Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования состоит в том, что одна из главных задач государства и общества – обеспечение здоровья нации. Высокая распространенность курения среди подростков требует разработки и внедрения профилактических программ, направленных на борьбу с курением. Однако их мало и далеко не во всех достигнут реальный, длительный эффект. Изучение личностных и поведенческих особенностей и их влияния на статус курения является одним из наиболее перспективных, но недостаточно разработанных направлений в системе мер по снижению частоты курения среди подрастающего поколения.
В настоящее время существует потребность в поиске и изучении психологических условий, препятствующих употреблению табака среди подростков, а также в разработке и внедрении комплексных эффективных программ по профилактике курения, направленных на повышение устойчивости личности подростка к началу курения.
Многочисленные исследования свидетельствуют о глобальной проблеме курения для общества, которая в последнее десятилетие еще более обострилась, и диктуют необходимость принятия соответствующих широкомасштабных мер, направленных на все курящее население.
Более детальное изучение психологических условий возникновения и распространения курения среди старших школьников позволяет выявить факторы и пусковые механизмы курения, что позволит повысить эффективность программы психологической профилактики, направленной на борьбу с курением. Анализ социально-психологических условий возникновения и распространения курения является этапом в разработке эффективных профилактических программ. Аргументы в пользу программ профилактики курения подростков базируются на том, что «если ребенок не стал курить в подростковом возрасте, то вряд ли это произойдет после». Не вызывает сомнения, что профилактика должна осуществляться рано, уже в подростковом возрасте.
Психолого–педагогические исследования профилактики ранней алкоголизации и табакокурения подростков проведены психологами: С. А. Бадмаевым, С. А. Беличевой, А. П. Горбачевой, И. И. Кауненко; педагогами – В. П. Кащенко, Ю. А. Клейбергом, A. C., Меликсетяном, И. А. Невским.
Цель исследования – выявить психологические механизмы функционирования зависимости у старших школьников.
Объект исследования – старшие школьники.
Предмет исследования – механизмы функционирования зависимости у старших школьников.
Задачи исследования
– рассмотреть теоретические основы исследования возникновения зависимости на примере табакокурения;
– изучить специфику социально–педагогической работы по профилактике табакокурения: формы, методы, технологии;
– изучить механизм функционирования зависимости табакокурения среди подростков.
Методы исследования. Теоретические – изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы в рамках рассматриваемой проблемы; эмпирические – педагогическое исследование (анкетирование, наблюдение, сравнение, изучение, анализ, синтез, беседа).
База исследования. В исследовании принимали участие учащиеся МОУ СОШ № 5 г.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы исследования возникновения зависимости на примере табакокурения
1.1 Понятие и механизм формирования зависимости
В психологии зависимость — сильное, подавляющее влечение к предмету, человеку или явлению. Ей подвержены люди любого возраста и социального статуса. Сама по себе зависимость не является основной проблемой, она — симптом глубинного заболевания. Бесконтрольной потребностью получить эмоциональное насыщение от объекта зависимости человек восполняет чувство потери. Не имея возможности получить желаемое, он заменяет его на доступный аналог.
Психологическая зависимость предшествует физической. В основе формирования зависимости – механизм стимула и подкрепления. После совершения какого-либо действия человеком в мозге вырабатывается гормон счастья – дофамин.
Высвобождается дофамин в зону награды. Это центр удовольствия в мозгу. Таким образом, образуется нейронная связь, которую можно охарактеризовать как «действие – выработка дофамина – удовольствие – воспоминание об удовольствии – потребность в повторном действии».
Что происходит с психикой в момент формирования зависимости:
Потребность совершить повторное действие затмевает остальные потребности, объект зависимости становится главной жизненной ценностью.
Человек признает собственную беспомощность. Он называет это «не могу противостоять», но на деле это «не хочу лишать себя такого привычного и простого способа получать удовольствие» (характерно исключительно для психологической зависимости).
Человек находит кучу причин и оправданий тому, кто или что заставило его повторить действие.
Формируется стереотипное поведение, цель которого – получить предмет удовольствия, собственно, само удовольствие. В ситуации стресса, поддержки извне (таких же зависимых людей), жизненных неудач, воспоминаний о прошлом опыте стереотипное поведение еще больше укореняется.
Постепенно повышается толерантность к употребляемому веществу или совершаемому действию. Позже развивается физическая зависимость. Для этой стадии характерны другие признаки и лечение может быть только клиническим.
Стадии развития психологической зависимости
Психологическая зависимость в своем развитии проходит 4 этапа.
Нулевая стадия
Потребности в предмете зависимости нет, но иногда человек может делать это «за компанию», «случайно» (например, участвовать в скандале, курить).
Первая стадия
Человек иногда прибегает к зависимости для решения проблем, чувство удовольствия (безопасности, комфорта) становится ярче выражено, негативные последствия менее заметны.
Вторая стадия
Психика человека перестраивает свою работу, и без стимула индивид не может решить конкретную проблему. Положительный эффект от зависимости все меньше заметен, на первый план выходят негативные последствия.
Третья стадия
Точка невозврата, заканчивающаяся смертью (если речь идет о химических зависимостях). Человек не существует больше как личность. Он заложник предмета (вещь, привычка, человек) зависимости.
Аддиктивное поведение характеризуется неодолимым желанием к предмету влечения, уходом от действительности, своего рода капсулированием личности, её отгороженностью от внешнего мира и внешних положительных влияний. И если уход от действительности и перемена рассудка преобразовывается в идею-доминант, то аддиктивное поведение в таком случае становится проблемой. Согласно сущности - это назойливое состояние, мания, освободиться от коего собственными силами человек никак не способен.
Согласно Е.А. Романенко, аддиктивное поведение чаще всего объединяют только лишь со злоупотреблением психоактивными препаратами. Аддиктивное поведение (англ. Addiction-стремление, пагубная привычка) - злоупотребление одним либо несколькими химическими веществами, проходящие на фоне модифицированного состояния рассудка [16].
С.Л. Соловьёва говорит о том, что аддиктивное поведение мощная наклонность, привычка, незрячий невольный выбор чего-либо, влечение к чему-то обозначается словом пристрастие. Данный термин нередко рассматривается как синоним иностранного слова аддикция [21].
Аддиктивное поведение (с англ. addiction - неблаготворная привычка, порочная склонность) рассматривается множеством авторов, стоявших у основы исследования данной проблематики (Алексеевой Е.Б., Верзиной В.В.) как одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, это значит наносящего ущерб человеку и окружению. Аддиктивное поведение проявляется в желании уйти от действительности с помощью изменения собственного психического состояния, которое достигается разными способами - фармакологическими (принятие элементов, действующих в нервную систему) и нефармакологическими (концентрация на определенных предметах и активностях, что сопровождается формированием индивидуально приятных психологических состояний)[21].
Наркомания – это группа заболеваний, связанная со злоупотреблением наркотических веществ. При этом у пациента отмечается сначала психологическая зависимость, затем – физическая. Основной описательной характеристикой синдрома зависимости является желание (часто сильное, иногда непреодолимое) употреблять психоактивные средства (которые могут быть или не быть предписаны врачом), алкоголь или табак.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Александров, А. А. Профилактика курения : роль и место психолога / А. А. Александров, В. Ю. Александрова // Вопросы психологии. – 2012. – № 4. – С. 35–42
2. Выготский, Л. С. Психология подростка : хрестоматия / Л. С. Выготский : сост. Ю. И. Фролов – М. : Просвещение, 2008. – С. 232–384
3. Гончарова, Т. Н. Влияние суперчерт личности на предрасположенность к аддиктивному поведению подростков / Т. Н. Гончарова, А. Е. Долобаева, А. В. Попушина // Гуманитарные научные исследования. - Июнь, 2012. - С. 211
4. Евдокимова, И. А. Игровая компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения / А. Евдокимова // Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С. 956-958
5. Каннингем, Р. Дымовая завеса. Канадская табачная война / Р. Каннингем : пер. с англ. В. Н. Королева. – М. : ИНФРА–М, 2001.– 115 с.
6. Колпакова, М. А. Бюллетень медицинских интернет-конференций [Электронный ресурс] / М. А. Колпакова // ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России. «Наука и инновации» Саратов - 2014.- № 11. - С. 1202
7. Кулаков, С. А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе : Учеб.–метод, пособие / С. А. Кулаков. – СПб. : Питер, 2011. – 317 с.
8. Кулинич, Г. Г. Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8–11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача / Г. Г. Кулинич. – М. : ВАКО, 2008. – 272 с.
9. Лалаянц, К. Дорогое удовольствие (о курильщиках) / К. Лалаянц // Наука и жизнь. – 2012. – № 10. – С. 80–83
10. Левитский, Л. М. Вред алкоголя и никотина: пособие для учителей / Л. М. Левитский, В. С. Язловецкий. – Ростов–на–Дону : Феникс, 2007. – 159 с
11. Личко, А. Е. Подростковая наркология / А. Е. Личко, В. С. Битенский. – Л. : Медицина, 2010. – 415 с.
12. Литвицкий, П. Ф. / Наркомании, токсикомании, отравления // П.Ф. Литвицкий / Вопросы современной педиатрии. - 2014. Т. 13. № 3. - С. 51-60
13. Личко, А. Е. Эти трудные подростки : записки психиатра / А. Е. Личко – СПб. : Питер, 2003.– 197 с.
14. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс [и др.]. – СПб. : Питер, 2013. – 800 с.
15. Петрова М. А. Всероссийкая научно – практическая конференция «Аммосов - 2014» / М. А. Петрова // Якутск, Севоро-Восточный федеральный округ университет им. М. К. Аммосова, 15-19 сентября 2014 г
16. Романенко, Е. А. Развитие личности в системе общественных отношений / Е. А. Романенко // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ, 2013. - № 3. - С. 192
17. Сизанов, А. Н. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака / А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович – М. : Гном, 2008. – 87 с.
18. Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид: пер. с анг. В. Н. Королева. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с
19. Смирнов, В. К. Клиника и терапия табачной зависимости / В. К. Смирнов – М. : Владос, 2000. – 236 с
20. Соколов, Ю. Как отказаться от курения / Ю. Соколов. – СПб. : Питер, 2007. – 79 с.
21. Соловьева, С. Л. Аддиктивное поведение как способ компенсации эмоционального дефицита [Электронный ресурс] / С.Л. Соловьёва // Медицинская психология в России : электрон. науч. журн. - 2012. № 1. - С. 103
22. Суханов, В. И. Вредные привычки : причины и профилактика / В.И. Суханов, В. А. Макович. – Челябинск, 2006. – 375 с.
23. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Фельдштейн Д. И. – М. : Международная педагог. академия, 2005. – 366 с.
24. Харчев, А. Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. / А. Г. Харчев М [и др.]. – СПб. : Питер, 2011. – 258 с.
25. Хриптович, В. А. Мотивационные аспекты курения / В. А. Хриптович, М. А. Валитов. – Гомель : Знание, 2008. – С. 91–93
26. Хриптович, В. А. Психолого–педагогические основы обучения школьников здоровому образу жизни / В. А. Хриптович. – Мн., 2001. – 239 с.
27. Худик, В. А. Психология аномального развития личности в детском и подростковом возрасте / В. А. Худик. – М. : Издательство «Ось-89», 2000. – С. 197
28. Худяков, А. В. Аддиктивное поведение и делинкьентность подростков / А. В. Худяков // Российский психиатрический журнал. – 2000. – №2. – С. 50 –54
29. Шишов, С. Е. Школа: мониторинг качества образования / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. – М. : Педагогическое общество России, 2011. – 320 с.