Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Беспрепятственное перемещение товаров в условиях создания Таможенного союза (далее – ТС), вступление Российской Федерации (далее – РФ) во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО), общие тенденции к устранению торговых барьеров и препятствий, к либерализации данной сферы создают предпосылки для развития международных экономических образований и росту внешнеторгового оборота российских компаний в частности.
В данное время в связи с формированием мировой экономики и глобализацией внешней торговли к таможенным органам предъявляются все новые и новые требования. Перед таможенной службой стоит непростая задача - упростить таможенные процедуры и соблюдать таможенное законодательство. Рост товарооборота в мировой торговле содействует формированию объективных предпосылок для создания высокоорганизованной системы взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности (ВТД) при таможенном оформлении и таможенном контроле.
1 Общие положения таможенного представителя в логистических операциях
1.1 Сущность таможенной логистики
Формирование логистической системы является необходимостью для успешного развития рыночной экономики в России, поскольку она способна формировать базовые условия для жизни общества, действуя в таких сферах, как социальная, экономическая и внешняя политика. Актуальность темы исследования заключается в том, что огромные пространства отделяют производителей и потенциальных потребителей друг от друга. Состояние транспортной инфраструктуры и развитие транспорта являются ограничивающими факторами на национальном макроэкономическом уровне. Наличие логистических связей также укрепляет внешнеторговые отношения между странами и содействуют международному разделению труда. Фактор логистики является одним из важнейших в развитии производства, так как производственный процесс заканчивается именно в тот момент, когда товар доставлен потребителю. Торговые отношения формируются во внешней торговле, сопровождаемой потоками товаров, финансов и информации6.
Расколенко В.А., Немченко О.А. понимают под таможенной логистической системой адаптивную (самонастраивающуюся или самоорганизующуюся) систему обратной связи, которая выполняет определенные логистические операции, которые обычно состоят из нескольких подсистем и имеют связи с внешней средой. Авторы оценивают систему логистики как набор функционально связанных элементов для выполнения основной задачи логистики - поставки товаров в требуемом количестве и качестве в нужное время и в нужном месте с минимальными затратами20.
Новикова С.А. определяет логистику как упорядоченный набор элементов, которые находятся в определенных отношениях и отношениях друг с другом, образуют определенную целостность и единство и выполняют определенные функции логистики. Автор характеризует элементы логистической системы как функционально раздельные, а не предмет дальнейшего разложения в контексте проблемы анализа и синтеза логистических систем, выполняющих локальную целевую функцию, методические и практические решения. В этом отношении можно выделить ряд задач, которые необходимо решить: определение сущности логистических систем; формулирование принципов и эффективного функционирования логистических систем18.
Стержневую роль в развитии рынка услуг играют таможенные, складские и логистические услуги, которые, в свою очередь, играют существенную роль в определении стоимости сырья и конечного продукта. Рыночная экономика устойчиво развивается, разрабатываются новые формулы и методы развития таможенно-логистических систем и их инфраструктуры. Надлежит отметить, что создание регулируемого рынка таможенных и логистических услуг, использующих информационные технологии, связанные с транспортировкой, хранением и перераспределением товаров для передачи информации клиентам, очень эффективно. В таможенной логистике невозможно обойтись без таможенных органов, и их роль с каждым годом только повышается в глобальных логистических цепочках внешней торговли.
Совершенствование таможенного законодательства в организации внешней торговли способствует непрерывному научно-техническому прогрессу, который создает особое взаимодействие между таможенными и внешнеторговыми операциями между экспортерами, импортерами и таможенными органами13.
По словам Черныш А.Ю. и Гупановой Ю.Е. логистика как наука - это методология разработки рациональных методов контроля потока материалов и информации для ее оптимизации, наука об организации наиболее эффективного управления потоковыми процессами. Очевидно, что таможенная логистика также должна рассматриваться в двух основных аспектах: практическом и научном. Фундаментальный аспект - это практический аспект, который позволяет нам адекватно оценить природу и содержание этой категории и сформулировать правильное направление для развития теоретических знаний в исследуемой области26.
1.2 Понятие и правовой статус таможенного представителя
К сожалению, важной кадровой проблемой в области таможенной логистики является необразованность или недостаточное вовлечение их в дисциплину при изучении ее в ВУЗах. Несомненно, специалистом может стать только человек, который в комплексе использует базовые знания, полученные в процессе обучения на практике. Если крупная компания решит выдвигать свой товар на международный рынок, то вероятно ей придется создавать свой отдел ВЭД. Стоит отметить, что не имеет значения, каких специалистов придется привлекать уже имеющихся или выпускников ВУЗов. Каждые из них будут нуждаться в повышении квалификации или подготовке. Изначально компании потребуется помощь международного брокера или другими словами таможенного представителя в помощи составления международных документов.
Таможенный представитель – это юридическое лицо государства- члена таможенного союза, отвечающее условиям включения в реестр таможенных представителей.
Юридическое лицо признается таможенным представителем после включения в реестр таможенных представителей. В соответствии с Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) условиями для включения в реестр таможенных представителей являются1:
1. Наличие в штате этого лица не менее 2 (двух) работников, имеющих документ, подтверждающий, что таможенный представитель является гражданином РФ, имеет высшее образование, сдавал квалификационный экзамен и подтвердил соответствие своих знаний программе квалификационного экзамена.
2. Наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами.
3. Предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства – члена союза, на день предоставления такого обеспечения10 [3, ст. 13].
Следует отметить, что при этом юридическое лицо не должно являться:
1) казенным предприятием;
2) организацией или государственным унитарным предприятием;
3) организацией, участником (членом) которой прямо или косвенно является организация или государственное унитарное предприятие.
2 Практика и совершенствование деятельности ООО -«Управляющая логистическая компания» как субъекта таможенного дела
2.1 Краткая характеристика деятельности компании
Компания ООО «УЛК» - таможенный представитель который выступает посредником между заказчиком услуги и таможенной службы. Целью таможенного представителя является организация быстрого и беcпроблемного таможенного оформления.
Компания ООО «УЛК» создана в результате переименования компании ООО «Евроазиатский логистический таможенный брокер» в декабре 2013 года. Штатная численность сотрудников ООО «УЛК» составляет 13 человек: руководитель и 12 специалистов4.
Обособленное подразделение ООО «УЛК» в городе Улан-Удэ, осуществляет свою деятельность в зоне деятельности Бурятской таможни. Уставный фонд предприятия в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в соответствии с Российским законодательством в Министерстве иностранных дел. Целью бизнеса компании с самого начала и по настоящее время является увеличение рыночной стоимости компании посредством расширения объемов и повышения качества предоставляемых услуг.
К настоящему времени в результате развития избранного направления бизнеса ООО «УЛК» имеет в собственности складской комплекс общей площадью 4000 кв.м, офисные помещения площадью 840 кв.м. Компания трансформировала автомабильный парк и распологает сегодня 12 транспортными средствами, грузоподъёмностью от 0,5 до 8 тонн. В зоне таможенного контроля (ЗТК) оборудованы 110 стояночных мест автомобилей, что обеспечивает среднее количество пятидесяти въезжающих за день обслуживаемых машин. Процедура таможенного оформления предполагает среднее нахождение транспортного средства в зоне таможенного контроля в течении 2-3 дней.
Специалист по таможенному оформлению осуществляет свою деятельность и реализует свои полномочия на основании действующего законодательства РФ, Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, ТК ТС.
Процесс оказания услуг таможенным представителем представлен в таблице 2.2. Он включает такие этапы, как предварительная работа, основная и завершающая стадии.
Важным показателем, характеризующим оказание услуг таможенного представителя, является длительность цикла выполнения услуг. Это период времени от начала процесса выполнения до его окончания. Большое количество времени, несколько часов, занимает обработка документов клиента (перевод в электронную форму). В среднем оформление одной таможенной декларации (без обработки документов) специалистом составляет около 40 минут, в день в среднем оформляют от 3 до 5 деклараций.
2.2 Исследование деятельности ООО «Управляющая логистическая компания» как субъекта таможенного дела
Деятельность таможенного представителя связана с активностью участников ВЭД и с общим объемом внешнеторговых потоков17.
За 2018 - 2020 гг. внешнеторговый оборот в зоне деятельности Бурятской таможни характеризуется существенными колебаниями объемов. Сведения о внешнеторговом обороте в зоне деятельности Бурятской таможни за 2018 - 2020 г. представлены в таблице 2.5.
В зоне деятельности Бурятской таможни обособленное подразделение ООО «УЛК» занимает второе место по объему декларирования. На рисунке 2.1 представлено количество деклараций на товары, оформленных ООО «УЛК», в сравнении с общим количество деклараций на товары, оформленных в Буряткой таможне.
В структуре декларирования товаров ООО «УЛК» импортные товары занимают очень незначительную долю. Более 96 % оформленных ДТ – экспортные. При этом снижение объемов экспорта лесоматериала сказалось на небольшом уменьшении доли экспортных ДТ (таблица 2.6).
Таблица 2.6 – Удельный вес ДТ, оформленных ООО «УЛК», по субъектам и направлению товара5
За 2018 -2020 гг. года объемы оформленных юридическими и физическими лицами ДТ сближаются.
3 Современные тенденции развития таможенных представителей в логистических операциях
Всякая деятельность, и прежде всего предпринимательская, связана с возможностью возникновения проблемных явлений, связанных с риском. В то же время проблема неполучения или неполучения намеченных результатов наиболее типична для рыночных отношений с присущей им конкуренцией.
Перед предприятием, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, всегда стоит выбор: самостоятельно или с помощью таможенных посредников пройти таможенные процедуры. Решающим фактором является соотношение времени, затрачиваемого на самостоятельную регистрацию и проведение таможенных процедур (включая изучение нюансов и изменений действующего законодательства), и финансовых затрат на оплату услуг таможенных посредников.
Соглашаясь с М.С. Арабян7, отметим еще одно неоспоримое преимущество использования услуг таможенного представителя – возможность разделить с ним ответственность не только за соблюдение правил таможенных процедур, но и по уплате таможенных пошлин и налогов в соответствии со статьей 60 Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ (в редакции от 24.02.2021 N 20-ФЗ) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»2.
Интересной представляется зависимость, обоснованная в 2013 году в работе американских исследователей А. Бехара и Б. Нельсона, и процитированная в статье Р.В. Федоренко, согласно которой сокращение времени прохождения таможенных процедур на 1% приводит к увеличению объема внешнеторговых операций в среднем на 8%. Считаем возможным предположить, что к России также применима выявленная исследователями зависимость, что является весомым аргументом в пользу передачи логистических услуг в таможенной сфере на аутсорсинг квалифицированным посредникам, поскольку позволяет предприятию получать дополнительный доход от эффекта масштаба19.
В качестве дополнительных существенных преимуществ представителей в сфере таможенных операций для предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, можно отметить экономию на содержании в штате узких специалистов по внешнеторговым операциям и снижение рисков внешнеэкономической деятельности.
Многие факторы побуждают компании выбирать представителей логистических служб. Факторы, наиболее часто упоминаемые в литературе, включают специализацию поставщика услуг, ориентацию на ключевые компетенции, повышение производительности, доступ к новым технологиям и знаниям, нехватку внутренних ресурсов, улучшение обслуживания клиентов, повышение гибкости управления, снижение затрат, разделение рисков и повышение конкурентоспособности. Большинство компаний называют сокращение затрат самой важной причиной использования логистических услуг. При аутсорсинге в таможенной сфере эта причина имеет особое значение, поскольку для отдельной компании либо слишком дорого, либо даже невозможно самостоятельно провести ряд операций по таможенному сопровождению внешнеторговой сделки14.
В условиях жёсткой конкуренции задача сокращения собственных затрат становится приоритетной для большинства компаний. Если фирме удастся снизить свои затраты за счёт передачи определённых функций на аутсорсинг, то при сохранении объёма продаж компания высвободит дополнительные средства, которые можно использовать для маркетинга, погашения долга, исследований, роста заработной платы и увеличения чистой прибыли24.
Услуги логистических представителей напрямую связаны с повышением конкурентоспособности. Вот почему лучше отдать некоторые виды деятельности на аутсорсинг и сосредоточиться на том, что компания может сделать с лучшим качеством и производительностью при меньших затратах.
Заключение
В ходе выполнения исследовательских задач, благодаря изучению теоретической базы, получилось установить, что реализация государственного регулирования внешнеэкономической деятельности ФТС России невозможна без привлечения других субъектов правоотношений - юридических лиц, оказывающих услуги на таможне. Важнейшим из этих лиц является таможенный представитель, внесённый в Реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. Таким образом, таможенный представитель выступает профессиональным посредником между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами, а они, в свою очередь, сочетают в себе все формы государственного регулирования международной торговли.
Со стороны государства особенностью таможенного представителя как элемента таможенной инфраструктуры является функция специализированного таможенного посредника, гарантирующего таможенным органам своевременное и полное выполнение всех установленных требований по таможенному оформлению внешнеторговых операций. Со стороны бизнес сообщества таможенный представитель оказывает консультационные услуги и помогает во взаимодействии с таможенными органами в интересах участника внешнеэкономической деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) от 11 апреля 2017 года.// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2020. – №50. – Ст. 12–16.
2. Федеральный закон от 27.11.2010 P 311-ФЗ (ред. от 24.02.2021 N 20-ФЗ) ¬О таможенном регулировании в Российской Федерации»
3. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 года № 68 «Об Основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности».
4. Сведения и информация обособленного подразделения ООО «УЛК» в г. Улан-Удэ.
5. Отчет отделения внешнеторговой статистики Бурятской таможни за 2018-20 гг.
6. Альбеков А.У. Таможенная логистика: учеб. пособие: [Гриф УМО] / А.У. Альбеков, С.Н. Гамидуллаев, А.В. Парфенов. – СПб.: Троицкий мост, 2013. – 175 с.
7. Арабян М.С. Таможенный представитель и его место в системе аутсорсинга таможенных услуг / М.С. Арабян, Е.В. Попова // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 18 (373). С. 53-64.
8. Біловодська O.A. Оцінка логістичного аутсорсингу інноваційно активного підприємства [Текст] / O.A. Біловодська, Д.А. Латунова // Маркетинг і менеджмент інновацій. 2017, № 3. – С. 13-23.
9. Беликова А.В., Ермилов И.С. Транспортно-логистический аспект международного сотрудничества в таможенном деле // Международный научный журнал «Инновационное развитие». 2018. № 4 (21). С. 79-82.
10. Головин А.А. Комплексная оценка условий внешней торговли стран БРИКС // International Scientific Journal. – 2017. – С. 216-220.
11. Добринский В.П. Анализ размещения таможенно-логистической инфраструктуры в РФ и объемов грузопотоков, проходящих через ее объекты // Transport business in Russia. – №1. – 2017. – С. 10-13.
12. Игнатовская Н.К. Проблемы развития логистической системы России // Логистические системы в глобальной экономике 2017. – №7. – С. 471-473.
13. Киладзе А.Б. Логистика в таможенном деле: учебное пособие / А.Б. Киладзе – М.: Проспект, 2016. – 144 с.
14. Кужева С.Н. Использование сбалансированной системы показателей в управлении логистикой // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2019. – № 4. – С. 88–94.
15. Мозолева Н.В., Мозолев К.И. Приоритеты развития таможеннологистической сферы Евразийского Экономического Союза // Проблемы экономики и юридической практики. – 2017. – № 3. – С. 43-47.
16. Молонова А.В. Логистические межсистемные образования в таможенной сфере // Известия СПбУЭФ. – 2016. – С. 188-190.
17. Мурзабекова К.А., Баратова Ф.А. Роль таможенной логистики в системе международного товародвижения // Инновационные технологии на транспорте: образование, наука, практика : Материалы XLI Международной научно-практической конференции / Под редакцией Б.М. Ибраева. Том. 2. 2017. – С. 339-341.
18. Новикова С.А. Таможенное дело : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Новикова. М. : Издательство Юрайт, 2018. – С. 241
19. Основы таможенного дела : учебник для вузов / А. П. Джабиев [и др.] ; под общ. ред. А. П. Джабиева. М. : Издательство Юрайт, 2018. – С. 247 Международный научный журнал «Синергия наук»
20. Расколенко В.А., Немченко О.А. Совершенствование таможеннологистических систем // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). СПб.: Свое издательство, 2016. – С. 157-159.
21. Рассолова М.М, Эрнашвили Н.Д. Таможенное право. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ¬ЮНИТИДАНА», 2011. с. 369 с
22. Самолаев Ю.Н. Основы таможенной логистики: Учебное пособие / Ю.Н. Самолаева – М.: Альфа-М: Инфра-М, 2008. – 227 с.
23. Сулейманов З.Э. Стратегия развития таможенно-логистических систем в изменяющихся условиях организации бизнеса // Макроэкономические аспекты таможенно-логистической деятельности. –2017. – №3. – С. 83-88.
24. Федоренко Р.В. Многоуровневый подход к формированию таможенно-логистических систем // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». – 2019. – Т. 8. – №3. – С. 176-179.
25. Федоренко Р.В. Логистизация таможенного обслуживания как фактор повышения эффективности работы участников ВЭД / Р.В. Федоренко // Управленец – 2019. – № 4 (50). – С. 64-67.
26. Черныш А.Я., Гупанова Ю.Е. Применение методологии таможенной логистики в повышении качества таможенных услуг // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. – № 1. – С. 101-107.
27. Шиндина Т.А., Степанов Е.А. Специфика таможеннологистических механизмов в системе внешней торговли России // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2018. – №4. – С. 187-198.
28. Шуклина З.Н. Совершенствование деятельности таможенного представителя на рынке таможенных услуг // ООО «Омега Сайнс» (Уфа), Символ науки. – 2016. – № 1-1 (13). – С. 229-235.
29. Шуклина З.Н. Формирование мультикультурной системы отношений для повышения внешнеэкономической безопасности // Вектор экономики. – 2018. – № 5 (23). – С. 32.
30. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – www.elibrary.ru. 31. Справочник организаций России – www.orgpage.ru.
32. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2025 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161965/
33. Таможенный бизнес-каталог – www.customsexpert.ru
34. Статистика данных о количестве поданных деклараций крупнейшими таможенными представителями [Электронный ресурс]// ФТС РФ Статистика: база данных. – Режим доступа: http://ved.customs.ru/index.php?option=com_listnsi&view=listnsi&Itemid=818 (дата обращения 17.04.2017)
35. Таможенная статистика внешней торговли [Электронный ресурс]// ФТС РФ – Архив статистики: база данных. – Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id=12 5&Itemid=1976 (дата обращения 17.04.2017)