Фрагмент для ознакомления
2
ухода за малолетними детьми в страховой стаж, одновременно урегулиро-вав условие об индивидуальном пенсионном коэффициенте, т.к. показатель его должен быть 30 (а это и для работников без прерывания стажа не все-гда выполнимая задача). Принимая во внимание, что государство, изменяя и дополняя действующее законодательство, направляет его на защиту се-мьи, материнства, отцовства и детства, предоставляя возможность значи-тельно увеличить объем поддержки граждан, имеющих детей. Меры такой поддержки носят постоянный характер, а устанавливающие их норматив-ные правовые акты предусматривают четкую направленность и особенно-сти реализации. Указом Президента РФ от 20 марта 2020 г. № 199 «О до-полнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» на ребенка в возрасте от 3-х до 7-ми лет включительно устанав¬ливается ежемесячное денежное пособие, составляющее 50% величины прожи-точного минимума данного региона ! Предложенная денежная выплата де-тям значительно превышает пособие, которое предоставлялось ранее. По-полнился изменениями Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который закре-пил увеличение пособия по уходу за ребенком, для отдельных категорий лиц с семейными обязанностями, до размера 6,752 руб.
Вышеназванное социальное законодательство по поддержке граж-дан, имею¬щих детей носит постоянный и повсеместный характер. Однако акты, принятые в связи с экстраординарными обстоятельствами и ограни-ченные временными рамками, направленные на социальную защиту неко-торых слоев населения, должны иметь перспективу «пролонгации».
Принимая во внимание необходимость более тщательного рассмот-рения во¬просов, связанных с регулированием отношений в сфере социаль-ного обеспече¬ния Президент РФ В.В. Путин принимает новый долгосроч-ный документ. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», предлагаю¬щий необходимый путь для дальнейшего улуч-шения благосостояния страны. «Установить следующие целевые показате-ли, характеризующие достижение национальных целей к 2030 г.:
- в рамках национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благопо¬лучие людей»;
- обеспечение устойчивого роста численности населения Россий-ской Федера¬ции;
- повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет; снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года; обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции» .
Принятые нормативные правовые акты характеризуют заинтересо-ванность государства в осуществлении социальной поддержки для всех слоев населения. Меры социальной поддержки предусматривают назначе-ние денежных выплат. Это пенсии, пособия, компенсации, оказание соци-альных услуг, медицинской и лекарственной помощи и многое другое.
Пенсионная система - одна из ключевых сфер социального обеспече-ния граждан. Каждому гражданину Российской Федерации предоставляет-ся право на получение пенсии, в соответствии с Законом РФ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Фе-дерации» и в определенном размере. Главное учреждение по пенсионному обеспечению в РФ является Пенсионный фонд РФ. Это самостоятельное финансово-кредитное учреждение, которое обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных пенсий, выплату пособий по уходу за ребенком в воз-расте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты насе-ления материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражда-нам, а также выполнение некоторых других функций. Ключевым отличием этого фонда является то, что средства фонда формируются не за счет госу-дарственного обеспечения, а с помощью страховых взносов работодате-лей, частных предпринимателей, других категорий работающих граждан.
Пенсионная система Российской Федерации имеет множество про-блем, среди которых: низкий уровень пенсионного обеспечения, недоста-точность страховых доходов, зависимость от межбюджетных трансферов.
Совсем недавно прогремела пенсионная реформа, в соответствии с которой был увеличен пенсионный возраст. Кроме того, государство берет курс на систему дополнительного пенсионного страхования. Конечно, принимаемые меры негативно воспринимаются гражданами. Следует от-метить, что любые изменения требуют качественного и системного анализа законодательства и практики его применения.
Пенсионное обеспечение входит в список главных социально-экономических проблем, которые играют важную роль в жизни всего населения страны, так как оно предоставляет определенные социальные гарантии пожилому населению.
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК ВИДА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Правовое регулирование пенсионного обеспечения в Российской Федерации
Пенсионное обеспечение является одним из видов социального обес-печения, какое, собственно, считается формой социальной защиты в госу-дарстве. Социальная защита занимает важное место в жизни общества, государства, а также отдельного человека. Социальное экономическое развитие со¬циума, негативное демографическое положение, которое фор-мируется в большей части государств, являются факторами того аспекта, что пенсионное обеспечение сейчас — это обязательная часть со¬циальной экономической политики страны.
Термин «социальная защита», который появился около 70 лет назад, изучается многогранно. Главным образом, в качестве политики страны, которая нацелена на поддержание гражданских, госу¬дарственных, финан-совых, а также иных прав и интересов физического лица. Наиболее удачно сфор¬мулировала сущность этого термина Н.П. Борецкая, которая опреде-лила социальную защиту в каче¬стве системы гражданских, а также финан-совых прав, а также интересов, какие определены законода¬тельством, а также осуществляются общественной политикой согласно алгоритмов под-держания каче¬ства жизни, которое необходимо с целью воспроизводства, а также совершенствования физического лица на каждой стадии жизни . М.Ю. Денисов считает социальную защиту в качестве политики страны со-гласно обеспечению законных прав, а также обязательных гарантий физи-ческому лицу не учитывая место жительства, гражданство, гендерные, а также возрастные различия лица .
Со стороны общественной политики, а также экономики, самым вер-ным будет понятие, которое высказано С.Ю. Яновой. Данный автор соци-альную защиту граждан определяет в качестве структуры экономических, общественных, а также правовых взаимоотношений согласно управлению обществен¬ными рисками социума с целью поддержания для физических лиц качественного уровня жизнедея¬тельности, а также целевых фондов на всех уровнях: как государственном, так и негосударственном .
Учитывая правовую природу социального обеспечения в целом, а также учитывая тот момент, что пенсионное обеспечение является видом социального обеспечения, рассмотрим понятие сущности понятия пенси-онного обеспечения.
Изучая особенности пенсионного обеспечения в качестве направле-ния общественной политики страны, требуется установить содержательные показатели пенсионного обеспечения, положение дан¬ного обеспечения в структуре социального обеспечения, соцзащиты граждан, а также опреде-лить управленческую специфику данной области жизнедеятельности граж-дан. Выплата пенсий осуществля¬ется на основе пенсионного обеспечения. Так, Е.Е. Мачульская характеризует пенсионное обеспечение как систему взаимоотношений, которая появляется из-за оказания услуг, а также средств для удовле¬творения запросов недееспособных лиц . Пенсионное обеспечение рассматривается и как обособленный элемент национального дохода, который нацелен на поддержание недееспособных лиц населения. С.В. Шишкин рассматривает пенсионное обеспечение как систему институ-тов, направленных на минимизацию последствий изменения материально-го положения работающих и дру¬гих категорий граждан вследствие наступления старости, инвалидности, потери кормильца .
В нашей стране применяются страховые, а также накопительные пен-сии и пенсии согласно госу¬дарственной, а также пенсионной поддержке. Вкратце рассмотрим специфику данных пенсий.
Страховая пенсия начисляется согласно статьи 6 Федерального зако-на от 28 декабря 2013 года №400ФЗ «О страховых пенсиях» по: возрасту, недееспособности, при потери кормильца. Страховая пенсия согласно воз-раста оформляется в единовременном соответствии таких требований как:
- субъект имеет возраст 65 лет для лиц мужского пола, либо 60 для лиц женского пода, для некоторых групп лиц определено преждевремен-ное установление страховой пенсии согласно старости;
- у субъекта трудовой стаж превышает 11 лет, длительность какого каждый год растет на год, наибольшее значение составляет 15 лет;
- размер индивидуального пенсионного коэффициента превышает 18,6, каждый год размер данного коэффициента растет на 2.4, наибольшее значение составляет 30.
Страховая пенсия в случае инвалидности в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального за¬кона от 28 декабря 2013 года №400ФЗ «О стра-ховых пенсиях» оформляется при назначении лицу ин¬валидности любой группы, не учитывая факторы инвалидности, длительность трудового ста-жа, а также длительность трудовой, либо другой работы, и не учитывая, возникла ли инвалидность во время дея¬тельности, до выхода на работу, либо после завершения деятельности. Если у лица совсем нет стра¬хового стажа назначается социальная пенсия согласно инвалидности.
Согласно пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400ФЗ «О страхо¬вых пенсиях» страховая пенсия при утрате кормильца положена недееспособным членам семьи по¬гибшего, которые находились на иждивении погибшего, не учитывая длительность стажа по-гибшего, факторы, а также срок возникновения факта смерти. Недееспо-собные близкие родственники погибше¬го, которые не находились на иждивении погибшего, могут получать страховую пенсию согласно утрате кормильца, когда данные родственники, не учитывая период с момента смерти лица, лишились источ¬ника дохода.
Накопительная пенсия определяется согласно итогового размера пенсионных накоплений, кото¬рые находятся в особой части индивидуаль-ного лицевого счета согласно даты установления накопи¬тельной пенсии (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2013года N424-ФЗ «О накопительной пенсии). Когда лицо выразило отказ от дальнейшего начисления накопительной пенсии, в таком случае пенсионные накопления, которые были до этого момента сформированы, сберегаются, передаются или управляющей компании, или негосударственному пенсионному фонду согласно волеизъявлению лица, и выдаются лицу как накопительная пен-сия, срочная пенсионная выплата, либо единовременная выплата.
Пенсией по государственному пенсионному обеспечению страны яв-ляется государственным денежным начислением, которое представляется один раз в месяц согласно абзацу 2, статьи 2 Феде¬рального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» выдается лицам для возмещения:
- дохода, который потерян из-за освобождения занимаемой долж-ности на госслужбе в случае получения определенной законодательством выплаты в случае оформления страховой пенсии соглас¬но возраста, либо инвалидности;
- потерянного дохода космонавтам, либо сотрудникам летной испы-тательный группы в случае оформления пенсии по выслуге лет;
- ущерба, который причинен здоровью лица в случае ведения воен-ной службы, из-за радиа¬ционных, либо техногенных происшествий, из-за возникновения инвалидности, либо утраты кормильца, в случае достиже-нии определенного законодательством возраста .
Проведя анализ законодательства, нормативных правовых актов, публикаций и иных источников по теме исследования, можно сделать сле-дующие выводы.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению (государ-ственная пенсия) - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом № 166-ФЗ «О государственном пенси-онном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с законодательством в системе государственного пен-сионного обеспечения предусмотрено пять видов пенсий:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе обще-российского голосования 1 июля 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 11, ст. 1416.
2. Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 349–ФЭ «О рати-фикации конвенции о ми¬нимальных нормах социального обеспечения (Конвенция № 102)» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 41, ст. 6189.
3. Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 350–ФЭ «О внесе-нии изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 41, ст. 6190.
4. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400–ФЗ «О стра-ховых пенсиях» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 52, ч. 1, ст. 6965; 2014. № 2, ч. 2.
5. Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 350–ФЭ «О внесе-нии изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 41, ст. 6190.
6. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81 ФЗ «О государ-ственных пособиях граж¬данам, имеющим детей» (в ред. от 8 июня 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 21, ст. 1929.
7. Указ Президента РФ от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополни-тельных мерах государ¬ственной поддержки семей, имеющих детей» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 12, ст. 1745.
8. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О националь-ных целях развития Рос¬сийской Федерации на период до 2030 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 30, ст. 4884.
Литература
9. Борецкая Н.П. Региональные аспекты социальной защиты насе-ления // Региональная эко¬номика (Львов) (рус.). – 2000. – №3. – C.84–86.
10. Внукова Н.М. Социальное страхование: учеб. пособие / Н.М. Внукова, Н.В. Кузьмич. – М.: Кондор, 2014. – 352 с.
11. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: Учебник. – М.: Академия, 2004. – 416 с.
12. Денисов М.Ю. Социально–экономические преобразования пен-сионное системы в России: монография. РГЭА. – Ростов н/Д.,2000. – С.67.
13. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: «БЕК», 2001.– 576 с.
14. Каспарьянц Н. М., Косенко С. Г. Государственное социальное обеспечение в России: пути становления и перспективы развития // Науч-но–методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S16. – С. 26–34.
15. Кончугов, А.В. Социальное обеспечение и социальная защита: некоторые вопросы теории и практики // Власть. – 2017. – № 4. – С. 117–122.
16. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения России: учеб. для СПО / Мачульская Е.Е. 3–е изд. перераб. и доп. – М., 2018. – 321 с.
17. Нефедова Е.А. Особенности назначения страховой пенсии по старости / Новая наука: история становления, современное состояние, пер-спективы развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2020. – С. 243-245.
18. Нечуйкина, Е.В. Социальная защита: понятие, категории, тер-минология // Общественные и гуманитарные науки. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 1. – С. 147–149.
19. Никулина Н.Н., Березина С.В., Малышева С.А., Аржадеева Е.О. Сущность и классификация пенсионного обеспечения и пенсионного страхования в свете очередного этапа реформирования пен¬сионной систе-мы РФ // Государственная служба и кадры. – 2017. – №1. – С. 101 –109.
20. Пашкова, Г. Г. Право социального обеспечения: учебное посо-бие/Г. Г. Пашкова – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета. 2018. – 160 с.
21. Право социального обеспечения России: учеб. / Д.В. Агашев, В.С. Аракчеев и др. – Томск: Изд–во Томск. ун–та, 2015. – 326 с.
22. Соловьев А. К., Аль–Натор М. С., Донцова С. А., Кучук С. Е. Пенсионный возраст: актуарно–статистическое обоснование : моногр. ; Финанс. ун–т при Правительстве РФ. – М. : Прометей, 2018. – 236 с.
23. Спикер, П. Социальная политика: темы и подходы / П. Спикер. – М.: Феникс. – 2015. – 400 с.
24. Страхование. Под редакцией Л.А. Орланюк–Малицкой, С.Ю. Яновой. – СПб.:Юрайт, 2017. – 327 с.
25. Тарент И.Г. Система социальной защиты населения в Россий-ской Федерации: Учебное пособие. – Ногинск: Ногинский филиал РАН-ХиГС, 2015. – 160 с.
26. Теория социальной работы: учеб. для магистров / Е.И. Холо-стова [и др.]; под общ. ред. Е.И. Холостовой, Е.Г. Студёновой. – М.: Изда-тельско торговая корпорация «Дашков и К», 2018. – 243 с.
27. Толмачева М.А. Пенсионное обеспечение как государственная услуга // Научные исследования в современном мире: опыт, проблемы и перспективы развития Сборник статей по материалам международной научно–практической конференции. – 2019. – С. 40–45.
28. Цветков С.Б. Право социального обеспечения: Учебное посо-бие. – Волгоград, 2019. – 459 с.
29. Чернышова В.Ю. Страховая пенсия по старости в условиях пенсионной реформы // Новеллы права, экономики и управления 2019. сборник научных трудов по материалам V международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 117-122.
30. Шарин В.И. Социальная помощь. - Екатеринбург: Полигра-фист, 2016. - 237 с.
31. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: Учеб. пособие. – М.: ГУВШЭ,2018. – 429 с.