Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что в настоящее время президент Российской Федерации совместно с правительством уделяет большое внимание вопросам охраны здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни. Особое внимание власти уделяют детям и подросткам. Причины беспокойства государства понятны, например, Т.А. Янбухтин отмечает, что по данным Минздравсоцразвития РФ, доля здоровых детей к 2019 году снизилась до 34%, а хроническую патологию сегодня имеют около 5 млн. человек.
В то же время отмечается рост заболеваемости детей в возрасте до 14 лет на 42,5%, а у подростков в возрасте от 15 до 17 лет – на 64%. Среди обучающихся образовательных учреждений почти две трети имеют различные функциональные нарушения.
Одним из важнейших направлений педагогической деятельности является формирование у школьников ценностного и ответственного отношения к здоровью и приоритета здорового образа жизни, что отражено в «профессиональном стандарте педагога».
В стране наблюдается рост заболеваемости школьников, в том числе из-за искаженного и фрагментарного понимания основных элементов понятия «здоровый образ жизни» со стороны учащихся. Значительная часть обучающихся считает, что здоровый образ жизни связан только со спортом и отсутствием вредных привычек. В результате такого поверхностного восприятия школьники не имеют серьезного отношения к своему здоровью и образу жизни. Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы курсовой работы «Формирование у обучающихся 5-х классов ценностного отношения к своему здоровью и жизни».
Степень изученности проблемы. Педагогическая наука накопила богатый опыт в решении проблемы укрепления здоровья школьников. Так, проблемы гигиены детей и подростков как одного из структурных компонентов здоровьесберегающей компетентности отражены в работах И.. Арнольди, М.В. Антроповой, А.О. Василенко, Н.Ф. Петровой, П. Семенченко, С.П. Шишкунова и др.
Общие вопросы формирования психического, социального, духовного здоровья освещены в исследованиях О.Ф. Алексеева, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, Б.С. Херсонской, Е. В. Гуровой, И.А. Зимней, Л.П. Ильченко, Н.В. Кузьминой, О.А. Кухтарева. Проблема формирования здоровьесберегающей компетентности старшеклассников общеобразовательной школы, а также проблемы физического здоровья школьников рассмотрены в работах В.Х. Аюбова, М.Е. Карамурзина, О.А. Ногаец, И.Р. Тарасенко и др.
Объектом исследования является формирование ценностного отношения.
Предметом исследования является внеурочная деятельность как средство формирования ценностного отношения учащихся 5-х классов к своему здоровью.
Целью исследования является разработка внеурочных мероприятий по формированию ценностного отношения к своему здоровью для учащихся 5-х классов.
Задачи:
– изучить состояние здоровья современных школьников;
– рассмотреть понятие ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
– определить компоненты ценностного отношения обучающихся к своему здоровью и жизни;
– провести диагностику сформированности компонентов ценностного отношения учащихся 5-х классов к своему здоровью и жизни;
– проанализировать полученные результаты;
– разработать программу формирования у обучающихся 5-х классов ценностного отношения к своему здоровью.
1. Ценностное отношение к своему здоровью и жизни как педагогическая проблема
1.1. Состояние здоровья современных школьников
Обсуждение проблемы формирования ценностного отношения к здоровью у школьников целесообразно начать с выявления сущности таких базовых понятий, как «здоровье», «ценность», «ценностное отношение». На сегодняшний день существует более сотни различных определений понятия «здоровье». В исследовании П.И. Калью анализируется 79 определений здоровья человека, сформулированных специалистами различных научных дисциплин. Автор выделяет шесть типов существенных элементов определения здоровья [22]:
1. Здоровье как норма функционирования организма на всех уровнях его организации.
2. Здоровье как динамическое равновесие жизненных функций организма.
3. Здоровье как полноценное выполнение основных социальных функций, участие в жизни общества и труде.
4. Способность организма адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.
5. Отсутствие болезненных изменений и нормальное самочувствие.
6. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие.
Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или недугов.
Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его равновесием с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Так, И.И. Брехман одним из первых предложил информационно – психологическую трактовку сущности здоровья: «Здоровье человека-это его способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость перед лицом резких изменений количественных и качественных параметров потока сенсорной, вербальной и структурной информации» [6, с. 27].
В.П. Казначеев подчеркивает, что здоровье – это динамическое состояние, «процесс сохранения и развития физиологических свойств, психических и социальных потенциалов». Процесс максимальной продолжительности жизни при оптимальной работоспособности и активности [21, с. 55].
Существует три типа здоровья: физическое (соматическое), психологическое и социальное.
Физическое здоровье (соматическое) является важнейшим компонентом в сложной структуре здоровья человека. Она определяется способностью организма к саморегуляции. Физическое здоровье – это состояние организма человека, характеризующееся способностью адаптироваться к различным факторам внешней среды, уровнем физического развития, физической и функциональной готовностью организма к выполнению физических нагрузок.
Содержание физического здоровья часто связывают с понятием возраста человека. Биологический возраст отражает функциональную зрелость организма, как отдельных его тканей, органов, систем, так и всего организма в целом. Физическое здоровье – это уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основой физического здоровья являются морфофункциональные резервы клеток, тканей, органов и систем организма, обеспечивающие адаптацию организма к различным факторам.
Соматическое здоровье – это текущее состояние органов и систем организма человека. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития опосредована основными потребностями, которые доминируют в ней на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом для развития человека (формирования его соматического здоровья), а с другой стороны, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
Психическое здоровье – это состояние психической сферы человека. Основой психического здоровья является состояние общего психического комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние определяется потребностями биологической и социальной природы и возможностями их удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение основных потребностей является основой нормального психического здоровья человека.
Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационно-потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основа нравственного компонента здоровья человека определяется системой ценностей, установок и мотивов индивидуального поведения в социальной среде. Этот компонент связан с универсальными истинами добра, любви и красоты. Этот компонент во многом определяется духовностью человека, его знаниями и воспитанием.
Институт гигиены детей и подростков использует 4 критерия для комплексной оценки состояния здоровья:
1) наличие или отсутствие хронических заболеваний на момент обследования;
2) уровень функционального состояния основных систем организма;
3) степень устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям;
4) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности.
По словам А.А. Баранова, «школа постепенно превращается из фактора, защищающего здоровье детей, в фактор, разрушающий его». Ухудшение здоровья детей ставит под вопрос само существование нации. В
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. – Ростов н/Д : Феникс; Киев : Здоровье, 2000. – 243 с.
2. Баранов, A.A. Основные направления укрепления здоровья детей / А.А.Баранов // Магистр. – 2009. – № 3. – С. 24 – 29
3. Березовская Р.А. Отношение к здоровью / Р.А. Березовская, Г.С. Никифоров // Психология здоровья. – 2011. – № 3. – С. 100–110.
4. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] / АГ. Бермус // Эйдос: интернет-журнал. 2005. http://www.Eidos.ru/joumal/2005/0910-12.htm. (дата обращения 10.09.2019).
5. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн; под ред. О.Г. Газенко. – М.: Наука, 1990. – 494 с.
6. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М.: МГУ,1990. – 212 с.
7. Вайнер, Э.Н. Основы демографического воспитания школьников: беседы классного руководителя / Э.Н. Вайнер // Здоровье детей. – 2007. – №1. – С. 14–20.
8. Варфоломеева, Т.В. Социологическое исследование отношения подростков к здоровому образу жизни / Т.В. Варфаломеева, Н.С. Алпатова, Д.В. Мазуренко // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. – С. 20–29
9. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко.—М.: Прогресс, 1990.—808 с.
10. Воднева, С.Н. Проблемы охраны здоровья детей в России / С.Н. Воднева // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2000 – № 1 – С. 5–10.
11. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2017. – 96 с.
12. Даниленко, О.И. Душевное здоровье и культура. Психология здоровья: учебник для вузов / О.И. Даниленко; под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во СПБГУ, 2016. – 607 с.
13. Делор, Ж. Здоровье: скрытое сокровище / Ж. Делор. – Белград: Изд-во ЮНЕСКО, 2016. – 31 с.
14. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников / В.А. Деркунская. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 98 с.
15. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. – М.: URSS, 2010. – 202 с.
16. Загвязинский, В.И. Педагогический словарь / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Г.А. Строкова. – М.: Академия, 2008. – 352 c.
17. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2005. – № 11. – С. 14–20.
18. Зинченко, В.П. Психологические основы здоровья / В.П. Зинченко. – М.: Гардарики, 2012. – 432 с.
19. Иванов, Д.А. Здоровьесберегающие технологии образования. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. – М.: АПКиПРО, 2013. – 101 с.
20. Иванов, Д.А. Формирование культуры здоровья младших школьников как педагогическая проблема / Д.А. Иванов. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.
21. Казначеев, В.П. Здоровье нации, просвещение, образование / В.П. Казначеев. – М.: Кострома: Исследовательский центр проблем подготовки специалистов. КГПУ, 2006 – 59 с.
22. Калью, П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация / П.И. Калью. – М., 1988. – 234 с.
23. Колесов, Д.В. Педагогика как фактор здоровья / Д.В. Колесов // Известия Российской академии образования. – 2001. – № 1. – С. 49.
24. Кудаланова, Л.П. Структура и особенности культуры здоровья детей младшего школьного возраста / Л.П. Кудаланова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1. – С. 623–627.
25. Кузнецова, Н.Л. Формирование профессиональной компетенции педагогов в сфере здоровьесбережения младших школьников: методическое пособие / Н.Л. Кузнецова. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2013. – 72 с.
26. Лисицын, Ю.П. Здоровье человека – социальная ценность / Ю.П. Лисицын. – М.: Мысль, 1988. – 358 с.
27. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для вузов/ Ю. П. Лисицын. – Москва: Гэотар-мед, 2002. – 544 с.
28. Лядова, С.А. Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / С. . Лядова. – Барнаул, 2000. – 19 с.
29. Методика «Индекс отношения к здоровью» (С. Дерябо, В. Ясвин), Методика «Определение общего уровня сформированности культуры здоровья школьников» (Н.С. Гаркуша) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/188/32243.php (дата обращения: 05.10.2020)
30. Митина, А.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога/ А.М. Митина. – М.: Академия, 2015. – 362 с.
31. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. – М.: Книга по требованию, 2013. – 426 с.
32. Никифоров, О.В. Компетентностная составляющая и ее становление в структуре оценки подготовленности выпускников педагогического вуза: диссертация кандидата педагогических наук / О.В. Никифоров. – М., 2007. – 149 с.
33. Новиков, Б.И. Динамика физических качеств, состояния здоровья и физического развития студентов в процессе обучения в вузе / Б.И. Новиков, В. В. Федоткин. – М.: Издательство МГУ, 1988. – 48 с.
34. Павлов, С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / С.Н. Павлов. – Магнитогорск, 2000. – 23 с.
35. Поддьяков, Н.Н. Проблемы психического развития ребенка / Н.Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. – 2011.– № 9.– С. 68–75.
36. Психологический словарь: в 2 томах / Сост. М.И. Еникеев. – М.: Русский язык, 2013. Т. 2. – 739 с.
37. Равен, Дж. Валеологическая компетентность в современном обществе / Дж. Равен. – М.: Когито-центр, 2018. – 400 с.
38. Расстянников, А.В. Развитие здоровьесберегающей компетентности младших школьников: методические материалы / А.В. Расстянников. – М.: PER SE, 2017. – 319 с.
39. Реан, А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан. – СПб.: Изд– во Михайлова В.А., 1999. – 288 с.
40. Резер, Т.М. Учебный процесс и здоровье учащихся / Т.М. Резер. – Минск : Издательский центр АПО, 2019. – 112 с.
41. Ротенберг, В. С. Мозг. Обучение. Здоровье / В.С. Ротенберг, C.М. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1989. – 240 с.
42. Сагатовский, В.Н. Философия развивающейся гармонии / В.Н. Сагатовский. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. – 567 с.
43. Шмойлова Н.А. Ценностное отношение к здоровью и самоактуализация личности // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2007. – № 3. – С. 50-69.