Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАНЦЕЛЯРСКОГО ЯЗЫКА В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ А.П. ЧЕХОВА 6
1.1. Общая характеристика раннего творчества А.П. Чехова 6
1.2. Понятие и признаки канцелярского языка 10
1.3. Значение канцелярского языка в сатирических произведениях 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ КАНЦЕЛЯРСКОГО ЯЗЫКА В РАННИХ РАССКАЗАХ И ОЧЕРКАХ А.П. ЧЕХОВА 16
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ УРОКА ПО РАННЕМУ ТВОРЧЕСТВУ А.П. ЧЕХОВА ДЛЯ 10 КЛАССА 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что сегодня творчество А.П. Чехова как никогда является актуальным и интересным для читателя, т.к. содержит в себе качественную социальную и антропоцентрированную сатиру, которую можно применить для описания современного общества и человека.
Творчество А.П. Чехова активно изучается в школе в рамках общеобразовательных программ, причем это происходит на разных уровнях обучения – как в средней, так и в старшей школе. Особый акцент учителя литературы делают на стилистических особенностях передачи художественного замысла писателя, которые у А.П. Чехова отличались особенной оригинальностью и своеобразием.
В частности, интересно рассмотреть творчество А.П. Чехова как пример осознанного вкропления канцелярского языка в текст художественного произведения.
Степень изученности проблемы. Проблема изучения стилистических особенностей творчества А.П. Чехова достаточно подробно изучалась в научной литературе. Однако в ходе исследования обнаружено довольно мало научных работ, посвященных применению канцелярского языка в сатирических текстах писателя. Это еще раз подтверждает актуальность темы курсовой работы.
Цель исследования – выявить и проанализировать элементы канцелярского языка в ранних рассказах и очерках А.П. Чехова.
Объект исследования – ранние рассказы и очерки А.П. Чехова.
Предмет исследования – элементы канцелярского языка в ранних рассказах и очерках А.П. Чехова.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Привести общую характеристику раннего творчества А.П. Чехова
2. Рассмотреть понятие и признаки канцелярского языка.
3. Определить значение канцелярского языка в сатирических произведениях.
4. Провести анализ применения канцелярского языка в ранних рассказах и очерках А.П. Чехова.
5. Сформулировать методические рекомендации по разработке урока по раннему творчеству А.П. Чехова для 10 класса.
Материал исследования: ранние произведения А.П. Чехова: очерки – «Ярмарка» и «На волчьей садке», рассказы – «Антрепренер под диваном», «Брак по расчету», «Экзамен на чин», «Пропащее дело», «Восклицательный знак», «Теща-адвокат», напечатанные в одном издании [Чехов 2021].
Гипотеза исследования: предполагается, что использование канцелярского языка в раннем творчестве А.П. Чехова ставило перед собой такие задачи как создание максимально яркой и приближенной к реальности речевой характеристики персонажей рассказов и очерков, демонстрация иронично-презрительного отношения автора к ситуациям, описанным в произведениях, а также формирование контрастной языковой картины, которая соответствует принципам стилистического изображения комического.
Теоретические основы исследования составили научные работы таких исследователей как: К.А. Субботина [Субботина], А.Д. Степанов [Степанов 2007]; [Степанов 2003], А.П. Чудаков [Чудаков 1996] и другие.
Методы исследования: анализ научной литературы и текстов художественных произведений, хронологический, биографический, сравнительный, классификация, обобщение, синтез, контент-анализ, моделирование, проектирование.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении на основании данных, полученных в ходе анализа научной литературы, стилистических особенностей раннего творчества А.П. Чехова и выявления принципов применения канцелярского языка в сатирических художественных произведениях. Собранные теоретические данные могут быть использованы для проведения научных и учебных исследований в данном направлении и представлять собой некий алгоритм проведения подобного анализа творчества литературного деятеля.
Практическая значимость исследования обусловлена формулировкой методических рекомендаций по разработке урока по раннему творчеству А.П. Чехова для 10 класса, которые можно применять при организации занятий по литературе. На основании данных рекомендаций можно формировать программы изучения темы разной сложности, включающие и иные произведения, не рассмотренные в данной курсовой работе.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка источников и литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАНЦЕЛЯРСКОГО ЯЗЫКА В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ А.П. ЧЕХОВА
1.1. Общая характеристика раннего творчества А.П. Чехова
Период начала 80-х годов XIX века далеко не благоприятно для развития глубокой сатирической прозы. В России нарастает революционная напряженность. Художникам и писателям позволено весело и поверхностно посмеяться над мелочами повседневной жизни, но не рекомендуется высмеивать что-либо всерьез [Тюльпанова 2020. С. 91].
Юмористические журналы того исторического периода носят преимущественно развлекательный, чисто коммерческий характер, поэтому, кажется, невозможно связать зарождение великого таланта А.П. Чехова только с юмористической тенденцией того времени.
Как отмечают исследователи, юмор в ранних рассказах А.П. Чехова своеобразен. Он значительно отличается от классической традиции, которой следовали другие писатели. В русской литературе, начиная с Н.В. Гоголя, прижились такие понятия как «высокий смех», «смех сквозь слезы». Комический энтузиазм сменялся в творчестве Н.В. Гоголя «чувством печали и глубокого уныния» [Мирошниченко, Алексеева 2021. С. 46].
У А.П. Чехова смех совершенно другой – он веселый и беззаботно заразительный: не «смех сквозь слезы», а «смех до слез». Жизнь в ранних рассказах А.П. Чехова представлена дикой и примитивной. Все персонажи, которых А.П. Чехов создает в своих ранних рассказах и очерках, «похожи на рыб, насекомых или животных».
Исследователи отмечают, что А.П Чехов комично обыгрывает традиционные для русской литературы драматические ситуации. Например, он совершенно по-новому разрешает конфликт между тираном и жертвой [Дятлов 2019. С. 8].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баюнц, Ж.К. Стиль русской классической литературы / Ж.К. Баюнц. – М.: Зеркало, 2020. – 342 с.
2. Гамаюнова, О.В., Золина, И.К. Методика работы с художественным текстом на уроках литературы в старших классах: научно-методологический обзор / О.В. Гамаюнова, И.К. Золина // Современные образовательные технологии. – 2020. – № 8. – С. 54–70.
3. Гриценко, А.В., Щербакова, И.И. Функциональные стили русского литературного языка / А.В. Гриценко, И.И. Щербакова. – Воронеж: Смена, 2019. – 325 с.
4. Дятлов, С.А. Сатирическая парадигма А.П. Чехова / С.А. Дятлов // Вопросы современной литературы. – 2019. – № 4. – С. 8–16.
5. Жилина, М.А., Абрамова, В.А. Принципы изучения литературы в общеобразовательной программе старшей школы / М.А. Жилина, В.А. Абрамова // Современное образование. – 2020. – С. 103–112.
6. Иванова, Е.К., Смертина, М.И. Специфика изучения жизненного пути и творчества А.П. Чехова в научной литературе XX–XXI веков: историографический обзор / Е.К. Иванова, М.И. Смертина // Литература сегодня. – 2020. – № 12. – С. 40–56.
7. Кривченко, С.А., Лосева, Д.В. Проблемы изучения творчества А.П. Чехова в современной гуманитарной науке / С.А. Кривченко, Д.В. Лосева // Вопросы филологии и литературоведения. – 2021. – № 1. – С. 152–159.
8. Мардасова, И.М., Ляпина Н.Е. Стилистические приемы повышения эмоциональной выразительности художественного текста (на материале русской литературе XIX–XX веков) // Вопросы гуманитарной науки. – 2020. – № 10. – С. 34–46.
9. Мирошниченко, А.В., Алексеева, Н.Г. Литературоведческий анализ специфики передачи социальной реальности в ранних рассказах и очерках А.П. Чехова / А.В. Мирошниченко, Н.Г. Алексеева // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 1. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021. – С. 46–58.
10. Ольшевская, И.М. Современные образовательные технологии в сфере гуманитарного знания / И.М. Ольшевская. – Таганрог: Статистика, 2019. – 252 с.
11. Стеклов, И.М., Рахманова, Э.В. Модернизация литературного образования старшеклассников в контексте социально-экономических и культурных образований в современном обществе / И.М. Стеклов, Э.В. Рахманова // Сборник статей Калужского государственного университета. Вып. 3. – Калуга: Издательство Калужского государственного университета, 2021. – С. 13–20.
12. Степанов, А.Д. Исток случайного у Чехова / А.Д. Степанов // Чеховиана. Из века XX в XIX. – М., 2007. – С. 121–135.
13. Степанов, А.Д. Чехов и постмодерн / А.Д. Степанов // Нева. – 2003. – № 11. – С. 41–51.
14. Субботина, К.А. Новое прочтение Чехова (проблемы постмодернистского чеховедения в России) / К.А. Субботина // Киберленинка. Научный портал. – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/novoe-prochtenie-chehova-problemy-postmodernistskogo-chehovedeniya-v-rossii/viewer (Дата обращения: 10.04.2021)
15. Тюльпанова, В.А. Анализ смысловой и стилистической характеристики раннего творчества А.П. Чехова / В.А. Тюльпанова // Вопросы литературоведения. – 2020. – № 9. – С. 91–103.
16. Угрюмова, Ю.А., Марченко С.А. Экспрессия в текстах художественной литературы и приемы ее достижения / Ю.А. Угрюмова, С.А. Марченко // Мир русской литературы. – 2021. – № 3. – С. 36–50.
17. Ходжаева, М.Д. Мир чеховских рассказов / М.Д. Хождаева // Киберленинка. Научный портал. – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/mir-chehovskih-rasskazov (Дата обращения: 11.04.2021)
18. Чехов, А.П. Собрание юмористических рассказов в одном томе / А.П. Чехов. – М.: ЭКСМО, 2021. – 588 с.
19. Чудаков, А.П. Между «есть Бог» и «нет Бога» лежит целое громадное поле. Чехов и вера / А.П. Чудаков // Новый мир. – 1996. – № 4. – С. 30–36.
20. Чуева, И.М. Художественный мир литературы / И.М. Чуева. – Сыктывкар: Перекресток, 2021. – 240 с.
21. Яковлева, М.А., Черткова, Г.В., Гаврикова, Е.Н. Методические рекомендации по анализу текста художественного произведения на уроках литературы в старших классах / М.А. Яковлева, Г.В. Черткова, Е.Н. Гаврикова // Сборник методических рекомендаций Омского государственного педагогического университета. – Омск: Издательство Омского государственного педагогического университета, 2020. – С. 43–60.