Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация является демократическим государством. Граждане РФ имеют право принимать участие в делах государства и его органов, ведь именно народ является органом власти. Благодаря вкладу каждого гражданина, который не игнорирует политическую жизнь страны, укрепляется законность и правопорядок. Рассмотрим каждый из этих институтов в отдельности.
Все вышесказанное показывает, что исследование понятий законности и правопорядка в юридической науке имеет важнейшее значение, поскольку понятия законности и правопорядка тесто связаны между собой и со всеми другими правовыми институтами, и оказывают существенное влияние на формирование уровня правосознания и правовой культуры в обществе.
Хотя на сегодняшний день в научной литературе имеют место различные точки зрения авторов на определение понятий законности и правопорядка, но в какой-то мере каждый из этих определений похожи друг на друга и дополняют друг друга. А в своей совокупности, анализируя их, мы приходим к вполне четкому определению основных признаков и свойств этих понятий.
Необходимость исследования законности и правопорядка обусловлена их главенствующей ролью в развитии правовых институтах, так как без них нельзя говорить о развитии государства и общества. Законность и правопорядок являются необходимыми элементами социальной жизни людей, поэтому их укрепление является важнейшей задачей работы государства.
Изучение проблем законности и правопорядка весьма актуально, ведь данные институты имеют приоритетное значение в правовой жизни общества. Именно они задают вектор развития правового государства, а так же выступают гарантом прав и свобод граждан.
Степень научной разработанности. Исследованию вопросов законности и правопорядка посвящена достаточно обширная юридическая литература. В дореволюционный период о механизме государства писали В.М. Гессен, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин, В.М. Хвостов, Г.Ф. Шершепевич и другие.
В советский и современный периоды отдельные вопросы, связанные с законностью и правопорядком, рассматривали в своих работах С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.В. Баглай, М.И. Байтин, Р.С. Болдырева, П.Т. Василенков, В.В. Гибов, Э.П. Григонис, Л.Л. Григорян, Б.П. Елисеев, М.К. Искакова, Л.И. Каск, В.В. Конейчиков, С.В. Краюшкина, В.В. Лазарев, М.Н. Марченко, А.А. Мишин, Н.М. Иавличенко, З.М. Ретизни, В.Е. Чиркин, Б.Л. Страшун и др.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования законности и общественного порядка.
Предмет исследования – ряд закономерностей реализации правового порядка в современной России.
Целью исследования изучение путей укрепления правопорядка в современной России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– исследовать понятие, признаки и особенности и правопорядка;
– проанализировать соотношение законности и правопорядка;
– раскрыть перспективы совершенствования обеспечения правопорядка.
Методологическую основу исследования составляет совокупность методов научного познания, используемых как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне. В ходе исследования были применены диалектико-логический, структурно-функциональный, конкретно-исторический, системный методы научного познания.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды по проблемам теории государства и права, административного и других отраслей права, охватывающих вопросы правопорядка и законности.
1. Понятие, признаки и структура правопорядка
Правопорядок — совокупность правомерных поступков в социальном поведении общества, которая является результатом реализации принципа законности в социальную реальность.
В юридической литературе правовой порядок по-разному определяется и понимается. Говорят о системе правовых отношений, которые охраняются государством; о подчинении субъектов правовым нормам, о соблюдении прав, результатах законности, о режиме, о состоянии упорядочения общественных отношений на основе закона, о свободах и обязанностях граждан; о формах реализации закона и воплощении законности в реальных отношениях и тому подобное.
Понятие правопорядок также трактуется среди ученых-правоведов неоднозначно. Так А.В. Демидов полагает, что «правопорядок есть порядок, основанный на праве, правопорядок выступает как состояние урегулированности общественных отношений»1.
Профессор Р.–А. Ромашов утверждает, что «правопорядок - это фактическое состояние правовой жизни общества, которое характеризуется внутренней согласованностью, упорядоченностью системы правовых отношений, основанных на требованиях законности, а также на свободе и ответственности всех субъектов права»2.
Правопорядок является неотъемлемой составной часть общественного порядка, поскольку общественный порядок можно определить, как систему общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения субъектами правоотношений всех социальных норм, а сам правопорядок предполагает соблюдения именно правовых норм. Правопорядок выступает результатом законности, то есть соблюдения и исполнения правовых норм.
Соответственно, правопорядок представляет собой составную часть общественного порядка, представляющая собой систему общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения, исполнения, использования и применения норм права, а также является итогом воплощения законности в реальных общественных отношениях.
В первую очередь правопорядок – это устойчивость. Это порядок, который предусмотрен нормами права. Он появляется в следствии исполнения правовых норм и их реализации.
Правовой порядок должен обеспечивать стабильность общественной жизни. Главной идеей правопорядка можно считать примерное и послушное поведение всех граждан.
Правовой порядок – это стабильное состояние упорядоченности социальных отношений, созданное в результате реализации закона на основе законности и выражающееся в законном поведении их участников.
Правовой порядок имеет ряд особенностей:
он считается главной частью общественного порядка как способа регулирования общественных отношений в результате реализации всей системы социальных норм;
практическая модель правопорядка определяется рамками правового поведения юридических лиц, которые отвечают общеобязательным правилам поведения;
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и использованной литературы
1) нормативные правовые акты и другие официально-документальные источники
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан» // Российская газета. 2011. 14 июля.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1.
6. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 888.
7. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.
8. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
9. Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1536.
10. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. I). Ст. 415.9.
11. Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 // СЗ РФ. 2003. № 33. Ст. 3254.
12. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // СЗ РФ. 2016 г. № 1 (ч. II). Ст. 212.
13. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 // СЗ РФ. 2016. № 52 (ч. V). Ст. 7614.
14. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 14.11.2013. № Пр-2685) // http://www.kremlin.ru/acts/ news/19653 (дата обращения: 09.04.2021).
15. Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности: постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 № 587 // Собр. актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 506; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 6. Ст. 665.
16. Об утверждении типовых форм соглашений о содействии частных охранных организаций правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и о содействии частных детективов правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений: приказ МВД России от 17 апреля № 211. (Зарегистрировано в Минюсте России 3 июня 2013 г. № 28635).
2) монографическая и учебная литература
1. Антонов М.В. Теория государства и права: учебное пособие. М.: Юрайт, 2019. 597 с.
2. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. М.: НОРМА, 2015. 578 с.
3. Витрук Н.В. Законность и правопорядок. Теория государства и права: Учебник / Под ред. проф. Бабаева В.К. М: 2003. 592 с.
4. Духно Н.А. Правопорядок в современной России // Аграрное и земельное право. М., 2014. 262 с.
5. Камаров С.А. Общая теория государства и права: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2018. 651 с.
6. Колосова Н.М. Обеспечение конституционной законности / Н.М. Колосова // Законность в Российской Федерации. М: Спарк, 2008. 327 с.
7. Комаров С. А. Общая теория государства и права: учебник. СПб. : Издательство Юридического института (Санкт – Петербург), 2001. 597 с.
8. Комаров С.А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.Н. Малько. - М.: Изд. группа НОРМА-ИНФА, 2009. 448 с.
9. Малько А.В. Теория права и государства. М.: Юрист, 2015. 512 с.
10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М., 2017. 742 с.
11. Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. М., 2016. 587 с.
12. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебное пособие. Москва: ИНФРА–М, 2019. 682 с.
13. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: учебник. Норма : ИНФРА. М, 2014. 552 с.
14. Ромашов Р. А., Сальников В. П., Оль П. А. Основы теории государства и права: учебник. СПб.: Санкт–Петербургский университет МВД России, 2002. 348 с.
3) научные статьи
1. Васильева А. Ф. Делегирование государственных функций субъектам частного права // Известие высших учебных заведений. Правоведение. Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета. 2008. № 2 (277). С.71.
2. Воронина Л. И., Патюков А. В. Участие граждан в охране общественного порядка: сравнительный анализ российского и зарубежного опыта // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы V Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 22-23 апреля 2019 г.: в 2-х т. Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 2019. Т. 1. С.56.
3. Голубева Л.А. Конституционная законность и конституционный правопорядок: содержание терминов // Теория и практика современной юридической науки. 2015. С. 29-31.
4. Деменчук Д.В. Условия укрепления законности и правопорядка // Современное российское право: пробелы, пути совершенствования: сборник статей IX Международной научно–практической конференции. 2016. С.12-14.
5. Демидов А. В. Разделение властей как основной принцип правового государства // Международный научный журнал «Инновационная наука». Уфа. 2016. № 1. С. 122-124.
6. Демидов А.В. Законность и правопорядок как теоретико–правовые категории // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2016. № 3-2. С. 213-215.
7. Кнаус О.А. Применение комплексного подхода при обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности: проблемы и пути решения // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства Внутренних Дел Российской Федерации. 2018. №4 (87). С.161-166.
8. Кононов А. М., Эриашвили Н. Д. К вопросу о возможности приватизации функций публичной власти в сфере внутренних дел // Образование, наука, научные кадры. 2020. № 2. С.34-37.
9. Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние // Журнал российского права. 2017. № 1. С.7.
10. Мулукаев Р.С. К вопросу об историческом опыте участия населения в охране общественного порядка / М.: Труды Академии управления МВД России, 2014. № 4. С.56.
11. Петров Д. А. «Приватизация» публичных функций и саморегулирование в сфере предпринимательства: проблемы сопряжения // Гражданское право. М.: изд. Группа «Юрист». 2017. № 5. С.36.
12. Працко Г.С. Право и законность как основа правопорядка // Философия права. 2018. №2. С. 164-168.
13. Працко Г.С., Тюнина Е.А. Правовой порядок: ценностный аспект // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве Сборник научных статей по итогам работы международного круглого стола. Шахты, 2019. С. 116-117.
4) авторефераты и рукописи диссертаций
1. Сауляк О.П. Сущность правопорядка : теоретико-методологическое исследование : диссертация ... доктора юридических наук : 12.00. Москва, 2010. 370 с.
5) словари, справочники, энциклопедии
1. Сухарев А. Я. Большой юридический словарь. / А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. – М.: Инфра-М. - 2014. – 841 с.