессионального контроля за работой голосового аппарата присутствуют мышечные зажимы. Все это не создает благоприятных условий для развития детского голоса, не способствует формированию умений и навыков правильного голосообразования.
Таким образом, проблема постановки голоса и развития дикции у детей младшего школьного возраста приобретает особую остроту и актуальность.
Цель исследования: теоретически рассмотреть развитие дикции младших школьников, средствами вокально-хоровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития дикции у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: система упражнений, методов и приемов развития дикции у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «постановка голоса» и «дикция» в современной музыкально-педагогической литературе.
2. Выделить особенности развития дикции в младшем школьном возрасте.
3. Предложить упражнения по развитию дикции младших школьников. подбор репертуара.
Методологической основой исследования явились: положения теории голосообразования и дыхания (Л.Б. Дмитриев, В.П. Морозов, Р. Юссон); основные положения теории и методики развития детского голоса (Е.М. Малинина, А.А. Сергеев, Г.П. Стулова, Д.Е. Огороднов, Н.Д. Орлова).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ДИКЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие «постановка голоса» и «дикция» в современной музыкально-педагогической литературе
Хоровое пение занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Хор - это основа всего музыкального воспитания и место духовного обогащения и духовного общения. Нужно раскрепостить детей, высвободить их энергию творчества, создать условия для того, чтобы Каждый почувствовал или хотел почувствовать себя индивидуальностью, личностью.
Этот вид музыкальной деятельности имеет ряд особенностей. Они состоят в качестве музыкального инструмента и коллективной природе хорового пения. Правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса ребенка, тренировки голосового аппарата.
Целью работы с учащимися в процессе их обучения пению в хоре является индивидуальное певческое развитие каждого участника хорового коллектива, формирование его культуры пения.
Каждому руководителю хора необходимо знать певческие возможности, которыми располагает каждый ребенок. Несмотря на индивидуальные возможности каждого из них, для определенной группы имеется ряд общих, наиболее существенных признаков.
У детей 6-8 лет голосовой аппарат не совершенен, окончательно не сформирован, гортань маленькая, малоподвижная, так как нервных разветвления, управляющие гортанью, только начинают образовываться. Голосовые складки короткие, тонкие, небо малоподвижное, дыхание короткое, слабое, поверхностное. Голос детей этого возраста не сильный. Голосовые складки требуют к себе бережного отношения, поэтому нельзя допускать, чтобы дети кричали и форсировали звук при пении.
Качество голосообразования определяет и характер звучания. Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых складок и колебания только их краев, носит ярко выраженный фальцетный характер. Легкость, полетность, нежность и своеобразная звонкость - важные признаки, присущие голосам детей этого возраста. Слабое звучание голоса усиливается резонаторами, причем, грудной резонатор развит слабее, чем головной.
Естественный диапазон голоса детей 6-8 лет охватывает октаву ре1 - ре2, «рабочий» диапазон ограничен звуками ми1 - до2. Низкие звуки звучат более напряженно. Примарными звуками чаще всего являются фа1 - си1, хотя многие дети могут воспроизводить и более высокие звуки. У детей этого возраста тембр еще очень неровен, особенно при пении гласных.
Уровень общего музыкального развития, в частности, уровень развития музыкального слуха, музыкальной памяти, певческих навыков детей данного возраста очень разнороден. Одни могут правильно интонировать мелодию на всем «рабочем» диапазоне, другие только в пределах 3-4 звуков, но есть еще и те, кто поет монотонно, низко или высоко, но фальшиво /так называемые «гудошники» и «высокие гудошники»/. Это говорит о том, что у ребенка еще не сформирована координация слуха и голоса, то есть взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Причинами плохого интонирования могут быть: больное горло, дефекты слуха, отсутствие координации между слухом и голосом, неразвитость музыкального слуха.
Вокально-хоровая работа в детском хоре проводится в соответствии с психофизиологическими особенностями детей разных возрастных групп, каждая из которых имеет свои отличительные черты в механизме голосообразования. Руководитель должен учитывать эти особенности, придерживаться однородности возрастного состава коллектива.
Пение является сложной деятельностью с входящими в нее разнообразными действиями, в основе которых лежат вокальные навыки.
В психологии навык - данное обретенное в следствии изучения и повторения мастерство решать задачу, руководствуясь внешними инструментами, с данной точностью и скоростью [21, с. 213]; действие, автоматизирующееся в ходе собственного формирования и становящееся операцией [34]; действия, отдельные компоненты которых в следствии повторения стали автоматизированными .
Навыки эмоциональной выразительности личного исполнения у детей складывается наиболее удачно в случае, если параллельно воспитывать у их навыки слухового восприятия выразительности у иных исполнителей и умение расценивать ее качество.
Артикуляционный аппарат у детей, в особенности младшего возраста, имеет необходимость в развитии. Нужно проводить особую работу по его активизации. Тут все принципиально: правильное положение губ, умение раскрывать рот при пении, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту, - это все оказывает влияние на качество исполнения. При пении актуальны эти особенности произношения, как напевность гласных, умение их округлять, рвение к чистоте звучания неударных гласных, резвое и четкое проговаривание согласных.
На гласных формируется певческий звук, в них выявляется все качество голоса. Гласные должны звучать ровно и одинаково. При устойчивом состоянии гортани смена гласных должна выполняться плавно. «Все гласные должны звучать округло, чуток затемненно и гладко. В академическом хоровом пении применим округленный, прикрытый звук, выровненный на всем диапазоне голоса» [13,c.77]. Такой звук владеет лучшими тембровыми качествами и отлично соединяется в ансамбле. Под прикрытым звуком, путем перестройки верхних резонаторов, подразумевается некоторое затемнение тембра.
На основании вышеизложенного надлежит сделать вывод, что к основным навыкам пения относятся: звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, дикция, эмоциональная выразительность исполнения. В основе любого навыка лежит совокупность певческих действий, которые обязаны выполняться точно всеми учениками. Становление певческого голоса детей плотно сплетено с формированием конкретных навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения.
Процесс овладения определенными умениями и навыками способствует развитию творчества, так же творчество в процессе формирования умений и навыков считается обязательным условием эффективности их формирования.
1.2. Особенности формирования дикции в младшем школьном возрасте
Для того чтобы правильно формировать дикцию у младших школьников, необходимо внимательно изучить характеристику данного возрастного периода, знать специфику и характерные особенности младших школьников, психолого-педагогические особенности их памяти, мышления, воображения, речи, восприятия, внимания. Также, для того, чтобы найти к младшему школьнику верный подход, суметь заинтересовать его, необходимо учесть некоторые проблемы, с которыми сталкивается младший школьник, вступая в период школьного детства. Зная психолого-педагогическую характеристику этого возраста, учитель легко поможет младшему школьнику справиться со всеми трудностями школьной жизни.
В современной педагогической и психологической литературе младший школьный возраст - это возраст детей от 7 до 10 - 11 лет. Данный возраст характерен размеренным, равномерным физическим развитием [29]. Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка невозможно считать неизменными. Они находятся в зависимости от готовности ребенка к обучению в школе, также от того, с какого времени наступает и как следует обучение в соответствующем возрасте. В случае если оно наступает с шестилетнего возраста, как именно это случается на данный момент почти всегда, то возрастные психологические границы обычно смещаются назад, другими словами - охватывают возраст от 6 до 10 лет; коль скоро учение наступает с семилетнего возраста, то, в соответствии с этим, границы этого психологического возраста передвигаются примерно на 1 год вперед, занимая спектр от 7 до 11 лет» [29, с. 127].
Младший школьный возраст - это период, когда происходит процесс становления индивидуально-психологических и формирования главных социально-нравственных качеств личности. Для данной стадии свойственны: преобладающая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка; преобладающая роль школы в формировании и развитии социально-познавательных интересов; возрастные способности ребенка противостоять отрицательным воздействиям среды при сохранении основных защитных функций за семьей и школой [7].
Изменением социального статуса считается превращение дошкольника в школьника.
Познавательная активность ребенка, нацеленная на обследование мира вокруг нас, организует его внимание на исследуемых объектах достаточно длительно, пока же не иссякнет интерес. В случае если шести - семилетний ребенок занят важной ему игрой, то он, не отвлекаясь, сможет играться довольно длительно. Аналогично длительно у него есть возможность быть сосредоточенным и на продуктивную работу (рисование, конструирование, изготовление важных ему поделок). Но эти результаты сосредоточения внимания - последствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он ведь будет томиться, отвлекаться и ощущать себя совсем несчастным, когда нужно быть чутким в той деятельности, которая ему безразлична либо совершенно не нравится. Развивать нужно разные свойства внимания - концентрацию, объем, распределение, переключение внимания [17].
Музыка имеет возможность изображать мир вокруг нас, людей, животных, различные явления и картины природы. Учителю следует открывать, иллюстрировать выразительно-изобразительные способности музыки - в этом, фактически, одна из основных целей музыкального воспитания, точно также скажем формирование-развитие возможности воспринимать музыкальные явления [44].
Совместно со слушанием музыки весомую роль в углублении процессов восприятия играет пение - хоровое, ансамблевое, сольное. Исполнение музыки, связанной с литературным словом (как, к примеру, это имеет место в детских песнях), создает условия, при которых ученику проще, легче осознать содержание музыкального материала.
Эффективность эстетического воспитания детей младшего школьного возраста почти во всем ориентируется комплексным внедрением всех средств эстетического воспитания и интеграцией содержания вещей эстетического цикла. Это ориентируется тем, что разные виды искусства, прежде всего музыка, владея собственной специфичностью и имея собственные выразительно-изобразительные средства, имеют направленность к соединению и слиянию, другими словами к синтезу.
В младшем школьном возрасте быстрыми темпами развиваются как единые, но и особые возможности, при этом чрезвычайно значительны личные отличия между детьми. Таким образом, беря во внимание личные отличительные черты ребенка младшего школьного возраста, возможно находить наиболее действенные приемы воспитательного и развивающего воздействия
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиев Ю.Б. Пути формирования навыков многоголосного пения в детском хоре. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М. : ВЛАДОС, 1975. 332 с.
2. Алмазов Е.И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодёжи // Развитие детского госа. М. : Музыка, 1963.37 с
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М. : Музыка, 1983. 224 с
4. Апраксина О.А., Орлова Н.Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М. : Музыка, 1971. 278 с.,
5. Багадуров В.А. Воспитание и охрана детского голоса. М.:Музгис, 1953. 72 с.
6. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. М.: Музыка, 1953. 96 с.
7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М. : Академия, 2010. 192 с.
8. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике [Электронный ресурс] : http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00- 02/dissertaciya-muzykalno-pevcheskoe-razvitie-detey-srednego-shkolnogo- vozrasta-v-protsesse-vokalnogo obucheniya#ixzz34Ui66wzR].
9. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М. : росвещение, 1968. 413 с.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 1967. 93 с.
11. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте //Возрастная и педагогическая психология. М. : Венгрус, 1979. 32 с.
12. Дмитриева Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе. М. : Просвещение, 1989. 367 с., с. 77
13. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М. : Музыка, 1968. 673 с.
14. Добровольская Н.М., Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. М. : Музыка, 1972. 58 с.
15. Добрынина М. Об условиях и некоторых принципах воспитания чистой интонации у певцов. Вопросы физиологии пения и вокальная методика Вып.15. М. : ВЛАДОС, 1969. 178 с.
16. Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений / под ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд. М. : Академия, 2012. 464 с.
17. Емельянов В. В. Развитие голоса. СПб. : Музыка, 2017. 218 с.
18. Емельянов В.В. Методика координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2015. 23 с.
19. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего и среднего возраста. М. : ВЛАДОС, 2010. 194 с.
20. Зинченко В.П. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М. : 2013. 672 с.
21. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. Л. : Гос.муз.изд., 1939. 19 с.
22. Макаренко А.С. Педагогические сочинения, Т.8. М. : Педагогика, 1986. 354 с.
23. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. Л. : Музыка, 1967. 88 с.
24. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. М.: Просвещение, 1987. 96 с.
25. Морозов В. П. Искусство резонансного пения: об основных принципах развития резонансного пения у детей // Музыка в школе. 2013. №№ 2, 3Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М. : Музыка, 1965. 207 с.
26. Назаренко И.К. Искусство пения. М. : Музыка, 1968. 57 с.
27. Немов Р.С. Психология . М. : Просвещение : ВЛАДОС, 2015. 496 с.
28. Огороднов Д. Е. Музыкально - певческое воспитание детей в школе // Из истории музыкального воспитания: хрестоматия / сост. О. А. Апраскина. М. : Просвещение, 2010. 206 с.
29. Осеннева М.С., Самарин В.А.,. Уколова Л.И. Методика работы с детским вокальным коллективом. М. : Музыка, 2019.351 с.
30. Орлова Т.М. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1988. 141 с.
31. Павлищева О.Н. Методика постановки голоса. М.: Музыка, 1964, 105 с.
32. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка М. : Просвещение, 2014. 315 с.
33. Платонов К.К. О системе психологии. М. : Мысль, 1972. 216 с.
34. Плужников К.И. Механика пения. СПб. : Композитор, 2014. 88 с.
35. Сергеев А.А. Воспитание детского голоса / под ред. В.А. Багадуров. М. : АПН РСФСР, 1950. 167 с.
36. Соколов, В. Г. Работа с хором. М. : Музыка, 1983. 57 с.
37. Струве Г. А. Школьный хор : кн. для учителя. М. : Просвещение, 1981. 201 с.
38. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М. : Прометей МПГУ им. В.И. Ленина, 2012. 270 с
39. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. М. : ВЛАДОС, 2012. 253 с.
40. Стулова Г.П. Хоровой класс (Теория и практика вокальной работы в дет.хоре): учеб. пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2119 / Г. П. Стулова. М. : Просвещение, 1988. 126 с.
41. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. М. : Музыка, 1982. 70-89 с.
42. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М. : АПН РСФСР, 1947. 355 с
43. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М. : Гардарики, 2015. 349 с
44. Шаповалова О. А. Музыкальный энциклопедический словарь. М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2013. 696 с.
45. Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре. Челябинск . Версия, 2018. 256 с.
46. Шоломович С.М., Руднеченко И.Н., Зинич Р.Т. Методика музыкального воспитания в детском саду. Изд. 3, испр, доп. Киев : Музична Украйина, 1985. 144 с.
47. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. 560 с
48. Юссон Р. Певческий голос. Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса М. : Музыка, 1974. 264 с.
49. Яранцева, Я. Г. Воспитание вокалиста : учебно-методич. пособие / Я. Г. Яранцева. Вологда, 2016. 85 с.