Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Во все времена и эпохи познание и осознание окружающего мира было и остается одной из главных целей образования. Личностно-ориентированное, элитарное или корпоративное образование Древности и Средневековья в Новое и Новейшее время было заменено стандартизированными системами современного образования. Объективация, стандартизация и специализация школьного образования, классная система, система оценки учебных достижений часто усложняют процесс познания мира как одну из главных целей образования. Поэтому одной из наиболее популярных тем в педагогике является тема метапредметного подхода и метапредметных результатов обучения в связи с формированием универсальных учебных действий как компонента фундаментального ядра образования [19].
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей фрагментации знаний к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметность, как принцип интеграции содержания образования, формирует отношение учащихся к изучаемому предмету как системе знаний о мире. Активное развитие информационного пространства сопровождается увеличением объема разнообразной, порой бессистемной информации.
Подобные процессы происходят и в образовании. Прежде всего, это процессы изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки школьников на этапе перехода школы к жизни в информационном обществе. Информация (телевидение, реклама, яркие витрины магазинов) сегодня в основном направлена на ее визуальное восприятие. У детей с раннего детства формируется клиповое мышление, которое характеризуется фрагментарностью, готовностью к быстрому усвоению информации. Это требует от педагогов поиска различных способов представления большого объема учебного материала, который предусмотрен школьными программами, в удобной для современных детей форме.
Эффективным инструментом для создания эффектного, привлекательного "пакета" учебного материала может стать временная лента временной шкалы. Это графическая интерактивная шкала, содержащая метки с информацией о событии, процессе или явлении в хронологическом порядке. По сути, это своего рода инфографика. При размещении в Интернете временная шкала может содержать текстовые пояснения, фотографии и иллюстрации, аудио-и видеоматериалы, а также гиперссылки на сторонние ресурсы.
Цель: выявление педагогических условий использования ленты времени при изучении исторических тем курса окружающего мира в начальной школе.
Задачи исследование:
1. Изучить особенности пространственно-временных представлений у учащихся начальной школы.
2. Раскрыть особенности ленты времени в образовательном процессе.
3. Рассмотреть ленты времени как одно из средств развития пространственно-временных представлений младших школьников.
4. Привести примеры использования интерактивной ленты времени при изучении исторических тем курса окружающего мира в начальной школе.
1. Теоретические аспекты использования ленты времени в педагогике
1.1 Понятие ленты времени и ее типы
Визуальные образы были эффективным способом общения с древнейших времён. Примеры из истории включают наскальные рисунки, египетские иероглифы, греческую геометрию, революционные методы Леонардо да Винчи технического рисования для инженерных и научных целей. Визуальная передача информации известна человеку с тех пор, как мы начали рассказывать друг другу истории. Визуализацией является любая техника создания изображений, диаграмм, карт, таблиц или анимаций.
Информационная насыщенность современного мира требует специальной подготовки учебного материала, чтобы в визуально обозримом виде дать учащимся основные или необходимые сведения. Визуализация как раз и предполагает свертывание информации в начальный образ (например, в образ эмблемы, герба и т.п.). Именно поэтому техники визуализации заняли свое прочное место в образовательном процессе.
Вот некоторые из них:
1. Mind-map – или интеллект-карты. Это диаграмма связей, известная также как интеллект-карта, карта мыслей (англ. Mindmap) или ассоциативная карта, — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи.
2. «Лента времени» - это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события. Таким образом получаем историю развития события. События можно представлять в виде текста, картинки, звука или виде. Автором применения методики «Лента времени» является Мария Монтессори.
3. Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, лёгкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, различные графические элементы и т.д.
Она позволяет увидеть и понять концепцию процесса или явления более интересным и полезным образом.
4. Скрайбинг - это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл лекции или презентации более понятным (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки). Это, прежде всего, искусство отображать произносимую речь в картинках, причем этот процесс происходит в реальном времени, практически параллельно произносимой речи. Как правило, отображаются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации.
Преимущества использования приемов визуализации:
• Визуализация в процессе обучения помогает учащимся правильно организовывать и анализировать информацию. Простые диаграммы, схемы или рисунки помогают быстро усваивать большие объемы информации, легко их запоминать, а также прослеживать взаимосвязи между блоками информации.
• Визуализация помогает учащимся интегрировать новые знания. По данным многочисленных исследований, учащиеся лучше запоминают информацию, которая презентуется и визуально, и вербально. Кроме того, визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте.
• Визуализация развивает критическое мышление. Взаимосвязь вербальной и визуальной информации помогает легко восстанавливать в памяти прослушанные лекции, доклады, поскольку, как правило, сложная сухая информация преобразуется в простые символы и предметы, которые мы встречаем в повседневной жизни.
• Универсальность визуализации. Язык рисунков понятен всем: и слушателям разных возрастов, и тем, кто разговаривает на разных языках, и людям с ограниченными возможностями.
Но рассмотреть все известные способы визуализации информации это сложно, поэтому я выбрала для себя только один из указанных методов
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Анохина, О. Е. Активизация познавательной деятельности при изучении нового материала на уроках окружающего мира / О. Е. Анохина // Начальная школа. – 2012. – № 12. – С. 53–55.
2. Амбражевич, Я. Е. Распознавание как метод обучения естествознанию в начальной школе / Я. Е. Амбражевич // Начальная школа. – 2014. – № 10. – С. 33–39.
3. Безгубова, Анастасия Алексеевна. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира / А. А. Безгубова ; науч. рук. В. П. Одинцова // Константин Дмитриевич Ушинский и русское национальное образование. Исторические уроки, идеи и современность : материалы XX междунар. пед. чтений, посвящ. великому рус. педагогу К. Д. Ушинскому / Обществ. организация "Пед. о-во России", Межрегион. обществ. об-ние "Алтарь отечества", ГАОУ ВПО г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т" ; [под общ. ред. М. В. Бабалаевой]. – М., 2016. – С. 22–24.
4. Белоусова, Г. В. Использование активных методов обучения на уроке окружающего мира / Г. В. Белоусова // Начальная школа. – 2017. – № 7. – С. 39–43.
5. Гайнуллова, Фазиля Салеховна. Занимательный материал на уроках окружающего мира как средство формирования познавательного интереса младших школьников / Ф. С. Гайнуллова // "Ознакомление с окружающим миром в современном образовательном процессе" : материалы научно-практ. конф. / Департамент образования г. Москвы, Гос. автоном. образоват. учреждение высш. образования г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т", Ин-т педагогики и психологии образования, Каф. естественнонауч. дисциплин и методики их преподавания в нач. шк. ; [ред.: Е. А. Алисов, Д. Ю. Добротин, Н. А. Рыжова (науч. ред.), М. С. Смирнова (сост., отв. ред.)]. – М., 2016. – С. 135–140.
6. Зотова, А. А. Использование ИКТ на уроке окружающего мира / А. А. Зотова // Начальная школа. – 2017. – № 7. – С. 44–51.
7. Ижойкина, Л. В. Организация самоконтроля и самооценки учебных действий школьников на уроках окружающего мира / Л. В. Ижойкина // Начальная школа. – 2013. – № 10. – С. 40–45.
8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / [рук. проекта : Н. Д. Никандров и др.] : под ред. А. Г. Асмолова. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 152 с. : ил., табл. – (Стандарты второго поколения) (ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт)). – Библиогр.: с. 148–150.
9. Калинина, Л. В. Формирование умения проводить наблюдения на уроках окружающего мира / Л. В. Калинина // Начальная школа. – 2018. – № 6. – С. 54–58.
10. Комарова, Валентина Ивановна. Методика преподавания предмета "Окружающий мир" в начальной школе : учеб.-метод. пособие / М-во образования и науки РФ, "Ор. гуманитар. – технол. ин-т (фил.) ФГБОУ ВПО "Оренбург. гос. ун-т" ; В. И. Комарова, Е. О. Гребенникова ; [науч. ред. Н. А. Каргопольцева]. – Орск : Изд-во Ор. гуманитар. – технол. инта, 2014. – 249 с. : табл. – Прил.: с. 239–249. – Библиогр.: с. 235–238.
11. Конобеева, Татьяна Анатольевна. Формирование познавательных универсальных учебных действий / Т. А. Конобеева, И. В. Потапов, Л. В. Хаймович // Метапредметные результаты обучения в начальной школе : метод. рекомендации для учителей нач. кл. / [авт.: Т. А. Конобеева и др.]. – М., 2015. – С. 55–63.
12. Кудрова, Лариса. Образовательный курс для вашего методобъединения. Как формировать универсальные учебные действия на уроках / Л. Кудрова // Управление начальной школой. – 2020. – № 1. – С. 50–58.
13. Макушина, А. Е. Конструирование интеллект-карт при изучении окружающего мира / А. Е. Макушина, Е. Г. Новолодская // Начальная школа. – 2018. – № 3. – С. 9–12.
14. Минкина, Анастасия Владиславовна. Формирование познавательных универсальных учебных действий при организации работы с информацией у детей младшего школьного возраста / А. В. Минкина ; науч. рук. В. П. Одинцова // Константин Дмитриевич Ушинский и русское национальное образование. Исторические уроки, идеи и современность : материалы XX междунар. пед. чтений, посвящ. великому рус. педагогу К. Д. Ушинскому / Обществ. организация "Пед. о-во России", Межрегион. обществ. об-ние "Алтарь отечества", ГАОУ ВПО г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т" ; [под общ. ред. М. В. Бабалаевой]. – М., 2016. – С. 103–105
15. Миронов, Анатолий Владимирович. Технологии изучения курса "Окружающий мир" в начальной школе : (образоват. технологии овладения мл. шк. основами естествознания и обществознания) : учеб. пособие / А. В. Миронов. – Ростов н /Д : Феникс, 2013. – 510 с. : ил., табл. – (Высшее образование). – Библиогр. в конце гл. – Прил.: с. 477–510.
16. Мусина, А. А. Логические рассуждения младших школьников – основа метапредметности / А. А. Мусина // Начальная школа. – 2018. – № 3. – С. 21–24.
17. Мягченкова, С. Ю. Использование приемов смыслового чтения на уроках окружающего мира / С. Ю. Мягченкова // Начальная школа. Все для учителя! – 2017. – № 7/8. – С. 42–45.
18. Осмоловская, И. М. Формирование универсальный учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. – № 10. – С. 6–12.
19. Основа организации процесса формирования у младшего школьника универсальных учебных действий // Начальное образование. – 2016. – № 3 (74). – С. 3–9.