Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Россия сегодня - это страна, в которой наблюдается довольно непростая ситуация и в экономике страны, и в обществе в целом. Она складывается и под влиянием внешних причин, таких как политическое давление на страну со стороны европейских государств, введение санкций, так и под влиянием внутренних особенностей - социальная девиация, неснижение численности людей с доходом ниже прожиточного минимума и т. д.
Все это вызывает необходимость принятия со стороны и государственных структур, неправительственных и некоммерческих организаций мер по направлению обеспечения социальной безопасности и социальной защиты всех категорий граждан.
Одним из вариантов таких мер является социальное обслуживание (обеспечение).
Теоретики в определении значимости социального обеспечения разделились: одни утверждают, что оно является довольно результативной социальной технологией, способной обеспечить требуемый уровень социальной поддержки граждан, другие говорят о социальном обеспечении как о новейшей парадигме социальной работы, а третьи определяют его как принципиально важный сектор социальной работы.
С учетом накопления опыта социального обеспечения, формирования квалифицированных специалистов в данной отрасли, развития сети территориальных социальных служб эффект от социального обеспечения становится ярче и заметнее.
Одним из важнейших направлений деятельности любого правового демократичного государства является эффективная социальная политика. Структурным элементом системы социального обеспечения является институт льгот, именно по этой причине особую важность для построения социального государства, которым объявляет себя Российская Федерация, представляет изучение сущности данного института. Именно поэтому тема работы является довольно актуальной в настоящее время.
Важный вклад в развитие научных представлений в рамках исследуемой темы внесли труды А. В. Малько, С. Ю. Суменкова, И. С. Морозовой, Н. С. Сопельцевой, В. П. Галаганова, К. Н. Гусова, М. Л. Захарова, А. А. Кауфмана, Е. В. Крупчиной, И. Г. Тарента, Е. И. Холостовой и других.
Объект исследований - изучение общественных отношений при реализации права на получение льгот в рамках социального обеспечения граждан.
Предмет исследований - правовое регулирование предоставления льгот в рамках социального обеспечения граждан.
Цель настоящей работы – рассмотрение льгот в системе социального обеспечения.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
раскрыть понятие и место льгот в системе социального обеспечения;
выявить нормативно-правовое регулирование льгот;
охарактеризовать социальные льготы инвалидам.
рассмотреть социальные льготы многодетным семьям.
В ходе исследования были применены диалектико-логический, структурно-функциональный, системный методы научного познания.
1. ВИДЫ ЛЬГОТ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. Понятие и место льгот в системе социального обеспечения
Согласно общепризнанным международным правовым актам - Всеобщей декларации прав человека [2] и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина [3], право социального обеспечения определяется как одно из приоритетных социально-экономических прав человека и гражданина. В данное понятие входит право на обеспечение государством пособиями в связи с потерей кормильца, по инвалидности, безработице, поддержка материнства и детства, обязательствами, связанными с пенсионными гарантиями и иными случаями, установленными действующим законодательством.
Российская Федерация старается создать оптимальные условия для социального обеспечения и достойной жизни человека, но стоит отметить тот факт, что на законодательном уровне не закреплено понятие «право социального обеспечения». Право социального обеспечения, как уникальное явление представляет собой самостоятельную общность правовых норм, регламентирующих специфические группы общественных отношений, не входящих в предмет правового регулирования других отраслей права. Так, правоотношения в сфере социального обеспечения - это урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат, услуг, льгот, осуществляемых государственными органами (учреждениями и иными уполномоченными государством лицами) и физическими лицами, имеющими на них право [32, с.43].
Социальное обеспечение является одним из самых дискуссионных видов обеспечения (по сравнению с медицинским, материально-техническим, тыловым, финансовым и прочим), содержание которого вызывает споры среди представителей различных наук [25, с.117].
Содержание полемики определяется различием взглядов на понятия «социальное обеспечение» и «социальная защита», их соотношение, целенаправленным либо же неосознанным упущением ключевых моментов в их дефиниции, что в значительной степени осложняет их объективную оценку.
Ряд исследователей используют данные понятия как равные по своему значению.
Кандидаты философских наук И.Г. Тарент и С.А. Юдников, опираясь на «советское прошлое», утверждают, что «социальное обеспечение» является предшественником «социальной защиты», и последняя «вышла» из понятия «социальное обеспечение», которое в настоящее время можно считать анахронизмом [31, с.11].
Другие же авторы рассматривают социальное обеспечение как более широкое понятие, в которое входит в том числе и социальная защита в качестве предоставления всеобщей базовой социальной поддержки всем гражданам, независимо от продолжительности трудового стажа и произведенных ими взносов.
Существуют и диаметрально противоположнее утверждение, что социальная защита - понятие шире, чем социальное обеспечение, последнее входит в ее систему как одна из форм.
Именно с последней точкой зрения, по нашему мнению, следует согласиться.
Под социальным обеспечением предлагают понимать материальные выплаты, натуральную помощь и те социальные услуги, которые предоставляются с целью выравнивания социального положения определенным категориям граждан из бюджетов разных уровней при наступлениисоциально значимых событий [26, с.147].
Рассматривают социальное обеспечение и как форму распределения, гарантирующую населению достаточный уровень жизненного и культурного стандарта сверх вознаграждения за труд в старости, в случае потери кормильца, потери трудоспособности.
Следует заметить, что несмотря на выявленный исследовательский интерес к данному социальному институту, вопросы определения сущности и масштабов государственного социального обеспечения еще не получили достаточного теоретико-методологического обоснования, требуют осмысления и дальнейшего практического решения.
Приведенные трактовки при внешней схожести отражают различные признаки социального обеспечения, которые не могут не считаться сущностными.
К ним следует отнести:
1. Государственный характер устанавливаемых в обществе организационно-правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения.
2. Законодательное определение социальных рисков, которые признаются государством как основания для предоставления социального обеспечения.
3. Четкое определение в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, категорий лиц, подлежащих обеспечению.
4. Закрепление государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения и условий их предоставления.
В научной литературе можно встретить и другие конститутивные признаки социального обеспечения. Например, Р. И. Иванова предлагает выделять:
1. объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме государственной защиты по поддержанию (предоставлению) определенного уровня жизнеобеспечения;
2. особые фонды, выступающие источниками социального обеспечения;
3. особые способы создания фондов социального обеспечения;
4. особые способы предоставления средств существования;
5. закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных нормах, в том числе правовых [22, с.29].
С первым признаком в формулировке, приведенной Р.И. Ивановой, можно согласиться, потому что объективные основания, во-первых, обуславливают необходимость функционирования особого механизма социальной защиты, а во-вторых, его функционирование всегда связано с признанием государством и обществом оснований - социальных рисков, которые влекут за собой соответствующие юридически обязанности по осуществлению социального обеспечения.
Проблематичным только остается вопрос признания объективных оснований, называемых социальными рисками, перечень которых будет увеличиваться по мере развития общества.
Если говорить о втором, третьем и четвертом признаках, то можно заметить, что все они отражают разные стороны одного и того же основополагающего конститутивного признака социального обеспечения - способа организации.
Проанализировав разные авторские определения социального обеспечения, варианты его сущностных признаков, а также функции, можно сформулировать следующее определение: государственным социальным обеспечением мы называем один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов и поддержания полноценного социального статуса в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, закрепленных законодательно.
В целях повышения уровня жизни различных слоев населения, нуждающихся в этом, государство постоянно развивает систему дополнительных преимуществ для этих слоев. Эта система охватывает различные сферы государственных услуг, получаемых практически всеми
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека» принятая Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 года // Рос. газ. – 05.04.1995. – № 67.
3. Международный пакт от 16 декабря 1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12.
4. Конвенция Международной организации труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (Женева, 28 июня 1952.) // МОТ. Конвенции и Рекомендации. Женева, 1991. Т.1. С.1055.
5. Конвенция о правах инвалидов (заключена в г.Нью–Йорке 13.12.2006) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – №6. – Ст. 468.
6. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: федер. закон от 19 мая 1995 года № 81–ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Рос. газ. – 1995. – № 99.
7. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон от 24 ноября 1995 г. № 181–ФЗ (ред. от 02.12.2019) // СЗ РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4563.
8. О государственной социальной помощи : федер. закон от 17.07.1999 г. №178 –ФЗ // Собрание законодательства. – 1999. – №29. – Ст.3699.
9. Об основах обязательного социального страхования: федер. закон от 16 июл. 1999 г. № 165–ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Рос. газ. – 1999. – № 139.
10. Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию: федер. закон от 29 дек. 2006 г. № 255–ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Рос. газ. – 2006. – № 297.
11. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: федер. закон от 29 дек. 2006 г. № 256–ФЗ (ред. от 01.03.2020) // Рос. газ. – 2006. – № 297.
12. О мерах по социальной поддержке многодетных семей : указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 // Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – № 19. – Ст. 1044.
13. Закон Республики Дагестан от 29 декабря 2004 г. № 61 «О ежемесячном пособии на ребенка» (в ред. Закона от 12.07.2018 №40 ) // URL: http://docs.cntd.ru/document/802037526 (дата обращения: 01.04.2021).
14. Постановление Правительства Чеченской Республики от 30.06.2014 № 111 «Об индексации размера ежемесячного пособия на ребенка» // URL: http://www.garant.ru/hotlaw/chechnya/556150/ (дата обращения: 01.04.2021).
15. Постановление Правительства г. Москвы от 31 октября 2017 г. № 805–ПП «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2018 год и о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. №1005–ПП» // URL: http:// docs.cntd.ru/document/555610621 (дата обращения: 18.03.2020).
Научная литература
16. Антипьева, Н.В. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов в Российской Федерации: дис. . к– та юрид. наук: 12.00.05 / Н.В. Антипьева. – Омск, 2000. – 245 с.
17. Бекишева С.Р., Курбанова А.М. Проблемы Совершенствования законодательства РФ о социальном обеспечении семей с детьми / С.Р. Бекишева, А.М. Курбанова // Актуальные проблемы российского права. –2016. №6.– С. 157–164.
18. Благодир, А.Л. Правовое регулирование социального обслуживания граждан: дис. ... к– та юрид. наук. 12.00.05 / А.Л. Благодир. – Москва, 2002. – 189 с.
19. Буянова, М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики (Теоретико– правовой аспект): дис. ... д– ра юрид. наук: 12.00.05 / М.О. Буянова. – М., 2003. – 325 с.
20. Детские пособия в Республике Татарстан и Казани // URL: http://posobie–expert.ru/regiony/v– respubliketatarstan–i–kazani/ (дата обращения: 01.04.2021).
21. Жаворонков, Р.Н. Социальная защита инвалидов: вчера, сегодня, завтра (правовые аспекты): монография / Р.Н. Жаворонков. — Москва : Издательство «У Никитских ворот», 2020. – 248 с.
22. Захаров, М.Л. Право социального обеспечения России: Учебник / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. – Москва : «БЕК», 2001.– 329 с.
23. Землянухина, Н.С. Система социально– экономических льгот населения: теория и практика / Н.С. Землянухина // Отечественный журнал социальной работы. – 2011. – №1. – С. 50– 58.
24. Карновская, Е.Я. Правовой статус инвалидов из числа рабочих и служащих в советском социальном обеспечении: дис. . к– та юрид. наук: 12.00.05 / Е.Я. Карновская. – Москва, 1984. – 189 с.
25. Кончугов, А.В. Социальное обеспечение и социальная защита: некоторые вопросы теории и практики / А.В. Кончугов // Власть. – 2017. – № 4. – С. 117–122.
26. Нечуйкина, Е.В. Социальная защита: понятие, категории, терминология / Е.В. Нечуйкина // Общественные и гуманитарные науки. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 1. – С. 147–149.
27. Оспичев, И. М. Льготы в праве социального обеспечения : учебно–методическое пособие / И. М. Оспичев ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Югорский государственный университет, Юридический институт. – Ханты– Мансийск : ЮГУ, 2020. –40 с.
28. Право социального обеспечения России : учеб. отв. ред. К.Н. Гусова. – Москва : Проспект, 2016. – 640 с.
29. Сивакова, И.В. Административные изменения в система социального обеспечения: повторение исторического опыта / И.В. Сивакова // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – №3. – С. 403.
30. Сотникова, Л.В. Социальное обеспечение семей с детьми в Российской Федерации: правовые вопросы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Л.В. Сотникова. – Екатеринбург, 2007. – 32 с.
31. Тарент, И.Г. Система социальной защиты населения в Российской Федерации: Учебное пособие / И.Г. Тарент. – Ногинск : Ногинский филиал РАНХиГС, 2015. – 321 с.
32. Теория социальной работы: учеб. для магистров / Е.И. Холостова [и др.]; под общ. ред. Е.И. Холостовой, Е.Г. Студёновой. – Москва : Издательско–торговая корпорация «Дашков и К», 2018. – 243 с.