Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Основополагающая роль в современной экономике, характеризую-щейся интенсификацией научно-технического прогресса и цифровизацией рыночных продуктов, принадлежит финансовым технологиям. По мнению председателя Центрального Банка Российской Федерации Э. С. Набиулли-ной, финтех символизирует собой новую экономическую эпоху, ориенти-рованную на глобальную инновационную трансформацию финансового сектора, и составляет колоссальную конкуренцию традиционным финансо-вым институтам [5]. Индустрия финтеха занимает лидирующую позицию в демократизации банковских услуг, генерируя инновационные идеи на цифровых площадках. Степень интегрирования финансовых технологий в деятельность коммерческих банков определяет их конкурентоспособность и финансовую устойчивость.
Очевидно, что компании, не участвующие в сегодняшней гонке за технологическое и цифровое лидерство, в конечном итоге окажутся на обочине экономического прогресса. Об этом свидетельствуют прогнозы международной консалтинговой компании McKinsey&Company, согласно которым к 2036 г. порядка 50 % экономических процессов подвергнутся автоматизации и цифровизации. Важнейшим следствием автоматизации в банковской сфере станет существенное сокращение рабочих мест. Соглас-но докладу «Цифровой прорыв» финансовой корпорации Citigroup, в пе-риод до 2030 г. сокращение составит 30 %, что демонстрирует рациональ-ное стремление банковской системы к сокращению финансовых издержек [17].
Вышеизложенное актуализирует необходимость исследования не-обанкинга, наиболее перспективной в долгосрочном периоде инновацион-ной модели развития банковской системы. Необанк (от греч. neos – моло-дой, новый) – это модернизированный банк, функционирующий исключи-тельно на новейших цифровых платформах, качественно отличающихся от устаревших традиционных, и предлагающий, как правило, минимальные комиссии, но в то же время более высокие процентные ставки и уровень обслуживания [1]. В роли филиала выступает сайт или приложение, а все операции осуществляются в виртуальном пространстве.
Вышеизложенное обусловило актуальность выбранной темы.
Целью курсовой работы является изучение роли кредитных банков-ских продуктов в реализации инновационных проектов российской эконо-мики.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
рассмотреть необанкинг как направление развития современных финансовых технологий;
охарактеризовать проблемы внедрения инновационных продуктов и услуг в банковском секторе;
проанализировать повышение конкурентоспособности банковско-го сектора посредством внедрения комплекса инновационных кросс-канальных банковских технологий.
Объектом исследования являются кредитные банковские продукты, предметом – их роль в реализации инновационных проектов российской экономики.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка ис-пользованных источников.
1 Теоретические аспекты реализации инновационных проектов российской экономики в банковской сфере. Необанкинг как направ-ление развития современных финансовых технологий
Необанки взаимодействуют со своими клиентами в онлайн-режиме посредством современных гаджетов (смартфоны, планшеты, персональные компьютеры). В Великобритании они позиционируются как challenger banks (рус. банк-претендент или возражающий против чего-либо, оспари-вающий что-либо), что вызвано первоначальной миссией данных банков, выражавшейся в завоевании той части сегмента финансового рынка, уро-вень обслуживания которой не соответствовал требованиям потребителей банковских услуг.
Главенствующая идея необанкинга в настоящий период заключается в максимальном удовлетворении потребностей клиентов, минимизацией временных, эмоциональных, финансовых издержек и устранении проблем, возникающих в рамках сотрудничества с традиционными кредитными ор-ганизациями. Его эффективное функционирование основывается на полно-ценной нормативно-законодательной базе, развитой экономике и финансо-вой грамотности населения.
В своих исследованиях, посвященных преимуществам и специфике необанкинга, отечественный экономист И. А. Двоеглазова фокусирует внимание на том, что необанки являются «банками будущего» и спустя 10-15 лет практически полностью вытеснят традиционные банки с отделения-ми и большим штатом сотрудников [3]. Ключевым препятствием к полно-масштабному переходу банковской системы на цифровые рельсы является, главным образом, возрастной фактор. Если поколения Y и Z легко адап-тируются к технологическим новшествам, то более взрослое население предпочитает традиционное посещение банковского отделения.
Как отмечают авторы журнала Forbes А. Ликуев и П. Бермишева, основной предпосылкой развития необанкинга на мировой и отечествен-ной аренах стал экономический кризис в 2008 г., инициировавший череду слияний и поглощений в банковской сфере [14]. Следствием этого стало существенное усложнение ИТ-инфраструктуры у подавляющего большин-ства традиционных кредитных организаций, что вызвало необходимость агрегирования и консолидации различных баз данных, а также модерни-зации стандартов ведения банковской деятельности, направленные на пре-дупреждение сценария 2008 г.
Помимо того, крупные банки упустили прогрессировавшую тенден-цию «мобилизации» клиентской базы, обусловленную популяризацией смартфонов и активным распространением мобильных услуг. По данным BI Intelligence, количество пользователей интернет-банкинга в США на се-годняшний день составляет 200,6 млн человек, что в процентном соотно-шении эквивалентно 61,3 % от всего населения страны. Положительная динамика будет сохраняться и в последующие годы – по прогнозам аме-риканских экономистов, к 2022 г. данный показатель достигнет 65,3 %.
Как видно из рисунка 1.1, в 2018 г. доля пользователей дистанцион-ных каналов доступа к финансовым услугам в Российской Федерации со-ставила 66,1 % от всего населения страны, что превысило показатели 2017 г. на 19,9 %. Также, согласно отчетам Центрального банка Российской Фе-дерации, развитие интернет- и мобильного банкинга наблюдается не толь-ко в количественном, но и качественном отношении: уровень удовлетво-ренности указанными каналами доступа возрос на 12 %. Помимо того, за-фиксирован ощутимый рост доли субъектов малого и среднего бизнеса (с 73,6 до 79,6 %), осуществляющих банковские операции в онлайн-режиме [15].
Рисунок 1.1 - Количество пользователей интернет-банкингом в России
На фоне борьбы традиционной банковской системы с финансовым кризисом формировался совершенно новый феномен – необанкинг, заняв-ший целый сегмент и обеспечивший себе устойчивые позиции на иннова-ционном рынке. Согласно данным исследовательского центра Burnmark, по состоянию на 1 июля 2018 г. на мировом рынке функционировало по-рядка 80 необанков. В настоящий период Россия занимает стабильное вто-рое место по их количеству (см. рис. 1.2).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20.02.2010 г.). - Новосибирск; Сиб. унив. изд-во, 2010. – 224 с.
3. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_61801/
4. J. Heidemann, M. Klier, F. Probst, Online social networks: A survey of a global phenomenon, Computer Networks, vol. 56(18), 2012, pp. 3866-3878.
5. Kollmann T. What is e-entrepreneurship? – fundamentals of company founding in the net economy. In: Int. J. Technology Management, Vol. 33, №. 4. 2010. pp. 322-340.
6. K. Rupanagunta, D. Zakkam, H. Rao. How to Mine Unstructured Data. Article in Information Management, June 29, 2012.
7. The core competence of the corporation. In: Havard Business Review, Vol. 68, №. 3, 2012. p. 79-91.
8. Блажевич, А. А., Рябченко, А. А. Необанк как новое направление финансовых инноваций в Российской федерации // Вестник института экономических исследований. – 2018. – № 4. – С. 160-168.
9. Булатова, В. И., Шеин, В. А. Необанкинг как инновационная модель развития современных банков // Казанский экономический вестник. – 2018. – № 1 (33). – С. 54-58.
10. Греф Г.О. Новые направления развития банковских информационных технологий [Электронный ресурс]: http://www.banki.ru/investment/
11. Данченко Д.А., Панченко Н.О. Трансформация рынка банковских продуктов с целью обеспечения устойчивости банковской системы России // Проблемы современной экономики, 2016. № 17. С. 227- 233.
12. Двоеглазова, И. А. Банки будущего: интеграция с ИТ-сервисами или мультиформатный бизнес // Молодой исследователь Дона. – 2018. – № 3 (12). – С. 161-164.
13. Дзансолова Б.С. Новые банковские продукты и проблемы их внедрения на российском рынке // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: экономика и право, 2015. № 2. С. 44-47.
14. Исследование прибыльности клиентской базы банков [Электронный ресурс]: http://vestnikmckinsey.ru/finance (дата обращения 15.03.2021).
15. Комаров, А. В., Мартюкова, В. М. Финтех как эффективный инструмент создания инноваций на финансовых рынках // Финансовая экономика. – 2019. – № 2. – С. 168-171.
16. Кузякин С.В. Недобросовестная конкуренция на рынке банковских услуг // Административное право и процесс, 2017. № 8.
17. Леонтьев П.А. Стратегия развития региональных банков в современных условиях // Банковское дело, 2015. № 12.
18. Минько Э.В. Качество и конкурентоспособность / Э.В. Минько, М.Л. Кричевский. СПб., 2017. - 272 с.
19. Рудская, Е. Н., Полтавская, Ю. Ю. Необанки: мировой опыт и перспективы // Молодой ученый. – 2016. – № 7. – С. 959-969.
20. Хвостик, Е., Францева, В. Отделение, на выход. Рынок банковских услуг переживает коренные изменения // Коммерсантъ. – 2015. – 20 нояб. – № 214. – С. 13.
21. Шеин, В. А. Особенности необанкинга как одного из направлений развития современных финансовых технологий // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сборник статей VIII Международной научнопрактической конференции: в 2 ч. Пенза, 10 мая 2017 г. Ч. 1. – Пенза: Наука и Просвещение, 2017. – С. 26-30.