Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Согласно современным требованиям ФГОС дошкольного образования, в процессе реализации основной образовательной программы дошкольного образования необходимо создавать условия благоприятного коммуникативно-личностного развития детей. В ходе общения в дошкольной образовательной организации между детьми младшего дошкольного возраста начинают формироваться их важные коммуникативные умения: развиваются речевые навыки, формируется словарный запас, осознание коммуникативной культуры. Начало общения между детьми – это важный фактор их социализации. Общение дошкольников в раннем возрасте формирует гуманные чувства, развивает коммуникативные навыки, способствуют позитивному отношению детей к жизни. Одной из благоприятных возможностей развития речи младших дошкольников является процесс игровой деятельности.
Организация дидактических игр в условиях ДОО – довольно важная тема в настоящее время.
К современным играм, проводимым в дошкольных образовательных организациях, существует ряд требований. Во-первых, они должны отвечать безопасности детей, сохранению их здоровья. Во-вторых, игры в детских садах призваны решать задачи образования, развития и воспитания, способствовать формированию научного мировоззрения.
Цель исследования: изучение возможностей дидактических игр и упражнений в формировании речевых навыков младших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования речевых навыков младших дошкольников
Предмет исследования: формирование речевых навыков младших дошкольников в дидактических играх и упражнениях.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности речевых навыков.
2. Рассмотреть методы формирования речевых навыков детей младшего дошкольного возраста.
3. Провести обзор особенностей дидактической игры как средства развития речевых навыков.
4. Привести описание дидактических игр, направленных на формирование речевых навыков младших дошкольников.
Методы исследования: анализ научной литературы по исследуемой проблеме, анализ педагогического опыта.
Структура исследования. Данная исследовательская работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования речевых навыков младших дошкольников
1.1 Определение речевых навыков в методике развития речи. Формирование речевых навыков в дошкольном возрасте
Существует несколько подходов к определению речевых навыков.
Как отмечают М.М. Алексеева и В.И. Яшина, речевой навык – это «речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию». Согласно исследованиям данных авторов, речевые навыки включают в себя навыки оформления языковых явлений (внешнее оформление – произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее – выбор падежа, рода, числа) [2].
О.А. Бизикова в качестве речевых навыков рассматривает речевые действия, которые достигли уровня «автоматизма» [4].
В соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [1].
Формирование речевых навыков детей младшего дошкольного возраста связано с важнейшими особенностями их речи являются:
- недостаточная сформированность словарного запаса
- проблемы с произношением звуков и слов
- отсутствие необходимых межличностных связей в начальный период пребывания в ДОО.
- тревожность, связанная с отсутствием близких, в начальный период пребывания в ДОО [2].
На третьем году жизни быстрыми темпами идет развитие как понимания речи, так и активной речи, резко увеличивается словарный запас, усложняется структура предложений. Ребенок пользуется самой простой, первоначальной и естественной формой речи –диалогической, которая изначально тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Диалогическая речь выражается в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Подобная грамматически малооформленная речь маленького ребенка почти полностью ситуативная, и ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют мимика, жесты, интонация. Но уже в данном возрасте ребенок учитывает в диалоге при построении собственных высказываний то, как их поймут партнеры. Отсюда эллиптичность в построении высказываний и остановки в начатом предложении [1].
Как отмечает А.Г. Арушанова, с конца третьего года начинает активно осваиваться система словообразования: способы образования увеличительных и уменьшительно-ласкательных наименований, наименований действующего лица, видовых пар глаголов и др. Порядок усвоения грамматических средств определяется их доступностью для понимания (семантикой) и структурной «прозрачностью». В первую очередь усваиваются регулярные не многозначные грамматические средства. Первоначально морфологические формы усваиваются как целостный «гештальт» (А.Н. Леонтьев), заимствуются из речи взрослых в том виде, как их слышит ребенок. Но в дальнейшем усвоенный материал подвергается анализу посредством экспериментирования, «манипулирования», в процессе языковых игр, выясняются свойства и пределы использования формы. При этом верные в грамматическом отношении традиционные формы нередко заменяются на ошибочные, но «правильные» с точки зрения языковой системы («хорошие ошибки», по Р.Е. Левиной). Оказывается, ребенок не может научиться грамматической правильности, не пройдя через этот этап «нащупывания правильности». Таким образом, «языковые эксперименты» (Р. О. Якобсон) представляют собой закономерное явление. Это специфически детский способ обследования слова, его формы и формально-семантических отношений между словами [3].
Главная особенность этого периода состоит в том, что речь ребенка в эту пору развивается в ходе речевого общения, отвлеченно от конкретной ситуации, что определяет необходимость развития и совершенствования более сложных языковых форм
Ещё Е.И. Тихеева обращала внимание на значимость развития речи младших дошкольников и на создание эффективных условий для этого. ПО мнению Е.И. Тихеевой, в число основных задач развития речи в дошкольной образовательной организации входят:
- развитие речевого аппарата
- развитие речевого слуха
- формирование словарного запаса
- работа над структурой речи [17].
Определив основные задачи речевого развития в ДОО, Е.И. Тихеева также выделяет пути решения данных задач. В своей работе Е.И. Тихеева анализирует особенности программы наблюдения за развитием речи дошкольников. В эту программу были включены разделы, посвящённые ознакомлению с миром предметов, с многочисленными явлениями, проходящими в природе, с ситуациями общественной жизни, с трудовой деятельностью в природе, в других сферах. При этом большое внимание автор уделяет иллюстративному сопровождению, которое необходимо для закрепления представлений в сознании дошкольников [17].
Начало посещения детского сада для младшего дошкольника является серьёзным стрессором. Это новый период жизни малыша, когда он из семейной обстановки попадает в новые условия, к которым необходимо постепенно привыкнуть. Однако, в то же время начало посещения ДОО является важным условием речевого развития ребёнка.
От эффективности развития умений общаться с взрослыми и сверстниками во многом зависит последующая социализация младшего дошкольника, и педагоги ДОО должны всячески содействовать в этом ребёнку, учитывая его индивидуальные особенности.
При определении возможностей развития речевых навыков младшего дошкольника необходимо учитывать, что на основе восприятия людей и предметов и взаимодействия с ними ребенок младшего дошкольного возраста учится выделять их разнообразные свойства, например, цвет, форму, особенности материала, температуру и т.п. [5].
В целом развитие речевых навыков ребёнка сопровождается развитием эмоционально-личностной сферы. При этом важное значение имеет усвоение ребёнком сенсорных традиционных эталонов: основных цветов, система мер. В возрасте 3 лет ребёнок уже ознакомлен с многими цветами, готов назвать ряд животных и определённые предметы, различает простые геометрические фигуры. При этом развитие его речи сопровождается началом развития воображения.
1.2 Способы формирования речевых навыков младших дошкольников
Целью работы по развитию речевых навыков и обучению родному языку младших дошкольников является формирование как устной речи, таки навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа[6].
Формирование речевых навыков включает ряд частных, специальных задач, основанием для выделения которых является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. М.М. Алексеева и В.И. Яшина выделяют следующие основные задачи развития речи в дошкольном возрасте:
1) воспитание звуковой культуры речи;
2) развитие словаря;
3) формирование грамматического строя речи;
4) развитие связной речи:
а) формирование диалогической (разговорной) речи;
б) формирование монологической речи [2].
Рассмотрим, какими методами решаются указанные задачи в младшем дошкольном возрасте.
Воспитание звуковой культуры речи представляет собой многоаспектную задачу, включающую более частные микрозадачи, которые связаны с развитием восприятия звуков родной речи и произношения. Данная комплексная задача предполагает необходимость развития речевого слуха, на основе которого осуществляется восприятие и различение фонологических языковых средств, формирование правильного звукопроизношения, развитие орфоэпической правильности речи, овладение средствами звуковой выразительности речи (тембр голоса, тон речи, ударение, темп, интонация, сила голоса), постановку четкой дикции. Существенное внимание направляется на культуру речевого поведения. Воспитатель учит детей использовать средства звуковой выразительности с учетом задач и условий общения [11].
По утверждению О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста включает прежде всего работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей [21].
Содержание работы по формированию звуковой культуры речи младших школьников включает упражнения и игры, направленные на развитие слухового восприятия, звукопроизношения, темпа речи и ее интонационной выразительности. При этом следует учитывать необходимость повторения материала и постепенного его усложнения. Последовательность дифференциации и закрепления звуков дается с учетом трудности их произнесения и последовательности их появления в процессе речевого развития [20].
Формирование звуковой культуры речи всегда выступало в младшем дошкольном возрасте как одна из основных задач речевого развития. Исследователи подчеркивают, что наряду с работой над правильным звукопроизношением необходимо работать над всеми элементами звуковой стороны речи – интонацией, силой голоса, дикцией, темпом.
Необходимо учить младших дошкольников слышать, различать и произносить звуки в словах. Работа над правильным произношением гласных звуков и их дифференциацией должна проводиться для формирования как четкой артикуляции звуков родного языка, так и способности вслушиваться в речь, чтобы различать на слух отдельные звуки и звукосочетания. Произношение согласных звуков (их последовательность достаточно подробно обоснована в работах логопедов: м, б, щ т, д, щ к, г, х, ф, в, л, с, ц), готовит органы артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков. Упражнения и игры должны способствовать развитию способности дифференцировать звуки, родственные по месту образования(ф и в, т и д, п и б),в небольших речевых единицах слогах: ба-ба, па-па, до-до, то-то и т. п. Далее осуществляется отработка дифференциации мягких и твердых согласных, детей подводят к правильному произношению шипящих [14].
Воспитание звуковой стороны речи проводится как при помощи специального речевого материала (слова, фразы, песенки, потешки, включающие определенную группу звуков),направленного на формирование способности правильно произносить звуки, владеть темпом речи и силой голоса), так и посредством включения задач по формированию звуковой культуры речи в лексические и грамматические упражнения. Именно такое сочетание задач и дает большой эффект, заинтересовывая детей [4].
Развитие словаря младших дошкольников осуществляется в том числе в рамках словарной работы, проводимой в дошкольном образовательном учреждении. В детском саду словарная работа направлена на создание лексической основы речи. В общей системе работы по речевому развитию детей она занимает важное место. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем представляет собой важное условие умственного развития, так как содержание исторического опыта, которое присваивается ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, в первую очередь, в значениях слов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
2. Алексеева, М.М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – СПб.: Питер, 2014. –560 с
3. Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - 608 с.
4. Арушанова, А.Г. Речь в общении детей. Книга для воспитателей детского сада/ А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
5. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
7. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.
8. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
9. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие/ А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. –256 с.
10. Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности //Методы психологической диагностики. Вып. 2. /Ред. Воронин А.Н. М., 1994.
11. Гребенщикова, Ю.А. Использование разнообразных форм работы с родителями по развитию лексико-грамматической стороны речи младших дошкольников // Инновации в современной науке. Материалы IX Международного летнего симпозиума. Центр научной мысли. 2015. С. 113-116.
12. Григорьева, Ю.С. Дидактическая игра как средство полового воспитания детей дошкольного возраста. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2007
13. Денисова, В.А. Развитие коммуникативных навыков детей среднего школьного возраста в дидактической игре // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием : в 4 ч.. Новосибирский государственный педагогический университет, Институт детства. 2019. С. 69-70.
14. Дергачёва, Л.М. Классификация дидактических игр с позиции различных методологических подходов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2005. № 5. С. 39-43.
15. Дудина, О.А. Развитие речи младших дошкольников посредством сказок // Студенческая наука и XXI век. 2018. № 16-2. С. 100-103.
16. Кислицына, Н.Г. Изучение развития связной речи у младших дошкольников // XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. сборник статей. 2019. С. 146-150
17. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.
18. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в творческой деятельности дошкольников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с
19. Малетина, Н.С. театрализованный досуг как средство развития связной речи младших дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2017. № 6. С. 106-112.
20. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. - М.: Наука, 2017. - 278 с
21. Мурзаева, В.Ш. Изучение развития связной речи младших дошкольников // XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Сборник статей. 2018. С. 202-206.
22. Носкова, Е.С. Возрастные и психологические особенности развития речи младших дошкольников // Вестник научных конференций. 2019. № 10-2 (50). С. 77-78.
23. Овчинникова, Е.С. Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. 2014. С. 122-124.
24. Петросян, И.Э. Жестикуляция как средство общения детей младшего дошкольного возраста // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2008. № 1. С. 93-98.
25. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 264 с.
26. Созонов, В.В. Планирование воспитательной работы: от результата к замыслу / В.В.Созонов// Народное образование. – 2001. №1.
27. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1981. – 111 с.
28. Трешина, Е.Н. Развитие речи младшего дошкольника средствами театрализованной деятельности // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 930-932.
29. Тютрина, Ю.С. Особенности построения предметно-пространственной среды в группах младшего дошкольного возраста // Сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. С. 211-216.
30. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. –288 с . Ушакова, О.С. Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема / О.С. Ушакова // Педагогическое образование в России. – 2011. – No12. –С. 5 –13.
31. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова. –М.: ТЦ Сфера, 2004. –144 с.: 16 с. ил.
32. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения/Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1861). — М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1945. — С. 475