Фрагмент для ознакомления
2
. Этот символический акт показывает, что поддержка Румынией интеграции Молдовы в ЕС — это не только заявление на бумаге.
Можно выделить следующие рекомендации Молдове в рамках энергетической политики:
получение доступа к европейскому энергетическому рынку;
диверсификация энергобаланса и возобновляемых источников энергии;
диверсификация источников импорта и поставок;
либерализация и демонополизация рынка;
инвестирование в исследования возобновляемых источников энергии;
рассмотрение присоединения к проекту «Белый поток» и сотрудничества с Украиной; с учетом импорта газа из Центральной Азии;
рассмотрение развития систем межсетевого взаимодействия с Румынией и другими членами ЕС;
привлечение новых зарубежных инвестиций.
Соглашение об ассоциации между Европейским Союзом и Республикой Молдова было подписано в июне 2014 года и полностью вступило в силу с июля 2016 года. С момента временного применения Соглашения с сентября 2014 г. Молдова получила выгоду от (DCFTA) с ЕС. Эта система преференциальной торговли позволила Молдове получить выгоду от снижения или отмены тарифов на свои товары, а также от расширения рынка услуг.
Торговые отношения между ЕС и Молдовой определяются зоной свободной торговли, созданной в части УВЗСТ Соглашения об ассоциации. DCFTA создает зону свободной торговли между ЕС и Молдовой в соответствии с принципами Всемирной торговой организации.
DCFTA позволяет осуществить:
Отмена импортных пошлин на большинство товаров, торгуемых между ЕС и Молдовой;
Обеспечить широкий взаимный доступ к торговле услугами для обоих партнеров;
Компании из ЕС и Молдовы могут создать дочернюю компанию или филиал на недискриминационной основе. Это означает, что при открытии бизнеса к ним обращаются так же, как и к отечественным компаниям на рынке партнеров;
Важной частью УВЗСТ является приведение молдавского торгового законодательства в соответствие с избранными законодательными актами ЕС.
Целью принятия Молдовы подходов ЕС к формированию политики является улучшение управления, укрепление верховенства закона и предоставление дополнительных экономических возможностей за счет расширения рынка ЕС для молдавских товаров и услуг.
В Соглашении об ассоциации между Европейским Союзом и Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Молдова признается необходимость расширения сотрудничества в области энергетики и приверженность Сторон выполнению Договора об Энергетическом сообществе.
Молдова импортирует 98% своей энергии, в основном из России и Украины, что делает ее одной из самых рискованных стран с точки зрения энергетической безопасности.
Ситуация усугубляется слаборазвитой газовой инфраструктурой и отсутствием газовых хранилищ, которые могли бы смягчить внезапный дефицит газа.
Кроме того, структура энергетики Молдовы искажена в сторону природного газа, а рынок электроэнергии на 80% зависит от одной электростанции.
Финансируемый ЕС проект «Поддержка модернизации энергетического сектора в Республике Молдова» помогает стране реформировать энергетический сектор, который традиционно сильно зависел от импорта. Ожидаются более высокие стандарты энергоэффективности и усиление энергетической безопасности, а также выполняются обязательства Молдовы перед Энергетическим сообществом и Соглашение об ассоциации с ЕС.
ЕС поддерживает усилия Молдовы разными способами. Он предоставляет политические рекомендации Министерству энергетики по ряду крупных энергетических вопросов, а также предоставляет рекомендации правительству по решениям, вытекающим из программы Энергетического сообщества.
Также предоставляется аналитическая поддержка для разработки модели оптимизации энергосистемы на основе долгосрочных сценариев, чтобы помочь властям оценить различные национальные энергетические фьючерсы, а также поддержать предстоящий Национальный энергетический климатический план.
Другие мероприятия включали создание Единого покупателя возобновляемых источников энергии (центрального поставщика электроэнергии) и консультирование по методологии ценообразования при распределении электроэнергии.
Проект также привел к усилиям по улучшению использования энергоэффективности по всей стране. На национальном уровне правительству была оказана помощь в реализации программы энергоэффективности в зданиях, находящихся в центральной собственности, в разработке первой схемы обязательств по энергоэффективности и в помощи правительству в укреплении обновленного агентства по энергоэффективности.
На местном уровне осуществляется поддержка для оценки энергопотребления города в ряде муниципалитетов (насчитывающих более 100 000 жителей), что будет способствовать будущим инвестициям в энергоэффективность, а также проводить семинары по наращиванию потенциала по всей стране для содействия разработке местных планов энергоэффективности.
Проект, который завершился в 2020 году, привел к тому, что в Молдове будет действовать комплексная энергетическая политика, а международные обязательства по Договору об Энергетическом сообществе и Соглашению об ассоциации с ЕС будут выполнены.
Кроме того, ожидается, что потенциал Молдовы по энергетическому планированию будет полностью функциональным. Эти изменения окажут серьезное влияние на улучшение качества жизни граждан Молдовы в будущем.
Энергетическая политика Молдовы сосредоточена на улучшении интеграции на региональных рынках, укреплении энергетической безопасности, более строгом соблюдении директив ЕС, увеличении мощностей по выработке электроэнергии и продвижении энергоэффективности и возобновляемых источников энергии. Значительные изменения, которые претерпевает энергетический сектор страны, включая институциональное, рыночное и физическое развитие, являются частью интеграции в европейский энергетический рынок, поскольку от Молдовы требуется гармонизировать свою энергетическую политику и законодательство в соответствии с Договором об Энергетическом сообществе. К другим имеющим обязательную силу международным договорам относятся Энергетическая хартия и договоры Всемирной торговой организации.
Основными проектами, связанными с энергетической безопасностью, являются соединительный газопровод Яссы-Унгены-Кишинев с Румынией и интеграция Молдовы в рынок электроэнергии ЕС через присоединение к румынской электросети.
Подключение нового трубопровода Яссы-Унгены к Кишиневу, вероятно, будет достигнуто в 2020 году, а в 2013 году был подписан контракт с Европейским Союзом на финансирование в размере 7,1 миллиона евро для поддержки синхронного соединения украинских и молдавских электрических сетей с ENTSO-E сеть континентальной Европы путем анализа потенциальных технических, организационных и юридических препятствий.
В феврале 2013 года Молдова представила обновленную Национальную энергетическую стратегию (НЭС) до 2030 года, в которой определены цели энергетического сектора на 2020 год с перспективой до 2030 года.
Обновленные цели НЭС полностью соответствуют требованиям Договора об Энергетическом сообществе, в некоторых случаях даже превышая их: например, обязательная цель Договора для возобновляемых источников энергии в общем конечном потреблении (TFC) составляет 17%, тогда как NES устанавливает цель в 20%.
Основными задачами НЭС на 2020 год являются:
20% возобновляемых источников энергии в ТПЦ;
10% биотоплива в транспорте;
10% возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии;
Снижение энергоемкости на 10%;
снизить потери в сетях передачи и распределения электроэнергии до 11%; снизить потери природного газа на 39%; и снизить тепловые потери на 5 процентных пунктов по сравнению с уровнем 2009 года;
Снижение выбросов парниковых газов (ПГ) на 25% по сравнению с уровнем 1990 года;
Снижение энергопотребления в зданиях на 20% по сравнению с уровнем 2009 года;
10% реабилитация фонда общественных зданий.
Дополнением к НЭС являются Национальные планы действий в области энергоэффективности (NEEAP) на 2013-15, 2016-18, 2019-21 годы и Национальный план действий по возобновляемым источникам энергии (NREAP) на 2013-2020 годы.
NEEAP и NREAP были разработаны в соответствии с обязательствами Молдовы по Договору об Энергетическом сообществе.
Молдова также участвует в «Восточном партнерстве», совместной инициативе с участием Европейского Союза, его государств-членов и постсоветских государств: Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины. Она предоставляет площадку для обсуждения торговых, экономических стратегий и соглашений о поездках, а также платформу по энергетической безопасности.
Кроме того, Европейская политика соседства способствует двустороннему сотрудничеству между Европейским Союзом и Молдовой в соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, которое включает сотрудничество в области энергетики.
В заключение важно отметить, что правительство Молдовы планирует диверсифицировать энергетический баланс за счет увеличения количества возобновляемых источников энергии. Поскольку расширение требует значительных инвестиций в среднесрочной и долгосрочной перспективе, прогресс будет зависеть от способности страны привлекать средства.
Развитие неконтролируемых возобновляемых источников энергии, таких как энергия ветра и солнца, будет ограничиваться балансирующими возможностями молдавской энергосистемы.
2.3. Политика Евросоюза в отношении Украины (энергетический аспект)
Сотрудничество Украины и ЕС в области энергетики направлено на повышение энергетической безопасности, конкурентоспособности и стабильности, что необходимо для содействия экономическому росту и достижению прогресса на пути к интеграции на европейский рынок.
Это сотрудничество основано на всестороннем партнерстве в соответствии с принципами общих интересов, взаимности, прозрачности и предсказуемости в соответствии с рыночной экономикой, Договором к Энергетической Хартии 1994 г., Меморандумом о взаимопонимании между Украиной и ЕС по вопросам сотрудничества в области энергетики, Соглашением об Ассоциацией Украина-ЕС и т. д.
Сотрудничество Украина-ЕС включает, в частности, следующие направления:
- Реализация энергетических стратегий и политик и разработка / обработка прогнозов и сценариев, а также совершенствование системы статистического учета в энергетическом секторе.
- Создание эффективных механизмов разрешения потенциальных кризисов в энергетике в духе солидарности.
- Модернизация и укрепление существующей энергетической инфраструктуры, представляющей общий интерес, в частности, генерирующих мощностей, целостности, надежности и безопасности энергосетей, постепенная интеграция электроэнергетической системы Украины в европейскую электрическую сеть.
- Развитие конкурентных, прозрачных и недискриминационных энергетических рынков на основе правил и стандартов ЕС посредством регуляторных реформ.
- Сотрудничество в рамках Договора о создании Энергетического сообщества.
- Интенсификация и укрепление долгосрочной стабильности и безопасности торговли энергоносителями на взаимовыгодной и недискриминационной основе в соответствии с международными правилами, в частности, Договором к Энергетической Хартии 1994 г., Соглашением ВТО и Соглашением об ассоциации Украина-ЕС.
- Достижение прогресса в создании привлекательного и стабильного инвестиционного климата, а также путем поощрения взаимных инвестиций в энергетический сектор на недискриминационной основе.
- Содействие повышению энергоэффективности и энергосбережению, в том числе посредством разработки политики в области энергоэффективности и структуры законодательства и нормативной базы для достижения значительного прогресса в соответствии со стандартами ЕС.
- Развитие и поддержка возобновляемых источников энергии с учетом принципов экономической целесообразности и защиты окружающей среды, а также альтернативных видов топлива.
- Продвижение механизма совместного осуществления Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата для сокращения выбросов парниковых газов за счет проектов в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии.
- Научно-техническое сотрудничество и обмен информацией с целью развития и совершенствования технологий в области производства, транспортировки, снабжения и конечного потребления энергии;
- Сотрудничество с европейскими и международными органами по стандартизации энергетики.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы и источников
1. Белорусская АЭС заработала, но западные страны объявили ей бойкот. BBC News. 7 ноября 2020. https://www.bbc.com/russian/news-54796354
2. Восточное партнёрство Цели-Опыт- -Вызовы. Анализ процесса имплементации в государствах, охваченных программой, ред. П. Байор, Краков 2013.
3. Восточное партнерство. EU NEIGHBOURS East. https://www.euneighbours.eu/ru/policy/vostochnoe-partnerstvo
4. Вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). 01.01.2015. http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/01-01-2015-1.aspx
5. Грузия, Украина и Молдавия обратились к ЕС с призывом углубить интеграцию с ними // TASS. 2.02.2019. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10601573
6. Директива N 2009/73/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза "Относительно общих правил внутреннего рынка для природного газа и об отмене Директивы 2003/55/ЕС". https://base.garant.ru/2570432/
7. Договор к Энергетической Хартии и связанные с ним документы. Правовая основа для международного энергетического сотрудничества. http://www.energosovet.ru/stat546.html
8. Европейский союз в поиске глобальной роли: политика, экономика, безопасность под общ. ред. Ал. А. Громыко, М.Г. Носова, 2015 г. 592 c.
9. Европа: проблемы интеграции и развития. Монография. В 2-х томах. - Т.1.История объединения Европы и теория европейской интеграции. - Ч.1. Кол. авт. /Под общей редакцией академика О. А. Колобова. – Нижний Новгород: ФМО/ИСИ ННГУ; Изд-во АГПИ им.А.П. Гайдара, 2008. http://aevis.ru/upload/ckeditor/files/Evropa%20problemy%20integracii%20i%20razvitiya.%20Tom_1.pdf
10. ЕС назвал нелегитимной инаугурацию Лукашенко // Ведомости. 24 сентября 2020. https://www.vedomosti.ru/politics/news/2020/09/24/841033-es-nazval-nelegitimnoi-inauguratsiyu-lukashenko
11. Заткнуть Трампа: сколько Евросоюз дал Украине // Газета.Ру. 26.09.2019. https://www.gazeta.ru/business/2019/09/26/12688255.shtml
12. Интеграционные процессы в электроэнергетическом секторе государств – участников Евразийского банка развития. – Алматы, 2012. – с. 68.
13. Как газопровод Унгены-Кишинев поможет Молдове достигнуть энергетической независимости. EU Neighborhood East. 28-10-2020. https://www.euneighbours.eu/ru/vostok/eu-in-action/stories/kak-gazoprovod-ungeny-kishinev-pomozhet-moldove-dostignut
14. Мировая энергетика: конкуренция и сотрудничество / Под ред. С.В. Жукова. – М.: ИМЭМО РАН, 2019. – 220 с.
15. Михайленко, Е. Б. Внешняя региональная политика Европейского союза. Европейский интеррегионализм / Е. Б. Михайленко, В.И. Михайленко; М‑во науки и высшего образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун‑т.— Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун‑та, 2019.— 330 с.
16. Нарушения прав человека в Беларуси необходимо немедленно прекратить. Council of Europe. 21.09.2020. https://www.coe.int/en/web/commissioner/view/-/asset_publisher/ugj3i6qSEkhZ/content/human-rights-violations-in-belarus-must-stop-immediately?_101_INSTANCE_ugj3i6qSEkhZ_languageId=ru_RU
17. Пашковская И.Г. Институциональная основа внешней помощи Европейского Союза (в контексте ее политической составляющей) / И.Г. Пашковская // Международное право – International Law. – 2006. – №2 (26). – 140–162 cc.
18. Перфилова А. Е. Оценка обоснованности целевых параметров «Энергетической стратегии Украины на период до 2035 года» на основе критерия существенности. УДК 33.021:621.311(477). https://www.problecon.com/export_pdf/problems-of-economy-2015-3_0-pages-65_70.pdf
19. Причиной взрыва магистрального газопровода "Дружба" объявлен некачественный сварочный шов (Приднестровье). 22 мая 2009. https://regnum.ru/news/accidents/1167026.html
20. Прогресс в области энергетической эффективности и использовании возобновляемых источников энергии в отдельных странах региона ЕЭК ООН. Серия публикаций ЕЭК ООН по энергетике № 59. Женева, 2019 год. https://unece.org/DAM/energy/se/pdfs/geee/pub/ES_59_2019/ECE_ENERGY_59_WEB.r.pdf
21. Проблемы европейской безопасности: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Отд. европ. безопасности, Отд. Зап. Европы и Америки; Ред. кол.: Пархалина (гл. ред.) и др. – М., 2016. – Вып. 1: Проблемы европейской безопасности = European Security Challenges / Ред.- сост. вып. Г.И. Кутырев, Ф.О. Трунов. – 232 с.
22. Рада приняла закон о рынке электроэнергии // Европейская правда. 13 апреля 2017. https://www.eurointegration.com.ua/rus/news/2017/04/13/7064508/
23. Регулятор ЕС признал независимого украинского оператора ГТС // Interfax. 17 декабря 2019. https://www.interfax.ru/business/688348
24. Россия - Евросоюз- Страны СНГ: Экономические и политические отношения на пространстве общего соседства. Москва, 2007. http://www.imepi-eurasia.ru/baner/Russia_EU_CIS.doc
25. Север – Юг – Россия 2010. Ежегодник / Отв. ред. – В.Г. Хорос. – М.: ИМЭМО РАН, 2011, 221 с.
26. Таможенный союз - Единое экономическое пространство – ЕАЭС. Министерство экономики Республики Беларусь. https://www.economy.gov.by/ru/ts-ru/
27. Углубленный обзор политики Республики Молдова в области энергоэффективности. Секретариат Энергетической Хартии, 2014. https://www.energycharter.org/fileadmin/DocumentsMedia/IDEER/IDEER-Moldova_2015_ru.pdf
28. Утверждена Энергостратегия Украины до 2035 года. 18.08.2017. https://jurliga.ligazakon.net/news/163494_utverzhdena-energostrategiya-ukrainy-do-2035-goda
29. Что такое Восточное партнерство? EU NEIGHBOURS Southeast. https://www.euneighbours.eu/ru/policy
30. Что означает ассоциация Украины, Грузии и Молдавии с ЕС // BBC News. 27 июня 2014. https://www.bbc.com/russian/international/2014/06/140627_eu_association_effects
31. Энергетические субсидии в странах Восточного партнерства ЕС: Республика Беларусь. https://www.oecd.org/environment/outreach/Belarus_Energy%20subsidies_Russian_Final.pdf
32. Энергетические рынки в период глобальных перемен (Мировое развитие. Вып. 15). Отв. ред. – Н.В. Тоганова, Ю.Д. Квашнин. – М.: ИМЭМО РАН, 2015. – 123 c.
33. Amineh, M. P., & Yang, G. (2018). China’s geopolitical economy of energy security. African and Asian Studies, 17 (1-2), 9-39.
34. Angelescu I. New Eastern Perspectives? A Critical Analysis of Romania's Relations with Moldova, Ukraine and the Black Sea Region. Perspectives Vol. 19, No. 2, Special Issue: Identity and Solidarity in Foreign Policy: Investigating East Central European Relations with the Eastern Neighbourhood, Published By: Institute of International Relations, NGO, 2011, pp. 123-142.
35. Association Agreement between the European Union and the European Atomic Energy Community and their Member States, of the one part, and the Republic of Moldova, of the other part Version: 26/11/2013. https://gov.md/sites/default/files/document/attachments/7048451_en_acord_asociere.pdf
36. Belarus: EU prolongs arms embargo and sanctions against 4 individuals for one year. Council of the EU Press release 25 February 2019. https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2019/02/25/belarus-eu-prolongs-arms-embargo-and-sanctions-against-4-individuals-for-one-year/
37. Belarus: EU imposes third round of sanctions over ongoing repression. Council of the EU Press release 17 December 2020. https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2020/12/17/belarus-eu-imposes-third-round-of-sanctions-over-ongoing-repression/
38. Boian V. “Relaţiile Republicii Moldova cu Ucraina” « The relations between the Republic of Moldova and Ukraine », Friedrich Ebert Stiftung, 12.10.2009.
39. Boonstra, J., Shapovalova, N. The EUs Eastern Partnership: One year Backwards, FRIDE, 2010.
40. Council Directive 2009/119/EC // Official Journal of the European Union. 9.10.2009. https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32009L0119&from=SK
41. Decision No 1/2019 of the EU-Ukraine Association Council of 8 July 2019 as regards the amendment of Annex XXVII to the Association Agreement between the European Union and the European Atomic Energy Community and their Member States, of the one part, and Ukraine, of the other part [2019/1599]. https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A22019D1599
42. EIA. World Shale Gas Resources: An Initial Assessment of 14 Regions Outside the United States. United States of America: U.S. Department of Energy, 2011.
43. Energy security in the EU's external policy. EPRS | European Parliamentary Research Service. Author: Martin Russell Members' Research Service PE 649.334 – March 2020. https://www.europarl.europa.eu/cmsdata/210517/EPRS_IDA(2020)649334_EN.pdf
44. European Community and its Member States.’ European Law Journal 14, no. 4: 461–482.
45. EU4Energy: Transforming Moldova’s energy sector. EU Neighborhood East. https://www.euneighbours.eu/en/east/stay-informed/projects/eu4energy-transforming-moldovas-energy-sector
46. Energy Strategy of the Republic of Moldova to the year 2030 Chisinau, 2012. http://komorasns.cz/assets/attachments/EnStrategy-MOLD-draft310512.pdf
47. European Commission. (2017, February 16). 2030 climate & energy framework. European Commission.
48. Goldthau, A., & Sitter, N. Soft power with a hard edge: EU policy tools and energy security. Review of International Political Economy, (5), 2015, 941-965.
49. Government approved Energy Strategy of Ukraine until 2035. https://www.kmu.gov.ua/en/news/250210653#:~:text=The%20said%20document%20stipulates%20for,by%20thermal%20electric%20power%20stations.
50. Haghighi, Sanam S. 2008. ‘Energy Security and the Division of Competences between the European Community and its Member States.’ European Law Journal 14, no. 4: 461–482.
51. In-Depth Review of the Energy Efficiency Policy of Moldova. Energy Charter Secretariat, 2015. https://www.energycharter.org/fileadmin/DocumentsMedia/IDEER/IDEER-Moldova_2015_en.pdf
52. Kapitonenko, Mykola. 2012. Ukrainian Energy Security: Between Mortgage and Proft. On Wider Europe, The GMF Foreign Policy and Civil Society Program. October 2012.
53. Larrabee, F. S., Wilson, P. A., & John Gordon, I. The geopolitical roots and dynamics of the Ukrainian crisis. In the Ukrainian crisis and European security: Implications for the united states and us army (pp. 1-50). RAND Corporation, 2015.
54. Mearsheimer, J. J. The tragedy of great power politics. W.W. Norton & Company, 2001.
55. Moldova. European Commission. https://ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/countries/moldova/
56. OSCE PA leaders criticize Belarus’s failure to extend timely invitation to observe election and to provide a level playing field for all stakeholders. https://www.osce.org/parliamentary-assembly/457405
57. Pirani, Simon, Jonathan Stern and Katja Yafimava. The April 2010 Russo-Ukrainian gas agreement and its implications for Europe. Oxford: Oxford Institute for Energy Studies NG 42, 2010.
58. Popescu, N., Wilson, A. Turning presence into power: Lessons from the Eastern Neighbourhood, accessed on January 28th athttp://www.ecfr.eu/page/-/ECFR31_ENP_AW, 2010.
59. Protecting Peace, Earth, and Freedom of Choice for All Countries. New Ideas for Russia’s Foreign Policy [Text]: rep. at XXI Apr. Intern. Acad. Conf. on Economic and Social Development, 2020 / S. A. Karaganov, D. V. Suslov et al.; Nat. Res. Univ. Higher School of Economics. — Moscow: Higher School of Economics Publ. House, 2020. — 80 p.
60. Report on the implementation of the EU Association Agreement with Moldova (2019/2201(INI)) Committee on Foreign Affairs Rapporteur: Dragoş Tudorache. European Parliament. 2019-2024. https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/AFET-PR-652425_EN.docx
61. Stern, Jonathan. The New Security Environment for European Gas: Worsening Geopolitics and Increasing Global Competition for Lng. Oxford: Oxford Institute for Energy Studies NG 15, 2006.
62. Soldatkin, V. Record Russian gas sales to Europe help Gazprom profits double, April 29 2019. https://www.reuters.com/article/us-gazprom-results-idUSKCN1S51DU
63. The Future of EU-Ukraine Relations. Four Scenarios. Scenario Team EU-Ukraine 2030. https://library.fes.de/pdf-files/id-moe/10608.pdf
64. Tzavela, Niki. 2012. Address by Niki Tzavela MEP, Rapporteur for the ITRE Committee’s report on ‘Industrial, energy and other aspects of shale gas and oil’. Paper presented at the conference entitled ‘European Gas Policy Forum. Supporting security of supply and climate action in Europe?’ Brussels, 3 October.
65. Ukraine | European Civil Protection and Humanitarian Aid Operations. European Commission. https://ec.europa.eu/echo/where/europe/ukraine_en
66. Yafimava, Katja. The Transit Dimension of EU Energy Security: Russian Gas Transit Across Ukraine, Belarus, and Moldova. Oxford: Oxford Institute for Energy Studies, 2011.