Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня происходит тотальная активизация в направлении инновационности во всех бизнес-структурах. Сегодняшнее «наступление» энерго-, компьютерных и цифровых технологий во всех сферах, особенно там, где обнаруживается экономический эффект, поддерживается на всех уровнях.
Долгосрочная программа «Цифровая экономика» обозначает направления формирования новой регуляторной среды, позволяющей обеспечить благоприятный правовой климат для возникновения и развития современных информационно-коммуникационных технологий, формирования и наращивания цифровых компетенций, развития инфраструктуры обработки данных, обеспечения киберустойчивости, подготовки квалифицированных кадров, инновационной и цифровой трансформации различных сфер экономики. Ее реализация позволит сделать значительный прорыв в развитии, в том числе транспортной сферы.
1.ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
1.1.Современное состояние транспортной отрасли
Транспортная отрасль России активно развивается. Об этом красноречиво говорят цифры и факты. Вот некоторые из них.
В 2016 году российскими авиакомпаниями перевезены 88,5 млн человек (96% к уровню 2015 года). Абсолютный рекорд перевозок на внутренних направлениях – 55 млн человек (рост 6%). Аэропорты – лидеры отрасли по перевезенным за 2016 год пассажирам (кроме аэропортов Москвы и Санкт–Петербурга): Сочи – 5,3 млн (рост 29%); Симферополь – 5,2 млн (рост 3,7%); Екатеринбург (Кольцово) – 4,2 млн (рост 1%); Новосибирск (Толмачево) – 3,9 млн (рост 9%); Краснодар – 3 млн (на уровне 2015 года) .
Введены терминалы аэропортов в городах Волгоград, Самара, Нижний Новгород. Модернизирован аэропорт Рощино в Тюмени. Реконструируются и модернизируются аэропорты Хабаровска, Калининграда, Саранска, Норильска, Кызыла, Ульяновска, Нижнекамска, Улан–Удэ, Домодедово, Шереметьево.
Строятся аэропорт Саратова, «Платов» в Ростове–на–Дону. Внутренние авиаперевозки в РФ в 2016 году увеличились на 6%.
Железнодорожным транспортом в 2016 году перевезены 1,04 млрд пассажиров (рост 1,6%): в пригородном сообщении – 935,6 млн (рост 1,4%); в дальнем следовании – 101,5 млн (рост 3,6%) .
Железнодорожные пассажирские перевозки в 2016 году составили свыше 1 млрд человек. Объем перевалки грузов в морских портах составил 721,9 млн тонн (рост 6,7%). Рост производственной мощности – 32 млн тонн.
По Северному морскому пути перевезено 7,5 млн тонн (рост 39%). Открыт обновленный морской вокзал Мурманска. Завершено строительство морвокзала в Петропавловске–Камчатском. Спущен на воду ледокол «Виктор Черномырдин» мощностью 25 Вт. Построен ледокол «Новороссийск».
В 2016 году построены и реконструированы 303 км федеральных автомобильных дорог. Введены в эксплуатацию после капитального ремонта и ремонта 8,8 тыс. км участков федеральных трасс. Выросла доля дорог в нормативном состоянии с 63 до 71% (36 696 км). Завершено строительство центрального участка Западного скоростного диаметра (ЗСД) в Санкт–Петербурге. В соответствии с графиком ведутся работы по строительству Керченского моста. Эффективно заработала система «Платон» .
Цель развития транспортной отрасли – сформировать в России единое цифровое транспортное пространство, сделать пассажирские и грузовые перевозки более безопасными, удобными, доступными для людей и бизнеса, снизить издержки, расширить экспортные и транзитные возможности. Для решения этих задач предусмотрен ведомственный проект «Цифровой транспорт и логистика», который разрабатывается в рамках государственной программы по развитию транспорта.
1.2 Инновации в транспортной отрасли
Инновации играют огромную роль в повышении качества транспортного обслуживания населения, повышает не только скорость и масштабность передвижения, но и создавая высокий уровень комфорта в процессе перемещений.
Инновации в транспортном обслуживании можно разделить на:
- технологичные, процессуальные, сервисные;
- оптимизационные и новаторские,
- комплексные и единичные,
- национальные, региональные и локальные.
Одним из направлений инновационного развития транспортного обслуживания является разработка новых скоростных маршрутов. В прошлом году количество перевезённых пассажиров на поездах «Сапсан» увеличилось более чем на треть. Организован скоростной маршрут Москва–Берлин с инновационной автоматической системой изменения ширины колеи. Благодаря ей, смена колесных пар у поездов, пересекающих границу с Европейским союзом, занимает не более двадцати минут, вместо ранее требовавшихся двух часов. Знаковым событием в развитии отрасли стал запуск Московского центрального кольца. Впервые железно- дорожный транспорт стал так активно использоваться в качестве городского общественного транспорта. В пиковые дни МЦК перевозит более 340 тыс. пассажиров. За полгода с момента запуска его услугами воспользовались более 43 млн. пассажиров.
Одним из приоритетных направлений экономической политики Российской Федерации в настоящее время является обеспечение роста несырьевого экспорта. У транспортной отрасли в этой области есть значительный потенциал. На данном этапе, несмотря на снижение экспорта российских товаров и услуг в 2016 г. в целом на 20%, экспорт транс- портных услуг сохранился на уровне 2015 г., и в стоимостном выражении со- ставил порядка 15 млрд долларов США, что составляет почти половину доходов России от экспорта природного газа.
1.3 Перспективы развития транспортной системы Российской Федерации
Состояние и развитие транспортной системы имеют для Российской Федерации исключительное значение. Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей. В современных условиях транспорт является одним из определяющих функциональных факторов повышения темпов экономического роста
Управление перевозками грузов в России осуществляется на основании Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года .
Главная задача государства в сфере функционирования и развития транспортной системы России – создание условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам, превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество . Фактическая реализация Транспортной стратегии началась в 2009 году.
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
2.1 Стратегия развития транспортной системы Санкт-Петербурга
В 2016 году на заседании Координационного совета по развитию транспортной системы г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее – Координационный совет) была утверждена Стратегия развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2030 года, которая призвана учитывать интересы двух субъектов.
Цель стратегии:
Стратегия определяет цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере развития транспортной системы двух субъектов на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, содержит инвестиционные и организационные мероприятия, предусматривающие согласованное развитие всех видов транспорта, транспортной и терминально-логистической инфраструктуры .
Стратегической целью развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2030 года является обеспечение спроса населения и отраслей экономики на транспортные услуги с требуемыми показателями доступности, надежности, экономичности и безопасности, эффективное развитие транспортной инфраструктуры для повышения конкурентоспособности Санкт-Петербурга и Ленинградской области, улучшения качества жизни населения и устойчивого экономического роста.
При формировании целей Стратегии развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области обеспечено их соответствие целям Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.
Согласно реализации Стратегии скоро в Петербурге заработает умная система оплаты проезда, сделанная по аналогии с московской. Она называется КИСУ ГППТ – Комплексная информационная система управления городским и пригородным пассажирским транспортом. Система сама определяет наиболее выгодный для пассажира тариф.
2.2 СПБГКУ «Организатор перевозок» - как ключевой участник транспортной системы Санкт-Петербурга
СПБГКУ «Организатор перевозок» – государственное учреждение, созданное в 2005 г. для оптимизации управления и контроля на городском пассажирском транспорте в Санкт-Петербурге.
Практически каждый петербуржец, передвигающийся по городу на общественном транспорте, знает о нашем учреждении или пользуется его услугами. Сегодня «Организатор перевозок» это сотни тысяч действующих электронных карт «Подорожник» для оплаты проезда в транспорте, это более сотни электронных табло на остановках, это предоставление данных о движении транспорта для работы мобильных приложений, это диспетчерское регулирование движения автобусов, трамваев и троллейбусов, это информационно-справочные услуги, это ремонт и содержание диспетчерских станций для удобства водителей и кондукторов и многое другое.
История появления учреждения берёт своё начало от «Службы реализации и сбора выручки», которая была создана 30 апреля 1987 года в связи с переходом на бескассовый метод обслуживания пассажиров на городских и пригородных маршрутах. В октябре 1995 года Служба была реорганизована в СПБ ГУП «Центральное Агентство городского пассажирского транспорта». Одновременно с реорганизацией добавились и новые функции – контроль за оплатой проезда, за движением общественного транспорта и др. С марта 2005 года предприятие получило нынешнее название «Организатор перевозок», а с сентября 2011 года приобрело и нынешнюю правовую форму государственного казённого учреждения.
Слоган компании: «Наша работа – обеспечение комфортного пользования городским транспортом!»
«Организатор перевозок» сегодня - это 3 743 066 выполняемых рейсов по маршрутам наземного транспорта, 33 336 обработанных обращений граждан, 2 802 461 активных пользователей проездных билетов, 172 376 реализованных проездных билетов, выдано 9 082 льготных билетов (данные указаны за 1 квартал 2017 г.).
2.3 Направления совершенствования СПБГКУ «Организатор перевозок»
Современное развитие организаций и государственных корпораций осуществляется в высоко динамичных условиях и сопряжен с процессами постоянной адаптации к новым условиям и факторам влияния. Перед управленцами стоит сложная задача: выбрать именно такой управленческий подход, посредством которого можно было бы добиваться поставленных целей и задач, обеспечивать развитие бизнеса в долгосрочной перспективы и с заданными параметрами.
Именно поэтому теоретики и практики менеджмента формируют новые представления о подходах к управлению компанией, одним из которых является процессный подход. На протяжении нескольких десятилетий он доказывает свою состоятельность и эффективность в разных компаниях и форматах бизнеса.
Таким образом, весь бизнес – это совокупность процессов, которые имеют различную функциональную направленность и образуют цепочки действия субъектов управления относительно объектов управления. Цель применения процессного подхода – образование горизонтальных связей в компании между работниками, находящимися в одной иерархии. Его применение позволяет «организовывать работу специалистов по решению одной задачи автономно от руководящего звена и без его активного привлечения, что также повышает результативность и эффективность» .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создание единого транспортного пространства – одно из приоритетных направлений развития всей мировой экономики. Усиление международной кооперации, цифровизация транспортной отрасли, технологическое сотрудничество, привлечение инвестиций, применение «зелёных» технологий – ключевые тренды последних лет.
Для достижения поставленных целей мероприятия по развитию информационных технологий будут увязаны с соответствующей перестройкой технологических процессов и изменениями нормативно-правовой базы, в соответствии с которой работает это акционерное общество.
В частности, в области логистических услуг планируется построение интеграционной платформы, которая будет обеспечивать координацию грузоотправителей и грузополучателей, собственников подвижного состава, операторов различных видов транспорта. Этот вид бизнеса будет способствовать развитию транспортного рынка и формированию полной логистической цепи, включая интермодальную транспортировку, складские услуги, рассчетно-кассовое обслуживание, оптимизацию цепи поставок и др.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р. URL: http : //www.mintrans. ru/documents/detail.php (дата обращения: 20.01.2020).
2. Стратегия развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2030 года // Консультант Плюс
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 года №2858-р об утверждении «Стратегии транспортного обеспечения Кубка Конфедераций 2017 года и Чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации» // Консультант Плюс
4. Подпрограмма «Совершенствование транспортного обслуживания населения Ленинградской области на 2014-2020 годы» в составе Государственной программы Ленинградской области «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области» (утв. постановлением правительства Ленинградской обл. от 14.11.2013 г. № 400). // Консультант Плюс
Монографии, научная и периодическая литература:
5. Барабкин Д.С., Айдарханов А.А., Перспективы развития транспортной системы в СанктПетербурге // Alfabuild. 2018. №1 (3). С.24-32
6. Бигаев З.В. Перспективы развитии цифровой экономики в РФ / Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 8(28). URL: https://sibac.info/journal/student/28/104265 (дата обращения: 22.03.2021).
7. Варнавский В. Глобальная транспортно-логистическая инфраструктура. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 1, сс. 5-14
8. Воронцова С.Д. Стратегия развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области до 2030 года // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2017. №5 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-razvitiya-transportnoy-sistemy-sankt-peterburga-i-leningradskoy-oblasti-do-2030-goda (дата обращения: 04.04.2021).
9. Горев А.Э. Развитие городских транспортных систем крупных городов // Транспорт Российской Федерации. 2016. № 6 (67). С. 50-53.
10. Гришко Л.А., Серая Н.Н. Процессный подход в современной практике управления // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №7 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsessnyy-podhod-v-sovremennoy-praktike-upravleniya (дата обращения: 17.12.2020).
11. Димитров И. Цифровизация экономики: в чем же суть вопроса? // http://rostransport.com/article/18352/ (дата обращения: 22.03.2021).
12. Дугаржапова М.А., Жалсараева Е.А., Маланов В.И. Современное состояние транспортного комплекса и проблемы его развития в условиях пространственного развития России // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 8-1. – С. 49-57
13. Египко М.А. Анализ развития транспортной системы Российской Федерации // ТДР. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-razvitiya-transportnoy-sistemy-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 04.04.2021).
14. Журавлева Н.А., Кльештик Т. Проблемы финансирования проектов развития транспортной инфраструктуры и основные инвестиционные тренды 2020 года // Транспортные системы и технологии. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-finansirovaniya-proektov-razvitiya-transportnoy-infrastruktury-i-osnovnye-investitsionnye-trendy-2020-goda (дата обращения: 04.04.2021).
15. Научные заделы России по сквозным технологиям цифровой экономики / А.А.Бакаров, Д.А.Девяткин, Т.В.Ершова, И.А.Тихомиров, Ю.Е.Хохлов // Информ. общество. - 2018. - N 4-5. - С.54-64
16. Официальный сайт СПБГКУ «Организатор перевозок» // http://orgp.spb.ru/rcupp/ (дата обращения: 12.03.2021)
17. Пенькова, А. О. Перспективы дальнейшего развития отрасли грузоперевозок в России железнодорожным транспортом / А. О. Пенькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 294-296. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67632/ (дата обращения: 04.04.2021).
18. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. [Forecast of socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2036. [Internet]. (In Russ.)]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognoz_socialno_ekonomiche skogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2036_goda.html. (дата обращения: 13.02.2021)
19. Рудаковский А. Инновационные платежные решения для транспорта 2017 // http://penza-online.ru/novost/tekhnologii/innovatsionnye-platezhnye-resheniya-dlya-transporta-2017?ELEMENT_ID=10353 (дата обращения: 12.03.2021)
20. Савин Г.В. Методический подход к развитию городской транспортной системы на основе сбалансированной системы показателей // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2016. № 4 (48). С. 410-418.
21. Суслова, Т. В. Интеллектуальные транспортные системы: перспективы развития в российском транспортном комплексе / Т. В. Суслова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66166/ (дата обращения: 04.04.2021).
22. Транспортная отрасль работает стабильно // http://transportrussia.ru/item/3570-transportnaya-otrasl-rabotaet-stabilno.html
23. Троицкая, Н. А. Единая транспортная система / Н.А. Троицкая, А.Б. Чубуков. - М.: Академия, 2018. - 240 c.
24. Шмидт М.А. Формирование будущего цифровой экономики и общества // Молодой ученый. — 2018. — №23. — С. 343-345. — URL https://moluch.ru/archive/203/51284/ (дата обращения: 31.03.2019).
25. Шуклина З.Н. Синергетические процессы в инновационной экономике // Экономика и предпринимательство. 2017 - № 2 (31) - С. 69-72.