Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Экзамен (ВПР, ОГЭ и ЕГЭ) – серьезный шаг в жизни учащихся, требующий как осознанного выбора своего будущего, так и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу.
Успешность сдачи экзамена по обществознанию, как и по любой другой дисциплине, во многом определяется методичностью и правильностью, с которой учитель организует подготовительную работу с учениками.
Подготовка к итоговой аттестации - всегда ответственный процесс. Мы, преподаватели, вместе с учениками готовимся к этому серьезному тесту и ищем эффективные способы его успешной сдачи. С введением ВПР, ОГЭ, ЕГЭ преподавателю придется существенно пересмотреть и перестроить систему подготовки студентов к итоговой аттестации, а также всю свою педагогическую деятельность. Каждый преподаватель постепенно вырабатывает свой стиль подготовки к экзамену.
Подготовка к экзаменам обязательно должна отличаться от традиционного повторения учебной программы по общественным наукам и ориентироваться строго на конкретный тип экзаменов и систему тестирования.
Работа по подготовке к экзаменам в школе определенным образом влияет на формирование необходимых универсальных учебных действий и учебной деятельности в целом. В то же время ФГОС нового поколения требует от образования личностно-ориентированного подхода, направленного на организацию познавательной деятельности учащихся разного уровня.
Например, в рамках основного курса социальных наук в обычном дополнительном классе. Имея один час в неделю, может быть сложно подготовить студентов к хорошим экзаменам. Но этого обучения в том или ином формате не избежать, так как одним из основных критериев оценки работы каждой школы на данный момент является не только подготовка успешно социализированного выпускника, но и результат сдачи экзаменов.
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что правильная организация подготовки каждого студента к экзаменам - одна из основных задач работы любого учителя, в данном случае обществознания.
Кроме того, практика показывает, что даже при достаточно интенсивной подготовке школьника к экзаменам, если его интересуют наиболее успешные экзамены (обычно из-за возможности поступить таким образом в желаемый вуз), результат невелик, если ребенок не интересует тема.
В процессе обучения, учащиеся знакомятся с особенностями проведения различных видов экзаменов. Также большое значение имеет практическая реализация поставленных задач. Это общий план подготовки к экзамену. Содержание курсов, способы работы в классе, методы оценки знаний учеников, конечно, каждый учитель определит для себя, в зависимости от этапа программы, уровень образованности детей, их желание изучать предмет, ваш стиль общения со студентами и т. д.
Во-первых, работа для детей должна выполняться на высоком уровне сложности. Это означает, что вам не нужно бояться включать вопросы, выходящие за рамки школьного курса, в задания для работы в классе. Принцип «высокой сложности» был разработан Л.В. Занкова, считавшего, что этот принцип «характеризуется не тем, что он увеличивает абстрактный« средний уровень сложности », а прежде всего тем, что он раскрывает духовные силы ребенка, давая им пространство и направление.
Чтобы сдать экзамен, необходимо развивать свое мышление. Если ученик научится рассуждать, даже вопрос о неизвестном материале на экзамене не станет для него «фатальным». Рассуждения приведут вас к ответу, «выдавят» вопрос с максимально возможной оценкой. Поэтому не следует бояться вопросов, например, о причинах, последствиях социальных явлений, даже если такой опрос приводит детей к нескольким логическим ответам одновременно, но не предусмотренных программой.
Актуальность заявленной темы исследования определяется тем, что при подготовке к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ методика работы: развитие мотивации и постановки целей; развитие умения решать задачи разного уровня; развитие самоконтроля; повышение уверенности и положительной самооценки - занимает важное место.
Объектом исследования данной работы являются изучение методик подготовки к экзаменам по обществознанию в школе
Предмет исследования: методические приемы по подготовке к экзаменам по обществознанию
Цель данной работы: анализ методической работы по подготовке учащихся к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию и выявление эффективных методик
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. анализ методики работы при подготовке к экзаменам по обществознанию за прошедшие годы;
2.определение основополагающих принципов деятельности в рамках указанных технологий;
3. составление методических рекомендаций по данной теме.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики:
1.аналогия;
2.обобщение;
3.классификация;
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
ГЛАВА I. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО КОДИФИКАТОРУ И СПЕЦИФИКАТОРУ
1.1. Основная школа
Успешно освоить предмет обществознание и пройти основной государственный экзамен и единый государственный экзамен возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 5 по 11 класс. В связи с этим выстраивается структура формирования у учащихся обществоведческой культуры. В настоящий момент данная структура выглядит так:
- первый уровень (6-8 классы): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю). На этом этапе учащиеся получают первичные знания в области социологии, психологии, этики, права, превалируют работы с тестами, проблемными и творческими заданиями, фрагментами текстов;
- второй уровень (9 класс): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю), консультационные часы, подготовка к олимпиадам. На этом этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся, происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения;
- третий уровень (10-11 классы): уроки в рамках школьной программы на базовом уровне (2 часа – в неделю), элективное занятие «Подготовка ЕГЭ», консультационные часы, подготовка к олимпиадам.
Таким образом, обществоведческое образование в школе ведется и в урочное время и во внеурочной деятельности. К выстраиванию этой системы подвело изучение потребностей учащихся и их родителей в образовательных услугах.
Инновационный аспект в практико-ориентированность методической разработки заключается в том, что ею могут воспользоваться не только учителя обществознания, но и другие участники образовательных отношений: ученики, которые найдут в методической разработке нужную информацию для успешной подготовки к ЕГЭ по обществознанию; родители, которые, ознакомившись с материалами, смогут проконтролировать подготовку ребенка к итоговой аттестации или примут участие в этой серьезной работе.
Цель методической разработки: успешное и максимально полное усвоение учащимися новых знаний, овладение оптимальными методами самостоятельного получения информации, необходимой для самореализации в социуме.
Задачи методической разработки:
- «развитие в каждом ученике умения учиться, то есть способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта; ·
- вооружение учащихся системой способов действия, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений» .
Я хотел бы остановиться на вопросе подготовки выпускников по выполнению 28 задания ЕГЭ по обществознанию.
Задание 28 предусматривает составление развернутого плана по предложенной теме. В условии задания раскрывается характеристика понятия «развернутый план»: предложенный вариант плана должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Данное задание призвано проверить:
1) «в какой мере у выпускников сложились комплексные представления об определенной группе социальных явлений, связанных в целое;
2) выделяют ли экзаменующиеся отдельные положения в составе предложенного смыслового блока, которые могут быть детализированы;