Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Термин «задержка психического развития» в современном значении поясняется как синдром временного отставания процесса развития психики как в ее отдельных функциях так и в целом. При этом отставание может наблюдаться в:
- моторных функциях,
- речевых,
- сенсорных,
- эмоционально-волевых.
Говоря по - другому, задержка психического развития представляет собой замедленный процесс реализации свойств организма, закодированных в генотипе ребенка. Факторы, влияющие на данный процесс, могут самые разные, например, плохой уход.
У детей задержка психического развития может включать аномалии психического развития с разным патогенезом или этиологией. Проявления этих аномалий возможны в виде:
- замедленного формирования высших психических функций,
- замедленного развития речи,
- личностной незрелости,
- нарушений познавательной активности.
Глава 1 Задержка психического развития детей как психолого-педагогическая проблема
1.1 Причины задержки психического развития (ЗПР)
Причинами задержки психического развития детей, тормозящей интеллектуальное и эмоциональное развитие, составляют две группы факторов:
- биологические,
- социально – психологические факторы
К биологическим факторам относят:
- органические негрубые повреждения ЦНС локального характера,
- остаточные явления после повреждений ЦНС.
Сюда же относят виды патологии беременности:
- тяжелые токсикозы,
- резус-конфликты,
- асфиксия плода.
Кроме того, биологическими факторами, вызывающими ЗПР, являются:
- инфекции плода,
- внутричерепные травмы при родах,
- недоношенность,
- желтуха новорожденных,
- алкогольный синдром, возникающий при алкоголизме матери.
Рассматривая постнатальный период и раннее детство, задержку психического развития могут вызвать тяжелые заболевания:
- рахит,
- грипп,
- нейроинфекции,
- эпилепсия,
- черепно-мозговые травмы.
Задержка психического развития может быть наследственной, иногда встречается в семьях в каждом поколении.
Биологические факторы способствуют нарушению развития разных отделов головного мозга, сопровождающихся нарушениями деятельности и психического развития детей.
Установлено, что причинами задержки психического развития могут быть средовые факторы, хотя имеет место и первоначальная органическая основа нарушения ЦНС. Дети с ЗПР могут расти в семьях как в условиях безнадзорности, так и в условиях гиперопеки, иногда к таким детям могут применять авторитарный характер воспитания, изолированность от других детей или вообще от социума.
1.2 Психолого-педагогические особенности учащихся с ЗПР
Изучению Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития изучали многие российские педагоги, дефектологи, психологи:
- Т.А. Власова,
-Л.С. Выготский, ,
- В.В. Лебединский,
- Б.В. Зейгарник.
Исследования отечественных ученых установили, что ЗПР у детей школьного возраста проявляется следующим образом:
- наблюдается достаточно низкий уровень восприятия, что можно видеть по более продолжительному периоду времени, который требуется в приёме и переработке сенсорной информации;
- обнаруживается фрагментарность знаний об окружающем мире;
- видны трудности в узнавании предметов, которые находятся в непривычном положении.
Дети с задержкой психического развития не всегда узнают буквы, могут смешивают те, которые имеют сходное начертание, воспринимают похожие по форме предметы, как одинаковые.
В начальной школе у школьников с ЗПР может быть выражена неполноценность тонких форм восприятия, как слухового, так и зрительного, наблюдается недостаточный уровень планирования и выполнения сложных движений.
Школьники этой группы имеют недостаточно сформированные представления о пространстве:
- плохо ориентируются в направлениях сторон горизонта,
- имеют трудности в процессе пространственного анализа и синтеза ситуации.
Формирование конструктивного мышления также затруднено, что объясняется недоразвитием пространственных представлений у детей с ЗПР, которые, например:
- не могут осуществить полноценный анализ в ходе складывания сложных геометрических фигур и узоров,
- испытывают трудности в определении тождественности частей конструируемых фигур,
- не могут правильно расположить конструкцию на плоскости или соединить её в единое целое.
Нельзя считать детей с задержкой психического развития умственно отсталыми, так как, в отличие от последних, они без затруднений составляют картинки, с изображением единичных предметов или животных:
- собаки,
- кота,
- петуха.
Если же сюжет изображения усложняется, изменяется направление разреза или увеличивается количество частей, то это вызывает появление грубых ошибок.
Детям с ЗПР всегда необходима помощь, либо в процессе организации их деятельности, либо в наглядной демонстрации ее.
Наиболее характерными для детей с ЗПР особенностями внимания можно отметить:
-рассеянность,
- неустойчивость,
- низкий уровень концентрации,
- затруднения в переключении,
- сниженная способность к распределению при выполнении заданий, в которых имеются одновременно действующие речевые раздражители.
Организация внимания имеет свои недостатки по следующим причинам:
- низкий уровень развития активности интеллекта детей,
- несовершенство самоконтроля,
- недостаточный уровень развития интереса к учению и чувства ответственности.
У детей этой группы отмечается замедленность в процессе развития устойчивости внимания, недоразвитие анализа в ходе выполнения заданий с повышенной скорости восприятия материала.
Замедление выполнения задания наблюдается при усложнении условий деятельности, при этом продуктивность ее почти не снижается.
Неустойчивое внимание и снижение уровня работоспособности у детей с ЗПР носит индивидуальный характер:
- у кого – то из детей высокое значение работоспособности можно обнаружить в первой части процесса выполнения задания, а потом идет ее снижение,
- другие дети наиболее сосредоточены после некоторого периода деятельности, что означает необходимость в дополнительном периоде времени для включения в процесс работы,
- третья группа школьников имеет периодические колебания внимания, то есть работоспособность неравномерна в течение всего периода выполнения задания.
Глава 2 Реализация принципа сознательности и активности в обучении детей с ЗПР
2.1 Принципы коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ЗПР
Обучение детей с задержкой психического развития имеет ряд характеристик:
- процесс этот имеет четкую структуру,
- цели являются ведущим элементом данного процесса.
Целями можно назвать:
-овладение знаниями, которые бы обеспечивали процесс усвоения разных сторон человеческого опыта,
- развитие умений и навыков, которые бы обеспечивали развитие личности учащихся.
Успешным процессом организации обучения школьников с задержкой психического развития будет процесс, в котором необходимым элементом станет применение общепедагогических принципов.
Последовательность принципов, предложенная Г. А. Толмачевой , показывает особенности процесса обучения школьников с задержкой психического развития, а это, в свою очередь, дает возможность учителю общеобразовательной школы осуществлять этот процесс наиболее успешно.
1.Принцип направленности процесса обучения на всестороннее развитие ребенка с задержкой психического развития. Данный принцип помогает обеспечению правильного развития личности школьника, в таких направлениях развития, как:
- биологическое,
- психическое,
- социальное,
- духовное.
2.Принцип связи обучения с жизнью. Это принцип оказывает помощь педагогу в ходе планирования и выбора содержания обучения, позволяя учитывать обе стороны воздействия социума:
- положительное воздействие,
- отрицательное воздействие.
Этот принцип особенно ярко прослеживается в случае воспитания детей с ЗПР в неблагополучных семьях. Эти дети имеют ограниченный запас знаний об окружающем их мире, владеют эмоционально-негативным опытом при взаимодействии с окружающей средой.
3.Принцип научности и доступности обучения предполагает, с одной стороны, соответствие его содержания современному состоянию соответствующей отрасли научного знания и учет тенденций и перспектив его развития, а с другой стороны - необходимость максимального учета реальных и потенциальных возможностей учащихся с отставанием в развитии.
4. Принцип систематичности и последовательности в обучении школьников с задержкой психического развития. Данный принцип требует формирования знаний, умений и навыков, в системе, в которой элементы учебного материала имеют логическую связь с другими.
Реализация принципа систематичности обусловлена обязательным введением в содержание обучения следующих элементов:
- задания,
- упражнения,
- пропедевтические разделы.
Эти элементы обучения должны помочь в восполнении пробелов предшествующего обучения, а также способствуют формированию готовности учащихся к восприятию наиболее сложного программного материала.
5. Принцип создания оптимальных условий для функционирования процесса обучения.
2.2 Развитие сознательности и познавательной активности у детей с задержкой психического развития
К показателям познавательной активности ребенка можно отнести:
- осознанность получения новых знаний,
- проявления творческой активности,
- умение действовать в нестандартных ситуациях,
- применение самостоятельности при решении поставленных задач.
Общие показатели познавательной активности ребенка следующие:
- сосредоточенность,
- инициативность,
- концентрация внимания, когда есть интерес к информации,
- наличие положительных эмоциональных переживания при достижении целей,
- невербальные проявления.
Уровень успешности формирования познавательной активности зависит у детей с ЗПР зависит от разных факторов:
- биологических,
- средовых,
- педагогических.
Учебная деятельность является одним из видов познания, основным для детей школьного возраста. Поэтому, говоря о повышении уровня познавательной активности учащихся, мы с тем же правом можем говорить об активизации учения.
К средствам активизации процесса обучения можно отнести:
- содержание процесса обучения,
- методы и приемы, используемые при обучении,
- формы организации учебного процесса.
Активизация учения будет идти эффективно при следующих условиях:
- при параллельном формировании мотивации учебной деятельности,
- при стимулировании механизмы ориентировки, целеполагания, планирования,
- при воспитании волевой регуляции,
- обеспечении самооценки, а также самоконтроля и самокоррекции.
Средства активизации должны использоваться в системе, чтобы была возможность для стимулирования разнообразных компонентов учебной деятельности.
При отборе содержания урока учителю необходимо руководствоваться индивидуальным особенностям учащихся с ЗПР:
- психическим возможностям,
- возможностям памяти и интеллекта.
Как было сказано выше, для детей с задержкой психического развития характерны отличия от нормы и от детей с интеллектуальной недостаточностью, исходя из этого, содержание обучения данной группы школьников должно иметь соответствующие различия.
Подбор содержания обучения педагогом должен идти в соответствии с принципом доступности, но при этом не должно быть слишком простым.
Главным средством, которое бы стимулировало учебную деятельность, является эффективная мотивация.
Если человек будет в течение длительного периода заниматься решением очень сложных задач, то через некоторое время придет состояние усталости. Это связано с тем, что слишком высокая сложность в содержании обучения подавляет мотивацию.
Если же, наоборот, решать очень легкие задачи, то действия становятся автоматическими, пропадает необходимость приложения как интеллектуальных, так и эмоциональных усилий, в связи с чем становится скучно.
При большом упрощении содержания, процесс обучения для детей с ЗПР станет скучным и неинтересным.
Разработка и применение специальных программ обучения (четыре варианта) позволяет добиться активизации учебной деятельности школьников с задержкой психического развития. Данные программы имеют определенный объем знаний и умений, которым должны овладеть школьники в процессе обучения. Эти знания и умения содержат обязательный и необязательный материал, так как работа с детьми с ЗПР требует индивидуального подхода. Учителю необходимо тщательно отбирать содержание обучения, чтобы материал соответствовал в возможностям учащихся, такие же требования должны предъявляться к методам и формам организации обучения.
Заключение
Таким образом, под задержкой психического развития понимают синдром временного отставания развития психики детей.
Причинами задержки психического развития детей являются биологические (- органические негрубые повреждения ЦНС локального характера, остаточные явления после повреждений ЦНС, патологии беременности, - инфекции плода, и другие) и - социально – психологические факторы ( безнадзорность, гиперопека, авторитарный стиль воспитания).
Дети с ЗПР имеют следующие психолого –педагогические особенности: достаточно низкий уровень восприятия, фрагментарность знаний об окружающем мире; трудности в узнавании предметов, которые находятся в непривычном положении, рассеянность, неустойчивость, низкий уровень концентрации.