Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Во многих городах мира, располагающихся на реках, важная роль в регулярных транспортных перевозках уделяется водному транспорту. Являясь частью общей системы городского пассажирского транспорта, он позволяет повысить связность районов, снизить нагрузку на улично-дорожную сеть и другие виды общественного транспорта. Преимуществами водного транспорта служат сокращение времени поездки за счёт более короткого пути и отсутствия дорожных заторов.
Эффективная маршрутная сеть в сочетании с грамотно организованной работой системы водного транспорта предоставляет качественную альтернативу пользователям общественного и личного транспорта на определённых направлениях перевозок.
Во все времена водный транспорт являлся популярным и удобным средством передвижения человека. С древних времён и вплоть до конца XIX века данный вид транспорта применялся преимущественно в торговых, экономических и политических целях. С приходом двадцатого столетия, широкое распространение получают водные перевозки в контексте туризма, а в мире появляется новый вид отдыха – круиз.
В настоящее время водные перевозки туристов используются в большинстве стран мира. Главная особенность таких перевозок в том, что они сочетают в себе сразу несколько видов туризма.
Изучение темы водных перевозок в туризме имеет высокую актуальность, так как данная составляющая чрезвычайно важна для развития туризма в современном мире. Большое значение заключается в необходимости сохранения и увеличение использования водных перевозок для формирования туристского продукта, а также, решения ряда проблем, существующих в отрасли.
Стоит отметить, что водные перевозки туристов имеют множество перспектив развития. Особое внимание следует уделить их организации в Российской Федерации и в частности, в Санкт-Петербурге. Особенно важным компонентом является развитие национального внутреннего туризма, нацеленного на привлечение российских и зарубежных туристов.
Водный туризм в России интересен для отдыхающих. Реки и озера радушно встречают путешественников, открывают им свои удивительные пейзажи, дарят множество ярких впечатлений и приоткрывают завесу тайны древних и увлекательных историй, связанных с разными уголками страны.
Цель исследования: изучить технологии организации перевозок туристов водным транспортом в рамках выездных туров в Россию.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить сущность и историю водных туристических перевозок;
• Рассмотреть современные требования и правовые основы обслуживания туристов водным транспортом;
• Проанализировать состояние и перспективы перевозок туристов водным транспортом в Санкт-Петербурге.
Объект исследования - технология организации водных перевозок в туризме.
Предмет исследования - анализ состояния водных перевозок в туризме.
Методы исследования: в работе были использованы методы сравнения и описания данных, проведение аналогии, анализа и обобщение данных, построение классификации материала.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Сущность и история водных перевозок в туризме
На сегодняшний день, использование национальных туристских ресурсов в полном объеме сдерживается ограниченными возможностями инфраструктуры и материально-технической базы речного круизного туризма, что, в свою очередь, сдерживает рост прибытий круизных туристов в российские регионы. Но именно туристы, путешествующие по России, инвестируют в развитие инфраструктуры и материально-технической базы региональной туриндустрии, способствуют созданию новых национальных турпродуктов.
Российская Федерация обладает уникальными природными ресурсами для организации речных круизных путешествий. В европейской части России внутренними каналами, а также посредством рек и озер соединены в единую сеть: Балтийское, Белое, Черное, Азовское и Каспийское моря. Эта удобная воднотранспортная магистраль соединяет Северо-Западный, Центральный и Южный районы страны.
Водная система России включает реки: Волгу, Каму, Оку, Свирь, Обь, Енисей, Лену, Иртыш, Амур и др. и озера: Байкал, Ладожское, Онежское, Ильмень, Чудское. Для туристских путешествий используются каналы: Беломорско-Балтийский, протяженностью 227 км; Волго-Балтийский - 361 км; Волго-Донской - 101 км. Общая протяженность внутренних судоходных путей Российской Федерации составляет 101,5 тыс. км., из которых более 16 тыс. км – это искусственно созданные каналы и водохранилища [1].
Перевозки людей по воде относятся к наиболее древним видам путешествий с использованием транспортных средств. Первоначально, это были деревянные плоты и лодки, которые в современном туризме скорее относятся к нетрадиционным видам транспорта. Пропорционально развитию научно-технического прогресса, происходил процесс создания более совершенных водных транспортных средств. В настоящее время их видов существует великое множество [16, с. 69].
В истории становления и развития речного круизного туризма, на наш взгляд, будет логичным выделить четыре периода:
1) «Допетровская» эпоха, подготовительный этап (с древнейших времен до начала XVIII века). Период складывания первых речных круизных маршрутов в России, зарождение внеэкономического интереса к речным перевозкам, формирования первичной материально-технической базы.
2) Эпоха становления речного туризма (XVIII в. — 1917 г.) Период активного использования ВВП, внедрение научного подхода к обеспечению необходимых условий судоходства, появление первых кораблей нового типа (пароходы), зарождение первых стандартов условий пребывания людей на борту
3) Советская эпоха (1917-1991 гг.) Этап активного государственного развития круизного туризма, создание качественно новой материально-технической базы, продолжение научного изучения бассейнов рек, строительство качественно новых элементов речной инфраструктуры — каналов, шлюзов, превращение речного туризма в общедоступный вид отдыха.
4) Современная эпоха (1991 — настоящее время). Только начинающийся глобальный этап развития круизного бизнеса, используется материально-техническая база предыдущего периода, но появляется качественно новый подход к индустрии гостеприимства в целом и круизов в частности. Развитие круизных предложений в различных сегментах: премиум, стандарт, эконом и т. д.
Водный транспорт – это вид транспорта, использующийся на естественных (океаны, моря, реки, озера) и искусственных (каналы, водохранилища) водоемах. По типу перевозок, водное сообщение подразделяется на грузовое и пассажирское. Те, в свою очередь, делятся по цели перевозок. Для туристской индустрии наиболее значимыми являются массовые или индивидуальные пассажирские перевозки. Туроператоры формируют туристский продукт, называемый круизом [5, с. 19].
Под понятием «круиз» следует понимать водное путешествие, целью которого может являться отдых, получение удовольствий, удовлетворение различных потребностей, поставленных перед началом путешествия, поиск новых впечатлений и знаний, развитие кругозора и иное. Данное понятие достаточно обширно и не имеет общепринятого мнения, многие люди характеризуют понятие «круиз» по-разному.
«Круиз» с точки зрения организации туристической поездки включает в себя морское / речное путешествие с посещением портовых городов нескольких стран / одной страны и комплексом дополнительных туристическим услуг.
По мнению Н. Д. Алексеевой «Круизный туризм относится к специальным видам туризма, так как является достаточно трудоемким, капиталоемким направлением, сочетающим в себе несколько видов туризма, таких как рекреационный, спортивный, лечебно-оздоровительный, познавательный» [2].
Таким образом, круизный туристский продукт сочетает размещение и перевозку на одном объекте, включает питание и дополнятся организацией развлечений на борту. Как правило, круизный тур организован по системе «все включено», это распространяется на питание, пользование спортивными объектами и инвентарем, развлекательную программу, транспортировку туриста в портах прибытия и ряд других услуг. Дополнительными услугами в круизном туризме являются: экскурсионные услуги в портах прибытия, перевозка к месту начала/окончания круиза, трансферы.
Концепция проектирования круизных туров схожа с созданием туристского продукта. Круизные маршруты точно также должны опираться на максимально полное знание туристских ресурсов выбранного направления, поскольку именно эти ресурсы станут основой для проектируемого туристского продукта. Можно выделить основные потребительские свойства речного круизного продукта:
1. Сочетание мобильности и комфорта. Помимо экскурсионного обслуживания в городах, размещаясь на теплоходе каждый турист может реализовать цели путешествия, избегая при этом частоту переездов, смену гостиниц и хлопоты с багажом.
2. Познавательность. Речные круизы обладают познавательностью и насыщены событиями и впечатлениями, турист за 7-14 дней может посетить множество городов с экскурсионно-познавательными целями.
3. Приватность. Небольшие размеры речных теплоходов и соответствующая «семейная» атмосфера придают речным круизам приватную атмосферу и схожесть с круизами люкс-класса.
4. Отсутствие виз. Речные круизы обладают преимуществом, что не требуют оформления виз для туристов-резидентов и дорогостоящих и утомительных перелетов.
5. Вариативность экскурсионной программы и дополнительных услуг. Турист может оплачивать полный круизный пакет/опционную часть или по желанию приобретать на теплоходе дополнительные услуги, выбирать экскурсии, оплачивая их во время путешествия [4].
Уникальные свойства туристского продукта позволяют в круизах средней продолжительности ознакомиться с природными и историческими достопримечательностями в России и зарубежных стран при выполнении круизов по схеме «река-море-река»; дают возможность проведения туров с различными программами, направленными не только на отдых и развлечения, а сочетающие отдых, спорт и деловые цели. Для российского круизного рынка наиболее характерно развитие речного сегмента. Это демонстрирует стабильность объема пассажирских перевозок внутреннего водного транспорта.
В соответствии с водными перевозками, круизы подразделяются на морские и речные в зависимости от сферы обслуживания.
Морской круиз – это круиз на борту комфортабельного морского лайнера с посещением портов нескольких стран за определенное количество дней. В стоимость морского круиза входит размещение в каюте выбранной категории. Такие услуги, как питание, культурно
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова А.Ю. Международный туризм. - М.: Гардарики, 2018. – 372 с.
2. Алексеева Н. Д. Исторический аспект развития речного круизного туризма в России. // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2012, № 3 − URL: https://cyberleninka.ru/article/v/istoricheskiy-aspekt-razvitiya-rechnogokruiznogo-turizma-v-rossii
3. Безрукова Н.Л. Круизный рынок: современное состояние и развитие : учебно – метод. пособие / Н.Л. Безрукова. – М. : Финансы и статистика : Инфра-М, 2010. – 159 с.
4. Биржаков М. Б. Введение в ТУРИЗМ: Учебник. – Издание 8-е, переработанное и дополненное. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2006. - 512 с.
5. Будко И.И. Транспортное обслуживание туризма. М.: Дело, 2006. – 282 с.
6. Воловода А.В., Чистякова М.В. Тенденции развития водного туризма в Санкт-Петербурге // В сборнике: Актуальные проблемы развития сферы услуг. Под ред. Ю.В. Долматеня, В.А. Ткачева. Санкт-Петербург, 2017. С. 15-17.
7. Гаджиева Е.А., Сергеев А.А., Харлампиева А.С., Харчистова Е.Л., Шаброва Е.С. О стратегии развития туризма в Российской федерации до 2020 года // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук сборник трудов участников международной научно-практической конференции. 2014. Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина. - С. 50-53.
8. Год назад мы о таком не могли и мечтать//Водный транспорт № 3- 2016 №3 (12960). - 15 марта. - 2016.
9. Григорьев А.А., Севастьянов Д.В., Шастина Г.Н. Великий водно-волоковый путь в Югру и за уральский камень//Вестник Санкт-петербургского университета. серия 7. Геология. География. вып. -№3. - 2016. - с.138-149
10. Григорьева Т.И. Современные тенденции развития рынка туристских услуг в условиях глобализации экономики // Научный вестник МГИИТ. 6(56), 2018. 114с
11. Докукина Е.В. Мухоморова И.В Перспективы круизного туризма в России//Вопросы региональной экономики №4(29) 2016.с.1-7
12. Дунь Г.В. Тенденции на рынке речных круизов в России // Синергия наук. 2017. № 14. − С. 186-194. − URL: http://synergy-journal.ru/archive/article0875
13. Духовная Л. Л. Основные тенденции и проблемы развития рынка внутренних речных круизов в России // Сервис в России и за рубежом. - 2009. - № 4. - С. 83
14. Жуков П.В., Морозова О.Н., Шкуропат С.Г. Современные проблемы и тенденции развития водного туризма в Санкт-Петербурге // Сервис plus. 2018. Т. 12. № 2. С. 14-23.
15. Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. - М.: Дело, 2017. – 348 с.
16. Коновалова Н. С. Проблемы и перспективы развития круизного туризма в современной России // Материалы междунар. науч.- практ. конф. «Актуальные проблемы гуманитарных наук», г. Томск, 5-6 апреля 2012 г. – С. 69.
17. Макеев И.В. О развитии водного туризма в Санкт-Петербурге // В сборнике: География: развитие науки и образования. Коллективная монография по материалам Международной научно-практической конференции LXIX Герценовские чтения, посвященной 115-летию со дня рождения Станислава Викентьевича Калесника. Ответственные редакторы : В. П. Соломин, В. А. Румянцев, Д. А. Субетто, Н. В. Ловелиус. 2016. С. 138-141.
18. Малкина Г.И. Актуальные проблемы развития водного туризма в Санкт-Петербурге (на пример речного круизного туризма) // В сборнике: СБОРНИК СТАТЕЙ студентов-исполнителей дипломных проектов, выполненных по заказу исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга "СТУДЕНТЫ - ГОРОДУ". Санкт-Петербург, 2017. С. 86-88.
19. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 17 июня 2014 г. №488 О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы». http://gov.spb.ru
20. Сайт Северо-Западного регионального отделения РСТ. http://rstnw.ru
21. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма / Учебное пособие/. - М.: Аспект Пресс, 2006. – 466 с.