Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Возможности современного образования значительно разнообразились благодаря активному развитию компьютерных технологий. В настоящее время использование электронных презентаций является посильным даже для младших школьников. При этом, как правило, учащиеся проявляют высокий познавательный интерес к гаджетам.
Интернет-ресурсы позволяют в короткие сроки находить информацию, которая необходима для создания учебной презентации. Также большое значение имеет создание возможностей для дистанционного обучения.
Одной из эффективных форм организации учебной деятельности является работа, предполагающая самостоятельное создание учащимися презентаций – различные задания, которые предполагают использование интернет-ресурсов. Использование их в рамках учебной работы позволяет активировать познавательный интерес, творческие и интеллектуальные способности учащихся. Таким образом, тема данной работы является актуальной.
Цель исследования: определить эффективные возможности использования электронных презентаций при изучении страноведческих курсов географии.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность презентаций и их образовательные возможности.
2. Разработать комплекс уроков с использованием презентаций при изучении страноведческих курсов географии.
3. Оценить эффективность и результативность разработанного комплекса.
Объект исследования – презентации.
Предмет исследования – применение презентаций при изучении страноведческих курсов географии.
Методы исследования: анализ научной литературы и интернет-ресурсов, анализ педагогического опыта, проведение диагностических методик.
Теоретическая значимость исследования. В результате исследования был проведён комплексный анализ научной литературы и интернет-ресурсов, который позволил определить особенности использования презентаций на уроках.
Практическая значимость. Результаты проведённого исследования могут быть использованы в практике учителя географии, педагога дополнительного образования, репетитора.
Структура работы. Данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников.
Глава 1. Теоретические основы использования презентаций на различных этапах уроков
1.1. Особенности учебных презентаций
В настоящее время на различных уроках широко используются электронные слайдовые презентации. Как правило, педагоги сами создают их. В настоящее время наиболее распространёнными являются презентации в формате ppt.
Распространённым является убеждение, что современные презентации представляют собой некий аналог традиционных наглядных пособий, таких как бумажные плакаты, таблицы и т.п. Однако фактически, помимо создания наглядности, презентации могут выполнять и другие полезные функции. Например, Одной из актуальных возможностей презентаций является демонстрация проблемного задания c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
В работах российских ученых нет единого взгляда на сущность и возможности использования презентаций на уроках. Проблемой исследования применения презентаций в рамках урочной деятельности в России занимаются Андреева М. В., Быховский Я. С., Николаева Н. В. и др.
Быховский Я. С. Полагает, что презентация – это электронный документ, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную образовательную задачу.
Т.А. Кузнецова считает, что презентация - это пример организации интерактивной образовательной среды.
По мнению С.Ф. Катержиной, презентация может быть использована как гиперссылка, навигационная технология, которая позволяет создавать различные системы обучения, а они, в свою очередь, являются основой для организации различных форм дистанционного обучения [13, c. 104].
Анализ понятия «презентация» российскими учеными позволил сделать вывод о том, что все исследователи при определении её актуальной сущности выделяют такие обязательные характеристики, как, во-первых, использование педагогом интернета для поиска информации при её создании; во-вторых, решение проблемной учебной задачи, предполагающей активную познавательную деятельность обучающихся. Некоторые исследователи рассматривают презентацию как образовательную технологию, дидактическое средство, одновременно направленное на решение образовательных задач с использованием Интернета [6, c. 39].
Презентация является одним из средств использования информационно-коммуникационных технологий для создания урока, ориентированного в первую очередь на учащихся, вовлеченных в учебный процесс.
Для учащихся 3-11 классов создание презентации может стать частью домашнего задания, проектной деятельности или исследования. Особенностью создания презентаций в этом случае является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится фактически на разных сайтах. Школьнику дается задание собрать материалы в Интернете по определенной теме, решить задачу с использованием этих материалов, и на основе проведённого поиска разработать презентацию. Ссылки на некоторые источники предоставляются педагогом, а некоторые из них можно найти самостоятельно с помощью обычных поисковых систем. В конце задания учащиеся либо представляют свои собственные презентации на эту тему, либо какую-либо другую творческую работу в электронном, печатном или устном виде, которая дополняется презентацией [9, c. 154].
Презентации имеют ряд преимуществ, в том числе:
1) мотивация учащихся к изучению нового материала;
2) организация работы в форме целенаправленных исследований, неограниченных по времени;
3) самостоятельная активизация индивидуальной или групповой деятельности учащихся, которой они сами управляют.
При работе с презентацией вырабатывается ряд компетенций:
1) использование информационных технологий для решения профессиональных задач (в том числе поиск необходимой информации,
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Абрамова, Ю.А. Использование учебных презентаций и интерактивных плакатов н уроках английского языка на разных ступенях обучения // XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Материалы XX Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Сборник статей. Ответственный редактор А.В. Коричко. 2018. С. 535-539.
2. Алеханова, И.Ф. и др. Опыт использования презентаций в учебном процессе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 33. С. 135-138.
3. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
4. Андреева, М.В. Технологии социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004
5. Валуева Н.П. Роль методиста, учителя, ученика в олимпиадном движении по географии / Н.П. Валуева // География в школе. – №2. – 2009. – С. 49 – 50.
6. Географическое краеведение: Учебное пособие для VI – IX классов общеобразовательный учреждений / Под общ. ред. Н.В. Лобиной. – Ульяновск: УИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2007. – 240 с.
7. Герасимова Т.П. Физическая география: Нач. курс: Учеб. для 6 кл. сред. шк. / Т.П. Герасимова, Г.Ю. Грюнберг, Н.П. Неклюкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
8. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
9. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
10. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
11. Кузнецова, Н.М. Веб-квест технология как ресурс образовательной деятельности // Региональное образование: современные тенденции. 2016. № 1 (28). С. 117-120.
12. Курбатова, М. Н. Применение наглядных методов обучения // Современные тенденции в науке и образовании. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. ООО "АР-Консалт". 2015. С. 76-77.
13. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
14. Овчаренко, Е. Н. Использование наглядных методов в процессе обучения // Наука и современность. Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 177-179.
15. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
16. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
17. Платонова, Т.Н. Об использовании электронной презентации на уроках // Химия в школе. 2007. № 9. С. 25-29.
18. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.