Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной работы. Социально-экономическая ситуация современности оказывает неблагоприятное влияние на общественное сознание нашего народа, особенно на младших подростков, которое не испытывают интереса к истории развития страны, не желают изучать ее историю, не понимают смысла в изучении школьного учебного предмета. Общество же видит ситуацию так, что подростки формируются на существующих традициях народа, знают его социальные, культурные, этнические, исторические и нравственные основы. Известно, что основой личностной культуры выступает ее духовность. Духовность развития - это богатство интеллектуального и эмоционального личностного потенциала, высоко развитая нравственность, настоящее патриотическое чувство, которое ведет к гармонии духовного мира человека с общечеловеческими ценностями. Это - достойные поступки, которые проявляются в потребности самоотдачи, служения людям и добру, в необходимости жить и работать для процветания Родины.
Сегодня патриотизм подвергается сомнению среди подростков. А в обществе растет проблема бездуховности, социальной бездуховности нашей молодежи. Нарастание эгоизма, показательность культа индивидуализма - привычные явления в сфере межличностного общения. Ценности старшего поколения пересматриваются не в их пользу. Духовные ориентиры, добро, истина и красота заметно отодвинуты на жизненную периферию.
1. Основная часть
1.1. Классный час как форма воспитательной работы
Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час.
Классный час – это гибкая по составу форма фронтальной воспитательной работы, которая представляет собой специально организованное во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов [12]. Это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.
Выделим из определения понятия классный час характерные для данной формы черты:
- это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;
- это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где приоритет в организации общения берет на себя педагог.
Обратим внимание на воспитательные функции классного часа:
- просветительская: классный час расширяет объем знаний школьников за счет использования информации из разных областей знаний, явлений социальной жизни, психологических проблемы детей;
- ориентирующая: классный час как форма воспитательной работы, которая призвана организовать педагогом обсуждение нравственных проблем и ценностей, тем самым формировать у младших школьников определенные отношения к объектам окружающего мира на основе моральных и духовных ценностей, в выработке нравственной оценки событий и явлений;
- направляющая: функция классного часа заключается в организации деятельности школьников, воздействии на их поведение, чтобы знания перешли в убеждения;
- формирующая: функция проявляется в выработке у младших школьников навыков обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, в умении вести диалог, договариваться, аргументировано отстаивать свое мнение.
Чаще всего классный час одновременно выполняет все четыре указанные функции, которые отражаются при формулировке цели воспитательного мероприятия.
Анализ воспитательной работы за прошедший год, итоговый мониторинг развития личностных результатов младшего школьника дают классному руководителю возможность определить тематику и востребованность тем классных часов.
Нравственные классные часы нужны младшим школьникам для выработки их нравственных взглядов, суждений, оценок; изучения, осмысления и анализа нравственного опыта поколений; критического осмысления и анализа собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников; развития нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение).
Интеллектуально-познавательные классные часы развивают познавательные интересы школьников, умения и способности осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.
Тематические классные часы развивают кругозор учащихся, духовно развивают и формируют у детей интересы и духовные потребности.
Информационные классные часы направлены на формирование у школьников сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района, формирование личностного отношения к происходящему в классе, школе, микрорайоне, городе, стране, развитие исследовательских умений.
1.2. Особенности проведения классного часа о Великой Отечественной войне
Возможности классного часа для патриотического и нравственного воспитания школьников и система таких классных часов рассматриваются в данной методической разработке, которая основана на многолетнем педагогическом опыте работы автора.
Чтобы у школьников появилось чувство патриотизма, требуется системная и последовательная воспитательная работа с использованием разных методик воспитания и приемов организации индивидуальной и групповой совместной деятельности воспитанников.
Например, с использованием техники КТД серия классных часов «Мы этой памяти верны», тема которой выбрана не случайно в 4 классе. Данная система классных часов в течение учебного года содействует формированию необходимых качеств у обучающихся начальной школы. Им нужно овладевать глубокими и всесторонними знаниями по тематике Великой Отечественной войны и создать проектный продукт на основе познания сопричастности семьи к историческому событию Великой Отечественной войны.
Цель: формирование у обучающихся личной нравственной позиции, создание условий для воспитания патриотических чувств обучающихся.
Задачи:
- способствовать воспитанию ответственности, уважения к людям, чье детство проходило в условиях Великой Отечественной войны;
- способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за нашу Родину, готовности защищать ее в трудное время;
- способствовать развитию коммуникативных способностей младших школьников.
Основные содержательные направления серии тематического классного часа: 1. Информ-релиз «Великая победа». Цель: знакомство с вкладом советского народа в победу над фашизмом во Второй мировой и Великой Отечественной войне.
2.Урок Мужества «Блокада Ленинграда». Цель: знакомство с историей блокады жителей Ленинграда, проявлением их мужества и стойкости.
3. Круглый стол «Мой город в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Цель: знакомство с событиями нашего города в годы Великой Отечественной войны.
4. Проект «Вклад моей семьи (моих близких родственников) в Победу в Великой Отечественной войне». Цель: открытие ребенком истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны.
5. Час героизма «Юные герои Великой Отечественной войны». Цель: знакомство с юными героями Великой Отечественной войны.
Кратко охарактеризуем методический подход к классному часу. Момент планирования нового классного часа, когда он посвящен важной теме Великой отечественной войны, важно обеспечить осознание каждым ребенком своей роли в проведении классного часа. Хочу остановиться на подготовке и проведения классного часа в форме Урока Мужества.
Для данного классного часа важна система работы. Для урока Мужества система обязательна, так как уроки Мужества в течение учебного года являются ежегодными, традиционными и проводятся накануне празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне. За время обучения в начальной школе у ребенка постепенно складывается образ русского человека, образ родины, за которую шла кровопролитная война. Формирование этого образа зависит во многом от классного руководителя.
Уроки Мужества планируются мною с учетом методик КТД и «Со-бытие». Поскольку Урок Мужества традиционное мероприятие, поэтому на подготовительном классном часе я знакомлю обучающихся со сроками проведения и мероприятиями, которые запланированы к этой дате. На основании этих данных мы можем совместно планировать классный час «Урок Мужества».
Заключение
Методическая разработка позволяет сделать вывод, что стержнем всего воспитательного процесса по формированию патриотизма и нравственных основ является классный час.
Хочу дать совет классным руководителям, которые захотят использовать эту разработку, воспринимать материал как отправную точку в организации классного часа. Для первоначального опыта его организации достаточно выбрать самую простую форму Урока Мужества. На основании проведенного анализа сразу будет виден потенциал младших школьников. Конечно, до проведения классного часа с использованием КТД лучше провести любой другой классный час в методике «Со-бытия».
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1.Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе// Программы, мероприятия, игры/ Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 288 с. –(Сердце отдаю детям).
2.Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы: монография / [С. В. Дармодехин и др. ; под общ. ред. С. В. Дармодехина, А. К. Быкова ] ; Федер. гос. учреждение "Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания". – М. : Гос. НИИ семьи и воспитания, 2007.– 326.
3.Газман О.С. Свобода ребёнка в образовательном процессе / В сб. Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. М: АПН СССР, 1993.
4.Жилина О. «Событие и событийная предметность в образовании: дидактический аспект// Школьные технологии. 2009.-№ 1
5.Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. - М., 1996.
6.Катаев В. П. «Сын полка». – М.: Издательский центр «Детская литература», 1981. – 200 с.
7.Основы духовно-нравственной культуры современного общества: материалы краевой науч.-практ. конф., посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, 17-18 февраля 2010 г. / [отв. ред. И. А. Лопатина]. – Барнаул : АRТИКА : АКИПКРО, 2010. – 304
8.Орлова Л.С. Воспитательная модель школы // Классный руководитель. - 2003. - №3. - С.18-22.
9.Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий: [организаторам и классным руководителям] / Изд-во "Учитель" ; авт.-сост. И. А. Пашкович. – 2-е изд., стер. – Волгоград: Учитель, 2008. – 168
10.Примерные программы внеурочной деятельности : начальное и основное образование / [В. А. Горский и др.] ; под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 111 с
11.Степанов Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения // Педагогика. - 2001. - №4. - С.14-19.
12.Стефановская Т.А. Воспитательная система школы: теоретический минимум / Сост. Т.А. Стефановская. - Иркутск, 2007.
13.Чечель И.Д. Проектирование новой модели школы // Практика административной работы в школе. - 2003. - №7. - С.9-13.
14.Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. - М., - 2000.