Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Алексей Николаевич Леонтьев определяет интерес, как «встречу потребности с предметом». С этой точки зрения, интерес к чтению, и есть встреча потребности в тех или иных книгах у читателя – взрослого и ребенка – создается постепенно и только в процесс предметной, а не вербальной деятельности, т.е. путем правильно организованной работы читателя с книгой и среди книг. Все это доказано наукой формирования личности средствами чтения - общения. Следуя этому закону, профессионально объяснимо и появление у детей индивидуально-ориентированных потребностей в очень разных книгах, так как сами дети, в частности, младшие школьники – это психолого-физиологические и социально-формируемые индивидуальности.
Известно также, что и потребность в общении тоже заложена в человеческой природе, поскольку стать человеком вне читательского окружения, невозможно. При этом наука о читателе утверждает, что потребность ребенка в общении непосредственным окружением никогда до конца не удовлетворялась, и до появления средств массовой информации ежедневным средством, расширяющим для ребенка круг общения и отвечающим на индивидуально-возникающие у каждого из детей вопросы, оставалась книга и индивидуальное чтение книг. Сейчас же, то есть в 21 веке, на детей все сильнее и сильнее оказывает влияние экранная культура.
В отличие от книг, компьютер или телевидение дают информацию в виде синтеза текста, звука, визуального образа и действия. Казалось бы, от этого мышление ребенка должно быть не только вербальным, но и образным. Но на самом деле все происходит иначе: получая готовые образы и знания, в которых у ребенка еще нет потребности и которые без сотрудничества со взрослым он оценить и воспринять по-настоящему не в состоянии, они разрушают его способность думать, чувствовать, оценивать и разграничивать то, что ему понятно и непонятно, то, что он хочет знать и чего знать не хочет.
Таким образом, у него рождается потребность в заполнении духовного вакуума чем угодно – только без личных усилий: памяти, воли, сознания, воображения и т.д. В этом состоит особенность формирования интереса к чтению у современного ребенка. Чтение – это думанье , а думанье – это самая трудная человеческая деятельность. И чтобы перенастроить ребенка с получения «бесплатной похлебки» для заполнения духовной пустоты из телевидения и компьютера радостью истинно человеческого духовно-нравственного труда, учителю надо находить методические приемы и средства, помогающие младшему школьнику, еще не умеющему думать, полюбить это нелегкое занятие и предпочесть его бессмысленному запоминанию случайных и бессистемных впечатлений, от бездумно воспринятой информации – визуальной и печатной. Для этого ребенка надо одновременно учить умению видеть в книге собеседника, задавать ему знание разных собеседников, расширять кругозор, и умению самостоятельно «говорить» с книгой и текстом, напрягая и согласовывая при этом все свои психоэмоциональные и умственные возможности.
К сожалению, в современной массовой школе перед учителем такой задачи не стоит и поэтому дети, в частности, первоклассники, проучившись год, испытывают к книге негативные чувства. А не разрешив этой задачи в массовой школе, в частности, в 1 классе, мы и превращаемся из читающей страны в не читающую, или, говорят теперь, в страну функционально неграмотную. Вот почему мы считаем, что данная тема является актуальной.
Цель работы: определить возможности формирования читательского интереса младших школьников посредством нестандартных уроков литературного чтения.
Объект исследования – читательский интерес
Предмет исследования – формирование читательского интереса младших школьников средствами нестандартных форм обучения литературному чтению.
Гипотеза исследования: существует предположение, что использование приёма драматизации в системе нестандартного обучения литературному чтению является эффективным для развития читательского интереса детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность и значение читательского интереса
2. Определить особенности нестандартных форм обучения
3. Провести обзор особенностей организации нестандартных уроков в начальной школе
4. Провести диагностику сформированности читательского интереса младших школьников
5. Разработать комплекс приёмов драматизации для реализации нестандартного обучения детей
6. Определить эффективность и результативность разработанных приёмов драматизации.
Методы исследования: анализ научной литературы и интернет-ресурсов, проведение диагностических методик, организация педагогического эксперимента, обзор педагогической практики.
Структура работы: данная курсовая работа включает в себя ведение две главы основной части, заключение, список использованных источников, приложение. Каждая глава основной части завершается выводами.
Глава 1. Теоретические основы развития читательского интереса младших школьников посредством нестандартных форм обучения
1.1. Читательский интерес и особенности его формирования
В ходе индивидуального развития интересы формируются у детей по мере того, как они вступают в процессе обучения и воспитания во всё более сознательный и глубокий контакт с окружающим их миром. Интересы являются и предпосылкой обучения, и его результатом. Обучение опирается на интересы детей, и оно же формирует их. Существенно новые условия для развития интересов у ребёнка создаются с поступлением его в школу и началом обучения различным предметам. Многие педагоги отмечают, что умение читать и интерес к прочитанному существенно влияют на качество обучения. В настоящее время компьютер и телевидение во многом вытеснили из жизни ребенка книги. Часто дети читают лишь заданный в школе минимум, но не умеют анализировать текст, выделять существенные детали. Как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, и его грамотность оставляет желать лучшего, то и его устная речь недостаточно развита. Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой не только как источником знаний и информации, но и приобщить учащихся к миру книг, чтобы каждый нашел в этом мире своих собеседников, захотел думать о себе и окружающих, можно только путем развития у детей самостоятельности читательской деятельности. В этом главная задача учителя начальных классов [21].
Многие исследователи отмечают, что в формировании отношения к книге помимо учителя, важную роль играет семья ребенка. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка и подростка.
Как показывают исследования НИИ книги, проблема заключается в том, что 1/2 населения России не читает, и лишь 30% родителей знают, что читают их дети [3].Различные аспекты становления читательских интересов отражены в трудах многих известных педагогов, психологов, писателей и методистов, таких как: Ш.А. Амонашвили, Л.И. Беленькая, В.Г. Белинский, Л.С. Выготский, М. Горький, Н.А. Добролюбов, А.Н. Леонтьев, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, О.И. Никифорова, З.И. Романовская, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, Д.Б. Эльконин и др. Но только появление науки формирования личности средствами чтения-общения позволило понять серьезность самого явления «интерес к книге и чтению», определить поэтапность формирования этого интереса. От интереса к книге-собеседнику -› к желанию самостоятельно «говорить» с этим собеседником и, наконец, -› к умению различать возможных «собеседников», чтобы находить нужных тебе и формировать свое книжное окружение, т.е. к читательским интересам [16].
Итак, читательский интерес – это направленный интерес, проявляющийся в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. Таким образом, интерес к чтению и интерес к книге-собеседнику неразрывны [10].
Общепризнана огромная роль литературы и чтения в формировании личности младшего школьника. Для детей первого класса предназначаются книги тонкие, объемом в 16 страниц, в обложке, на которой есть все важнейшие внешние приметы, позволяющие даже начинающему ребенку, внимательно «исследуя», то есть рассматривая книгу – предмет, понять, о чем она, как она написана, интересна она ему или нет, – решить это для себя, и не по догадке, а с опорой на конкретные службы, элементы этой книги как инструмента просвещения читателя. Что может и должен видеть в книге ребенок, который только учится читать? Во–первых, картинку. Например, какую-то непонятную зверушку на фоне природы (детская книжка «Однажды... Зарубежные сказки»). Но зверушка эта не занимается обычными своими «звериными» делами, а очень похожа на человека: она явно чем-то озадачена. И заглавие –«Однажды...», то есть «как-то раз...» или «когда-то...». Сопоставив рисунок с заглавием, и чуть-чуть подумав, младший школьник догадается, что когда-то или как-то раз, видимо, случилось нечто, что вызвало у зверушки недоумение, заставило ее размышлять. Плохое или хорошее случилось? Зверушка озадачена, удивлена, но не испугана. Значит, уж очень плохого не случилось и потому читателю не страшно, но хочется узнать, что же там случилось-то и с кем? И об одной ли этой зверушке идет речь? Все это – сведения, которые начинающий читатель может, если его научили, получить только с одной, первой страницы обложки [5].
Но у книжки есть и оборотная сторона – четвертая страница обложки, а там, как видно, таких знакомых и незнакомых расчудесных зверушек множество: и плавающих, и бегающих, и летающих. Интерес к книжке у читателя усилился, очень захотелось узнать: обо всех ли этих зверушках будет рассказываться? Если ученик знает буквы, он будет пробовать прочитать надпись в квадратике. Не сумеет сам прочитать, прочитает вместе с ребятами и учителем. Вот почему с этим учебным материалом на первом году обучения надо работать только в классе, на уроке и только под руководством учителя. Прочитали: «Однажды... Зарубежные сказки». Все стало еще понятнее! Теперь бы узнать, знакомые это сказки или совсем новые?! А для
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
2. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 464 с.
3. Батурина, Т.А. Формирование читательских умений у младших школьников // Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23922611 (дата обращения: 112.03.2019).
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
5. Бунеев, Р.Н. ФГОС и изменение подходов к обучению чтению
[Текст] / Р.Н. Бунеев // Начальная школа плюс До и После. – 2014. – №4/14. С. 50-55.
6. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
8. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
9. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
10. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
11. Иванов, Н. Н. Творчески-интерпретационные умения в системе читательских компетенций школьников [Текст] / Н. Н. Иванов, И.В. Борисенко // Ярославский педагогический вестник. – 2014 – № 1. – С. 89-93.
12. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение [Текст]. Рабочие программы. 1- 4 классы. /М.В.Бойкина, Л.Ф. Климанова. - М.:«Просвещение», 2014.–36 с.
13. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
14. Литературное чтение. 1-4 классы. Оценка достижения планируемых результатов. Часть 1. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. ФГОС [Текст] / Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 152 с.
15. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального азвития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
16. Оморокова, М.И. Основы обучения чтению младших школьников [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128 с.
17. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
18. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
19. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2017. - 160с.
20. Шиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности. – Воронеж, 2015. – С. 136-140.
21. Шиховцова, Н.Н. Нравственное воспитание учащихся в контексте системного анализа. – Карачаевск, 2013. - С. 114-122.
22. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у детей в новых социокультурных условиях. – Казань, 2017. – С. 111-119.
23. Strus, W., Cieciuch, J., Rowinscy, T. The Circumplex of Personality Metatraits:A Synthesizing Model of Personality Based on the Big Five / Rewiew of General Psyhology, 2014, , Vol. 18, No. 4, 273.