Фрагмент для ознакомления
2
Младший дошкольный возраст – от трех до четырех лет – важный период в развитии детей. В этом возрасте дети активно формируют первые элементарные представления о поведенческих навыках, чувствах к взрослым и окружающим их сверстников. Формирование данных навыков происходить более благополучно в критериях подходящего педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные ощущения, идеи и способности, которые сформируются у детей в данном возрасте, нравственный навык, который они скапливают, будут почвой их последующего нравственного развития [13, с. 125].
Психология детей дошкольного возраста обладает своими особенностями.
В детской психологии возраст 2–3 лет принято считать кризисным или переходным. В этот период развитие ребенка совершает скачок от младенчества к младшему дошкольному возрасту. Изменения в поведении ребенка носят не последовательный, а, скорее, бунтарский характер. Но прежде, чем говорить о переменах, необходимо отметить те возрастные нормы, которым должен соответствовать ребенок 2-3 года жизни.
Главным новообразованием в психологическом развитии детей третьего года жизни является проявление самостоятельности, как важной черты формирующейся личности. Ребенок тянется к новым видам деятельности, в которых впервые демонстрирует настойчивость и целеустремленность. Родители начинают замечать признаки «кризиса трех лет» у своих еще недавно послушных и ласковых малышей. Ребенок начинает познавать себя, использовать в речи местоимение «Я». У него нередко наблюдаются трудности в проявлениях эмоций.
Ребенок определяет меру своего воздействия протестом и капризами. Он требует больше свободы, не терпит давления со стороны взрослых, хочет все делать сам (даже то, что у него не совсем хорошо получается). А чтобы желание это не пропало, необходимо разрешать ребенку выполнять такие действия, которые будут ему под силу. Жесткие ограничения ведут к нарастанию истерики и агрессии. Вот почему для детей 2 – 3 лет важно получение знаний в игровой форме. Игра помогает снять напряжение и не допустить ненужных слез [21, с. 32].
Специалисты выделяют основные психологические особенности детей 2-3 летнего возраста:
1. У ребенка крепнет психическое здоровье, он меньше испытывает перепады настроения. Ребенок обретает способность скрыть бурные эмоции, не так часто случаются истерики.
2. Время бодрствования ребенка становится более продолжительным (до 7 часов без сна).
3. У ребенка происходит резкий рывок в развитии мелкой моторики рук. Он делает успехи в застегивании пуговиц, надевании обуви, завязывании ленточек.
4. В этом возрасте ярко проявляется стремление трехлеток к социализации: дети ищут контакт с ровесниками, пытаются самоутверждаться в обществе взрослых. Ближе к трем годам ребенок уже способен выполнять правила, установленные в детском саду, дома, во дворе. Он может воспроизводить жесты и слова взрослых, замечать их отличительные черты [28].
Ближе к 4 годам у детей появляются новые виды умственной деятельности, они проявляют желание рассказывать и слушать, начинают интересоваться не только самим предметом, но и его конструкцией, и способами его применения, а это в свою очередь приводит к возникновению в речи ребёнка вопроса «почему?» (этот вопрос задаётся так часто, что детей в этот период называют «почемучками») – взрослый, отвечающий на вопросы, становится для него авторитетом. Речь развивается постепенно и так же постепенно начинает сопровождать какую-либо деятельность ребёнка (рисование, игру, счёт, наблюдение и т. д.). Отличительной особенностью речевого развития можно назвать желание детей придумывать собственные слова, беря за основу уже знакомые. Л. Н. Леонтьев писал, что в дошкольные годы у ребёнка «завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образовывают новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности», он говорил, что поэтому период дошкольного детства важен, ведь в нём «складываются психические механизмы личности»».
В этот период ребёнок начинает активно познавать окружающий мир, делать открытия, знакомиться с предметами в доме, в детском саду и на улице. Ребёнок рассматривает, прислушивается, трогает, пробует, изучает свойства, возможности и пределы предметов. Так как в этот период начинает активно работать и развиваться мыслительная деятельность, то ребёнок переосмысливает многие, уже ранее знакомые ему предметы, проводит их анализ доступными ему способами – актуальными для этого периода в воспитании будут дидактические игры, танцы, лепка из глины или пластилина и рисование. К школе у детей сформировываются определённые критерии оценки, руководствуясь которыми они выражают своё отношению к миру, а их отношения с окружающими постепенно приобретают нравственный характер, углубляются чувства товарищества и дружбы [29, с. 201].
В дошкольном возрасте происходит активное развитие познавательных процессов, например, сенсорного развития, которое приобретает ряд особенностей: усваиваются сенсорные эталоны, растёт целенаправленность, планомерность, управляемость и осознанность восприятия. Мышление меняется, каждый новый этап развития происходит благодаря предыдущему, ребёнок овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Само мышление проходит путь от наглядно-действенного к наглядно-образному и дальше к словесно-логическому, становится внеситуативным. Действенная форма мышления имеет для детей важную роль, так как на этом этапе происходит интериоризация мышления и вместе с тем происходит перестройка практических действий; при образном мышлении у детей преобладает доаналитическая ступень мышления – ребёнок мыслит схемами, определёнными образами, которые сохранились у него на основании восприятия. Осваиваемая речь развивает рассуждение, которое становится способом решения мыслительных задач, появляется проблемность мышления (развивается любознательность и появляются вопросы). Ребёнок открывает для себя более сложные связи и отношения, учится рассуждать, занимается экспериментированием (оно помогает понять связи и отношения, применить собственные знания и силы), развивается самостоятельность и упорность. Восприятие становится более сложным, например, узнавание части предмета вызывает его целостный образ и сопоставление с названием этого предмета, ребёнку больше нет необходимости прикасаться к нему воспринимающим органом [25, с. 47].
При восприятии картинок для дошкольников большую роль играет задаваемый к ним вопрос, иначе процесс анализирования может затрудниться, а при восприятии пространства дети уже способны ориентироваться, полагаясь на зрительное восприятие, но могут иметь трудности в различии левой и правой стороны. Развитие мышления имеет тесную связь с речью, которая в свою очередь, проходит путь от ситуативной, связанной с конкретным событием к универсальному средству коммуникации и связи.
Речь приобретает выразительность и новые формы, ребёнок изучает законы языка «взаимодействуя» со словами, учится связному и логичному изложению мыслей, рассуждениям – так речь становится средством познания и мышления. Появляются выраженные функции речи: планирующая функция для решения практических и интеллектуальных задач; звуковая функция, отвечающая за слова как объекты познания и освоения письменной речи. Речь становится для ребёнка специфическим видом деятельности, которая имеет различные формы (слушание, беседу, рассуждение, рассказы), а в конце фонематического развития ребёнок правильно различает и произносит звуки. К концу третьего года жизни ребенок нуждается в самоутверждении, осознание его «я». Ребенок начинает требовать независимости больших объёмах, чем педагоги, родители склонны его дать. Их запреты вызывают протест. Существует негативизм (ребенку все равно, что делать, он просто делает наоборот) и упрямство (ребенок делает то, на что настаивает).
В малой степени негативизм и упрямство – это нормальные реакции во время кризиса. Бурный кризис у некоторых детей требует специальных педагогических мер. Педагоги учитывают необходимость детей конца третьего года жизни в самоутверждения, стремления к независимости и работы по предотвращению возникновения упрямства и негативизма, и если они проявляются у некоторых детей, они направляют свои усилия для их устранения. Воспитание добрых чувств, позитивных отношений, простейших моральных проявлений происходит в повседневной деятельности, в игре, в ДОУ и связано с формированием этих видов деятельности [22, с. 259].
На четвертом году жизни дети продолжают развивать умственные способности, увеличивая физическую работоспособность, темпы роста. Увеличивает активность ребенка, усиливает его внимание, оно становится более разнообразным и скоординированным. В период от трех до четырех лет дети активно осваивают речь. В этом возрасте происходят значительные изменения в развитии речи: запас слов значительно увеличивается, появляются элементарные суждения об окружающей среде. Они начинают понимать окружающие явления и дают элементарные словесные оценки. «Слушанье и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, является важным приобретением этого возраста» [11, с. 47].
Педагог, для ознакомления детей с окружающим миром, людьми и правилами отношений, использует интенсивное развитие речи и эмоциональную активность детей. С этого возраста происходят значительные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в развитии индивидуальных психических процессов, в отношениях с другими. Важнейшим достижением этого возраста является то, что действия ребенка приобретают преднамеренный характер. В младшем дошкольном возрасте начинает воображение развиваться, что особенно заметно в игре, когда некоторые объекты действуют как заменители других. Преобладающая форма мышления –визуально-образное.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальность формирования представлений о понимании сохранения количества у детей дошкольного возраста. Е. Д. Сергеева, Е. А. Врадий // Вопросы дошкольной педагогики. – 2019. – № 2 (19). – С. 4-7.
2. Белошистая А.В. Почему ребенку трудно изучать математику уже в начальной школе? // Начальная школа – 2004. № 4
3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры детей дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М.: Дрофа, 1998. - 89 с.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду А. К. Бондаренко. - М.: Детство - Пресс, 2001. - 112 с.
5. Браташ Э.Е. Средства развития математических представлений у детей дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5 (часть 2). – С. 148-150.
6. Бубнива Е.В. Интеллектуально-познавательное развитие малышей средствами устного народного творчества // Молодой ученый. - 2015. - № 22.4. - С. 4-7.
7. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С.; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. -- Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
8. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник. - 2-е изд. – Спб.: ПитерЮг, 2016. – 460 с.
9. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников / Т. И. Ерофеева. - М.: Просвещение ,1992. -192 с.
10. Казанцева Л.С. Дидактические принципы в методике математического развития дошкольников – Ярославль, 2003.
11. Калинченко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста / А. В. Калиниченко. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 224 с.
12. Колесникова Е. В. Я начинаю считать. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет / Е. В. Колесникова. - М.: Сфера, 2010. - 16 с.
13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2000. - 385 с.
14. Корнеева Г.А. Первые шаги в математику. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 96 с.
15. Лаврова Л. Н. Развитие математического мышления в дошкольном детстве // Региональное образование: современные тенденции. – 2016. – № 2 (29). – С. 54–61
16. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. - М.: Просвещение, 1974.- 368с.
17. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / Сост. Данилова В.В. - М.: Сфера, 2000. - 86 с.
18. Математика от трех до шести / Сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб.: Акцидент, 1996. - 150 с.
19. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду / Л. С. Метлина. - М.: Детство - Пресс, 2004. - 284 с.
20. Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников З. А. Михайлова. -- М.: Просвещение, 1990. - 94 с.
21. Мухина В.С. Психология детства и отрочества В. С. Мухина. -- М.: Институт практической психологии, 1998. - 412 с.
22. Огольцова Е. Г. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста. // Молодой ученый. – 2020. – № 11 (301). – С. 259-261.
23. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика,2006. - 56 с
24. Программа «Детство» / под ред. Т.Логиновой, Т.И.Бабаевой, Н.А. Ноткина. - СПб. «Детство-Пресс». 2000. - 51 с.
25. Сербина Е.В.Математика для малышей / Е. В. Сербина. - М.: Просвещение, 1992.- 80 с.
26. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В. Математика до школы / А.А.Смоленцева, О. В. Пустовойт. -- Н. Новгород: Нижненовгородский гуманитарный центр, 1996. - 107 с.
27. Соколова Е. И. Веселая математика для самых маленьких / Е. И. Соколова. - М.: Академия, 2010. - 36 с.
28. Усова А.П. Обучение в детском саду – М., 2003.
29. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. - М.: Академия. - 336 с.
30. Чеплашкина И. Н. Математика - это интересно / И. Н. Чеплашкина. - М.: Детство-Пресс, 2009. - 32 с.
31. Шкарупова О. В. Дидактические средства математического развития дошкольников [Электронный ресурс] – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/28/didakticheskie-sredstvamatematicheskogo-razvitiya-doshkolnikov