Фрагмент для ознакомления
2
– к изменению параметров движения в целях получения высокой экономичности и точности работы пространственных и силовых мышц;
– к реагированию, то есть к точному и быстрому выполнению кратковременного целого движения при появлении ранее известного или неизвестного сигнала, или его части;
– к перестройке двигательных действий при меняющихся условиях окружающей среды;
– к согласованию или соединению отдельных движений в единую двигательную комбинацию;
– к равновесию, то есть к сохранению устойчивости при статическом или динамическом положении тела;
– к ритму или точному воспроизведению заданного двигательного действия;
– общие координационные способности третьего вида, которые являются своего рода обобщением специальных и специфических.
В процессе физического воспитания и спортивной деятельности педагог (тренер) нередко наблюдает воспитанников, хорошо выполняющих разнообразные задания на ориентирование и баланс, ритм, реагирование и т. д. Иными словами, у этих детей хорошо развиты общие координационные способности. Однако чаще всего встречаются иные случаи [13].
Например, ребенок обладает высокими координационными способностями к циклическим движениям, показывая при этом невысокий уровень координации в спортивных играх.
К общим координационным способностям относят реализованные, а также потенциальные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.
Часто происходит так, что координационные способности существуют в скрытом виде до начала движения. В этом случае они относятся к потенциальным.
Реализованные, или актуальные, координационные способности выявляются в определённый момент времени.
Также координационные способности можно разделить на элементарные и сложные. К элементарным относят умение человека к чёткому воспроизведению пространственных параметров движений.
Сложные координационные способности – это умения человека к интенсивной перестройке двигательных действий при резко изменившихся внешних условиях [15].
Определение основных понятий этих двигательных возможностей с педагогической точки зрения не может содержать в себе только знания о «преодолении избыточных степеней свободы».
Такое видение имеет явные пробелы. Дело в том, что координационные способности, определение которых весьма обширно, во многом зависят от успешности решения поставленной задачи.
При этом можно выделить три вида координационных способностей. Первым из них является нервная координация. Она осуществляется при согласовании нервных процессов и мышечного напряжения.
Второй вид координации – двигательная. Она проявляется в сочетании перемещений всех звеньев тела в пространстве и во времени. Существует ещё и мышечная координация. Это процессы передачи мышцами команды управления на все участки тела [2].
Кроме этого, выделяют сенсорно-моторные, а также моторно-вегетативные координационные способности. От них находится в прямой зависимости качество решения поставленных задач.
Первая из этих двух разновидностей связана с работой опорно-двигательной системы и работой таких сенсорных систем, как зрительная, слуховая и вестибулярная. Иными словами, в процессе осуществления двигательной деятельности человека задействованы органы чувств. Это способствует познанию состояния внешней среды и своевременно реагировать на перемены, происходящие в ней. Сенсорно-моторный тип координационных способностей даёт возможность проанализировать внешние сигналы и сопоставить их с внутренними, которые происходят в организме человека.
Определение моторно-вегетативных координационных возможностей человека идёт через проявление всех функций организма. Это связано с тем, что каждое перемещение тела в во времени и в пространстве прямо связано с деятельностью вегетативных систем (дыхательной, сердечно-сосудистой, мочевыделительной, гормональной и т. д.), которые обеспечивают мышечную деятельность [8].
Без регулярных тренировок и при наличии заболеваний, утомлений или сильного эмоционального влияния происходит дискоординация различных функций организма, обеспечивающих работу мышц.
Всё это отражается на качестве решаемых двигательных задач. Координационные способности человека, а также средства и методы их формирования и развития активно применяются в педагогической практике и тренерской работе. Дело в том, что от этих двигательных возможностей человека зависит его предрасположенности к определённому виду деятельности. Это должно учитываться при формировании и развитии у детей разнообразных умений и навыков[2].
Координационные способности человека выражаются в его возможностях, которые зависят от [10]:
– точного анализа своих движений;
– деятельности различных анализаторов, в том числе и двигательных;
– решительности и смелости;
– сложности двигательного задания;
– возраста;
– уровня развития иных двигательных способностей;
– степени общей подготовленности.
Для повышения возможностей человека при осуществлении сложных двигательных действий необходимо использовать физические упражнения, которые:
– направлены на преодоление координационных трудностей;
– требуют от человека быстроты и правильности, а также рациональности движений;
– новы и необычны для исполнителя;
– в случае повторения выполняются с изменением условий или двигательных действий.
Если предлагаемые упражнения удовлетворяют пусть даже одному из вышеперечисленных требований, то их уже можно назвать координационными.
Для развития координационных способностей существует много различных разработок. Самыми действенными из них являются методы, использующие строго регламентированные упражнения. В основе таких занятий лежит двигательная активность [7].
Так, «чувство времени», «чувство пространства», а также «чувство мышечных усилий» – это весьма важные для человека координационные способности, и методика их развития в связи с этим занимает ведущее место в процессе воспитания. Рассмотрим совершенствование данных возможностей подробнее.
Для развития способности, позволяющей максимально точно выполнять движения, применяются комплексы общеподготовительных упражнений. При этом важно систематически повышать их координационную сложность. Например, в таких случаях даются задания, требующие точности воспроизведения как одновременных, так и последовательных положений, и движений туловища, ног, рук.
Применяются также бег, и ходьба на заданное время и т. д. Более высокого уровня координационные способности и методика их развития предполагают выполнение воспитанниками специальных упражнений на соразмерность движений в определенных границах пространства, времени и мышечных усилий [15].
В этих случаях используют методы многократного выполнения заданий. При этом дается установка на запоминание полученных показателей и дальнейшую их самооценку. Это методы «контрастных заданий» и «сближаемых задач».
Использование подобных упражнений позволяет осознавать различие субъективных ощущений с имеющимися объективными данными. При неоднократном повторении таких заданий повышается сенсорная чувствительность человека, что дает ему возможность более точно управлять
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Барышникова, Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий / Т. Барышникова. СПб: “ЛЮКСИ”, “РЕСПЕКС”, 1996. – 256 с
2. Дорфман, Л. Я. Метаиндивидуальная психология искусства: теоретические, психометрические и экспериментальные исследования. Отчет о НИР № 96-06-80038 (Российский фонд фундаментальных исследований)
3. Ермоленко, Е.К. Возрастная морфология: учебник. / Е.К. Ермоленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 464 стр.
4. Журавлев, Р.С. Структура инновационного процесса в обучении спортивным бальным танцам / Р.С. Журавлев // Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: материалы ХIII Всероссийской научно- практической конференции. – М.: РГУФКСМиТ, 2013. – С. 24-27
5. Карева, И. В. Развитие специальных двигательных способностей для формирования рабочей осанки у юных танцоров на этапе начальной подготовки / И.В. Карева, Е.А. Репникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 3 (97). – С. 92-96
6. Карпенко, Л.А. Базовая подготовка в спортивных танцах на паркете / Л.А. Карпенко, В.А Сивицкий // Ученые записки университет им. П.Ф.Лесгафта. – 2009. - № 5 (51). – С. 36-40
7. Киреева, К.В. Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса занимающихся спортивными бальными танцами на этапе начальной подготовки / К.В. Киреева // Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. – М.: РГУФКСМиТ, 2012. – С. 20-22.
8. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. 2015. - 28 - 32 с.
9. Лебедева Г.А. Координационные способности как основа физического развития человека // Материалы IV международного научного медицинского симпозиума «Тенденции развития адаптивной физической культуры. Вопросы реабилитации и профилактики». – Казань: Казанский государственный медицинский университет, 2013. – С. 90–98
10. Лях В.И., Зданевич А.А. Координация движений. – М.: Просвещение, 2015. – 104 с.
11. Новожилова А.А., Васильева О.В. Классификация координационных способностей человека. – Омск: Омская государственная медицинская академия, 2016. – 145 с.
12. Осипова В.Н. Возрастная физиология и психофизиология: учебное пособие.- М.: МГИУ, 2010. – 190 с.
13. Урманов А.В., Кропоткина С.С. Особенности развития координационных способностей // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2016. – № 11. – С. 142–151
14. Федорова А.Н., Физическая культура, подвижные игры: учеб.пособие /А.Н. Федорова – М.: Издание «Экзамен», 2016. – 64 с.
15. Федорова Я.С. Физическая культура. – Нижний Новгород: Перспектива, 2016. – 412 с.