Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. На сегодня, несмотря на тот момент, что со времени формирования российско-казахстанских отношений после распада СССР и создания СНГ прошло более 20 лет, тема этих отношений является актуальной. И сейчас ведется полемика относительно специфики первых лет становления и развития новых стран Содружества, где время первого десятилетия – важно. Обращение к данной тематике дает возможность определить положительные и негативные моменты данного процесса, анализировать это сотрудничество и понять его возможности.
Российско-казахстанское сотрудничество на сегодняшний день предполагает масштабную область для взаимодействия, которая включает в себя контакты по линии культуры, образования, обменов молодежными сферами коммуникаций, науки, СМИ, спорта, туризма и др. Эксперты говорят о данной области как о значимой сфере двустороннего сотрудничества. Часто говорится о том, что данная область нацелена на дополнительное скрепление сотрудничества в политической, дипломатической, экономической, военной, научной и технической области за счет улучшения взаимопонимания между гражданами России и Казахстана и развития межличностных контактов. Также важно отметить, что трансформации в научном и культурном сотрудничестве дают стимулы к масштабированию к данной области. Связи культурного и образовательного характера всегда играли важную роль в общем комплексе отношений между Казахстаном и РФ, но сейчас, в обстоятельствах развития информационного социума, Интернета, социальных сетей и возможностей, их значение многократно увеличивается. Важность культурного и научного взаимодействия дополнительно увеличивается за счет процессов усложнения глобализации, усиления потоков людей, капиталов, информации и идей. Задачи в данной сфере требуют инновационных подходов, экспериментирования, открытости в преодолении формализма и бюрократизма.
Степень изученности темы. Проблемами культурного сотрудничества российскими и казахстанскими специалистами занимались такие исследователи. Первая группа – изучающие в своих работах научную сферук. Вторая группа – исследователи взаимодействия культуры России и Казахстана. К примеру, это Т. Турсунбаев, «Международные связи Республики Казахстан (1990-2000)». Автором освещены все направления культурного сотрудничества, включая даже такие, как книгоиздательство и сотрудничество органов печати двух государств (Турсунбаев, Т. А., 2002).
В работах российских и казахстанских историков и этнологов показывается то, как влияет национальная политика Казахстана на процессы миграции населения, на уровень образования российского населения. Также ученые исследуют вопросы влияния России на политику в сфере культуры в Казахстане. К примеру, это Сейдуманова А. С., (Сейдуманова А. С.,, 2018), Симонян Р. Х., (Симонян Р. Х., 2019), Токаев К. -Ж., (Токаев К. -Ж., 2019), Толеубекова Б. Х., (Толеубекова Б. Х., 2020), Тургамбаев А., (Тургамбаев А., 2019), Абдирайымова Г. С., (Абдирайымова Г. С., 2019), Алишариева А., Ибраева Ж., Протасова Е. (2017), Бектурганов М. Т., (Бектурганов М. Т., 2018), Дауталиев К. Н., (Дауталиев К. Н., 2019)
Целью данной работы является рассмотрение культурного и научно-образовательного сотрудничества России и Казахстана в 1990-е гг.
Задачи:
- изучить изменение государственности в 1990-е гг. Отношения между Россией и Казахстаном;
- рассмотреть национальную политику Республики Казахстан и ее влияние на российско-казахстанское сотрудничество;
- изучить культурное взаимодействие между Россией и Казахстаном в 1990-е гг;
- рассмотреть современное представление о русском языке в Казахстане;
- изучить сотрудничество в сфере науки и образования между Россией и Казахстаном в 1990-е гг.
Объект исследования - культурное и научно-образовательное сотрудничество России и Казахстана.
Предмет исследования - культурное и научно-образовательное сотрудничество России и Казахстана в 1990 гг.
Территориальные рамки исследования – 1990 – годы.
Хронологические рамки исследования охватывают период 1990-х гг., то есть десятилетие, начало которого ознаменовано распадом Советского Союза и появлением пятнадцати независимых государств, одиннадцать из которых создали Содружество Независимых Государств (СНГ)
Методологическую основу составляют принцип историзма и научной объективности, которые позволяют исследовать проблему советско-казахстанских отношений в области научного и культурного взаимодействия. Принцип историзма обеспечивается видением истории как конкретного процесса, изменяющегося по сущности и во времени, обеспечивает связь события с другими объектами процесса, а также предполагает учёт конкретно-исторических условий, в которых происходило развитие изучаемого процесса. Принцип ориентирует исследователя на понимание наличия субъективности информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальное положение дел.
Методы исследования. В работе использовались проблемно – хронологический и сравнительно-исторический методы. Первый метод применяется при изучении одной из сторон государства в его последовательном развитии. Он позволяет в полной мере проследить логическое развитие проблемы и наиболее эффективно извлекать практический опыт. Сравнительно-исторический метод дает возможность обосновать вычленяемые стадии естественноисторического процесса.
Источниковая база представлена рядом нормативно-правовых актов. В исследовании использованы официальные договоры. К ним можно отнести Соглашение о сотрудничестве между РФ и РК в области образования и науки 1994 г.
Научная новизна моей работы заключается в комплексном исследовании поставленной проблемы. В курсовой работе дана характеристика экономических и политических, культурных взимодействий взаимодействий двух стран, охватывающие весь изучаемый период, задействованы библиографические сведения, помогающие в полной мере понять суть и направленность сотрудничества, как российского, так и казахстанского руководства. Практическая значимость исследования состоит в том, что данную работу можно использовать в качестве дополнительного материала для ознакомления учащихся средних образовательных учреждений с основными моментами российско-казахстанских отношений во второй половине ХХ века, а также при подготовке докладов и рефератов по данной проблеме или просто для свободного чтения для любителей истории международных отношений.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав и заключения. Во введении представлена актуальность работы, анализ историографии, определены цель и задачи исследования, указаны хронологические и территориальные рамки, приведены источники, дана характеристика научной новизны и практической значимости.
Первая глава данной работы посвящена рассмотрению изменения государственности в 1990-е гг. , отношений между Россией и Казахстаном. Во второй главе изложена информация по поводу сотрудничества в сфере культуры между Россией и Казахстаном в 1990-е гг. Третья глава посвящена рассмотрению сотрудничества в сфере науки и образования между Россией и Казахстаном в 1990-е гг. В заключении представлены итоги работы и сделаны основные выводы по теме проблематики.
Глава 1 Общая характеристика 1990-х гг.: формирование новой государственности
1.1 Изменение государственности в 1990-е гг. Отношения между Россией и Казахстаном
Начало 1990-х гг. являлось временем формирования новой государственности, временем конструирования нового курса во внешней политике и экономике во взаимоотношениях между Россией, так и Казахстаном в разных направлениях. Это касалось как политики, так и культуры и экономики. За относительно небольшой временной промежуток времени отношения Казахстана и России прошли от жесткости в занимаемой позиции к теме подписания Декларации о вечной дружбе, которая делала акцент на будущий век. Связано это было также с геополитикой и геоэкономикой (Литвинов А. И., 2019. С. 101)
Общение между двумя странами говорит о присутствии индифферентности в политике до 1994 года, до первого официального визита Президента Республики Казахстан в РФ. Начало 1990-х гг. было кардинальным в судьбе бывших республик СССР. Государства на тот момент были в системном кризисе и не могли конфронтовать с сепаратизмом. Тогда и наступает «парад суверенитетов». В итоге мы наблюдали распад СССР, на место которого сформировался ряд автономных субъектов международных отношений. В Казахстане к этому времени наблюдалась нехватка квалифицированных работников для всех отраслей. Поэтому мировой сообщество с интересом наблюдало за первыми шагами новых государств после распада СССР. Кроме того, это было связано с тем, что на территории России и Казахстана присутствовало ядерное оружие (Абубакирова Г. М., 2020. С. 155)
В конце 1991 года, после первых всенародных выборов, глава Республики Казахстан Н.А. Назарбаев обозначил курс внешней политики Казахстана, где говорилось, что республика, как внутриконтинентальная страна, может и должна являться связующим элементом между Востоком и
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1) Абдирайымова Г. С., Молодые ученые Казахстана: опыт построения научной карьеры // Социологические исследования. — 2019. — № 2. — С. 119-129.
2) Абдулаев С. Россия и Казахстан в системе СНГ. – Астана, 2009. – С. 37.
3) Абубакирова Г. М., Трансформационные преобразования экономики Казахстана // Проблемы прогнозирования. — 2020. — № 1. — С. 155-163.
4) Алишариева А., Ибраева Ж., Протасова Е. Казахстанский русский: взгляд со стороны. Ab Imperio. 2017. № 4. С. 231–263
5) Алпысбаева С. Н., Макроэкономические эффекты антикризисной политики Казахстана: экономический рост и патернализм // Проблемы прогнозирования. — 2019. — № 2. — С. 163-172
6) Бектурганов М. Т., О педагогической сущности и структуре процесса развития управленческих способностей магистрантов военных вузов Республики Казахстан // Мир образования - образование в мире. — 2018. — № 4 (72). — С. 66-72
7) Бырбаева Г.Б. Центральная Азия и советизм: концептуальный поиск евро-американской историографии. Алматы : Дайк-пресс, 2005. 484 с.
8) Гегелашвили Н. А., Казахстан в зеркале политики администрации Д. Трампа // США. Канада. Экономика - политика - культура. — 2019. — № 9. — С. 92-107
9) Дауталиев К. Н., Культурные особенности традиционного казахского права и его характерные черты // Государство и право. — 2019. — № 9. — С. 65-74
10) Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 года (ратифицирован Постановлением Верховного Совета РФ от 16.07.1992 № 3319-1, вступил в силу 9 октября 1992 года)// http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201602170003 (дата обращения 14.04.2021)
11) Дорохова Л. Ю., Казахстан - Россия: библиотечное сотрудничество без границ // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. — 2019. — № 2. — С. 23-28
12) Жангужинова М. Е., Применение международного опыта профессионального образования в Казахстане // Известия вузов. Технология текстильной промышленности. — 2019. — № 6 (384). — С. 308-312.
13) Ибрашева Ж.О. Внешняя политика Республики Казахстан. Хроника (1991-1999 гг.) / Ж.О. Ибрашева -Алматы, 2018. -235 с.
1) Иванов В., Можно ли было сохранить СССР? // Историк. — 2021. — № 1 (73). — С. 16-21
14) Иванов В., Можно ли было сохранить СССР? // Историк. — 2021. — № 1 (73). — С. 16-21
15) Ивочкина А. С., Состояние и перспективы приграничного сотрудничества России и Казахстана на современном этапе // Социально-гуманитарные знания. — 2019. — № 3. — С. 178-183.
16) Искаков И. Ж., Первая модернизация в Казахстане: идеология и практика // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. — 2018. — № 2. — С. 114-127.
17) Концепция формирования единого образовательного пространства СНГ. URL://http://www.lawrussia.ru/texts/legal_524/doc524a264x886.htm
18) Космарская Н. П., Какой видит Россию молодежь постсоветских стран? Мнения студентов Казахстана // Россия и современный мир. — 2020. — № 1. — С. 186-203.
19) Курманов А. М., Оптимизация и автоматизация процессов оказания государственных услуг в Республике Казахстан // Пенсия. — 2019. — № 4. — С. 52-59
20) Кусаинов Т., Влияние качества человеческого капитала на эффективность экономики Казахстана // Общество и экономика. — 2019. — № 6. — С. 45-59.
21) Латипова Г. А., История книгоиздательского дела в Казахстане // Библиография и книговедение. — 2019. — № 6. — С. 86-90.
22) Ларюэль М., Пейруз С. «Русский вопрос» в независимом Казахстане: история, политика, идентичность / Пер. с фр. Т.Н. Григорьевой - М., 2017. - 359 с.
23) Лаумулин М. Международная жизнь Казахстана – новые акценты внешней политики / М. Лаумулин-Алматы, 2018. -125 с.
24) Ларюэль M., Пейруз С. «Русский вопрос» в независимом Казахстане. История, политика, идентичность. Под ред. Н. Космарской. М.: Наталис, 2007
25) Летняков Д.Э., Емельянова Н.Н. Стратегии «мягкой силы» в постсоветской Центральной Азии: Россия vs США, Китай, Индия. Мир России. 2017. № 4. С. 118–142
26) Литвинов А. И., Торгово-экономическое сотрудничество России и Казахстана // Российский внешнеэкономический вестник. — 2019. — № 11. — С. 101-111
27) Лукин А. В., Россия XXI века: взгляд из ближнего зарубежья // Мировая экономика и международные отношения. — 2020. — Т. 64, № 2. — С. 130-135.
28) Модели региональной интеграции: прошлое и настоящее / Под ред. А. Маныкина. М., 2010.
29) Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства // Казахстанская правда. – 1992. – 16 мая.
30) Нурланова Н.К. Проблемы и перспективы научно-технического сотрудничества Казахстана и России //Analytic. 2012. № 5.
31) Нысанбаев А. Н., Особенности идентичности казахстанцев в условиях поликультурного общества // Социологические исследования. — 2019. — № 7. — С. 37-47.
32) Оспанова Б. К., Грамотное общество как один из факторов устойчивого развития // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. — 2019. — № 3. — С. 18-20
33) Погорельская А. М., Трудовая миграция на евразийском пространстве в 20 - начале 21 вв. // Современная Европа. — 2020. — № 2. — С. 188-195.
34) Токаев К.К. Дипломатия Республики Казахстан. – Астана, 2001.
35) Сейдуманова А. С., О некоторых дискуссионных аспектах определения понятия и типологии моделей этнополитики // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. — 2018. — № 6. — С. 27-41
36) Симонян Р. Х., Российско-казахстанское сотрудничество в контексте международных проектов // Новая и новейшая история. — 2019. — № 3. — С. 129-138
37) Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о сотрудничестве в области культуры, науки и образования от 28 марта 1994 г. URL://http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=8647
38) Спектор М. Д., Драма науки // Высшее образование сегодня. — 2016. — № 10. — С. 23-28
39) Токаев К. -Ж., Казахстан: конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания: Извлечения // Пенсия. — 2019. — № 11. — С. 48-50.
40) Толеубекова Б. Х., Социально-демографические факторы, определяющие уровни образования населения республики Казахстан в современных условиях // Право и образование. — 2020. — № 4. — С. 45-55.
41) Толеубекова Б. Х., Социально-экономические предпосылки экспансии высшего образования в Республике Казахстан // Право и образование. — 2019. — № 12. — С. 115-124.
42) Тургамбаев А., Основные этапы развития внешней политики Республики Казахстан // Международная жизнь. — 2019. — № 7. — С. 56-65
43) Турсунбаев, Тимур Абдиевич. Международные связи Республики Казахстан (1990-2000) / Т. А. Турсум[н!]баев. - М. : Экон-информ, 2002. - 230, [1] с.;
44) Цзэн Тин, Полиязычное образование в высших учебных заведениях стран Центральной Азии // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. — 2020. — № 2. — С. 102-117
45) Шкуренко О., Егупец А. Что Россия и Казахстан значат друг для друга? Коммерсант. 20.03.2019
46) Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение - М., 2014
47) Ян Чжун Хун Формирование внешнеполитических курсов Казахстана и Дипломатическая Академия МИД РФ / Ян Чжун Хун-М., 1995. -340 с.
48) Blackburn M. Discourses of Russian-Speaking Youth in Nazarbaev’s Kazakhstan: Soviet Legacies and Responses to Nation-Building. Central Asian Survey. 2019. Vol. 38. No. 2. Pp. 217–236.
49) Dave B. Kazakhstan. Ethnicity, Language and Power. London: Routledge, 2007.
50) Jašina-Schäfer A. Everyday Experiences of Place in the Kazakhstani Borderland: Russian-Speakers Between Kazakhstan, Russia, and the Globe. Nationalities Papers. 2019(2). Vol. 47. No. 1. Pp. 38–54.