Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Выразительность речи является одной из актуальных проблем нашего общества. Сегодня следует согласиться с результатами научного исследования академика Л.Н. Глученко, которые проведены в 2001 году и показали, что у 80% граждан Российской Федерации, имеющих высшее образование, остро стоял вопрос о совершенствовании выразительности своей речи. Для этого надо знать и владеть приемами выразительной речи. Конечно, под влиянием гаджетов на нашу речь выразительность речи современной молодежи не улучшилась. Изучением рассматриваемой темы занимались такие ведущие ученые, как Фомина Л.Р., Голуб И.Б., Никифоренко Л.И., Розенталь Д.Э. и др.
Человек – существо социальное, а ведущим коммуникативным средством является речь. «Я мыслю, значит, я существую», – писал Декарт. Но мысль без речевой структуры бесплодна. Главной функцией речи является видоизменение внутреннего образа человека, возникшего в результате подсознательной внутренней или духовной работы, в сознании слушающего. Выразительно может говорить человек, который обладает:
- самостоятельностью мышления;
- неравнодушием к тому, о чем он говорит или пишет;
- хорошим знанием языка, его выразительными возможностями;
- хорошим знанием свойств и особенностей языковых стилей;
- систематической и осознанной тренировкой речевых навыков.
Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные слова, не сделает речь живой, если не владеть вышеназванными условиями выразительности речи. Выразительности речи можно учиться у С.А. Есенина. В его стихотворениях выразительность придается использованием эпитетов. С помощью их природа оживает, ее описание обогащается, оттенки палитры с удивительной точностью передают состояние природы, совпадающее с состоянием лирического героя.
Цель исследования: определение роли эпитета в создании образа природы в стихотворениях С.А. Есенина.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:
рассмотреть понятие эпитета;
изучить особенности эпитетов в поэзии;
проанализировать использование эпитетов С. Есениным в стихотворениях;
систематизировать данные об языковых особенностях эпитетов С. Есенина.
Объектом в рамках данного исследования являются эпитеты.
Предмет исследования составляет роль языковых характеристик эпитетов в создании образа природы.
Методологической основой написания данной курсовой работы стали работы отечественных исследователей-лингвистов Арнольд И., Хазагерова Т.Г., Шириной Л.С, Солганик Г.Я., Савовой М.Р., Жирмунского В.М., Веселовского, и т.д., которые занимались изучением особенностей использования выразительных средств в художественных произведениях.
Проведенное в рамках данной работы исследование основывается на системе методов: метод лингвистического наблюдения, описательный метод, метод сравнительно-сопоставительного и контекстуального анализа, метод целенаправленной выборки.
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ЭПИТЕТА И ЕГО РОЛЬ В СОЗДАНИИ ОБРАЗА ПРИРОДЫ
1.1. Понятие эпитета
В данном параграфе определим сущность понятия «эпитет», «выразительное средство», «художественный образ», «троп».
Теорию эпитета разрабатывали такие классики филологической научной мысли, как А. Н. Веселовский, А. А. Потебня и др. Эпитет трактуют как поэтическое определение [1], служащее «одним из весьма действительных средств, усиливающих картинность и эмоциональность речи» [5]. Эпитеты, как правило, акцентируют внимание на одном из признаков предмета – том, который в данный момент следует подчеркнуть, «выпятить», рекомендовать особому вниманию читателя. По мнению Б. В. Томашевского, характерной чертой эпитета является то, что он «не вводит нового признака, а повторяет признак, заключающийся в самом определяемом слове» [4].
По стопам Б.В. Томашевского идет Ю.В. Ковалев в работе «Фоносемантические ореолы эпитетов русского литературного языка». Ссылаясь на авторов «Словаря эпитетов» К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло, Ю.В. Ковалев, с одной стороны, придерживается узкого понимания эпитета (не каждое определение является эпитетом), с другой стороны, он говорит о данном тропе в широком понимании, где определения с невыраженной экспрессивно-эмоциональной нагрузкой выступают в роли эпитетов, но с разной степенью художественной выразительности. Таким образом, прилагательные «серое», «голубое», «синее», и прилагательные «жемчужное», «мраморное», «оловянное», в соответствии с занимаемой ими позицией в тексте, применительно к существительному «море» признаются в равной степени эпитетами [11].
Обратимся к дефинициям толковых словарей: «Эпитет - образное, художественное определение. Постоянный эпитет (в народной словесности, например: синее море, златы кудри). Нелестный эпитет (переносное; о неодобрительной характеристике кого-чего-нибудь) [11].
Принято считать, что эпитет - это литературоведческий термин. Л.И. Тимофеев отмечает, что троп представляет собой употребление слова в переносном значении, т.е. выделение вторичных его признаков для характеристики какого-либо явления[14].
Иначе говоря, троп есть сочетание слов, образующее новое значение, благодаря перенесению одного из вторичных признаков слова на другое слово.
Существуют разные определения эпитета, приведем некоторые из них в понимании известных филологов:
«Эпитет - это самое меткое, самое светлое, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет» [8] .
«Эпитет – это одностороннее определение слова…»[1].
«Эпитет – украшающее определение…» [10].
Эпитет – это не слово в словаре; эпитетом слово становится, когда попадает в речь. В словосочетании «золотая ложка» прилагательное «золотая» не эпитет; в словосочетаниях «золотая осень» или «золотое время» это же слово стало эпитетом. Эпитет ведет сознание от значения слова к личностному смыслу, а личностные смыслы могут, как не совпадать у автора речи и читателя, так и у двух читателей с различным жизненным опытом.
Поэтому именно в художественной литературе тропы, в особенности эпитеты, распространены и чаще всего встречаются. Именно поэтому-то и говорят о языке художественной литературы как о языке образном, что в нем так часты художественно-изобразительные средства.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Байбулатова, Г. Г. Эстетические возможности прилагательного-эпитета в его узком и широком применениях / Г. Г. Байбулатова // Вестник Башкирского университета. – 2009. – № 3. – С. 814–816.
2. Веселовский, А.Н. Из истории эпитета. – В кн.: Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
3. Виноградов, В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В. В. Виноградов. – М. : Изд-во АН СССР, 1963. – 255 с. 28
4. Вольф, Е.М. Прилагательное в тексте. – В кн.: Лингвистика и поэтика. М., 1979
5. Воронова О. «За берёзовую Русь…»: поэтика есенинского эпитета / О. Воронова // Современное есениноведение. – 2014. – № 30. – С. 24–27.
6. Голуб, И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике/ И.Б. Голуб. М.: Эксмо, 2008. 448 с.
7. Горбачевич, К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка/ К.С. Горбачевич, Е.П. Хабло. - Д., 1979.
8. Есенин, С. А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах. Том 1. Стихотворения. Подготовка текста и комментарии А. А. Козловского — М.: «Наука» — «Голос», 1995. — 672 с.
9. Есенин, С. А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах. Том 4. Издание 2-е. Стихотворения, не вошедшие в «Собрание стихотворений». Составитель, подготовка текста и комментарии С. П. Кошечкина, Н. Г. Юсова — М.: ИМЛИ РАН, 2004. — 544 с.
10. Красных, В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций/ В. В. Красных. – М.: ИТДГК «Гнозис», 2001. – 270 с.
11. Ковалев, Ю.В. Фоносемантические ореолы эпитетов русского литературного языка/ Теория и практика преподавания русской словесности. Сборник научно-методических статей. М.: МГУ, 1996. С. 68–76.
12. Мартьянова Н.А. «Символическое» цветообозначений в русской лингвокультуре // Филология и человек. – № 4. – 2013. – С. 56-66.
13. Матвеева, Т.В. Полный словарь лингвистических терминов/ Т.В. Матвеева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. С. 544.
14. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык/ Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. - М., 1991.
15. Тимофеев Л.Н. Эпитет // Энциклопедический словарь Русского библиографического общества «Гранат». М.: ОГИЗ, 1948. Т.54. С. 419–420.
16. Томашевский, Б.В. Стилистика и стихосложение/ Б.В. Томашевский. Л., 1958
17. Шанский, Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка/ Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская - М., 1971.
18. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. Под ред. чл.-кор. АН СССР С.Г. Бархударова. Изд. 3-е испр. и доп. - М.: Просвещение, 1975. - 543 с.
19. Анатолий Бесперстых. Словарь эпитетов Сергея Есенина https://proza.ru/2015/05/12/1727
20. Тема природа в творчества С. Есенина https://rabotalub.jimdofree.com/природа-в-лирике-есенина/