Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из форм учебного процесса, входящего в состав обучения, является внеурочная работа по биологии. Правильно организованная внеклассная работа в школе имеет большое воспитательное и воспитательное значение. Он расширяет и углубляет знания, полученные в классе, позволяет приобрести множество полезных навыков и, следовательно, приближает обучение и создание жизни. Внеурочная работа способствует индивидуальному подходу к ученикам, создает благоприятные условия для развития их самостоятельности. Во время занятий невозможно ответить на все вопросы учащихся. Внеурочная работа в сочетании с воспитательной работой является эффективным средством, которое мобилизует активность учащегося в поисках знаний и помогает лучше удовлетворить интересы учащихся.
Информационные технологии также повышают привлекательность изложения сложного материала, в том числе на уроках биологии. Педагог разграничивает задачи, использует различные формы обратной связи.
Объект исследования: образовательные технологии.
Предмет исследования: эффективное использование новых образовательных технологий в школе на уроках биологии.
Цель исследования - изучить особенности совершенствования процесса обучения учащихся по внеурочной деятельности по биологии за счет использования информационных технологий.
Задачи исследования:
1. Изучить аспекты внеурочной деятельности по предмету биологии;
2. Охарактеризовать основные образовательные технологии;
3. Исследовать возможности продуктивного использования новых образовательных технологий в контексте обучения школьников биологии.
1.Теоретические основы организации внеурочной учебной деятельности обучающихся
1.1. Психологические аспекты учебной деятельности
Под внеклассной деятельностью в рамках реализации федерального образовательного стандарта следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в иных формах, чем аудиторные и учебные занятия, направленную на достижение запланированных результатов освоения основной образовательной программы, формирование и реализацию индивидуальных задатков, способностей и интересы учащихся в различных видах деятельности.
Внеучебная деятельность ребенка приобрела статус «воспитательной деятельности» и является неотъемлемым элементом образовательного процесса.
Внеклассные занятия организованы:
- в сферах развития личности (духовно-нравственного, физкультурно-спортивно-оздоровительного, социального, интеллектуального, общей культуры);
- в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, молодежные организации, исторические труды, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, исследовательские и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и др.
Формы организации учебного процесса, чередование курсов и внеклассных занятий в рамках реализации основной образовательной программы общего основного образования определяются образовательным учреждением. Для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся основной образовательной программы общего базового образования предусмотрены: учебные курсы, гарантирующие различные интересы учащихся, в том числе этнокультурные; внеклассные занятия. (П.А. Байгужин, Д.З. Шибкова, Р.И. Айзман-2019г.)
Организация внеклассной деятельности в образовательном учреждении по биологии в рамках перехода на образовательный стандарт федерального государства может осуществляться по ряду направлений:
1. Постановка целей и задач, определение правил внеклассной деятельности. Целью внеклассной деятельности является создание единого образовательного пространства для решения задач социализации, воспитания, формирования ценности здорового образа жизни, самоопределения учащихся за счет интеграции ресурсов образовательных учреждений и построения индивидуальной образовательной программы учащихся.
2. Заключение договоров между операционной системой на взаимодействие ресурсов.
Организация внеклассной деятельности по биологии требует расширения круга социальных партнеров школы, привлечения специалистов без педагогического образования для организации различных социальных практик и стажировок учащихся. Учреждение дополнительного образования должно стать посредником, координатором и активным участником взаимодействия ресурсов со школой. Роль УДО в школе заключается в том, чтобы помочь администрации, педагогам и ученикам выстроить индивидуальную образовательную программу для ученика в процессе организации внеклассных занятий.
3. Установление профессиональной ответственности педагогов-психологов и педагогов за дополнительное образование во внешкольной деятельности.
Учебное заведение по своему усмотрению решает проблему кадрового обеспечения данного вида деятельности за счет привлечения учителя, классного руководителя, учителя-предметника, организации учителей, учителей дополнительного образования, специалистов УДОД и т. д. И создания своей нормативно-правовой базы.
При организации внеклассных занятий предлагаются следующие виды:
- Проведение внеклассной деятельности по направлениям школьных учителей (учителя музыки, учителя технологии - художественно-эстетический менеджмент, проектная деятельность; учителя-предметники, учителя начальных классов - научный и образовательный менеджмент, общественно-полезная деятельность; учителя спорта - спорт и досуг, военные -патриотическая направленность);
- проведение внеклассных мероприятий совместно преподавателями образовательного учреждения и привлеченными специалистами учреждений дополнительного образования;
- проведение внешкольных мероприятий специалистами дополнительного образования на базе школы и учреждений дополнительного образования.
Наиболее продуктивной представляется схема проведения внеклассных занятий по биологии совместно преподавателями образовательных учреждений и привлеченными специалистами из учреждений дополнительного образования (Е.Ю. Недоруб, Е.Н. Демьянков, А.А. Павлов-2017г.)
4. Составление программы внеклассных занятий.
Программа внеклассной деятельности по биологии является примером интеграции образовательного потенциала и ресурсов различных типов образовательных учреждений, культуры и т. д. Программа направлена на создание особого образовательного пространства, отвечающего требованиям ФГОС. Реализация программы позволяет решить задачу воспитания социально активного и функционально грамотного человека. Также очевидны преимущества использования внеклассных занятий для закрепления и практического использования определенных аспектов содержания предметов и курсов учебной программы (А.А. Богомолова-2016г.)
Инновационная образовательная модель. Эта модель основана на деятельности инновационной платформы (экспериментальной, пилотной, внедренческой) на федеральном, региональном, муниципальном или институциональном уровне, которая существует в образовательном учреждении. В рамках этой модели продолжаются разработка, тестирование и внедрение новых образовательных программ. Инновационная образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального образования, высшими профессиональными учебными заведениями, научными организациями и муниципальными методическими службами. Достоинствами данной модели являются: большая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеклассной деятельности, научно-методическое обеспечение их реализации, уникальность опыта во время обучения.
Для успешного внедрения ФГОС, в том числе внеучебной деятельности по биологии, необходимо создание организационной, нормативной, информационной и финансовой поддержки.
Организационная поддержка может включать создание ресурсных центров, интеграцию в открытое образовательное пространство на основе современных информационных и коммуникационных технологий, создание сетей учебных заведений для обеспечения максимального учета индивидуальных особенностей и потребностей школьников.
В этом случае обязательным элементом является учреждение дополнительного профессионального образования, например, учреждение, с которым согласовывается план мероприятий по повышению квалификации и которое обеспечивает научно-методическое сопровождение создания и функционирования самой площадки стажировки.
Нормативное обеспечение осуществления внеклассной деятельности по биологии должно создавать соответствующую правовую основу для организации взаимодействия школы с другими учреждениями и организациями, деятельность ее структурных подразделений, а также участников образовательного процесса, регулировать финансово-хозяйственную и оснащение инфраструктуры учебного заведения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Артамонов, В.А. Безопасность информационно-коммуникационных технологий в контексте устойчивого развития социума / В.А. Артамонов, Е.В. Артамонова, Л.А. Кулак // Цифровая трансформация. 2019. - № 2. - С. 36-45.
2. Атаева, Г.И. Информационные технологии и современное образование// Молодой учёный. № 10, 2016. С. 1166-1167.
3. Байгужин, П.А. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды / П. А. Байгужин, Д. З. Шибкова, Р. И. Айзман. - Текст: непосредственный // Science for Education Today. - 2019. -Т. 9. - № 5. - С. 48-70.
4. Биология. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Сивоглазова. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Сивоглазов. -Москва: Просвещение, 2019. - 95 с. - Текст: непосредственный.
5. Богомолова, А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2016. - № 5. - С. 35-38.
6. Кожевников, Д.Н. Полимодельная интерпретация как поле действия когнитивных технологий при использовании мультидисциплинарных дидактических комплексов средств обучения // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. № 1. 2018. C.105-117.
7. Концепция развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации. М.: - 2016 «Менеджер образования» Портал информационной поддержки руководителей образовательных организаций.
8. Назарова, Т.С. Создание нормативно-методической системы материально-технического обеспечения основных образовательных программ ФГОС: проблемы и перспективы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2017. № 1. C. 3-16.
9. Недоруб, Е.Ю. Актуальные аспекты проблемы преподавания биологии в общеобразовательной школе / Е. Ю. Недоруб, Е. Н. Демьянков, А. А. Павлов // Международный научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки», г. Белгород. - №4 (9). - 2017. - С. 175-177.
10. Пичугина, Г.В. Межпредметные связи в школьном технологическом образовании: опыт реализации и направление развития / Г. В. Пичугина. - Текст: непосредственный // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. - 2019. - № 2 (59). -С.40-47.
11. Пономарева, М.Н. Цифровая образовательная среда профессиональной образовательной организации: направления развития // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 1 (21). С. 59-65.
12. Пяткова, О.Б. Кейс-метод как условие активизации самостоятельной работы учащихся при обучении предметам естественно-математических и технологических дисциплин / О. Б. Пяткова, М. В. Кравцова. - Текст: непосредственный // Школьные технологии. -2019.- № 3. - С. 41-46.
13. Семенова, Н.Г. Комплексное использование электронных образовательных ресурсов в процессе формирования профессионально направленных межпредметных связей / Н. Г. Семенова, И. П. Томина. - Текст: непосредственный // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2017. - № 7 (207). -С.29-33.
14. Сергеева, М.Е. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности: Интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права / М.Е. Сергеева. - М.: Учитель, 2015. - 566 c.
15. Формирование личностных, предметных и метапредметных результатов обучения по предметам естественно-математического и технологического циклов посредством предпрофильной и профильной подготовки обучающихся: сборник материалов стажировки / авт.-сост.: Н. В. Рыженкова, В. А. Забанова, А. Г. Обоскалов, И. С. Бегашева и др. - Челябинск: ЧИППКРО, 2016. -76 с. - Текст: электронный // ipk74.ru: сайт ГБУ ДПО ЧИППКРО. - URL: http://ipk74.ru/ upload/iblock/caa/caae7d07c8e 144b92e4fcb811ac51 aa2.pdf (дата обращения: 03.04.2021).
16. Фролова, Т.Г. Использование информациюнно-коммуникационных технологий при обучении биологии / Т.Г. Фролова // На путях к новой школе. 2015. № 4. С. 60-67.
17. Шкляренко, А.П. Развивающее обучение с применением интегрированного метода на уроках биологии и химии, его влияние на качество знаний и психофизиологическое состояние школьников / А. П. Шкляренко, Ю. Г. Дегтяренко. - Текст: непосредственный // Теория и практика общественного развития. - 2015. -№ 14.
18. Ялалов, Ф.Г. Многомерность содержания профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №1. С. 126-131.