- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Возрастные и индивидуальные особенности проявления лидерства в младшем школьном возрасте.
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Педагогика
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Возрастные и индивидуальные особенности проявления лидерства в младшем школьном возрасте."?53 страницы
30 источников
Добавлена 01.07.2021 Опубликовано: studservis
1090 ₽
2180 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 6
1.2. Понятие и сущность лидерства в психолого-педагогической литературе 15
1.3. Особенности развития лидерских качеств в младшем школьном возрасте 21
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления лидерства у учащихся начальных классов 29
2.1. Критерии и методика изучения особенностей проявления лидерских качеств детей младшего школьного возраста 29
2.2. Результаты диагностики уровня и особенностей сформированности лидерских качеств у детей младшего школьного возраста 33
Заключение 39
Список литературы 42
Приложения
Фрагмент для ознакомления 2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что существенными и социально значимыми в современном мире являются лидерские качества и навыки, поскольку лидерство и умение работать в группе, в команде являются важнейшими социальными компетенциями, обеспечивающими успешность в социуме. Именно поэтому основы лидерства следует закладывать еще в младшем школьном возрасте, когда формируются основы характера, происходит активное социально-коммуникативное развитие личности.
Каждый из учеников начальной школы обладает определенным потенциалом и качествами, которые необходимо правильно развивать, а ни в коем случае не искоренять, формируя у всех детей одинаковое мировоззрение. И лидерские качества – это неотъемлемая часть личности ребенка. Изучив механизмы проявления активности ребенка, учитель сможет составить индивидуальный маршрут развития лидерских качеств личности, определить оптимальные пути и механизмы, которые помогут воспитать в ребенке настоящего лидера.
С другой стороны, анализ психолого-педагогической, научно-методической и научно-исследовательской литературы и практики работы с детьми младшего школьного возраста позволяет выделить противоречие между общественной потребностью в выявлении возрастных и индивидуальных особенностей проявления лидерства у учащихся младшего школьного возраста и недостаточным вниманием к данному вопросу в условиях начальной школы.
Поиск эффективных путей разрешения данного противоречия требует выявления научно обоснованных подходов и составляет проблему исследования, которая является актуальной как для теории, так и для практики дошкольного образования: каковы возрастные и индивидуальные особенности проявления лидерства в младшем школьном возрасте?
Цель исследования – изучение возрастной и индивидуальной специфики проявления лидерских качеств у учащихся младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: возрастные и индивидуальные особенности проявления лидерства у младших школьников.
Эта проблема всегда привлекала отечественных и зарубежных педагогов и психологов, таких, как М. Ю. Маркова, Н.В. Матяш, Н. В. Павлова и другие.
Гипотеза: у учащихся младшего школьного возраста имеются выраженные особенности проявления лидерства, обусловленные, с одной стороны, возрастной, с другой – индивидуальной спецификой развития и выражающиеся в том, что у младших школьников лидерские проявления не обладают зрелостью, находятся на среднем или низком уровне.
Задачи исследования:
Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
Раскрыть понятие и сущность лидерства.
Охарактеризовать особенности развития лидерских качеств в младшем школьном возрасте.
Подобрать диагностические методики и провести диагностику развитости лидерских качеств у детей младшего школьного возраста
Теоретико-методологические основы исследования составили научные принципы: развития (Ананьев Б.Г., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Ж. Пиаже, Выготский Л.С., Обухова Л.Ф.), единства личности (Рубинштейн С.Л., Мясищев В.Н.), учение о закономерностях и условиях развития психики ребенка (Л.И. Божович, Б.Д. Эльконин, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина).
В исследовании реализовывались два уровня взаимосвязанных методов:
1. Теоретические методы: анализ психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования; обобщение, синтез теоретического и эмпирического, абстрагирование;
2. Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, а также методы статистической обработки данных.
Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в разработку вопроса о возрастных и индивидуальных особенностях проявления лидерства у младших школьников, что, в свою очередь, влияет на успешность работы учителей начальной школы по социальному, личностному и коммуникативному развитию младших школьников.
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхне-Ульхунская средняя общеобразовательная школа» (Забайкальский край, Кыринский район, село Верхний Ульхун, Школьная улица, 1), в нем приняли участие учащиеся 2 «а» класса в количестве 20 человек.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Отечественные психологи раскрывают специфику каждого возраста, каждого возрастного этапа через анализ ведущей деятельности, особенности социальной ситуации развития, характеристику основных возрастных новообразований.
Возрастной диапазон от 6–7 до 10–11 лет составляет начальный период школьной жизни (1–4 классы). В этом возрасте школьники обладают наибольшими резервами развития. Выявление данных резервов, а также их наиболее успешное использование — вот одна из главнейших задач как возрастной, так и педагогической психологии.
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Именно это определяет основные изменения, которые происходят при развитии психики школьников на данном возрастном этапе.
Когда ребенок поступает в школу, то под влиянием обучения происходит перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослому человеку, так как дети оказываются включены в совершенно новые для них виды деятельности, а также становятся участниками системы межличностных отношений. Появляются познавательные процессы ребенка, объединенные общими характеристиками, а именно произвольностью, продуктивностью и устойчивостью [26].
Д.Б. Эльконин в своих трудах рассуждает о том, что для умелого, а главное полного использования тех резервов, которыми обладаем младший школьник, необходимо в короткие сроки адаптировать ребенка к учебной деятельности не только в школе, но и дома, а также научить их усидчивости, внимательности и точности. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение [30].
В этот период происходит дальнейшее активное физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. А.У. Вардянян отметила, что несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны [3].
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (по Выготскому Л. С.) характеризует новый уровень развития мотивационно-потребности сферы, что позволяет ребёнку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения [10].
Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению [6].
Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности, как считает Д.Б. Эльконин [49].
В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия среди детей. Психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы Я и R). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же, как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства – в основном, цвет, форма и величина.
Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Эти особенности необходимо учитывать при общении с ребёнком и его развитии. Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т. д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не слишком интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.
Младшие школьники так же, как и дошкольники, обычно обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что чаще всего приводит к значительным трудностям в средней школе, когда материал становится сложнее и больше по объему, а для решения учебных задач требуется не только умение воспроизвести материал. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т. е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана и др.), как пишет в своих трудах А. Н. Леонтьев [21]. И такая память является одной из важнейших черт лидера, так как на нем лежит ответственность за коллектив и все его действия. И если он обладает рациональными способами запоминания, то все, что было им запланировано, будет реализовано и не забыто.
В младшем школьном возрасте происходит основной этап развития внимания. Согласно трудам О. Ю. Ермолаева, на всем протяжении обучения ребенка в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, а также идет интенсивное развитие всех его свойств: резко увеличивается объем внимания (в 2,1 раза), повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 10 годам ребенок 16 младшего школьного возраста становится способным достаточно длительно сохранять внимание и выполнять произвольную заданную программу действий [30]. Если данная психическая функция не сформирована, то и процесс обучения становится невозможен. На уроке учитель концентрирует внимание учеников на учебном материале, заставляя удерживать его длительное время. Обучающийся начальной школы может сосредоточенно заниматься одним и тем же делом на протяжении 10–20 минут. Объем внимания увеличивается в 2 раза, повышается устойчивость, переключение и распределение.
Внимание так же играет огромную роль для формирования лидерских качеств. Если в младшем школьном возрасте было сформировано устойчивое внимание, то в последствие такой человек будет обращать внимание на различные детали, складывая их в одно целое. Таким образом, повышенное внимание у лидера позволит ему ничего не упустить из виду.
Младший школьный возраст является возрастом явного формирования личности. Я.Л. Коломинский одним из первых отметил, что младшие школьники в первую очередь осознают и подвергают оценке те качества и особенности в поведении своих сверстников, которые отмечает учитель, и от которых зависит их положение в коллективе. Критерии, которые ребенок использует как при самооценке, так и при оценке товарищей, в большей мере зависят от педагога и родителей [4].
Как отмечает Д.Б. Эльконин в своих трудах, у младшего школьника возникают новые отношения как со взрослыми, так и со сверстниками. Ребенок оказывается включен в систему коллективов. Также происходит включение в новый для него вид деятельности – учение, которое выдвигает ряд серьезных требований и правил к обучающемуся [30]. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности, как отмечает Д.Б. Эльконин [29].
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
У детей младшего школьного возраста происходит появление одного из важнейших новообразований – произвольного поведения. Повышается самостоятельность, ребенок сам принимает решения в той или иной ситуации. В этом возрасте происходит формирование нравственных мотивов, которые ложатся в основу данного вида поведения. Обучающийся начинает осваивать моральные ценности, старается следовать определённым правилам и требованиям. Обычно причиной этого является стремление получить одобрение у взрослого или занять и укрепить свою личностную позицию среди сверстников. С формированием у детей младшего школьного возраста произвольного поведения возникают такие новообразования, как планирование своих действий и их результатов, а также рефлексия. Ребенок начинает оценивать планируемые результаты своих поступков, поэтому он способен скорректировать свое поведение в соответствие с поставленной задачей.
Обучающийся младшего школьного возраста обладает некоторыми характерными особенностями. В первую очередь ребенок в этом возрасте очень импульсивен и склонен действовать сразу, не обдумав всех обстоятельств и причин. Толчком к действу может стать любой случайный повод. Причина такого поведения – необходимость в активной внешней разрядке. При этом у обучающихся начальной школы очень слаба развита волевая регуляция своего поведения.
Одной из возрастных особенностей младшего школьника является недостаточность воли. У ребенка отсутствует большой опыт преодоления трудностей и препятствий в достижении поставленной цели. При малейшей неудаче обучающийся начальной школы может опустить руки, потерять веру в себя и свои силы, вследствие чего бросить достижение цели. Также в этом возрасте очень часто наблюдается упрямство и капризы. Частотная причина их возникновения – особенности и недостатки семейного воспитания. Очень часто ребенок не знает слово «нет», все его желания удовлетворяются по первому требованию. А когда ребенок попадает в новую для него среду –школьный коллектив, то он начинает проявлять некий протест против правили требований, которые выдвигает школа, поэтому, как следствие, обучающийся становится упрямым и капризным.
Младшие школьники очень эмоциональны. Это связано с тем, что, во-первых, обычно их психическая деятельность окрашена эмоциями.
Буквально все, что дети наблюдают или делают, вызывает у них эмоции. Во-вторых, обучающиеся младшего школьного возраста не умеют контролировать свои чувства и эмоции. Дети очень откровенны в выражении различных эмоций, таких как, горе, печаль, радость, страх, удовольствие или неудовольствие. В-третьих, дети младшего школьного возраста эмоционально неустойчивы. У них очень часто меняется настроение, они могут начать радоваться или расстраиваться из-за какого-то события, которое взрослый человек посчитает незначительным. Такая эмоциональность проходит с годами, развивается способность управлять своими чувствами и эмоциями.
В младшем школьном возрасте легче всего воспитать коллективистские отношения. За свое обучение в начальной школе ребенок накапливает очень важный для него опыт – работы в группе и для группы.
Очень эффективным средством являются коллективные задания или дела, такие как, подготовка к школьному празднику, постановка пьесы и так далее.
Именно здесь ребенок начинает успешно строить отношения в коллективе, которые просто необходимы для его дальнейшего будущего.
Проанализировав все возрастные и психологически особенности детей младшего школьного возраста, мы можем сказать, что этот возраст является оптимальным для формирования лидерских качеств. Все его действия становятся более осознанными. Ребенок, попав в новый коллектив – класс, учится строить отношения как с взрослыми (учителя, работники школы), так и со сверстниками (одноклассники).
Данный вывод позволяет нам определить уровни сформированности лидерских качеств у детей младшего школьного возраста. Низкий уровень – не проявляют активности, стараются найти того, кто сможет организовать их деятельность, часто нуждаются в помощи, не стремятся к активному общению со сверстниками, занимают позиции «отверженных». Средний уровень – проявляют активность, стараются сами организовать свою деятельность, но иногда нуждаются в помощи, могут выстраивать общение со сверстниками, приводящее к результату.
Высокий уровень – проявляют активность при работе в группе, берут инициативу в свои руки, стремятся организовать не только свою деятельность, но и деятельность окружающих, активно общаются со сверстниками, могут повести за собой группу, занимают ведущие позиции в классе.
У ребенка младшего школьного возраста будет легче всего формировать нужные для лидера качества, потому что именно в этом возрасте начинается заметное формирование личности младшего школьника.
У него еще не сформированы эталоны поведения. Ребенок в этом возрасте словно масса для лепки, поэтому упускать такую возможность ни в коем случае нельзя. Если у младшего школьника есть заметные задатки лидера, то их стоит правильно развивать, чтобы в будущем ребенок стал самым настоящим лидером, а не «игроком», который будет всегда прятаться за маской.
1.2. Понятие и сущность лидерства в психолого-педагогической литературе
Феномен лидерства и лидерских качеств интересовал историков и философов еще с античных времен, но в качестве предмета серьезных научных исследований указанная тема стала рассматриваться только в XX веке. О сложности данного предмета свидетельствует тот факт, что на настоящее время существует более 300 определений лидерства [12, c. 116].
Само слово «лидер» появилось в русском языке лишь в начале 20 века; свое происхождение оно ведет из английского языка и в первоначальном значении понималось как «вести кого-то», «руководить», предполагая особое качество, модель поведения человека или компании, обеспечивающие передовые позиции [10, c. 98]
В научной литературе можно найти следующие определения понятий «лидер» и «лидерство».
Лидерство является процессом воздействия на задачи и социальную сферу группы, имеющим задачу помочь ей достигнуть своей цели [9].
Лидерство – процесс межличностного влияния, протекающий в определённых условиях и управляемый посредством коммуникации, направленный на достижение какой-то определённой цели (или целей) (Танненбаум, Уэшлер, Мэшерик) [17, c. 45]. Лидерство всегда характеризуется попытками лидера (влияющего) оказывать воздействие (влияние) на поведение последователей (объекта влияния) в конкретно взятой группе.
По мнению исследователя указанного феномена, Б.Д. Парыгина, лидерство можно понимать, как специфический процесс по организации и управлению малой социальной группой, который способствует достижений групповых целей в течение оптимальных сроков и с оптимальной эффективностью, причем данный процесс детерминирован доминирующими в обществе социальными отношениями. Соответственно, лидером можно считать члена группы, спонтанно выдвигающегося на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфичной, обычно значимой для группы ситуации, с миссией обеспечения организации совместной коллективной деятельности людей для максимально быстрого и удачного достижения общей групповой цели» [16, c. 118].
И.П. Волковым было предложено такое понятие лидерства: «Лидерство — процесс внутренней социально-психологической организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляемый лидером, как субъектом спонтанно формирующихся в межличностных отношениях групповых норм и ожиданий» [13].
А.И. Уманский дал следующие понятие: «Лидер — член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направления деятельности этой группы» [45] .
С другой стороны, Г.М. Андреева говорит, что лидерство – это чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы. Феномен лидерства Г.М. Андреева рассматривает в контексте динамических процессов в малых группах: «Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре.
Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать» [2, с.14].
В 50-х годах Р. Бейлс в ходе эксперимента выявил, что в каждом коллективе выдвигается как минимум два вида лидеров: эмоциональный и инструментальный. Роль эмоционального лидера проявляется в поддержании психологического климата в коллективе. Обычно эмоциональный лидер выступает в роли советчика, в то время как инструментальный лидер берет на себе ответственность за принятие конкретных решений.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Агафонова, И. Н. Опыт лидерства и работы в группе как составляющие социально-личностного развития дошкольника и младшего школьника / И. Н. Агафонова, Н. А. Князева // Дошкольное воспитание, 2015. – №5. – С.121-128.
2. Алифанов, С. А. Основные направления анализа лидерства / С. А. Алифанов // Вопросы психологии. – М. : Педагогика, 2011. – №3. – С. 90-98.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2012. – 373 с. – ISBN 5–7155–0747–2. – Текст : непосредственный.
4. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://knigi.link/psihologiya-pedagogicheskaya/pedagogika-prakticheskaya-psihologiya-rostov.html (дата обращения: 18.06.2021).
5. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2018 – 464 с. – ISBN 987–5–9772–0162–9. – Текст : непосредственный.
6. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. - 526 c. – ISBN 978–5–93437–164–8. – Текст : непосредственный.
7. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – 3-е изд. – М.: Прайм-Еврознак, 2013. - 632 с. – ISBN 5–7107–9686–7. – Текст : непосредственный.
8. Вульфов, Б. Ребячий лидер – кто он? Подумаем вместе / Б. Вульфов // Воспитание школьников. – М. : Педагогика, – 2017. – №1. С.2- 34.
9. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте / Л. С. Выготский // Сайт Издательский дом «Первое сентября». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200600812 (дата обращения: 14.106.2021).
10. Евтихов, О. В. Сущностные характеристики лидерства как социально- психологического феномена / О. В. Евтихов // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2017. – №1. – С. 21-24.
11. Ерастова, А. В. Лидерство / А. В. Ерастова, О. В. Черкасова; Мордов. гос. ун-т. – Саранск, 2015. – 74 с. – ISBN 987–5–9772–0162–9. – Текст : непосредственный.
12. Карпова, И. А. Педагогический словарь / И. А. Карпова –М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 192 с. – ISBN 5–235–01199–6. – Текст : непосредственный.
13. Коджаспирова, Г. М. Общие основы педагогики / Г. М. Коджаспирова. – М.: Юрайт, 2018. – 151 с. ISBN 5–7165–0747–4. – Текст : непосредственный.
14. Кричевский, Р. Л. Психология лидерства / Р. Л. Кричевский – М.: Статут, 2017 – 542 с. ISBN 987–5–9772–0162–9. – Текст : непосредственный.
15. Кузякин, А. П. Что такое лидер и лидерство? / А. П. Кузякин // Образование. 2011. – №4. – С. 18-32.
16. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев – М.: Смысл, 2017 – 509 с. – ISBN 5–691–00552–9. – Текст : непосредственный.
17. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – [Электронный ресурс] // URL: http://psychlib.ru/mgppu/lis/lis.htm (дата обращения: 29.05.2021).
18. Луханина, Ю. В. Особенности проявления лидерских качеств младших школьников / Ю. В. Луханина. – Белгород: ООО «ГиК», 2016. – 172 с. – ISBN 5–09–007335–Х. – Текст : непосредственный.
19. Маркова, М. Ю. Развитие лидерских качеств и организаторских способностей в детском общественном объединении / М. Ю. Маркова – М.: Просвещение, 2017 – 142 с. – ISBN 5–89415–024–8. – Текст : непосредственный.
20. Мень М. А. Социальные теории лидерства: основные понятия и проблемы / М. А. Мень // Личность. Культура. Общество.- 2016.- Т. XII, вып. 3.- №№ 57-58.- С. 171-183.
21. Мухина, Т. Г. Психология и педагогика / Т. Г. Мухина. – Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2015. – 227 с. – ISBN 978–5–691–00533–6. – Текст : непосредственный.
22. Новикова, Н. А. Развитие лидерских качеств младшего школьника во внеурочной деятельности / Н. А. Новикова // Научные исследования: от теории к практике : материалы IX Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 10 июля 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 3 (9). С. 118-121. ISSN 2413-3957.
23. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога. 2 - е изд., дораб. / Р. В. Овчарова – М.: Просвещение, 2006 – 352 с. – ISBN 978–5–534–09177–9. – Текст : непосредственный.
24. Рожков, М. И. Использование игровых ситуаций для выявления лидеров в коллективе / М. И. Рожков, И. Доценко // Воспитание школьников. – 2018. – № 1.54
25. Семечкин, Н. И. Социальная психология на рубеже веков. Истории, теория, исследования. Часть 2 / Н. И. Семечкин – М.: Издательство Дальневосточного университета, 2017. – 133 с. – ISBN 978–5–7510–0404–0. – Текст : непосредственный.
26. Сидова, Е. Е. Проектирование лидерства / Е. Е. Сидова// Методы менеджмента качества. – 2017. – № 11. – С.44-48.
27. Сторчак, Н. В. Современные исследования лидерства в школьном образовании / Н.В. Сторчак // Человек и образование. - 2018. –№3. – С. 153- 156.
28. Тихомирова, Е. И. Воспитание лидера / Е. И. Тихомирова // Воспитание школьников. – М.: Просвещение, 2016. – № 4. – С. 135-138. – ISBN 978–5–7510–0404–0. – Текст : непосредственный.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования науки РФ. М.: Просвещение, 2010. 41 с.
30. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 98 с. – ISBN 978–5–906756–73–2. – Текст : непосредственный.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней