Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Информационно-коммуникационная технология обучения (ИКТ обучения) - это, прежде всего, педагогическая технология, направленная на повышение результативности обучения при условиях использования информационного продукта педагогического назначения в учебно-воспитательном процессе.
Основной целью всех инноваций в образовательной сфере является содействие перехода от автоматического усвоения учениками знаний к формированию умений и навыков самостоятельно приобретать знания.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в обучении – это не дань моде, а необходимость сегодняшнего дня.
Информационные технологии становятся мощным многофункциональным фактором интенсификации обучения. Их использование приучает ученика к условиям информационной среды, способствует повышению у школьников информационной культуры.
Глава 1 Сущность понятия информационно-коммуникативных технологий
1.1 Информационные технологии в обучении
Во многих школах в 1985 году начали работать курсы допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся в области ИКТ. Для проведения соответствующих занятий школы оборудовались кабинетами вычислительной техники. Создание школьных компьютерных классов, их оборудование было целью и результатом первого этапа внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, получивший название «этап компьютеризации образования».
Разнообразие и несовершенство компьютерной техники и программного обеспечения не позволяло на том этапе создавать универсальные и качественные информационные продукты педагогического назначения.
Впоследствии, с появлением новых аппаратных и программных средств, в некоторых школах начался синтез информационных технологий с педагогическими инновациями. Его результаты накапливались, обобщались и распространялись. Под влиянием внешних факторов постепенно складывалось представление о необходимости перехода к использованию средств ИКТ для изучения всех школьных предметов, широкого внедрения ИКТ в учебный процесс .
Именно с этого начинается второй этап внедрения ИКТ в образовании. Этот этап, который продолжается и сегодня, характеризуется качественным изменением технических средств обучения школьных предметов. Все школы подключены к глобальной сети Интернет. Школьные кабинеты оборудуются компьютерами, цифровыми проекторами, другими периферийными устройствами. Благодаря развитию цифровых технологий, появились новые средства обучения, такие как, например, цифровые естественно-научные лаборатории, интерактивные доски и т. д. Началось овладение нового поколения интернет-сервисов (Web 2.0).
Появляются примеры учебно-методических материалов нового поколения – инновационные учебно-методические комплексы на основе ИКТ.
Третий этап развития ИКТ в образовании, который, по мнению российских ученых, начнется в следующем десятилетии, будет решать задачи индивидуализации учебно-воспитательного процесса. Появление новых продуктов техносферы изменит наше представление об автоматизированных местах учащихся и педагогов. Впервые в истории участники учебного процесса получат гаджеты и программные средства, технические возможности которых не ограничивают возможные способы их использования .
Также сетевыми станут и ИКТ обучения. В новых условиях организации учебного процесса они станут средством формирования таких универсальных учебно-познавательных умений, как: поиск информации в информационной среде образовательного учреждения, отечественных и мировых хранилищах образовательных ресурсов; фиксации информации об окружающей среде и образовательном процессе - в том числе, с помощью аудио- и видеотехники, цифрового измерения, с целью дальнейшего использования записанного; структурирования знаний в виде концептуальных диаграмм, карт, линий времени и т. д; создания гипермедия-сообщений; подготовки выступлений с аудиовизуальной поддержкой; расположением их в сети; построение моделей объектов и процессов из базовых элементов виртуальных конструкторов.
1.2 Педагогические основы использования информационно-коммуникационных технологий обучения в начальной школе
Информационные технологии» - это технологии, в той или иной степени реализующие информационные процессы: сбор, накопление, хранение, передача, обработка и представление (отображение) информации .
Информационная технология – совокупность информационных процессов с использованием средств вычислительной техники, которые обеспечивают быстрый поиск информации, доступ к источникам информации.
Информационные технологии - совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации, и включают всю вычислительную технику, технику связи и, отчасти, - бытовую электронику, телевидение и радиовещание .
В последние несколько десятилетий в педагогической науке активно используется термин «педагогическая технология». А.В. Колодюк определяет педагогическую технологию как научно обоснованную педагогическую (дидактическую) систему, которая гарантирует достижение определенной учебной цели через четко определенную последовательность действий, спроектированных на решение промежуточных целей и заранее определенный конечный результат . Педагогическая технология включает в себя две группы вопросов, первая из которых связана с применением технических средств в учебном процессе, вторая – с его организацией.
Слово «коммуникационные» термина «информационно-коммуникационные технологии» подчеркивает повышение в последние годы роли компьютерных сетей в обеспечении реализации информационных процессов.
По определению С.Пейперта «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - информационные технологии на базе персональных компьютеров, компьютерных сетей и средств связи, для которых характерно наличие дружелюбной среды работы пользователя». А слово «Обучение» указывает на область применения – образование .
Итак, информационно-коммуникационные технологии обучения (ИКТО) – это совокупность методов и технических средств применения информационных технологий на основе компьютерных сетей и средств связи для обеспечения эффективного процесса обучения.
Методика применения информационно-коммуникационных технологий обучения как наука исследует учебно-воспитательный процесс с целью установления фактов, определении связей и закономерностей, прогнозирования последствий использования ИКТ в образовании, что позволит повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.
Объектом методики применения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе является процесс обучения младших школьников в условиях современных общеобразовательных учебных заведений.
Глава 2 Теоретические аспекты изучения применения ИКТ на уроке технологии в начальной школе
2.1 Применение ИКТ на уроках образовательной отрасли «технологии»
1. Образовательная область «Технологии».
Целью образовательной отрасли «технологии» является формирование и развитие у учащихся технологической, информационно-коммуникационной и основных компетенций для реализации их творческого потенциала и социализации в обществе. Технологии в начальной школе являются одним из звеньев непрерывного технологического образования, что логически продолжает дошкольное образование, создает базу для успешного овладения учениками технологий основной школы и получения профессионального образования.
Для достижения указанной цели предусматривается выполнение следующих задач :
- формирование представления о предметно-преобразовательной деятельности человека, мир профессий, пути получения, хранения информации и способы ее обработки; способности к формулированию творческих замыслов, осознанного соблюдения безопасных приемов работы и пользования инструментами и материалами;
- развитие познавательной, художественной и технической одаренности, технического мышления в процессе творческой деятельности, навыков ручных техник обработки материалов, умение пользоваться технической терминологией, художественной и графической информацией, умение работать с компьютером;
- воспитание готовности к решению бытовых вопросов путем применения алгоритмов выполнения технологических задач и навыков технологической деятельности в практических ситуациях.
Содержание отрасли «технологии» определяется по следующим содержательным линиям: ручные техники обработки материалов, техническое творчество, декоративно-прикладное искусство, самообслуживание и ознакомление с информационно-коммуникационными технологиями.
Примерная структура уроков трудового обучения
1. Организационный момент (проверка готовности рабочих мест, наличия рабочей одежды).
2. Выявление знаний и умений учащихся.
3. Актуализация опорных знаний учащихся (чувственного опыта, опорных умений тому подобное).
4. Мотивация учебной деятельности учащихся (формирование положительного отношения к учебной деятельности на уроке).
5. Сообщение темы урока.
6. Определение цели (задач) для учащихся на урок.
7. Изучение нового материала.
8. Осмысление учениками изученного материала.
Формирование умений и навыков учащихся.
Требования к практической работе.
2.3 Применение ИКТ на уроках технологии – как фактор повышения активизации познавательной деятельности
Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности. Построение диаграмм, карточек инструкций и таблиц в презентации позволяет сэкономить время и сделать материал более эстетичным. Использование иллюстраций, рисунков и т. д. воспитывает интерес к уроку, делает его интересным. На уроках технологии использование ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный и информационный материал.
Целесообразно применять ИКТ при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это связано со следующими факторами :
1. Данное образовательное направление предполагает, прежде всего, формирование и совершенствование практических навыков в методах обработки материала, моделирования и проектирования. Поэтому больше времени следует уделять практической деятельности школьников на занятиях.
2. Недостаточное количество мультимедийных дисков в школьной медиатеке. Имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность и не лишены ряда преимуществ. Такие как профессионализм программистов, красивая графика, содержащая хорошую анимацию, многофункциональность и т. д. Но большинство из них не вписываются в канву данного конкретного урока конкретного учителя. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке.
На занятиях, как правило, выступления преподавателя или студентов отрабатываются с использованием компьютера, проектора, звуковых динамиков, презентаций.
Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решить поставленные на уроке задачи. Презентация позволяет преподавателю не просто читать лекцию, но и вести беседу со студентами, задавая вопросы по теме и тем самым заставляя студентов актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, делать предположения (как вы думаете, какая термическая обработка уменьшит хрупкость?) анализировать полученную информацию (разнообразие видов термообработки), сравнивать (различие в термообработке), обобщать (свойства различных материалов), делать выводы, тем самым развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учеников, развивает их память и речь, делает их знания открытыми, обладает большой воспитательной силой и является хорошим диагностическим инструментом.
Заключение
Изучение технологии в школе - это первый шаг в подготовке рабочих и инженерных кадров. В то же время следует отметить, что технологическая культура человека, основы которой осваиваются школьниками при изучении технологии в школе, необходима любому человеку в будущем, независимо от выбора профессии.
Подготовка кадров для решения научно-практических задач, стоящих перед нашей страной, должна начинаться с изучения образовательной области «Технология» в общеобразовательных школах и продолжаться в начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях. Именно при изучении образовательной области «Технология» учащиеся должны получить исходные представления и навыки анализа и творческого решения возникающих практических задач, преобразования материалов, энергии и информации, проектирования, планирования, производства, оценки процессов и изделий, знания и умения в области технического или художественно-прикладного творчества, представление о мире науки, техники и техносферы, влиянии техники на общество и окружающую среду, сферы человеческой деятельности и общественного производства, спектр профессий.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аблакотов А.А. Применение ИКТ на уроках технологии – фактор повышения активизации познавательной деятельности / А.А. Аблакотов, В.В. Епашников // Успехи современного естествознания. – 2019. – № 10. – С. 12-13
2. Биккулов А.С. Интернет как средство массовой коммуникации: Дис.... канд. социол. наук: 22.00.06. / А.С. Бикулов. – Санкт-Петербург, 2015. – 217 с.
3. Брижко В.М. Информационное общество. Дефиниции / В.М. Брижко, А.М. Гальченко, В.С. Цимбалюк и др. – СПб.: Интеграл, 2012. – 220 с.
4. Демкин В.П. Дидактические модели проведення уроков с применением Интернет-технологий и мультимедиа средств / В.П. Демкин, Г.В. Можаева // Открытое и дистанционное образование. – 2018. – № 3. – С.5
5. Долинер Л. И. Компьютерные тесты успеваемости как средство оптимизации учебного процесса / Л. Долинер // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. – 2018. – № 1. – С. 35-72.
6. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников / В.Ф, Ефимов // Начальная школа. – 2019. – №5. – С.1
7. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс / Н.И. Захарова // Начальная школа. – 2008. – №3. – С.4
8. Зборовский Г.Е. Образование как ресурс информационного общества / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина // Социс. – 2015. – № 7. – С.12 – 58.
9. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна // Под ред. Кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. – М.: Издательский дом «Камерон», 2014. – 216 с.
10. Кастельс М. Информационная эпоха: общество и культура / М. Кастельс; пер. с англ. под ред. О. И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2014. – 608 с.
11. Колодюк А.В. Информационное общество: современное состояние и перспективы развития в России / А.В. Колодюк // Автореферат диссертации. – М.: Росток, 2015. – С. 5.
12. Мальковская И.А. Профиль информационно-коммуникативного общества (обзор современных теорий) / И.А. Мальковская // Социологические исследования. – 2017. – № 2. – С. 1-24.
13. Матьяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование // Вестник российской коммуникативной ассоциации. – 2018. – № 2. – С. 103-122.
14. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / И.С. Мелюхин. – М.: МГУ, 2002. – 208 с.
15. Могилев А.В. Интернет-проекты в системе образования / А.В. Могилев // Справочник заместителя директора школы. – №8. – 2008. – С.5
16. Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения / П.И. Образцов. – Орел, 2000. – 145 с.
17. Пейперт С. Переворот в сознании. Дети, компьютеры и плодотворные идеи / С. Пейперт. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.
18. Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования / И.В. Роберт // Информатика и образование. – 2013. – №2. – С.8-14.
19. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве / Е.В. Смолкина // Начальная школа». – №2. – 2017. – С.7
20. Степанова М. Правила безопасного общения с компьютером / М. Степанова // Дошкольная педагогика. – 2010. – №3. – С. 4 – 8.
21. Чернов А.А. Информационные технологии как база для развития глобального информационного общества / А.А. Чернов // Тамбовский курьер. – № 12. – 2018. – С.15-16