Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в деятельности каждой организации не зависимо от вида деятельности и масштаба особая роль отведена оборотным активам, так как они составляют основу деятельности и представляют собой имущество с высокой скоростью оборачиваемости. Руководство российских предприятий в условиях нестабильной экономики все чаще прибегают к общепринятым методам управления оборотными активами, эффективность которого позволяет добиться поставленных целей и финансовых результатов. В курсовой работе предпринята попытка анализа методов и моделей политики по управлению оборотными активами, которые используют в своей практике российские предприятия.
Цель исследования заключается в проведении анализа формирования и использования оборотных активов действующего российского предприятия.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и рассмотреть сущность оборотных средств,
- раскрыть состав и структуру оборотных средств,
- определить значение ускорения оборачиваемости оборотых активов,
- представить краткую характеристику предприятия,
-провести анализ динамики и структуры оборотных активов,
- оценить деловую активность,
- провести анализ эффективности использования оборотных средств.
Предмет исследования – механизмы формирования и анализа эффективности использования оборотных активов.
Объектом исследования является предприятие ООО Торговый Дом «Мясничный» (далее ООО ТД «Мясничный»).
Теоретической и методологической основой исследования являются труды как отечественных, так и зарубежных ученых в области анализа финансового и экономического деятельности предприятия, оценки эффективности использования оборотных активов.
Информационной базой исследования являются нормативные акты, труды российских специалистов, статьи в периодических журналах монографии, интернет – источники по теме исследования; информационные источники с предприятия в виде Устава и отчетности за 2019 год.
Использованы методы исследования, такие как синтез, математический анализ, графический метод, экономический анализ, анкетирование, опрос.
1.Оборотные средства и оценка их оборачиваемости
1.1 Понятие и экономическая сущность оборотных средств
В экономической литературе оборотные средства могут обозначаться как оборотные активы, текущие активы, оборотный капитал и др. Для большинства исследователей эти понятия тождественны и сводятся к следующему трактованию:
Оборотные активы (Current Assets) — это активы предприятия, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности, вложения в которые как минимум однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла, если последний превышает 12 мес.
Оборотные активы представлены в бухгалтерском балансе отдельным разделом с одноименным названием [2, с. 76]. В рамках исследования понятийного аппарата следует разделить термины «оборотные активы», «оборотные средства» и «оборотный капитал».
Оборотные активы — это реальные и долговые активы, отражающиеся в активе баланса предприятия, и предназначенные для дальнейшего осуществления его деятельности.
Оборотные средства — это часть средств, которая находится на балансе предприятия, участвует в процессе производства и полностью переносит свою стоимость на производственную продукцию, работу или услугу.
Оборотный капитал — это средства, которые были получены после реализации продукции, выполнения работ или предоставления услуг и в дальнейшем направляются на приобретение оборотных активов [3, с. 116].
Далее под понятием «оборотные активы» будем использовать объединяющее понятие всех этих терминов.
Оборотные активы отличаются от основных фондов тем, что они участвуют только в одном производственном цикле и переносят свою стоимость на готовый продукт единоразово. Оборотные активы постоянно находятся в движении, проходя три фазы кругооборота: денежную, производственную и товарную.
В российской практике учета и анализа существует такое понятие как чистый оборотный капитал. В большинстве случаев под этим термином понимается разница между текущими активами и текущими обязательствами. В нормальных условиях функционирования предприятия с оптимальной величиной риска сумма текущих активов должна быть выше текущих пассивов, т.е. сумма оборотных средств выше кредиторской задолженности [4, с. 120].
Для финансирования потребностей производства определяется и формируется постоянная минимальная сумма, которая обеспечивается собственными оборотными средствами.
Под собственными средствами на предприятии понимается, в первую очередь, уставный капитал и прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов.
За счет заемных средств покрывается временная потребность организации в средствах. Это может быть просроченная дебиторская задолженность, расширение производства или увеличение запасов, увеличение периода производственного цикла или увеличение стоимости предметов труда. К заемным средствам относится кредиторская задолженность, кредиты банков и прочие пассивы [5, с. 102]. Все организации, в той или иной мере, используют заемные источники финансирования.
В российской и зарубежной практике считается совершенно нормальным финансировать часть оборотных активов за счет заемных средств. В каждой организации имеется не снижаемый, постоянный остаток кредиторской задолженности, так называемый устойчивый пассив. Он состоит из задолженности по заработной плате, по отчислениям в социальные фонды, перед бюджетом и т. д. Главное здесь соблюдать пропорции в структуре финансирования оборотных средств. Доля собственных средств должна превышать заемные средства. В этом случае можно говорить о финансовой устойчивости предприятия.
Для обеспечения непрерывающейся работы предприятия возникает необходимость планирования оборотных средств. Планирование происходит путем нормирования одной части оборотных активов и не нормирования другой. Устанавливаются определенные плановые нормативы на отдельные статьи оборотных средств. Благодаря этому обеспечивается непрерывная, ритмичная работа предприятия.
К нормируемым оборотным средствам относятся все виды товарно-материальных ценностей [21, c.88]. Это могут быть производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов, готовая продукция, имеющаяся на складе и подготавливаемая к отгрузке продукция, но еще не оформленная документами.
К ненормируемым оборотным средствам относится продукция, отгруженная потребителям, но не оплаченная, дебиторская задолженность и денежные средства на счетах в банке.
1.2 Состав и структура оборотных средств
Оборотные активы включают в себя [1, c.98]:
- запасы товарно-материальных ценностей;
- дебиторскую задолженность;
- краткосрочные финансовые вложения;
- денежные средства и прочие.
По видам оборотные активы классифицируются на [9, с. 49]:
1) Запасы сырья, материалы и полуфабрикаты — это входящие материальные потоки, обеспечивающие непрерывный производственный процесс на предприятии;
2) Запасы готовой продукции — это продукция, которая находится на складе и готова к реализации, а также объём частично завершенной продукции;
3) Текущая дебиторская задолженность — это сумма задолженности организации за выданные авансы или поставленные товары и услуги;
4) Денежные активы — это остатки денежных средств (они могут быть представлены, как в национальной, так и в иностранной валюте), краткосрочные
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акуленко Н.Б. Экономический анализ. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2018. – 157 с.
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / A.M. Фридман. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2019. — 264 с.
3. Анализ финансовой отчетности: Учебник / Под ред. М.А. Вахрушиной, Н.С. Пласковой. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 367 с.
4. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Экономический анализ. – М.: ДИС, 2018. – 385 с.
5. Бланк И.А. Управление финансовыми ресурсами. – М.: Омега-Л, 2018. – 768 с.
6. Баталова И.А. Значение комплексного экономического анализа оборотных активов для управления торговыми организациями // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2015. – № 1 (73). – С. 20 – 30.
7. Брусов П.Н., Филатова Т.В. Финансовый менеджмент Финансовое планирование Учебное пособие. – М.: КноРус, 2017. – 232 с.
8. Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ. – СПб.: Питер, 2018. – 480 с.
9. Булатова Р.О. Бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия. - СПб.: Лань, 2017. – 339 с.
10. Волков О.И. Экономика предприятия Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2018. – 264 с.
11. Гарнов А.П., Хлевная Е.А., Мыльник А.В. Экономика предприятия Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 304с.
12. Гаврилова А.Н., Сысоева Е.Ф., Барабанов А.И. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: КноРус, 2018. – 628 с.
13. Данилин В.И. Финансовый менеджмент. – М.: Проспект, 2017. – 376 с.
14. Донцова Л.В., Некифорова Н.А. Экономический анализ. - М.: Дело и сервис, 2017. – 400 с.
15. Дудин М., Лясников Н., Бараненко С. Основы предпринимательства: учебное пособие. – Litres, 2018. Евразийский юридический портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasialegal.info. 5. Annual Report on European SMEs. By Patrice Muller, Cecilia Caliandro, 2016. - P. 83.
16. Ковалева И.П. Оборотные активы организации: теоретические и практические аспекты управления / И.П. Ковалева, А.Х. Амбарян // Вектор экономики. - 2018. - № 12 (30). - С. 169.[Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2018/12/economicsmanagement/ Kovaleva_Ambaryan.pdf (дата обращения: 17.09.2020)
17. Козловский В. А., Козловская Э. А., Савруков Н. Т. Логистический менеджмент: Учебное пособие. 20-е изд., доп. СПб.: Издательство «Лань», 2017. – 541 с.
18. Кайро О.В., Бариленко В.И., Плотникова Л.К. Анализ финансовой отчетности. – М.: Кнорус, 2017. – 240 с.
19. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика. – изд. 3-е. – М.: Проспект, 2017. – 1104 с.
20. Ковалев В.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Проспект, 2018. – 522 с.
21. Линдерс М., Джонсон Ф., Флинн А., Фирон Г. Управление закупками и поставками; Юнити-Дана - Москва,2017. - 752 c.
22. Маслов Е. Управление персоналом предприятия: учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2018. – 398 с.
23. Полянская Н.М. Анализ оборотных активов предприятия: организационно-методические основы и практика применения / Н.М. Полянская // Экономический анализ: теория и практика. - 2018. - Т. 17. Вып. 3. - С. 539-561.
24. Поршнев А.А. Под ред. А.А. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. Управление организацией: Учеб. / 2-е изд., перераб., доп. М.: Инфра-М, 2017. - 281 с.
25. Стоун М. Маркетинг, ориентированный на потребителя / М. Стоун, Н. Вудкок, Л. Мэчтингер. – пер. с англ. – Фаир-пресс, 2017. - 331с.
26. Филимонова Н.М. Моргунова Н.В., Никишина Е.С./Экономика и организация малого и среднего бизнеса: учеб. пособие. - М., ИНФРА-М, 2020. – 222 с.