Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Организм растения – это сложная, состоящая из множества компонентов биологическая система. Каждый из компонентов, будь то клетка, ткань, орган, связан между собой, взаимодействует с окружающей средой.
Как и любая система, организм растения не может быть изолированным, закрытым, в нем предусмотрены пути входа и выхода информации. В частности, организм получает извне питательные вещества, например воду, витамины, минералы, которые затем используются в организме как строительный материал, источник энергии, входит в состав ферментов, гормонов и т.д.
Одним из веществ, которое имеет колоссальное значение для организма растений, является медь. В частности, медь выступает в роли необходимого участника электрон-транспортной цепи дыхания, процесса фотосинтеза, реакций окисления, метаболизма белков, углеводов, принимает участие в процессе фиксации азота атмосферы. При нарушении обмена меди в растения, появляются различные нарушения, равно как и при избытке данного элемента.
Таким образом, изучение роли меди в организме растений – это актуальная задача современной науки, чем и объясняется выбор данной темы.
Цель исследования: изучение меди как биогенного элемента, ее роди в организме растений.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать строение, свойства меди как химического элемента.
2. Выявить роль меди в организме растений.
3. Охарактеризовать токсическое действие меди на растения.
Объект исследования: растения.
Предмет исследования: роль меди в организме растений.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследование
ГЛАВА 1. Меди как химический элемент
Медь – это химический элемент с порядковым номером 29, относящийся к 11 группе четвертого периода периодической системы Д.И. Менделеева. Относительная атомная масса фосфора – 63,546, радиус атома – 128 пм, ковалентный радиус – 117 пм, электроотрицательность по Полингу – 1,90. Медь представляет собой металл (Молодкин А.К., 2007).
Простое вещество медь представляет собой пластичный металл золотисто-розового цвета.
Распишем электронную конфигурацию меди – 29Cu. У меди 29 электроном в атоме. Энергетическое состояние считается выгодным в том случае, если на d-подуровне находится 5 или 10 электронов. В случае с медью в теории после 3р-подуровня должен был заполняться 4s-подуровень и только затем – 3d-подуровень. В этом случае 4s-подуровень остался бы заполненным, а на 3d-подуровне не хватало бы 1 электрона. Вместе с тем, энергетически выгоднее иметь на 3d-подуровне 5 или 10 электронов, поэтом у меди мы наблюдает проскок электрона с 4s-подуровня на 3d-подуровень (Неорганическая химия, 2004).
.4s ↑
3d ↑↓ ↑↓ ↑↓ ↑↓ ↑↓
3р ↑↓ ↑↓ ↑↓
3s ↑↓
2p ↑↓ ↑↓ ↑↓
2s ↑↓
1s ↑↓
В природе содержание меди в земной коре составляет (4,7-5,5)·10-3№ по массе. В морской и речной воде содержится 3·10-7% и 10-7% меди соответственно (Химическая энциклопедия, 1992). По большей части медь встречается в виде соединений, в частности в таких минералах как халькопирит (CuFeS2), ковеллин (CuS), куприт (Cu2O), малахит (Cu2CO3(OH)2), халькозин (Cu2S), борнит (Cu5FeS4), азурит (Cu3(CO3)2(OH)2). Редко встречается самородная медь (Коровин Н.В., 1998).
Медь – это металл, что обуславливает ее химические свойства.
В целом медь – это химически малоактивный металл, но при нагревании она может реагировать с рядом неметаллов, например с кислородом, серой, галогенами:
4Cu + O2 → 2Cu2O или 2Cu + O2 → 2CuO
Cu + S → CuS
Cu + Cl2 → CuCl2
Медь способна к тому, чтобы отдавать электрон, т.е. к окислению. Так, во влажном воздухе в присутствии углекислого газа медь покрывается зеленоватым налетом карбоната гидроксомеди (II).
2Cu + H2O + CO2 + O2 → (CuOH)2CO3
Медь в целом не реагирует с кислотами за исключением азотной и концентрированной серной кислот:
Cu + 4HNO3 конц → Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O
3Cu + 8HNO3 оазб → 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O
Cu + 2H2SO4 конц → CuSO4 + SO2 + 2H2O (Лидин Р.А., 2007)
При реакции с солями медь вытесняет металлы, стоящее правее в ряду напряжения:
Hg(NO3)2 + Cu → Cu(NO3)2 + Hg
Кроме того, медь может окисляться оксидом азота и солями железа:
2Cu + NO2 → Cu2O + NO
2FeCl3 + Cu + 2FeCl2 + CuCl2 (Коржуков Н.Г., 2004).
Таким образом, медь представляет не широко распространенный химический элемент, который обладает восстановительными свойствами, мало активен химически.
ГЛАВА 2. Характеристика роли меди в жизнедеятельности растений
2.1. Поступление меди, ее метаболизм в растениях
Среди всех тяжелых металлов медь является одним из самых важных с точки зрения физиологических и биохимических процессов, которые происходят в растениях. Одновременно медь является токсином.
В процессе онтогенеза растения накапливают тяжелые металлы с разной скоростью в зависимости от стадии роста и развития. Меняется и потребность в меди с точки зрения физиологии. Так, в первую очередь, медь поступает в корни, затем попадает в остальные части растения. При этом при избытке меди мы можем видеть нарушение строения, функций корней вплоть до их гибели.
Так, эксперименты Rehman M. и соавторов на примере таких растений как Amaranthus spinosus, Oryza sativa, Triticum aestivum, Trigonella foenum-graecum, ивы (Salix spp.), Phyllostachys pubescens, Eclipta alba и Boehmeria nivea L. показали, что корневая система выступает в роли барьера для избыточного проникновения меди в организм растения, однако она же в первую очередь и страдает от токсического воздействия данного микроэлемента. Медь при этом не просто ингибирует многие физиологические процессы в клетках, но и нарушает анатомические строение корней, их рост, развитие, может вызвать гибель корня и всего растения (Rehman M, 2019).
Различные виды и сорта растений могут значительно отличаться не только по способу поглощения и транспорта меди, но и накоплению этого элемента в частях своего организма. Так, например, по данным Rehman M, салат обладает большей способностью поглощать ионы меди, чем шпинат.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анспок П.И. Микроудобрения: Справочник.– 2-е издание, переработанное и дополненное.– Л.: Агропромиздат. Ленинградское отделение, 1990.– 272 с.
2. Гирфанов В.К. Микроэлементы в почвах Башкирии и эффективность микроудобрений. – М.: Наука, 1975. – 172 с.
3. Злобин И.Е. Лабильный пул ионов меди как необходимый компонент системы ее клеточного гомеостатирования / И.Е. Злобин // Вестник Томского государственного университета, 2015. – № 3 (31). – С. 67-83.
4. Иванищев В.В. Биоаккумуляция, гомеостаз и токсичность меди в растениях / Известия Тульского государственного университета. Естественные науки, 2020. – № 1. – С. 33-41.
5. Каталымов М.В. Микроэлементы и микроудобрения.– М.: Издательство «Химия», 1965.– 332 с.
6. Коржуков Н.Г. Общая и неорганическая химия: учеб. пособие / под ред. В.И. Деляна. – М.: МИСИС; ИНФРА-М, 2004. – 512 с.
7. Коровин Н.В. Общая химия: учеб. для технических направл. и спец. вузов. – М.: Высш. шк., 1998. – 559 с.
8. Лидин Р.А. Реакции неорганических веществ: справочник / Р.А. Лидин, В.А. Молочко, Л.Л. Андреева; под ред. Р.А. Лидина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2007. – 637 с
9. Минеев В.Г. Агрохимия: Учебник.– 2-е издание, переработанное и дополненное.– М.: Издательство МГУ, Издательство «КолосС», 2004.– 720 с.
10. Молодкин А.К. Химия переходных элементов: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.К. Молодкин, Н.Я. Есина, Н.У. Венсковский; под ред. А.К. Молодкина. – М.: Российский ун-т дружбы народов, 2007. – 367 с.
11. Неорганическая химия: в 3 т. / под ред. Ю.Д. Третьякова, Т. 2. Химия непереходных элементов: учебник для студ. высш. учеб. заведений / А.А. Дроздов, В.П. Зломанов, Г.Н. Мазо, Ф.М. Спиридонов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
12. Химическая энциклопедия: в 5 т. Т. 3 / под ред. Кнуннц И.Л. – М.: Советская энциклопедия, 1992. – 639 с.
13. Шеуджен А.Х. Агрохимия. Ч. 4. Фундаментальная агрохимия: учебное пособие / А.Х. Шеуджен. – Краснодар: КубГАУ, 2016. – 529 с.
14. Ягодин Б.А. Агрохимия / Б.А. Ягодин, Ю.П. Жуков, В.И. Кобзаренко; пд редакцией Б.А. Ягодина. – М.: Колос, 2002.– 584 с
15. Arregui L, Ayala M, Gómez-Gil X, Gutiérrez-Soto G, Hernández-Luna CE, Herrera de Los Santos M, Levin L, Rojo-Domínguez A, Romero-Martínez D, Saparrat MCN, Trujillo-Roldán MA, Valdez-Cruz NA. Laccases: structure, function, and potential application in water bioremediation. Microb Cell Fact. 2019 . 18 (1). 200.
16. Feil SB, Pii Y, Valentinuzzi F, Tiziani R, Mimmo T, Cesco S. Copper toxicity affects phosphorus uptake mechanisms at molecular and physiological levels in Cucumis sativus plants. Plant Physiol Biochem. 2020. 138-147.
17. Janusz G, Pawlik A, Świderska-Burek U, Polak J, Sulej J, Jarosz-Wilkołazka A, Paszczyński A. Laccase Properties, Physiological Functions, and Evolution. Int J Mol Sci. 2020. 21 (3). 966.
18. Rehman M, Liu L, Wang Q, Saleem MH, Bashir S, Ullah S, Peng D. Copper environmental toxicology, recent advances, and future outlook: a review. Environ Sci Pollut Res Int. 2019. 26 (18). 18003-18016.