Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из условий развития современного образования является формирование у обучающихся познавательных, коммуникативных способностей, определять соотношение традиции и новаторства в творчестве писателя, адекватно определять авторский замысел произведения. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из предметных результатов изучения предмета «Литература» является: «достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» .
Как показывают многочисленные исследования, в методике обучения литературе имеется противоречие между необходимостью формирования навыков выразительного чтения на уроках литературы в начальной школе и недостаточным количеством методических разработок, посвященных решению этой задачи.
В настоящее время сосуществуют различные определения сущности понятия «выразительное чтение в школе». Одни авторы отождествляют его с художественным чтением, другие - сужают это понятие до использования интонационных средств выразительности. Эти различия обусловлены различным пониманием соотношений в чтении логического, образно-эмоционального и эстетического аспектов. Еще К. Д. Ушинский предлагал учителям совмещать в обучении выразительному чтению логическую и эмоциональную стороны.
На развитие навыка выразительного чтения повлияла методика К. Станиславского, в которой уже существующие подходы дополнялись привлечением творческого воображения читателя, необходимостью естественного звучания речи, выражением авторской позиции.
Выразительное чтение школьников объединяет такие направления-развитие техники речи, повышение культуры речи и овладение эмоционально-логическими средствами выразительности. Выработка навыка выразительного чтения базируется на знаниях теории выразительного чтения: техники речи, средств логико-эмоциональной выразительности чтения, выразительности в процессе чтения; на умениях подготовить произведение для чтения и анализа.
Навык выразительного чтения имеет общеучебный характер, являются средством изучения практически всех учебных предметов, способствуют саморазвитию и самовыражению личности ребенка. Важнейшим результатом освоения основной образовательной программы выступает формирование навыка выразительного чтения текстов разных жанров и стилей.
Актуальность исследования обусловлена ограниченностью изучения проблемы формирования и развития умения и навыка выразительного чтения по средствам использования упражнения на уроках литературного чтения.
Объект исследования - формирования навыка выразительного чтения у младших школьников.
Предмет исследования - использование речевых упражнений на уроках литературного чтения как средство формирования навыков выразительного чтения младших школьников.
Цель исследования - изучение особенностей формирования навыков выразительного навыка чтения у младших школьников по средствам использования упражнения на уроках литературного чтения.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1.описать особенности навыков выразительного чтения у младших школьников;
2.рассмотреть методику использования речевых упражнения на уроках литературного чтения;
3.раскрыть возможности использования речевых упражнений на уроках литературного чтения для формирования навыков выразительного чтения у младших школьников;
4.описать способ диагностики сформированности навыка чтения у младшего школьного возраста;
5.разработать комплекс упражнений и заданий, обеспечивающих формирование навыка чтения у младших школьников на уроках литературного чтения;
6.сформулировать рекомендации по формированию навыков выразительного чтения младших школьников посредством использования речевых упражнений на уроках литературного чтения.
Методы исследования: анализ литературных источников, метод теоретического исследования, наблюдение, изучение школьной документации, творческих работ учащихся, беседа, изучение передового педагогического опыта; наблюдение, методы теоретического обобщения.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Особенности навыков выразительного чтения у младших школьников
Речевая деятельность является одним из важнейших показателей не только языковой культуры человека, но развитости его психических функций. Поэтому, будучи средством выражения мыслей людей, речь становится основным механизмом их мышления.
Речь - это последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации [1].
Н.А. Ипполитова говорила о том, что речь представляет собой способ реализации всех функций языка, и прежде всего - коммуникативной [3]. Именно коммуникация, или общение, являясь целенаправленным процессом взаимодействия между двумя и более людьми, лежит в основе информационного обмена познавательного или аффективно-оценочного характера, достигаемого с помощью языковых, невербальных средств и компонентов других знаковых систем. В связи с данной функцией речи перед человеком стоит задача: обеспечить максимальный эффект в достижении поставленных им коммуникативных задач в конкретной речевой ситуации, выбирая и используя при этом адекватные языковые средства, соблюдая современные языковые нормы и этику общения.
Таким образом, чтобы речь была максимально эффективной, она должна обладать определенными коммуникативными качествами [4].
Коммуникативные качества речи - это свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации между людьми, и характеризующие уровень речевой культуры собеседника [7].
Выделяют семь коммуникативных качеств речи:
-правильность - соответствие языковой структуры речи действующим нормам языка на всех его уровнях;
-логичность - смысловая непротиворечивость на уровне высказывания и на уровне текста;
-точность - строгое соответствие слов обозначаемым предметам, явлениям действительности;
-уместность - соответствие целям и условиям общения [3];
-чистота - не засорённость речи внелитературными элементами, а также словами «сорняками»;
-богатство - разнообразие речи (лексическое, синтаксическое, интонационное);
-выразительность -способность речи поддерживать внимание и интерес адресата, усиливать эффективность воздействия на него.
Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими качествами, и будет называться выразительной [9]. Выразительность речи – способность средствами устной речи передать слушателям свое отношение к идее произведения [14].
Выразительность речи - это такие ее качества, которые привлекают внимание слушателей, поддерживают постоянный интерес к ней. Выразительной называется устная речь, в которой выражение своего отношения к предмету и форме речи соответствует коммуникативной ситуации, а речь в целом оценивается как удачная и эффективная [21].
Выразительность речи имеет свою шкалу: от минимума, обеспечивающего понимание, общение, до многоцветного, артистического исполнения, раскрывающего перед собеседником, слушателем новые глубины мысли и чувства [12]. Она выступает одним из ведущих коммуникативных качеств речи говорящего.
Существуют различные виды выразительности речи: морфологическая (формообразование слов различных частей речи), лексическая (умение использовать в речевой деятельности семантические фигуры и лексические средства выразительности), синтаксическая (умение распространять
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Варзацкая Л. А., Шевченко Л. М. Методика развития связной речи младших школьников. К.: РНМК, 2017. 127 с.
2. Василевская О. Л. Закрепление читательских умений // Начальная школа. 2015. №13-14. С. 30-35.
3. Вашуленко М. С. о соотношении знаний и умений в языковом образовании младших школьников // Начальная школа, 2019. №9. с. 4-8.
4. Гапоненко Л. Н. как усовершенствовать навыки чтения // Начальная школа, 2016. №7-8.С.79-80.
5. Гац Н.А. ознакомление младших школьников со средствами связности текста. М.: Инфо-пресс: 2019. 64 с.
6. Дмитришин К. В. Виды работы над текстом на уроках чтения // начальное обучение и воспитание. 2020. №1. С. 3-6.
7. Довженко Т. Как помочь ребенку научиться выразительно читать. // Начальная школа. 2016. №7. С. 13-16.
8. Игнатенко Н. Особенности понимания учебных текстов младшими школьниками // Свет, 2019. №4. с. 40-43.
9. Карнаух Т. Внедрение интерактивных методов обучения на уроках чтения // Начальная школа. 2015. №11. С. 5-8.
10. Курипта В. И. Эффективные методы и приемы усовершенствования навыка выразительного чтения / / Начальное обучение и воспитание. 2015. – №29-30. С. 38-48.
11. Лаптева Л. Чтение – окно в мир // Начальная школа. 2017. №11. С. 11-13.
12. Наумчук М. Н. Современный урок русского языка в начальной школе. СПб: Астон, 2018.352 с.
13. Олейник Г. А. выразительное чтение. К.: Высшая школа, 2018. 207с.
14. Павленко л. Как слово говорится / / Начальная школа. 2014. №10. С. 14-15.
15. Пархоменко Н. Методика работы над словом, текстом на уроках литературного чтения / / Начальная школа, 2019. №7. С. 44-48.
16. Пелешок Е. Работа над средствами выразительности на уроках чтения // Начальная школа, 2017. №12.С. 12-14.
17. Савченко А. Я. Методика чтения в начальных классах. К.: образование, 2017. 272 c.
18. Савченко А. Я. Обучение и воспитание учащихся 1 класса.К.: Начальная школа, 2015. 615 с.
19. Савченко А. Я. обучение и воспитание учащихся 2 класса. - К.: Начальная школа, 2015. 641 с.
20. Савченко А. Я. Обучение и воспитание учеников 3 класса. – К.: Начальная школа, 2015. 630 с.
21. Савченко А. Я. Обучение и воспитание учеников 4 класса. – К.: Начальная школа, 2005. 638 с.
22. Сапун Г. М. Уроки литературного чтения в 3 классе. – М: Учебники и пособия, 2016. 191 с.
23. Сапун Г. М. Уроки чтения в 4 классе. М: Учебники и пособия, 2016.208 с.
24. Скрипченко Н.Г. Пути совершенствования классного и внеклассного чтения // Начальная школа. 2008. №5. С. 36-40.
25. Суржук В. Т. Формирование навыка выразительного чтения младших школьников в процессе индивидуально-дифференцированного обучения // Научные записки ТГМУ Им. В. Гнатюка. Сер. Педагогика. Тернополь, 2006. - Вып. 3. С. 117-119.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/