Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Электронная коммерция – термин комплексный, определяемый как экономическая область с проведением денежных и торговых транзакций через компьютерные сети, включающая еще бизнес-процессы, необходимые для завершения операций: электронный маркетинг, ведение документооборота, поставка товара/услуги.
Первый коммерческий опыт ведения бизнеса с помощью коммуникационных технологий был получен в США в 60-х гг. XX века: American Airlines совместно с IBM начали создавать автоматизированную систему заказа мест на рейсы – Semi-Automatic Business Research Environment. За счет SABRE, самостоятельного дистанционного приобретения билетов, перелеты стали доступнее для пассажиров, а автоматизация резервирования снизила стоимость тарифов.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СУЩНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ
1.1.Понятие и сущность электронной торговли
Компьютерные сети глобально изменили общество, активно вмешались в экономику и деловую активность, повлияв на формирование новой разновидности экономической деятельности – предпринимательство с использованием системы Internet и телекоммуникаций. E-commerce, электронная коммерция уже составляет значимую часть бизнеса в России, где стороны при совершении сделок на товарном рынке взаимодействуют с помощью компьютерного обмена данными посредством интернет-технологий.
Благодаря сети Internet ведение бизнеса дистанционно через коммуникативную связь стало доступно для предпринимателей всякого масштаба: on-line торговля через виртуальный канал сбыта почти не требует материальных вложений. E-commerce включает и системы, ориентированные на Интернет, и магазины с использованием коммуникационной среды ВBS, VАN, пр. Платежным средством при таких продажах выступают банковские карты, электронные деньги.
Электронная коммерция – термин комплексный, определяемый как экономическая область с проведением денежных и торговых транзакций через компьютерные сети, включающая еще бизнес-процессы, необходимые для завершения операций: электронный маркетинг, ведение документооборота, поставка товара/услуги [11, c.30]. Хранение информации организуется на WEB-серверах организаций, которые осуществляют интернет-сервис. Доступ к данным открывается по заявкам клиентов из программ-браузеров.
В целом, электронная торговля представляет собой процессы проведения торговых операций по закупке или продаже каких-либо товаров или услуг через сеть Интернет.
Термин «электронная торговля» подразумевает такие операции [13, c.118]:
-по обмену информацией (Electroniс Data Interchange);
-по движению капитала (Electronic Funds Transfer);
-торговые (e-trade);
-в системах сбора данных;
-по переводам денежных средств;
-обмена сообщениями;
-использования электронных финансов (e-cash);
-маркетинговые (e-marketing);
-электронного банкинга (e-banking);
-с электронными каталогами;
-по услугам по страхованию (e-insurance);
-с электронными бланками;
-в системах «partner»;
-в службах новостей и информационного сервиса.
Электронной коммерцией принято называть бизнес-процесс (шире — сферу экономики), включающий торговые или денежные транзакции, проводимые посредством компьютерных, электронных сетей.
Еще в 50-х годах авиакомпания American Airlines в партнерстве с IBM начала разработку уникальной системы, автоматизирующей бронирование посадочных мест в самолетах. Cистема существует по сей день, носит название SABRE — в свое время она существенно облегчила авиаперелеты для пассажиров, помогая сориентироваться в тарифах, направлениях и т. д. Сегодня SABRE используют более 350 000 турагенств всего мира, 400 авиакомпаний, 100 000 отелей, 25 автомобильных брендов и 14 круизных маршрутов.
1.2.Основные виды и формы электронной коммерции
Формы электронной коммерции различают по схемам взаимодействия [7, c.102-104]:
1.Для организаций:
-Business-to-Business B2B. Бизнес-бизнес (partner).
-Business-to-Consumer B2C. Бизнес-потребитель.
-Business-to-Employee B2E. С наемным работником.
-Business-to-Government B2G. С правительством.
-Business-to-Operator B2O. С оператором связи.
2. Для потребителей:
-Consumer-to-Administration C2A. С администраторами.
-Consumer-to-business C2B. Потребитель-бизнес.
-Consumer-to-Consumer C2C. Потребитель-потребитель.
3. Для администрации:
-Administration-to-Administration A2A. Между администрациями.
-Administration-to-Business A2B. С коммерческими организациями.
-Administration-to-Consumer A2C. С потребителями.
4. Прочие модели: для государства, для общества;
-Decentralized-to-Consumer D2C. Децентрализованные отношения потребителей на базе Блокчейн-технологии (Blockchain).
-Government-to-Business G2B. Правительство и коммерческая организация.
-Peer-to-Peer P2P. Между лицами.
Традиционно электронная коммерция в интернете делится на три группы, по сегменту потребителей: В2В, В2С и С2С. Некоторые называют еще две категории: В2А и С2А. Рассмотрим все 5 видов eCommerce.
1. В2В: «Бизнес для бизнеса». Суть проста — одна компания продает нечто другой компании. Интернет здесь способен существенно оптимизировать процессы: ускорить операции, взаимоотношения более прозрачными [5, c.72]. Пример — перед вашими глазами. LPgenerator — сервис по созданию лендингов для бизнеса (хотя, конечно, можете запустить landing page, продвигающий человека, личный бренд — что угодно).
2. В2С: «Бизнес для клиента». Здесь тоже все очевидно. Компания продает напрямую физическому лицу. Часто в таком формате проходит реализация товаров, иногда — услуг (изучение английского через Skype, например) [5, c.74]. Именно сюда вписываются традиционные интернет-магазины, а также новый тренд — социальная торговля (поиск клиентов и продажа в социальных медиа).
В2С. В2С (Business-to-Consumer), подобным термином обозначается коммерческая деятельность между организациями и частными потребителями, которых еще могут называть «конечными». Этот термин может быть использован, чтобы описать ту деятельность, которую осуществляет предприятие [5, c.75]. В данном случае, это продажа товаров или услуг, которые предназначаются для конечных пользователей. Для подобной электронной торговли, самый популярный инструмент – интернет-магазин. Для примера можно назвать: Утконос.Ру, Озон.ру, Корзинка.ком и другие.
3. С2С: «Потребитель для потребителя». Интересная модель, предполагающая торговые отношения между двумя людьми, ни один из которых не может называться бизнесменом [5, c.75]. Ресурсы, предоставляющие данную возможность, похожи на что-то между блошиным рынком и газетой объявлений. Наиболее частый формат — интернет-аукционы. Покупателю они позволяют сэкономить, продающему — сбыть ненужное, отбив деньги.
2.АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ
2.1.Основные тенденции развития электронной торговли в России
Электронная коммерция в России как основа электронно-информационного бизнеса на современном этапе содержит ряд вопросов и проблем, поэтому анализ и выявление ее структурных элементов, основных тенденций и закономерностей развития на российском рынке является необходимым условием дальнейшего развития коммерческой деятельности России в целом.
В настоящее время рынок электронной коммерции в России находится на стадии интенсивного развития. По данным исследовательского агентства Data Insight объем российского рынка электронной коммерции в 2011 году составил 310 млрд. рублей, в 2012 – 392 млрд. рублей (рост на 26%) [15].
Некоторые ведущие представители розничной интернет-торговли добились увеличения продаж на 200-300%. Следует отметить, что темпы роста данного сектора экономики значительно опережают темпы роста экономики страны: за 2012 год ВВП России вырос на 3,5%, а e-commerce – на 26%.
Развитие интернет - торговли в России напрямую связано с распространением сети Интернет на территории страны, развитием опций онлайн- оплаты банковскими картами, появлением электронных денег, а также сетевых сервисов, агрегирующих различные способы оплаты покупок.
Немаловажную роль в появлении электронной торговли сыграла реклама в Интернете. Сначала появились сайты компаний, которые рекламировались в поисковиках, затем возникли формы заказа на сайтах, после появились интернет-магазины, которые, в большинстве случаев не имея розничных точек продаж, выигрывали по срокам и удобству получения товара. Таким образом, сформировался сегмент розничного рынка, который объединил организации, реализующие свою продукцию только через Интернет.
Сегодня в Интернете можно купить практически все: от продуктов до билетов на самолет. Потребителю не нужно ехать на другой конец города, чтобы приобрести товар, достаточно зайти на сайт интернет-магазина и, нажав несколько кнопок, сделать заказ. Причем все больше людей не только покупают, но и продают через Интернет.
Развитие электронной коммерции в мире и в России подкрепляется не только спросом, но и предложением. Инвесторы охотно вкладывают средства в стартапы, связанные с электронной торговлей. В мире доля сделок венчурного инвестирования в электронную коммерцию составляет 16% от всех инвестиций в IT, в России эта доля в разные месяцы может доходить до 22%.
С 2009 года доля организаций, имеющих персональные компьютеры, превысила 90 %-ный порог и рост удельного веса замедлился. Рост ЭВМ других типов связан с тем, что для некоторых задач в бизнесе и науке нужны большие мощности, к примеру, для обеспечения нормальной работы сайта или хранения большого объема данных необходимы специальные серверы. Рост использования электронной почты объясняется тем, что она является незаменимым средством связи между контрагентами.
2.2.Перспективы развития электронной коммерции
По мнению экспертов компании J’son & Partners Consulting, в ближайшие годы ожидаются стабильные темпы роста на уровне 15-20% ежегодно. Тогда к 2020 году объем рынка электронной коммерции составит более 2180 млрд. руб. (рисунок 2.2).
Однако сегмент электронной коммерции в экономике нашей страны стал заметен только в последние годы. До 2011 года доля продаж через интернет составляла менее 1% от общего объема торговли России, в 2012 – около 2% (рисунок 2.3).
Подобные показатели отмечались в США и Великобритании в 2003 и 2005 годах, а в настоящий момент – доля е-commerce в этих странах занимает более 10%, что позволяет сделать вывод о наличии значительного резерва для дальнейшего роста рынка электронной коммерции России. По мнению экспертов, сегмент электронной коммерции к 2020 году составит около 7% от общего объема торговли в России. На развитых рынках (Китай, Франция, Германия, Бразилия) в настоящее время данный показатель составляет около 5%.
Более 60% интернет-магазинов сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге, где проживают около 15% населения страны. По прогнозам экспертов Morgan Stanley, к 2020 году объем продаж через интернет в столичных округах вырастет на 30%, в то время как в остальных регионах рост в среднем составит 55%.
На данный момент сложилась ситуация, когда значительно большее количество покупателей из регионов создают намного меньший оборот, чем жители мегаполисов. Это связано, в первую очередь, с более ранним проникновением высокоскоростного доступа в интернет в крупные города, также вследствие более высокого дохода и более развитой логистической инфраструктуры. Россияне привыкают к интернету медленно – по данным исследовательского агенства Data Insight только 11% начинают совершать онлайн-покупки сразу после подключения, большинству (около 45%) требуется от двух до пяти лет на адаптацию [15]. Всего в России личным опытом в совершении покупок через Интернет обладает около 22 миллионов человек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время, E-commerce, электронная коммерция уже составляет значимую часть бизнеса в России, где стороны при совершении сделок на товарном рынке взаимодействуют с помощью компьютерного обмена данными посредством интернет-технологий.
В целом, электронная торговля представляет собой процессы проведения торговых операций по закупке или продаже каких-либо товаров или услуг через сеть Интернет.
Электронная коммерция в России как основа электронно-информационного бизнеса на современном этапе содержит ряд вопросов и проблем, поэтому анализ и выявление ее структурных элементов, основных тенденций и закономерностей развития на российском рынке является необходимым условием дальнейшего развития коммерческой деятельности России в целом.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азрилиян, А.Н. 2008. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики. – 856 с.
2. Бугаева, Е.С. Современные проблемы и перспективы управления развитием инновационной экономики: материалы Междунар. Науч.-практ.конф. (Белгород, 18-19 окт. 2012 г.) / Е.С. Бугаева, Р.Г. Асадуллаев.– Белгород: МД «Белгород», 2012. – 400 с.
3. Голдовский, И. Безопасность платежей в Интернете /И. Голдовский. – СПб.: Питер,2001. – 240 с.
4. Климченя, Л.С. Электронная коммерция: Учеб. пособие / Л.С. Климчена. - Мн.: Выш. шк., 2004. – 191 с.
5. Кобелев, О.А. Электронная коммерция: учеб. пособие / Под ред. С.В. Пирогова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 684 с.
6. Козье, Д. Электронная коммерция. Пер. с англ. / Д. Козье. - М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 1999. – 288 с.
7. Хэйг, М. Основы электронного бизнеса. Пер. с англ. С. Косихина / М. Хэйг. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 208 с.
8. Пирогов, С.В. Электронная коммерция: Учеб. пособие / Под ред. С.В. Пирогова. - М.: Издательский Дом «Социальные отношения», Изд-во «Перспектива», 2003. - 428 с.
9. Резниченко, О.С. Исследование рынка ERP–систем для комплексной автоматизации предприятий с разнонаправленной деятельностью. Современные научные исследования: гипотезы, концепции, технологии: сборник статей участников Все-российской заочной научно-практической конференции (г. Челябинск, 22–24 апреля 2013 г.) / О.С. Резниченко. – Челябинск: изд. центр ЮУрГУ, 2013. С. 127-131.
10. Саммер, А. E-COMMERCE. Электронная коммерция. Маркетинг: Пятая волна / А. Саммер, Гр. Дункан. - М., 1999. – 152 с.
11. Смирнов, С.Н. Электронный бизнес / С.Н. Смирнов. - М.: ДМК Пресс; М.: Компания АйТи, 2003. – 240 с.
12. Успенский, И. Энциклопедия Интернет-бизнеса / И. Успенский. - СПб.: Питер, 2001. – 61 с.
13. Эймор, Д. Электронный бизнес. Эволюция и/или революция / Д. Эймор. - М.: Вильямс, 2001. – 320 с.
14. Gary, P. Electronic Commerce, Ninth Edition, Schneider, Ph.D., CPA. Printed in the United States of America, 2001. – 4с.
15. Сайт мировой Интернет-статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.internetworldstats.com.