Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы генезиса и политической природы древнерусской государственности – одни из наиболее актуальных и старейших в отечественной историографии. Своими истоками они уходят в первые летописные своды, а серьезная их научная разработка ведется со второй четверти XVIII в. – начального этапа становления отечественной исторической науки. Русская историография того времени являлась, за небольшим исключением, монархической как по своей идейной направленности, так и по основному предмету исследований
1 Земские соборы в структуре органов власти России XVI-XVII вв: формирование, функции
1.1 Сущность первых Земских соборов
Термин «земский» в XVI в. имеет смысл, схожий со словом «государственный». Земские соборы – это центрально-сословное представительное учреждение в XVI- XVII вв. Соборы выставляли себя показателем объединения российских территорий в целое единое правительство.
Земский собор имел еще и иные наименования, такие как «Совет всея земли», «общий совет», «собор» и «Великая земская дума».
Они создавались, в первую очередь, для ослабления боярской знати. В середине XVI века были замечены первые земские соборы, их посылами послужили восстания этнических масс населения. Это было время Ивана Грозного . Историки утверждают, что соборы были созданы для усиления власти царя.
Иван IV стал правителем государства в три года, после смерти отца в 1533г. Практически он начинает править в 1547г., после венчания на царство и принятия титула «царь». Его задачей становится укрепление самодержавной власти. В начале правления царь пытается реформировать Россию, представив свое правление как выражение общественных интересов. Он создает так называемую «Избранную раду», в которую входили его сторонники, в частности митрополит Макарий, духовник Сильвестр и дворянин Алексей Адашев.
Главная проблема Российского государства XVI века – наличие крупных очагов сепаратизма и, как следствие отсутствие, централизованной эффективной власти. Главными источниками сепаратизма того времени были Старицкое княжество (его князь был претендентом на престол), церковь, Новгород, который еще сохранял элементы былого республиканского устройства и укреплял контакты с Ливонией. С перечисленными очагами Иван IV расправился, но не с помощью губной и земской реформ. Они же были направлены против землевладельцев-бояр и кормленщиков. Зимин в своем труде «Реформы Ивана Грозного» пишет: «Страна еще не изжила экономическую раздробленность, что объясняло в конечном счете и существование пережитков раздробленности политической, наличие полусамостоятельных удельных княжеств, имевших свой аппарат управления, не всегда прочно связанный с великокняжеской канцелярией» .
Перед новым правительством встал вопрос о путях преобразования государственного аппарата. Первые шаги к реформам выразились в созыве 27 февраля 1549г. расширенного совещания, на котором присутствовала Боярская дума, освященный собор, воеводы, а также боярские дети и «большие» дворяне (очевидно, московские) .
Бояре занимали важнейшие посты в центральном (дворцовом) и местном (наместническом) аппарате. Наряду с великим князем бояре рассматривали наиболее ответственные судебные споры феодалов. Из их среды назначались крупнейшие военачальники.
Вопрос централизации также связан с еще только возникающим служилым классом – классом дворян. Значение этого класса начинает возрастать так, что с ним просто обязана начинать считаться боярская верхушка. Дума представляла одну знать, а местничество закрывало молодому, свежему и энергичному дворянству путь к высшим постам государственной власти. Логично предположить, что дворяне не хотели мириться с таким положением дел и желали, чтобы царь создал систему, соответствующую реалиям того времени .
Этим и начинает заниматься Избранная Рада во главе с Алексеем Адашевым. В 1550 издается новый Судебник. До него в России управление и суд не были разделены и осуществлялись одними и теми же лицами — наместниками и волостелями. Суды были коррумпированными, в них процветало взяточничество и административный произвол. В компетенцию новых – губных – органов управления теперь входили сыск и расправа с разбойниками (в том числе и суд). Эти меры предоставляли местным органам управления широкие возможности для разрешения споров. Собственно «губа» - это уголовно-полицейский округ, в котором преследование «лихих людей» предоставлялось самому обществу. Также новые статьи Судебника учреждали непременное участие выборных земских властей — старост и городовых приказчиков — в наместничьем суде. Развитие губной системы, на наш взгляд, приводило и к изменению правосознания населения – люди начинали понимать, что преступление затрагивает интересы всего общества, а не конкретно наместника или волостеля, но кара должна исходить от государства, а это уже требует создания специальных органов.
В основе местного самоуправления лежит осознание жителями сопричастности к происходящим в местности событиям, а главное наличие возможностей решить ее своими силами и в интересах жителей – губная реформа и положила начало этим процессам, помогло сословиям понять, что они действительно могут влиять на происходящие в стране события.
Земская реформа стала решительным ударом по коррумпированной и несправедливой системе кормлений. Главная ее цель – передача полномочий гражданского судопроизводства, сбора пошлин на местном уровне из рук наместников и волостелей в руки выборных общественных властей. Кроме того, что реформа усилила приток средств в государственную казну, благодаря тому, что выборные должностные лица рассматривали гражданские и уголовные дела без взимания пошлин, также стали выбираться представители посадского населения и представители зажиточных слоев черносошных крестьян .
1.2 Организационная часть Земских соборов
Соборы не имели четкой организации и большинство таких собраний созывались в срочном порядке. В XVI веке Земские соборы не были выборными. «Выбор как специальное полномочие на отдельный случай тогда не признавался необходимым условием представительства, - писал Ключевский. - Столичный дворянин из переяславских или юрьевских помещиков являлся на собор представителем переяславских или юрьевских дворян потому, что он был головой переяславской или Юрьевской сотни, а головой он становился потому, что был столичный дворянин; столичным же дворянином он становился потому, что был одним из лучших переяславских или юрьевских служилых людей по отечеству и по службе» .
В них принимали участие: высочайшее духовенство, Боярская дума, а также торгово – промышленное общество, которое выступало от имени уездных служилых людей.
Земские соборы являли собой «всю землю», но основная масса крестьян были лишены принимать участие в данных собраниях. Выборы в собор происходили в определенном порядке: воеводы получали предписание о выборах из Разрядного приказа. Оно зачитывалось на главной улице города в основном для крестьян, т.к. именно они не участвовали в этих выборах, но должны были знать о том, что происходит в государстве. Следующим этапом было составление выборных списков из числа кандидатов, их количество не было ограничено и ничем не фиксировалось. Однако данные мероприятия происходили в должном порядке не всегда. Довольно нередко при неотложном созыве собора адепты приглашались должностными лицами на месте.
Ведущую долю слушателей земского собора представляли дворяне. От них зависело заключение валютных вопросов, которые обеспечивали затраты на военные дела. Земские соборы решали не лишь только денежные вопросы, касающиеся военных дел, но и таких вопросов как - внешняя и внутренняя политика государства, а также вопросы государственного строительства.
2. Основные положения Земских соборов и их периодизация
2.1 Крупнейшие земские соборы
Земский собор 1549г.
Этот собор был созван в феврале 1549г. царем Иваном Грозным. Его целью было отыскать компромиссное решение в кругу дворянства и боярства. Он раскрыл новейшую страничку в истории управления страной. Советчиком государя становится земский собор. Этот собор вступил в эпопею равно как «собор примирения».
Стоглавый собор 1551г. – собор русской церкви.
В нем приняла участие вся совокупность земского собора. Название он получил от того что решение по этому собору было отмечено в ста главах отразивших перемены нашего государства. Был основан свод заключений данного собора, что получил название Стоглав. Это был кодекс правовых норм русского духовенства и его взаимности государством и обществом. А также содержал ряд норм семейного права. Также вышел в свет судебник и царская уставная грамота. «В следующим 1551г. для устройства церковного управления и религиозно нравственной жизни народа, создан был большой церковный собор обыкновенно называемый Стоглавом» - так писал Ключевский об этом событии .
Избирательный собор и собор об отмене тарханов 1584г.
Этот собор был созван для того чтобы решить вопрос о церковных налогах. На нем было решено отменить церковные и монастырские тарханы.
В грамоте 1584 г. отмечено, что тяжелые последствия политики тарханов оказали отрицательное воздействие для хозяйственного положения служивых людей. Собор постановил: «для воинску чину и оскудения, тарханы отставити». Мера эта носила временный характер. До указа царя – пока земля непереустроится и помочь всем царским осмотрением. Целью этого собора явилось стремление сочетать интересы служилых людей и казны.
Собор 1613г – 1615гг.
Открывает новый период для Земских соборов. Они выступают как сложившиеся органы сословного представительства. Активнее учувствуют в решении внутренней и внешней политики. Земские соборы помогали восстановить подорванное в годы смуты хозяйство страны, укрепление военных сил, поправлять государственную казну .
2.2 Периодизация истории Земских соборов
Историю земских соборов исследователи разбивают на несколько этапов (рассмотрим эти этапы по книге Черепнина Л.В.)
1 этап – правление Ивана Грозного (1549г.). Это были соборы, созываемые царем, а с 1566 г. – созываемые сословиями.
2 этап – 1584г. период возмущений и иностранной интервенции. Осуществляли функцию избрания кандидата на правление.
3 этап – свойственен тем, что земские соборы преобразуются в административный аппарат и в его полномочия входит принятие решений, связанных с задачами внутренней и внешней политики страны.
4 этап – 1613-1622 гг. Соборы функционируют регулярно, однако теперь в качестве консультативного органа. Через него проходило множество вопросов, в том числе и финансовые вопросы нашего государства.
5 этап – 1632-1653 гг. Соборы собираются крайне редко и только по части крупных общественно- политическим проблемам. Наиболее значимой проблемой в то время являлся Азов.
6 этап – 1654-1684 гг. Падение соборов .
2.3 Классификация Земских соборов
Все без исключения соборы с общественно-политической точки зрения подразделяются на четыре категории:
1) соборы, которые созывались царем;
2) те, что созывались царем по инициативе сословий (соборы 1648 г)
3) те, что созывались сословиями без присутствия царя (собор 1565 об опричнине)
4) те, что избирали на престол (избирательная рада) .
Все Земские соборы по своему полномочию вели деятельность в сфере государственных дел, внешней и внутренней политики. И только лишь определенная часть соборов занималась проблемами населения. Тем не менее, довольно часть проблемы населения уходили на второй план, а исполнялись они исключительно в тех случаях, когда возникала некая выгода для государства. Как это ни странно звучит, а соборы вели идейную борьбу, которая сочеталась с идейными и военными мерами.
Заключение
Историю земских соборов исследователи разбивают на несколько этапов. 1 этап – правление Ивана Грозного (1549г.). Это были соборы, созываемые царем, а с 1566 г. – созываемые сословиями.
2 этап – 1584г. период возмущений и иностранной интервенции. Осуществляли функцию избрания кандидата на правление.
3 этап – свойственен тем, что земские соборы преобразуются в административный аппарат и в его полномочия входит принятие решений, связанных с задачами внутренней и внешней политики страны.
4 этап – 1613-1622 гг. Соборы функционируют регулярно, однако теперь в качестве консультативного органа. Через него проходило множество вопросов, в том числе и финансовые вопросы нашего государства.
5 этап – 1632-1653 гг. Соборы собираются крайне редко и только по части крупных общественно- политическим проблемам. Наиболее значимой проблемой в то время являлся Азов.
6 этап – 1654-1684 гг. Падение соборов .
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Бахрушин С.В. «Избранная рада» Ивана Грозного // В кн.:
2) Научные труды. Т. II. М., 1954. С. 330-331.
3) Беляев И. Д., Земские соборы на Руси: от Ивана Грозного до Екатерины Великой. — Москва: USSR : [ЛИБРОКОМ, 2011]. — 80 с.
4) Владимирский-Буданов М. Ф., Земские соборы в Московском государстве [Электронный ресурс]. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 18 с.
5) Государство и право России в период сословно-представительной и абсолютной монархии (с середины XVI до середины XIX вв.). История отечественного государства и права. - Юнита 2, 2016
6) Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. M, 1960.
7) Ключевский В. О., Сочинения в девяти томах: Т. II : Курс русской истории. Часть II. — М.: Мысль, 1988. — 445 с.
8) Коновалова Л. Г., «Предыстория» парламентаризма в России IX-XVII вв.: особенности отечественного развития конституционно-правовой теории и практики государственного строительства // История государства и права. — 2020. — № 3. — С. 63-68.
9) Корзинин А. Л., Земской собор 1566 г. в отечественной историографии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, История. — 2011. — Вып. 3. — С. 11-23.
10) Латкин В. Н., Земские соборы Древней Руси, их история и организация сравнительно с Западно-Европейскими представительными учреждениями [Электронный ресурс]. — Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 442 с.
11) Лисейцев Д. В., Почему Земский собор - не парламент? // Российская история. — 2020. — № 4. — С. 142-150.
12) Овчинников А. И., Народовластие в истории государственной России // Философия права. — 2016. — № 5. — С. 7-11.
13) Очерки по истории СССР. Конец ХV в. – начало ХVII в. /Ред. Насонов А.Н., Черепнин Л.В., Зимин А.А. М., 1955.
14) Орлов А. С. История России: Учебник / Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. М.: Проспект, 2019
15) Платонов С. Ф., Московские земские соборы XVI и XVII веков. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века как исторический источник. Собрание сочинений Т. 1, 2010. — 596, [1] с.
16) Покровский М.Н. Русская история в самом сжатом очерке. 6-е стереотипное издание. М. – Л. (без года выпуска)
17) Покровский М.Н.: Избранные произведения. Кн. I. М., 1966
18) Тихомиров М. Н., Российское государство XV-XVII веков. — М. : Наука, 1973. — 423 с.
19) Фроля Б. Иван Грозный. - М.: Молодая гвардия, 1999 г.
20) Фунтов Е. Е., Избирательно-ограниченная монархия в России в начале XVII века // Исторический журнал: научные исследования. — 2015. — № 5 (29). — С. 629-645.
21) Черепнин Л.В. К вопросу о складывании сословно-представительной монархии в России (ХVI век) // История СССР. 1974. № 5.
22) Шмидт С. О., Становление российского самодержавства: Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. — М. : Мысль, 1973. — 360 с