Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема формирования познавательных интересов младших школьников является актуальной для современной педагогики. От успешности ее решения зависит повышение качества обучения, мотивация обучающихся к достижению учебных и творческих результатов.
Данную проблему рассматривали в работах Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, И.Ф. Харламов, Г.А. Цукерман, Г.И. Щукина. Они указывали, что период младшего школьного возраста наиболее благоприятен для формирования познавательных интересов. В данный период формируется творческая личность, способная принимать ответственные решения в нестандартных жизненных ситуациях, что является показателем высокого уровня познавательных интересов.
Следует отметить, что большинство исследований раскрывает возможности урочной деятельности в формировании познавательных интересов. Но познавательный интерес формируется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Она является неотъемлемой частью процесса образования младшего школьного возраста. Целью внеурочной деятельности младших школьников является создание условий для проявления ребенком инициативы и самостоятельности, способности к социально значимой практической деятельности [43, с. 51].
Она помогает решать задачи воспитания и социализации, развития их интересов и познавательных интересов. Внеурочная деятельность направлена на достижение личностных и метапредметных результатов. Её специфика заключается в том, что обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, принимать решения, осуществлять самостоятельный поиск знаний.
Отсюда, особое значение приобретает проблема средств и методов повышения уровня познавательных интересов у младших школьников во внеурочной деятельности.
Одним из основных средств формирования познавательных интересов во внеурочной деятельности является метод проектов.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации», в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, указывается на необходимость вовлечения школьников в исследовательскую и проектную деятельность, а также привлечения учащихся к решению нестандартных творческих задач, способствующих формированию умений самообучаться и самообразовываться. [43, с. 52].
Использование метода проектов во внеурочной деятельности создает благоприятные условия для активизации поисково-познавательной деятельности школьников, развития таких личностных качеств, как самостоятельность, креативность, коммуникативность, ответственность за принимаемые решения. В результате работы над проектом школьники применяют и транслируют субъектный опыт и приобретают принципиально новые способы действий.
В работах Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, И.К. Баталиной, М.А. Барсуковой, раскрыт потенциал проектной деятельности для формирования познавательных интересов младших школьников. Г.В. Нарыковой, Е.А. Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым охарактеризованы этапы проекта, роль педагога в каждом из них.
В то же время при изучении психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между необходимостью формирования познавательных интересов обучающихся начальной школы и недостаточным использованием метода проекта как средства формирования познавательных интересов детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности.
Это и обусловило актуальность данного исследования.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Проект как средство формирования познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности».
Объект исследования - процесс формирования познавательных интересов у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - метод проектов как средство формирования познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности на примере МАОУ СОШ № 83 Кировского района г. Перми.
Задачи исследования, определенные в соответствии с целью, объектом и предметом исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательных интересов младших школьников.
2. Выявить возможности внеурочной деятельности в формировании познавательных интересов младших школьников
3. Раскрыть сущность и содержание метода проектов как средства формирования познавательных интересов младших школьников.
4. Провести анализ опыта работы учителей по изучаемой проблеме.
5. Провести опытную работу по внедрению метода проекта во внеурочную деятельность младших школьников с целью формирования познавательных интересов и описать результаты проведенной работы.
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования познавательных интересов
1.1. Проблема формирования познавательных интересов в психолого-педагогической литературе
Начиная со второй половины ХХ века проблема формирования познавательных интересов учащихся младшего школьного возраста стала занимать одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Актуальность этой проблемы год от года усиливается в связи с поставленной перед современным школьным образованием задачей формирования гармоничной, всесторонне развитой личности, которая должна не просто уметь усваивать готовую систему знаний, но и быть способна к их творческому переосмыслению, к самостоятельному поиску новых способов получения знаний и их применения в новых жизненных ситуациях [42].
В психолого-педагогической литературе можно встретить несколько определений познавательных интересов, каждое из которых отражает то или иное направление в исследовании проблемы. Обобщая имеющиеся представления, можно выделить два основных направления к определению понятия «познавательный интерес». Так, И.Д. Бутузов, Т.Б. Генинг, И.Ф. Харламов рассматривают познавательный интерес как характеристику действий ученика. По определению И.Д. Бутузова познавательный интерес есть «внутренняя готовность учащегося к деятельному его участию в напряженной умственной и практической деятельности в процессе овладения знаниями, умениями и навыками и проявлению самостоятельности и творческого подхода к решению учебных и трудовых задач» [3, с.19]. Т.Б. Генинг определяет познавательный интерес как характеристику учебно познавательной деятельности учащегося, отражающей в единстве степень ее результативности, темп, меру проявления в процессе учения интеллектуальных, мотивационных и эмоционально-волевых качеств личности [3, с. 27]. По мнению И.Ф. Харламова познавательный интерес - это «деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями» [44, с. 14].
Другое направление в понимании сущности познавательных интересов связано с рассмотрением данного явления в аспекте личностных черт. К такому пониманию познавательных интересов склоняются М.П. Осипова, И.А. Редковец, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина. Наиболее обобщено, такое понимание отражено в определении познавательных интересов, данном Г.И. Щукиной: «Познавательный интерес - личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость ученика в познавательном процессе. Она характеризуется: поисковой направленностью в учении; познавательным интересом, стремлением удовлетворить его при помощи различных источников, как в учении, так и во внеучебной деятельности; эмоциональным подъемом, благополучием протекания деятельности» [49, с. 40].
Оба направления необходимо изучать в единстве и взаимосвязи, так как они существенно дополняют одно другое. Первое из этих направлений можно охарактеризовать как методологический, так как он связан с практикоориентированным исследованием структуры, видов, уровней, критериев познавательных интересов. В этом направлении проведены исследования Л.П. Аристовой [2], Д.Б., Т.И. Шамовой [47], Г.И. Щукиной [49], Г.А. Цукерман [45] и др.
Второе направление можно обозначить как методическое, так как оно связано с поиском принципов, методов и форм обучения, способствующих формированию познавательных интересов. Это направление подробно освещено в исследованиях А.М. Данилова, Б.П. Есипова, И.Я. Лернера, М.И.
Махмутова, И.Т. Огородникова, М.П. Осиповой, М.Н. Скаткина, И.Ф. Харламова и др.
Вопрос о природе познавательных интересов занимал одно из центральных мест уже на этапе зарождения педагогики, как науки. Родоначальником научного подхода к проблеме познавательных интересов следует считать Я.А. Коменского, который писал в «Великой дидактике», что «... нужно воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению». И.Г. Песталоцци полагал, что применение наглядности - лучший способ развития мышления учащихся и основной задачей обучения считал пробуждение духовных сил и способностей, развития умения действовать и способности мыслить, т. е., как он выражался, «интенсивно повышать силы ума». Великий немецкий педагог А. Дистервег утверждал, что хорош только тот метод обучения, который активизирует познавательную деятельность ученика, и плох тот, который ориентирует его только на запоминание изученного материала. «Развитие и образование, - писал Дистервег, - ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение. Все искусство воспитания и образования не более и не менее как искусство возбуждения». [14, с. 42]. Принцип познавательных интересов также поднимали выдающиеся зарубежные педагоги как Ж.-Ж. Руссо, И. Ф. Гербарт.
Проблема формирования познавательных интересов в истории русской педагогической мысли и в практике обучения выстраивалась постепенно под влиянием требований жизни.
Идеи И.И. Бецкого создать сословные учебные заведения и вырастить в них “новую породу людей” выражали новое отношение к природе человека. И.И. Бецкой считал «Природу ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению» [31, с. 42].
Поиск новых методов обучения осуществлялся русским педагогом Ф.И. Янковичем. Янкович выступал за использование в обучении элементов занимательности, игры, оживляющих занятия. Он впервые увидел связь интереса к учению с нравственностью.
Особо следует отметить взгляды на проблему развития познавательных интересов представителей революционно-демократического направления в педагогике.
Так В.Г. Белинский и А.И. Герцен были убеждены в том, что любознательность детей и их интерес следует в первую очередь развивать при помощи естественных наук, книг, знакомящих с землёй, природой, которые сильнее всего могут заинтересовать детей, так как природа близка им.
Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский считали, что только учебно - воспитательный процесс, опирающийся на разумную свободу ребёнка, развивает его интересы и любознательность, укрепляет его ум и волю.
Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему формирования познавательных интересов рассмотрел К.Д. Ушинский. Будучи сторонником «интересного» обучения, К. Д. Ушинский выдвинул идею познавательной самостоятельности детей. Ученикам следует, - писал К. Д. Ушинский, - передать «не только те или иные познания, но и способствовать самостоятельно, без учителя приобретать новые познания. Обладая такою умственной силою, извлекающею отовсюду полезную пищу, человек учится всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения». [41]
Много внимания данной проблеме уделял Л.Н. Толстой. Он всецело полагался на интересы детей, за учителем оставалось право лишь фиксировать увлечения детей, связанные с их природой [40, с. 287].
После революции 1917 года в России большой вклад в разработку методов активизации учебно-воспитательного процесса внесла Н.К. Крупская. Формирование познавательных интересов, считала Н.К.
Крупская, развивает интерес, самостоятельность мышления, что обеспечивает прочное овладение знаниями и находит свое выражение в их практическом применении. Так же серьезное внимание проблеме познавательных интересов уделяли С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко.
В современный период, проблему формирования познавательных интересов изучали такие педагоги как Ш.А. Амонашвили, М.И. Лисина, А.М. Матюшкин, В.А. Петровский, Г.А. Цукерман, Г.И. Щукина, Л С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.Н. Скаткин, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, С.П. Баранов и др.
Так, Г.И. Щукина, специально занимавшаяся исследованием познавательных интересов в педагогике, определяет ее следующим образом: «познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [49].
Г.А. Цукерман подчеркивает, что важнейшим элементом формирования познавательных интересов является грамотно сформулированная задача, при решении которой учащиеся вынуждены проявлять интерес и последовательно выполнять «...перебор разных способов и средств действия, сопровождающийся постоянным мониторингом каждого шага и анализом причин удач и неудач» [45, с.18].
По мнению Т.И. Шамовой, структурной единицей познавательных интересов является познавательное действие - «осознанный, целенаправленный, результативно завершенный познавательный акт, это всегда решение познавательной задачи» [47, с. 25]. В своих исследованиях она определяет три наиболее существенных компонента познавательных интересов: мотивационный, содержательно-операциональный и волевой [47, с.70]. Исходя из того, что волевое начало присутствует и в мотивационном, и в содержательно-операциональном компоненте познавательных интересов, на наш взгляд, познавательный интерес включает следующие компоненты: мотивационный, содержательный, процессуальный и эмоциональный (рис. 1).
Рисунок 1. Структура познавательных интересов
Мотивационный компонент включает в себя наличие познавательных мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности, и социальных мотивов, связанных с коммуникативными умениями. Содержательный компонент характеризуется наличием у учащегося необходимых знаний, а также степенью овладения предметным содержанием. Процессуальный компонент отличается наличием у учащихся способов деятельности и умением применить их в реальной жизненной ситуации. Эмоциональный компонент определяется наличием доброжелательной, заинтересованной атмосферы в процессе освоения учебной деятельности.
Все перечисленные компоненты взаимосвязаны друг с другом и взаимозависимы. Комплексная их реализация направлена на решение важнейших задач по формированию познавательных интересов: овладение учащимися универсальными способами действий, развитие навыков и умений познавательной деятельности, формирование познавательных мотивов, создание в образовательном процессе положительно эмоциональной среды.
Отсутствие какого-либо компонента затрудняет формирование познавательных интересов учащихся начальной школы.
Принципиальное значение имеет вопрос об уровнях, критериях и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксючиц С.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе решения проектных задач. - Смоленск, 2015. - 257 с.
2. Аристова Л.П. Активность учения школьника / Л.П. Аристова. - М.: Флинта-Наука, 1986. - 139 с.
3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сост. М. Ю. Бабанский; Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
4. Богословский В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: Методологические характеристики / В.И. Богословский. - СПб.: РГПУ, 2000. - 142 с.
5. Бордовская С.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов / С.В. Бордовская // Как организовать проектную деятельность младших школьников. - Новосибирск: НИПК и ПРО, 2006. - С. 32-38.
6. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О.В. Брыкова, Т.В. Громова. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.
7. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.В. Крившенко. - М.: Юрайт, 2005. - 54 с.
8. Вохменцева Е.А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей / Е.А. Вохменцева // Актуальные задачи педагогики. - Чита: Молодой ученый, 2011. - С. 58-65.
9. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе / М.К. Господникова. - М.: Учитель, 2014. - 131 с.
10. Гузеев В.В. Проектное обучение как одна из интегральных технологий / В.В. Гузеев // Метод проектов. Вып. 2. - Минск: РИВШ БГУ, 2003. - С. 48-63.
11. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиции компетентностного подхода / М.В. Дубова // Начальная школа: плюс До и После. - 2010. - №1. - С. 62-68.
12. Землянская Е.Н. Организация проектной деятельности младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. - 2005. - №9. - С. 7-23.
13. Ильина В.Н. Метод проектов в начальной школе / В.Н. Ильина. - Сургут, 2013. - 28 с.
14. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., Педагогика, 1982.
15. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников / Н.М. Конышева // Начальная школа. - 2006. - №1. - С. 22-26.
16. Кравец Т.Н. Младшие школьники проводят исследование / Т.Н. Кравец, М.В. Телеганова, С. Спутай // Начальное образование. - 2005. - №2. - С. 52-60.
17. Краснова М.М. Комплексный творческий проект «Белый Бим Черное ухо» // Начальная школа - 2015 -№1 С. 25-27.
18. Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников./ В.О. Кутьев. М.: Академия, 2003 г. - 312 с.
19. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
20. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 112 с.
21. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии/ Н.В. Матяш / М.: Академия, - 2011. -139 с.
22. Мерцалова О.Д. Метод проектов как эффективное средство развития УУД младших школьников / О.Д. Мерцалова // Педагогическое мастерство. - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 152 -156.
23. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы от 20.11.2003 №2-34-20 // Правительство Москвы. Департамент образования города Москвы.
24. Милютина И.А. Метод проектов, что это такое и зачем он современной школе / И.А. Милютина // Интернет и образование. - 2013. - №53. - С. 48-56.
25. Морозова М.М. Метод проектов в истории отечественной и зарубежной педагогики / М.М. Морозова // Интеграция образования. - 2007. №3-4. - С. 23-27
26. Морозова И.С. Познавательный интерес младших дошкольников / И.С. Морозова, И.С. Штепина // Теория и практика общественного развития. 2012. - №12. - С. 162-165.
27. Мурашковска И.Н. Неделя проектов / И.Н. Мурашковска // Школьные технологии. - 2001. - №1. - С. 183-188.
28. Метелъский И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу/ И.В. Метельский - Начальная школа, 2010-№ 1. - 92 с.
29. Ноздря О.М. Метод проектов как средство развития познавательных интересов младших школьников / О.М. Ноздря. - Брянск, 2011. - 49 с.
30. Отрадная Е.М. Роль внеурочной деятельности в начальной школе //Воспитание школьников. - 2012. - №4. - 18 с.
31. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640с.
32. Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов и ответов. - М.: Педагогика, 2004, с.126.
33. Подласый И.П. Педагогика книга 1/ И.П. Подласый - Москва, 2002. 470-474 с.
34. Подласый И.П. Педагогика книга 2 / И.П. Подласый - Москва, 2002. 94 с.
35. Полат Е.С. Метод проектов / Е.С. Полат // Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. - М.: Владос, 2000. - 347 с.
36. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
37. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / Под ред. Е.Д. Божович. - М.: МПСИ, 2000. - 204 с.
38. Семено А.А. Социально-педагогическое проектирование как технология профессиональной подготовки социальных педагогов в ВУЗе / А.А. Семено. - Шуя, 2010. - 247 с.
39. Сергеева А.Ю. Использование метода проектов на уроках технологии в начальной школе / А.Ю. Сергеева // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. - Новосибирск: СибАК, 2013.С. 89-94.
40. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1989,46. с.324.
41. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1988. - Т. 2. - 492 с.
42. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №53 (ч. 1). - Ст. 7598.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
44. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. -М.: Юристь, 1997.-512 с.
45. Цукерман Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. - М.: Интерпакс, 1995. - 287 с.
46. Чечелъ И.Д. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И.Д. Чечель // Директор школы. - 1998.№3. - C. 11-16.
47. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М.: Владос, 2013. - 208 с.
48. Щелкунова О.В. Познавательный интерес как фактор повышения индивидуальных достижений младших школьников в обучении (на примере изучения математики) / О.В. Щелкунова. - Киров, 2012. - 20 с.
49. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Аспект-Пресс 2012. - 160 с.
50. Юлина Н. Философия Дж. Дьюи и постмодернистский прагматизм Р. Рорти / Н. Юлина // Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст. - М.: Вестком, 1998. - 100 с.
51. Якушева С.Д. Проектная деятельность учащихся начальной школы (справочный материал для родителей) // Теория и практика современной педагогики. - Новосибирск: ЭНСКЕ, 2011. - С. 46-58.
52. Анатольева Э.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов" [Электронный ресурс] URL:http://it-pedagog.ru/
53. Зеленская Ю.Е. // «Инфоурок.ру». [Электронный ресурс]. URL:
54. http://www. infourok.ru
55. Тюрина Т.Л. // «Инфоурок.ру». [Электронный ресурс]. URL: http://www.infourok.ru
56. Шаронова Л.М. «Использование метода проектов во внеурочной деятельности младших школьников» [Электронный ресурс] URL:http://it- pedagog.ru