Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Теория развития коллектива интересовала зарубежных и отечественных учёных, начиная с первых шагов развития системы образования и педагогики как науки.
Многообразие методологических подходов, понятийных толкований, категориальных взаимодействий и принципиальных систем нашли свое отражение в многочисленных научных школах, концепциях и теориях.
Социальная сущность личности раскрывается именно во взаимодействии с окружающим обществом, а детский возраст является максимально сензитивным для формирования социальных компетенций. Поэтому в отечественной педагогике проблемы взаимоотношений в детском коллективе рассматривались многими авторами и с разных ракурсов: как общетеоретические и социально-психологические положения о личности и социальной группе (А.А. Бодалев, И.П. Волков, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов и др.); как проблемы взаимодействия личности и коллектива (Д.Б. Эльконин, А.С. Макаренко и др.); как концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений (А.В. Петровский), концепция генезиса общения, рассматривающая взаимоотношения детей как продукт деятельности и общения (М.И. Лисина).
В истории зарубежной педагогики можно отметить появление и реализацию идей коллективного воспитания в деятельности Р. Оуэна; цели воспитания для демократии Дж. Дьюи; возникновение и развитие социальной педагогики Ф.А. Дистервега и П. Наторпа; движение ассоциационализма и реализацию его сущности в практике воспитательных ассоциаций («1а vie associative») во Франции первой половины XX в.
Целью нашей работы является анализ проблем взаимоотношений в детском коллективе в истории педагогики.
Задачи:
- анализ проблем взаимоотношений в детском коллективе в истории отечественной педагогики;
- анализ проблем взаимоотношений в детском коллективе в истории зарубежной педагогики;
- сравнительный анализ проблем взаимоотношений в детском коллективе в истории отечественной и зарубежной педагогики.
Объект исследования – детский коллектив в истории педагогики.
Предмет исследования – проблемы взаимоотношений в детском коллективе в истории педагогики.
Для достижения цели использованы теоретические методы анализа научной и учебной литературы (обобщение, сравнение, синтез, абстрагирование, классификация и др.).
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении определены цели и задачи работы, объект и предмет исследования, обоснованы методы исследования. В первой главе охарактеризованы педагогические взгляды А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконина, И.П. Иванова. Во второй главе раскрыта сущность педагогических теорий С. Френе, Л. Кольберга, Р. Штайнера. В третьей главе проведен сравнительный анализ педагогических взглядов на проблемы взаимоотношений в детском коллективе в истории зарубежной и отечественной педагогики. Заключение содержит выводы по рассмотренному материалу. В списке литературы приведены авторефераты, научные статьи, учебная литература по теме исследования.
Глава 1. Проблемы взаимоотношений в детском коллективе в истории отечественной педагогики
1.1. Детский коллектив в концепции Д.Б. Эльконина
Даниил Борисович Эльконин (1904-1984) – доктор наук, профессор, выдающийся отечественный специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития.
Анализ Я.Л. Коломинским, изучающим взаимоотношения в малых группах, взглядов Д.Б. Эльконина на проблемы взаимоотношений в детских коллективах, изложенных в статье «Детские коллективы» (1931 г.), выявил, что Д.Б. Эльконин сформулировал важные теоретические положения о детском коллективе, отметил несколько характерных фундаментальных черт, развитых в последующих исследованиях детского коллектива:
- наличие объективно-материальной основы, необходимой для возникновения детского коллектива, т.е. наличие совместной деятельности;
- вторичность субъективных переживаний (типа симпатии и антипатии), возникающих на основе совместной деятельности и являющихся ее результатом [16].
Д.Б. Эльконин дает определение коллектива, которое, на наш взгляд, имеет специфические черты, обоснованные социально-политической картиной советского общества 30-х гг. прошлого века. Коллектив определяется как группа лиц, объединенных не просто в которой имеется общая цель, и каждый член группы выполняет определенную функцию, занимает определенное место.
Д.Б. Эльконин описывает условия формирования вожаков в коллективе, заключающиеся не столько в личностных качествах, сколько в особенностях группы. Он выделяет типологию вожачества в детском коллективе, рассматривая его как социальное явление:
- пассивное вожачество проявляется не в силу потребности ребенка, а в силу того, что другие дети подражают ему и следуют за ним. Вожак может и не подозревать о своем вожачестве. Но возникает вопрос о причинах подражания, которые, скорее всего, заключены в личных качествах ребенка;
- активное вожачество, проявляющееся в отдельных случаях, функция вожака переходит от одного к другому;
- активное вожачество, охватывающее значительные отрезки процесса общения, но не распространяющееся на весь процесс;
- активное вожачество, при котором вожак руководит постоянно и подчиняет всех членов коллектива, а в отдельные моменты основного вожака дополняет другой, менее авторитетный;
- равноправное вожачество двух лидеров, каждый из которых обладает своей сферой влияния [24].
После характеристики вожачества как явления и процесса Д.Б. Эльконин предлагает три типа вожаков, которая впоследствии будет обоснована другими авторами как типология лидеров: вожак-диктатор (авторитарное подавление членов коллектива); эмоциональный организатор (поведение, заряжающее коллектив эмоциональной энергией); интеллектуальный рационализатор (строгое поведение, четкое распределение ролей и анализ результатов).
По мнению автора, эмоциональный организатор чаще встречается в детской игре, рационализатор – в учебной работе, вожак-диктатор – в самовозникающих коллективах. Но данная классификация, на наш взгляд, подчеркивает важность не только специфики группы, но и личностных качеств ребенка, которые недооценивались в теории детских коллективов того времени [17].
Таким образом, Д.Б. Эльконин, по примеру своих коллег, исследовавших детские коллективы в период до середины ХХ века, рассматривал проблему вожака как проблему личности в коллективе, а точнее, в группе.
1.2. Педагогика коллективного воспитания А.С. Макаренко
Антон Семёнович Макаренко (1888-1939) – советский педагог. Последовательно утверждая принципы коллективного воспитания, А.С. Макаренко реализовал свою теорию на практике в трудовой колонии для дефективных детей Полтавского губнаробраза, ставшей с 1921 г. колонией им. М. Горького, а также в опытно-показательном учреждении Наркомпроса УССР (1923-1926 гг.).
В результате гражданской войны массовое деформирование взаимоотношений между личностью и социумом, приведшее к большому количеству детей, брошенных на произвол судьбы, вынужденных выживать в условиях родительской депривации, требовало замены пенитенциарной системы на новые подходы к педагогике сиротства. Преступниками были вовсе не все дети, оставшиеся без родительской опеки. Детские трудовые коммуны создавались в целях решения социально-педагогических проблем беспризорных детей
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аванесян И. Д. Педагогическая концепция И.П. Иванова как система, объединяющая людей // Российский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 63-72.
2. Андерсон К.М. Роберт Оуэн и зарождение доктрин кооперативизма // Русская политология. 2018. № 1. С. 61-71.
3. Барышникова О.М. Педагогика С. Френе: реалия или история // Историко-педагогический журнал. 2011. № 3. С. 175-181.
4. Беленцов С.И. К вопросу о социально-педагогическом учении Пауля Наторпа // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 1 (45). С. 16-16.
5. Беребин М.А. Концепция отношений В.Н. Мясищева и теория психической адаптации личности // Психология. Психофизиология. 2008. № 33 (133). С. 18-26.
6. Бережковская Е.Л. К юбилею Г. Г. Кравцова // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2016. № 4. С. 151-153.
7. Борисова Л.Г. Педагогика общей заботы // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 3. С. 31-49.
8. Васюра С.А., Сидоров К.С. Алексей Александрович Бодалёв: жизненный путь, творчество и научная школа // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2016. № 3. С. 26-32.
9. Вишнякова Е.А. Содержание и формы учебно-воспитательной работы в Вальдорфской школе в соответствии с принципами свободного воспитания // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2009. № 1. С. 74-77.
10. Гвалдин А.Ю. Диалогичность воспитания в авторских педагогических системах // Инновационные процессы в науке, экономике и образовании: теория, методология, практика : монография. Пенза: Наука и просвещение, 2017. С. 24-35.
11. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики : учеб. пособие. М. : ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998. 267 с.
12. Караковский В.А. Воспитательная система школы как объект педагогического управления : автореф. дис. ... докт. пед. наук Москва, 1989. 37 с.
13. Карташева Е.В. Развитие социального гуманизма как направления гуманистической педагогики Западной Европы в XIX-XX вв. : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2008. 22 с.
14. Калашников И.А. Вальдорфская школа: к осмыслению педагогических идей и опыта // Пространство и Время. 2018. № 1-2. С. 9-9.
15. Коваленко А.И. Обзор основных идей когнитивной теории морального развития Лоренса Кольберга // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2017. № 2017. С. 78-82.
16. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах : учеб. пособие. М.: АСТ, 2010. 446 с.
17. Коновалова М.Н., Джураева Е.П. Теория коллектива: наследие отечественной педагогической науки // Научный вестник Крыма. 2018. № 7 (18). С. 26.
18. Королев Р.И., Русанов Д.Н. Педагогика коллективного воспитания // Человек: преступление и наказание. 2013. № 1. С. 225-227.
19. Котова И. Влияние инновационных идей А.В. Петровского о личности на трансформацию образовательных парадигм // Развитие личности. 2014. № 2. С. 180-197.
20. Маслюк О.Н. Педагогическая система И.П. Иванова в современном контексте духовно-нравственного воспитания школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2002. 19 с.
21. Моргаевская А.Н. Развитие теории коллектива в отечественной педагогике : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2009. 22 с.
22. Нужина Н.А., Семенова Л.Э. Вальдорфская педагогика как путь обретения личностью собственной идентичности // Нижегородский психологический альманах. 2017. № 1. С. 39-49.
23. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1979. 151 с.
24. Поливанова К.Н. О творчестве Д.Б. Эльконина // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. № 2. С. 104-109.
25. Рижанова А.О. Теория и практика социального воспитания А. Дистервега // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2008. № 2. С. 120-124.
26. Селюкова Е.А. Педагогические теории о коллективе в генезисе философско-педагогической мысли // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 7. С. 61-64.
27. Семенова О.Л. Педагогические идеи С. Френе и их влияние на теорию и практику современного школьного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 23 с.
28. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе : учеб. пособие. М.: Academia, 2000. 211 с.
29. Смирнова Е.О. Концепция генезиса общения М.И. Лисиной // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. № 2. С. 35-40.
30. Томина Е.Ф. Педагогические идеи Джона Дьюи: история и современность // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2 (121). С. 360-366.
31. Шигапова Л.М. Развитие детского самоуправления в зарубежной школе : Первая четверть XX в. : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2006. 20 с.