Фрагмент для ознакомления
2
Социальное обслуживание представляет собой комплекс социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми на дому или в учреждениях социального обслуживания вне зависимости от форм собственности.
Ключевая роль организаций социального обслуживания состоит в обеспечении информационной открытости деятельности данных организаций.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими обеспечение информационной открытости организаций социального обслуживания, являются:
- Конституция РФ;
- Федеральный Закон РФ от 28 декабря 2013г. № 442 – ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
- иные законодательные и нормативные акты РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права;
- локальные правовые акты учреждений социального обслуживания.
Согласно Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1].
Статья 13 ФЗ № 442 раскрывает информационную открытость поставщиков социальных услуг. Согласно закону, поставщики социальных услуг формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности этих поставщиков, и обеспечивают доступ к данным ресурсам посредством размещения их на информационных стендах в помещениях поставщиков социальных услуг, в средствах массовой информации, в сети «Интернет», в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания [8, ст. 2].
Поставщики социальных услуг обеспечивают открытость и доступность информации [8, ст. 13]:
- о дате государственной регистрации, об учредителе (учредителях), о месте нахождения, филиалах (при их наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;
- о структуре и об органах управления организации социального обслуживания;
- о форме социального обслуживания, видах социальных услуг, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на социальные услуги;
- о численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и в соответствии с договорами за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц;
- о руководителе, его заместителях, руководителях филиалов (при их наличии), о персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы);
- о материально-техническом обеспечении предоставления социальных услуг (наличие оборудованных помещений для предоставления социальных услуг, в том числе библиотек, объектов спорта, наличие средств обучения и воспитания, условия питания и обеспечение охраны здоровья получателей социальных услуг, доступ к информационным системам в сфере социального обслуживания и сети «Интернет»);
- о количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания, финансируемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, а также оплачиваемых в соответствии с договорами за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц;
- об объеме предоставляемых социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и в соответствии с договорами за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц;
- о наличии лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- о финансово-хозяйственной деятельности;
- о правилах внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре;
- о наличии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в сфере социального обслуживания, и отчетов об исполнении указанных предписаний;
- об иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению поставщика социальных услуг и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация и документы подлежат размещению на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. Порядок размещения и обновления информации об этом поставщике утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79 устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ. Например, к принципам гражданской службы относятся:
- приоритет прав и свобод человека и гражданина;
- профессионализм и компетентность гражданских служащих;
- стабильность гражданской службы;
- доступность информации о гражданской службе;
- взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
- защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлены принципы деятельности государственных органов власти регионов, ответственность должностных лиц, система органов государственной власти субъектов, экономическая основа их деятельности.
Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» определяет ответственность органов власти за нарушение законодательства о СМИ, устанавливает особенности отношений СМИ с организациями [2]. Так, Правительство Российской Федерации, являясь высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, в своей структуре имеет Департамент пресс-службы и информации Правительства РФ. Пресс служба Правительства РФ освещает деятельность Правительства Российской Федерации, обеспечивает СМИ материалами о его деятельности, а также координирует деятельность других подразделений федеральных органов исполнительной власти, которые взаимодействуют с общественностью.
На федеральном уровне выработку и реализацию государственной политики в области информационных технологий, средств массовой коммуникации и средств массовой информации осуществляет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Главная задача данного министерства - сформировать единый интерфейс и стандарт работы электронных сервисов, которые помогают населению дистанционным способом получать государственные и муниципальные услуги, а также развитие отечественной IT-инфраструктуры.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет, что «противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий» [6].
Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации.
Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 года № 193 определяет перечень показателей для оценки эффективности деятельности государственных организаций. К числу данных показателей относиться и «уровень доверия к органам власти».
Таким образом, существует множество нормативно-правовых актов, регулирующих обеспечение информационной открытости деятельности организаций социального обслуживания в России. В то же время сегодня отсутствует достаточная разработанность нормативно - правовой базы: практически нет нормативных правовых актов, регулирующих в полной мере действия, связанные с использованием сети «Интернет» в обеспечении информационной открытости организаций.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с. Семейный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. - СПб.: Стаун-кантри, 2001. - 94 с.
2. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Собрание законодательства РФ. – 1991. - № 11. – Ст. 4158.
3. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации// Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 8. – Ст. 3451.
4. Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 3. – Ст. 2158.
5. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Собрание законодательства РФ. – 2006. м № 8. – Ст. 1587.
6. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 16. – Ст. 5418.
7. Федеральный закон от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. – 2009. –№ 4. – Ст. 3112.
8. Федеральный закон от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2013. –№ 2. – Ст. 2845.
9. Атаманчук, Г.В. Государственное управление: организационно-функциональные вопросы. М.: Экономика, 2016. – 256 с.
10. Бабкина, А.В. PR в органах государственной власти и местного самоуправления/А.В. Бабкина. – Томск: Наука и знания, 2016. – 145 с.
11. Багриновский, К.А. Новые информационные технологии / К.А. Багриновский // ЭКО. – 2016. – № 6. – С. 10-18.
12. Ветчанова, О.В. Имидж организации: стратегия формирования // Справочник руководителя учреждения культуры/О. В. Ветчанова. - 2017. - № 6. - С. 23-28.
13. Гарин, Н.Н. Связи с общественностью: коммуникативные стратегии/Н.Н. Гарин. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 218 с.
14. Долженкова, Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2017. - 318 с.
15. Друкер, П. Менеджмент организации/П. Друкер. - М., 2015. – 215с.
16. Еляков, А.Д. Современное информационное общество // Высшее образование в России. – 2017. – № 4. – С. 96-104.
17. Коренной, А.А. Информационное сопровождение управления / А.А. Коренной // Информационные технологии в управлении. – 2018. – № 3. – С. 28-35.
18. Костюк, В.Н. Информатизация общества / В.Н. Костюк. М., 2017. – 213 с.
19. Орлова, В.Н. Позитивный имидж государственных гражданских служащих как основа развития управленческой культуры/В.Н. Орлова // Управленческое консультирование. – 2018. – № 4. – С. 29-35.
20. Официальный сайт КОГАУСО «Кировский центр социальной помощи семье и детям». – Режим доступа: https://cspsid-kirov.ru/ (дата обращения: 10.04.2021).
21. Официальный сайт КОГКУСО «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». – Режим доступа: http://socialkirov.ru/USON4512.htm (дата обращения: 10.04.2021).
22. Урсул, А.Д. Природа информации: философский очерк. М., 2015. – 312 с.
23. Ушакова, Н.В. Имиджелогия / Н. В. Ушакова. – М., 2015. – 241 с.
24. Хедоури, Ф. Основы менеджмента / Ф. Хедоури. - 2016. – 187 с.
25. Шепель, В. М. Введение в имиджелогию. – М.: Народное образование, 2016. – 136 с.