Фрагмент для ознакомления
2
2) эффект «безопасной среды», который открывает для застенчивых людей возможность чувствовать себя в безопасности, а для настроенных на долговременные отношения - честнее, легче и быстрее развивать близкие отношения;
3) «терапевтический» эффект построения отношений в интернете основывается на том, что виртуальное социальное пространство позволяет лучше понять себя посредством игры и социального экспериментирования;
4) успешный опыт построения реальных отношений с онлайн-друзьями и романтическими партнерами нашел свое подтверждение в современных исследованиях (вплоть до того, что познакомившиеся онлайн партнеры быстрее регистрируют брак); факторы успешности этих отношений рассматриваются в ряде зарубежных работ, описанных нами ниже;
5) пересмотр связи субъективного переживания одиночества и виртуального общения: общение в интернете, дружба и романтические отношения все реже рассматриваются как причина одиночества и, все чаще, - как ресурс для одиноких людей, дающий им возможность вести социальную жизнь;
6) для подростков интернет-дружба часто является источником повышения самооценки и достижения психологического благополучия, особенно в случае затрудненных отношений с родителями .
При сравнении онлайн-отношений с реальными не стоит забывать и о том, что позитивной стороной может выступать их «инаковость», возможно, онлайн отношения вообще не стоит сравнивать с реальными.
При современном уровне технологий, онлайн-отношения все еще не могут быть столь же мультиконтекстными как реальные, что принципиально важно для развития близких и поддерживающих отношений. Но это не означает, что их стоит оценивать по шкале «лучше-хуже», важнее понять, что именно они дают вовлеченным в них людям. Значит, соцсети могут как мобилизовать личность, где она может начать проявлять свои таланты, так и влиять деструктивно. Все зависит от того, какая мотивация у самой личности.
Так, в качественном исследовании интернет-дружбы А.В. Щекотурова обнаружена важная и особая роль net-друзей для подростков: они, в частности помогают понять, как смотрит на ту или иную ситуацию представитель противоположного пола, что позволяет развивать способность понимать других. Р. Грив и ее коллеги смогли эмпирически доказать, что «дружеские отношения» в социальной сети «Facebook» по своему внутреннему психологическому содержанию коренным образом отличаются от того, что называется дружескими отношениями в реальности .
Оказалось, что «Facebook» выступает важнейшим ресурсом развития и сохранения отношений, что эти связи важны для субъективного благополучия, что это особый вид «социального посредника» в формировании социального капитала личности. Кроме того, друзья из социальной сети являются важнейшим ресурсом поддержания отношений с людьми, открывающими доступ к иным социальным группам и сообществам.
Наконец, технологии онлайн-отношений становятся все более изощренными, преодолевая ограничения виртуального общения, его «искусственность», обедненность по сравнению с реальным.
Представляется интересным тот факт, что современные сайты знакомств стремятся «повторять» те способы и важные особенности знакомств в реальности, которые превращают его в более «естественный» процесс, преодолевая «раздражающие» аспекты поиска партнера (такие как невозможность оперативно узнать о тех качествах, которые принципиально важны для выбора партнера). Так, виртуальный сервис «Virtual Date» предлагает потенциальным романтическим партнерам возможность получить информацию о качествах друг друга (например, чувство юмора), оценить которые раньше можно было только на основе опыта общения, в виртуальной среде в ситуации общения аналогичной первому свиданию в реальности (например, совместному походу в музей или на выставку). Оказалось, это приводит к тому, что партнеры чаще нравятся друг другу после встречи офлайн.
Феномен «стигматизации онлайн-знакомств»
Практически с самого начала изучения онлайн-отношений – с середины 90-х годов прошлого века М. Лиа и Р. Спеарс обнаружили феномен негативного к ним отношения (стигматизации) со стороны людей, не вовлеченных в подобные действия, особенно для романтических отношений.
С. Вилдермаф проводил исследования стигматизации 2001-2004 гг.. Он предложил шкалу, измеряющую, насколько вовлеченный в романтические онлайн-отношения человек отдает себе отчет и переживает стигматизацию со стороны окружения («stigma consciousness scale»). Также респонденты в его исследовании вспоминали высказывания со стороны членов семьи и друзей по поводу романтических онлайн-отношений. Затем проводился контент-анализ этих высказываний для определения уровня неодобрения со стороны окружающих, его остроты и эксплицитности. Оказалось, что уровень неодобрения со стороны окружающих, его острота и эксплицитность коррелируют с тем, насколько респондент осознает и переживает стигматизацию, а мера осознания стигматизации связана с меньшей удовлетворенностью онлайн-отношениями .
К сожалению, в научных исследованиях романтических онлайн-отношений наблюдается дефицит эмпирических данных, поэтому нельзя однозначно утверждать, насколько данный феномен распространен в настоящее время. Некоторые авторы утверждают, что доступность интернета и сервисов знакомств привели к ослаблению стигматизации. Возможно, что в виртуальном мире (как и в любой другой социальной среде) отношение к интернет-знакомствам становится более дифференцированным: стигматизации подвергаются лишь определенные варианты поиска и формы романтических онлайн-отношений.
Т. Андерсон показала, что чем больше человек проводит времени онлайн и увлечен интернетом («принадлежит» к интернет-сообществу), тем позитивнее он относится к знакомствам в виртуальной среде (в выборку исследования попали только те, кто никогда не прибегал к онлайн-знакомствам). Это, конечно же, может быть проинтерпретировано и как влияние социальной поддержки, новых норм онлайн-сообщества .
Как правило, феномен стигматизации наблюдается в тех сообществах, где рассматриваемая практика считается практикой меньшинства. Чтобы «плыть против течения», необходима определенная смелость. В репрезентативном европейском исследовании 2007 года было показано, что активнее всего к онлайн-знакомствам прибегают взрослые в возрасте от 30 до 50 лет, которые имеют низкую тревожность в области романтических знакомств.
Этот результат - опровержение гипотезы о социальной компенсации («social compensation») и подтверждение гипотезы о том, что «богатые богатеют» («rich-get-richer hypothesis»). Однако, в свете данных о стигматизации и воспринимаемой опасности интернет-знакомств, можно проинтерпретировать этот результат иначе: преодолеть стигму и принять «риски» (пусть они существуют даже лишь в негативных представлениях окружающих) тревожным людям сложно, им комфортнее использовать традиционные пути знакомства. Подобные результаты были получены и на выборке американских студентов, которых опрашивали по поводу дружбы в социальной сети «Facebook». Крайне интересен тот факт, что тревожность в межличностных отношениях ранее рассматривалась как раз как предиктор предпочтения интернет-знакомств реальным, зависимости от интернет-коммуникации, а в российских исследованиях подобный подход доминирует по настоящее время .
Интерес к тому, что не так с теми, кто решается на онлайн-отношения или предпочитает общение онлайн, перестал доминировать в исследованиях. Ученые в Америке и Европе стали толерантно относиться к вовлеченным в онлайн-отношения людям. Интересно попытаться выявить те причины, по которым это произошло. На наш взгляд, этому способствовали работы футурологического плана, рост вовлеченности в романтические и дружеские онлайн-отношения и, соответственно, их медленное, но верное принятие на нормативном уровне и, наконец, обнаружение несостоятельности ряда психологических моделей «проблемности» онлайн-отношений.
1) Современные попытки обнаружить диспозиционные факторы предпочтения онлайн-знакомств знакомствам в реальности практически ничего не обнаруживают: ни самооценка, ни факторы большой пятерки, ни тип привязанности не обнаруживают различий (особенно с контролем по времени использования интернета..
2) Уровень социальной компетентности не предсказывает обращение к онлайн-знакомствам ни в соответствии с гипотезой «социальной компенсации» (недостаток социальной компетентности не подталкивает к онлайн-отношениям), ни с гипотезой «богатые богатеют» (иными словами, нельзя сказать, что социально компетентные лучше осваивают эти новые возможности).
Позитивное отношение и обращение к романтическим онлайн-отношениям связано с вовлеченностью и диапазоном задач, которые человек решает при помощи интернета, то есть те, кто больше «живет» в интернете, готов и знакомиться в виртуальной среде.
Рассмотренные выше находки приводят нас к выводу о том, что ни социальная компетентность, ни ее недостаток не являются столь важными, а важна особая «цифровая компетентность» и привлекательность особых возможностей интернет-общения для предсказания обращения к онлайн знакомствам. Это согласуется с представлением о современном обществе, которое живет в эру «сетевого интеллекта», когда умение компетентно использовать цифровые технологии для чего угодно стало критичным для достижения успеха во всех областях.
Среди зарубежных исследований все чаще появляются работы, в которых находят различия между теми, кто успешно или неуспешно использует возможности интернета для знакомства и построения отношений, вместо того, чтобы искать разницу между теми, кто обращается или не обращается к онлайн-отношениям в той или иной форме.
Наиболее предпочитаемыми среди молодежи для установления новых романтических знакомств сервисами интернет-коммуникации являются социальные сети (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники и пр.).
Субъективная успешность романтической интернет-коммуникации, по-видимому, связана, в целом, с более развитыми коммуникативными навыками и успешностью построения отношений офлайн, и более высокой самооценкой. Также более удовлетворены опытом установления романтических отношений онлайн те, кто не имеет высоких ожиданий относительно данного способа знакомств, и в том числе просто планирует с их помощью хорошо провести время.
Для определенной части пользователей виртуальное социальное пространство позволяет лучше понять себя, а также других людей в контексте романтических отношений посредством социального экспериментирования.
2.2 Социальные сети как деструктивная сила в социальном воздействии на массу
Социальные сети могут оказывать и деструктивное влияние на общество. Еще А. Бандура в прошлом веке в своей социально-когнитивной теории говорил, что человек, наблюдая за определенную схемой поведения, «считывает» ее как образец для своего поведения в соответствующей ситуации. Такой процесс, названный А. Бандурой «научение через наблюдение», регулируется следующими элементами:
1) Внимание. Человек следит за поведение модели, воспринимая ее поведение.
2) Сохранение. Запоминаются поведенческие паттерны модели
3) Моторно-репродуктивные процессы. Память переводится в
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Баранова Е. А. Конвергенция СМИ устами журналистов-практиков: монография. — М.: Прометей, 2017.
2) Бекбулатова Т. Дорога в Аскиз// https://nasiliu.net/doroga-v-askiz/ (дата обращения 07.03.2021)
3) Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.
4) Больц Н. Азбука медиа. - М.: Европа, 2011
5) Варламова Д. Автор, пиши еще: как блогеру заинтересовать издателей? [Электронный источник]:https://theoryandpractice.ru/posts/10751-blogger-writer(дата обращения: 07.03.2021)
6) Волкунова Е. Всё впереди//https://takiedela.ru/2019/11/vse-vperedi/(дата обращения 07.03.2021)
7) Гусейнов Г.Ч. Заметки к антропологии русского интернета: особенности языка и литературы сетевых людей // Новое литературное обозрение. – М., 2016, № 33. С. 290.
8) Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты виртуальной коммуникации // [Электронный ресурс] URL:http://flogiston.ru (дата обращения 07.03.2021)
9) Завалишина О. В. Интернет-аддикция – одна из актуальных проблем современности [Текст] //Научный журнал КубГАУ. – 2015. №105 (01).
10) Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития/ Ред.-сост. А.Е.Войскунский. – М.:Акрополь, 2019.
11) Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика/ В.Л.Малыгин [и др.]. – М.: Арсенал образования, 2018. – 136 с
12) Как бренды используют TikTok — инструменты и кейсы [Электронный ресурс] // URL; https://adindex.ru/publication/opinion/internet/2019/02/22/270114.phtml[Режим доступа: 07.03.2021]
13) Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. 3-е изд. - М., 2018
14) Кастельс М. Галактика Интернет. М., 2004.
15) Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/index.php (дата обращения: 07.03.2021).
16) Кондаков Б.В., Абрамова В.С. Автор и читатель в пространстве художественного текста // Филологические заметки(PhilologicalStudies). –Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2018
17) Кубатьян Г. С. Travel-журналистика: путешествуйте и зарабатывайте. — Санкт-Петербург: Гуманитарная Академия, 2017. — 186 с.
18) Кубякин Е.О., Стригуненко И.К., Драгин, В.А. Методологические подходы к анализу девиантного поведения // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность – Краснодар: КСЭИ, 2014. № 1. с. 134-141
19) Ле Бон Г. Психология масс // Психология масс: Хрестоматия. Самара, 2001
20) Марарица Л.В., Антонова Н.А, Ерицян К.Ю. Общение в интернете: потенциальная угроза или ресурс для личности // Петербургский психологический журнал, 2018, №5. URL: http://ojs.spbu.ru/index.php/psy/article/view/47/23 (дата обращения 07.03.2021).
21) Медведев С.А. Некоторые тенденции развития отношений Автор-Читатель в интернет- рецензии // Филология и человек. –Барнаул, 2015,№ 1. – 124 – 130 с.
22) Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 2018.
23) Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации)[Текст] // Вестник клинической психологии. – 2013. № 2.
24) Мультимедийная журналистика / под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой. М., 2017.
25) Ноэль-Цигульская Т.Ф. О критическом мышлении [Электронный ресурс]. – URL: http://zhurnal.lib.ru/c/cigulxskaja_t_f/cri ticalthink.shtml (дата обращения: 07.03.2021).
26) Пинчук О. В. Жанровые и тематические особенности сетевого видеоконтента // Особенности функционирования современных аудиовизуальных медиа / Под ред. А. М. Шестериной. Воронеж, 2018
27) Рекламная кампания для «Полисорб» в TikTok»[Электронный ресурс] //URL; https://vc.ru/marketing/106168-reklamnaya-kampaniya-dlya-polisorb-v-tiktok [Режим доступа:07.03.2021]
28) Стоит ли работать с блогерами в Тик Ток: за и против [Электронный ресурс] //URL; https://vc.ru/social/90271-stoit-li-rabotat-s-blogerami-v-tik-tok-za-i-protiv [Режим доступа: 07.03.2021]
29) TikTok: перспективы развития, трафик и реклама. [Электронный ресурс] //URL; https://partnerkin.com/blog/stati/tiktok_perspektivy_razvitiya_t [Режим доступа: 07.03.2021]
30) TikTok для бизнеса. Успеть за 15 секунд. Тренды, реклама, заработок [Электронный ресурс] //URL; https://vc.ru/social/83394-tik-tok-dlya-biznesa-uspet-za-15-sekund-trendy-reklama-zarabotok [Режим доступа: 07.03.2021]
31) Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого Я // Я и Оно. Тбилиси, 1991.
32) Щекотуров А.В. Net-дружба в структуре конструирования виртуальной идентичности подростков // Вестник ННГУ им. Лобачевского. 2018. №3(1). С. 441-445.
33) Block J. J. Issues for DSM-V: internet addiction //American Journal of Psychiatry. – 2008. – №. 165. – С. 306-307.
34) Goldberg I. Internet addiction disorder //Retrieved November. – 1996. – Т. 24. – С. 2004.
35) Young K. et al. Cyber disorders: the mental health concern for the new millennium //CyberPsychology& Behavior. – 1999. – Т. 2. – №. 5. – P. 475
36) Whitty M.T. Liberating or debilitating? An examination of romantic relationships, sexual relationships and friendships on the Net // Computers in Human Behavior, 2008. V. 24. P. 1837-1850.