Фрагмент для ознакомления
2
Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной.
Отечественные педагоги считали, что метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.
Крупенина М. В. полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой [10].
Через проектную деятельность дети, знакомятся систематически с каким-либо понятием или проявлением в разных видах деятельности, постепенно, что позволяет в свою очередь реализовать интегрированный подход в обучении дошкольников. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Позволяет детям дошкольного возраста быть активными участниками образовательного процесса - метод проектов. [7;19].
Глава 2 Методы и формы реализации проектной деятельности в дошкольном образовании
2.1 Этапы формирования познавательной активности детей дошкольного возраста с использованием метода проектов
Известно, что познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которые присущи от рождения каждому человеку. В дошкольном возрасте на основе этой потребности у ребенка формируется стремление открыть узнать для себя как можно больше нового. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка [3;34].
С этих позиций особого внимания заслуживает проектная деятельность дошкольников в образовательном пространстве детского сада. Т. С. Цыбикова определяет проектов метод, как метод комплексный, который дает возможность детям проявить самостоятельность в планировании, организации, осуществлении и контроле своей коллективной деятельности [18].
Е. С. Полат рассматривает метод проектов, как особую организацию совместной деятельности субъектов, направленную на образовательую реализацию, путем объединения усилий для решения общей задачи, использования и самостоятельного приобретения необходимых знаний и умений, завершаемую конкретным практическим результатом [8].
Далее, в ходе теоретического исследования, рассмотрим этапы формирования познавательной активности дошкольников, предложенные педагогом-психологом Колоненковой О. В. [8].
1 этап - любознательность. Внешне она проявляется в следующем: интерес к новым фактам непосредственный, связанные с этим вопросы к взрослым занимательным явлениям; эмоциональное позитивное переживание, связанное с получением новой информации. В этом проявляется ориентированность на внешний мир, их чувственное преимущественно практическое отношение к действительности.
Метод проектов на данном этапе формирования познавательной активности, обеспечивает деятельности возможность практической в ней наличие информационной среды насыщенной. Другими словами, проектная деятельность способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка.
2 этап - познавательная активность, связанная с приобретением умений и знаний, необходимая для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям.
Для этого вида активности характерны:
решать интеллектуальные задачи стремление;
получить средства для решения указанных задач стремление;
в интеллектуальных достижениях потребность;
вопросы по изучаемой теме по типу как это сделать, для чего это надо делать, что правильно, что неправильно и т.п., характеризующие стремление научиться, усвоить новую информацию, освоить новый способ действия;
установка на овладение предлагаемым способом деятельности;
позитивное эмоциональное переживание, связанное с усвоением новых знаний, приемов, способов деятельности, отработкой сложных операций, нахождением путей решения задач;
к значению незнакомых слов интерес;
ситуационный характер познавательного интереса: после получения новых сведений, по окончании действия (занятия, выполнения задания) интерес исчерпывается, появляются симптомы пресыщения.
Применяя метод проектов, на данном этапе формирования познавательной активности, учиться дошкольник ставить вопросы для решения задач интеллектуальных, пополняет свой словарный запас, реализует потребность в интеллектуальных достижениях.
3 этап - познавательная активность, направленная на познание существенных свойств, предметов и явлений, понимание значимых связей между ними, характерно сочетание задаваемой присвоения извне цели самостоятельного деятельности и выбора способов и средств достижения ее.
К внешним признакам, характерным для этого вида добавляются:
вопросы, характеризующие интерес к постижению содержания, существенных свойств, предметов и явлений;
свободное и заинтересованное оперирование знаниями и умениями в области, связанной с интересом;
стремление выполнять задания повышенной трудности;
поиск самостоятельных путей решения поставленных задач;
использование собственных примеров по изучаемой теме;
стремление поделиться с взрослыми и сверстниками имеющимися знаниями;
относительная устойчивость интереса, проявление интереса не связано с конкретной учебной ситуацией.
На данном этапе формирования познавательной активности в процессе проектирования дошкольники участвуют в исследовании и экспериментировании, делятся умозаключениями собственными со взрослыми. Переживаемые при этом положительные эмоции: радость, гордость в случае удачного решения задачи, удивление, одобрения взрослых - побуждают к новому поиску знаний детей, к проверке уже имеющихся.
4 этап - познавательная активность самостоятельная. Данный вид активности характеризуется ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, механизмов окружающих явлений, событий и себя самого:
ненасыщаемый характер познавательного интереса – стремление узнать больше; новое знание, новое умение порождает новые вопросы, направленные на более глубокое проникновение в его содержание;
интерес к закономерностям познания, существенных связей причинно-следственных, проявляющийся как в самостоятельной деятельности, так и в вопросах, педагогу задаваемых;
самостоятельная постановка вопросов и целей изучения; инициатива в постановке новых задач проблем;
поиск оригинальных способов достижения целей, решения задач;
интерес к способу, открытию новых закономерностей в той или иной сфере, получения новых знаний то есть к овладению первичными формами профессионального мышления;
выделение важных сторон изучаемого наиболее существенных, явления;
активное участие в обсуждениях, спорах по интересующему
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/;
2. Беттельхейм, Б. «Любим ли я… Диалог с матерью» / Б. Беттельхейм. - СПб. : Ювента, 1998;
3. Венгер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика / А. Л. Венгер.: в 2 ч. – М. : Генезис, 2001. – 128 с.;
4. Витенберг, О. М. «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников / О. М. Витенберг [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/06/10/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti;
5. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т. - т. 3. / Л. С. Выготский - М. : Педагогика, 1983. - 366 с;
6. Дайлидене, В. С. Развитие познавательной активности дошкольников в учреждении дополнительного образования детей : Дис. ... канд. пед. / В. С. Дайлидене. – Оренбург. - 2004. - 170 c.;
7. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка.— М. : Педагогика, 1986.— 320 с.;
8. Колоненкова, О. В. Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие по городу» / О. В. Колоненкова [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/28/konspekt-zanyatiya-v-podgotovitelnoy-gruppe-puteshestvie-po-gorodu;
9. Короткова, О. Е. Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника / О. Е. Короткова [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/11/02/proektnaya-deyatelnost-kak-sposob-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-1;
10. Крупенина, М. В. Технология проектного обучения / М. В. Крупенина. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/tekhnologiia-proektnogo-obucheniia-m-v-kupenina.html;
11. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.;
12. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. П. / А. Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983.—320 с.
13. Михайлова-Свирская, Л. В., Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО / Л. В. Михайлова – Свирская. - М. : Просвещение, 2015. – 128 с.
14. Немов, Р. С. Диагностика познавательных процессов дошкольников / Р. С. Немов // Практика административной работы в школе – 2003 г. – №4;
15. Парамонова, Л. А. Истоки : Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Научн. рук. Л. А. Парамонова. — 6-е изд. перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2018. — 192 с.
16. Пиаже, Ж. «Психология интеллекта» М., - 1996;
17. Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 29–34;
18. Цыбикова, Т. С. Педагогические основы использования метода проектов в общеобразовательной школе в условиях информатизации общества : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Т. С. Цыбикова. - Улан-Удэ, 2001. - 18 с.;
19. Щетинина, В. В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.07 / В. В. Щетинина. - Москва, 2006. - 26 с.;
20. Эльконин, Д. Б. Развитие конструктивной деятельности дошкольников: учеб. пособие / Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. – М. : Просвещение, 1946. – 34 с.