Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин «…имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений…» .
В статье 32 Федерального закона от 09.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» выделяются такие виды медицинской помощи как первичная медико-санитарная, специализированная, скорая, паллиативная. В статье 35 того же Федерального закона отмечается, что «…скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства…» .
ГЛАВА 1. Особенности организации скорой медицинской помощи на территории Российской Федерации
1.1. Нормативно-правовое регулирование вопросов оказания скорой медицинской помощи на территории Российской Федерации
СМП на территории РФ регулируется рядом нормативно-правовых актов (далее – НПА). Ведущим является Федеральный закон от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» , в ст. 35 которого дается определение СМП, указывается состав данного вида помощи.
Далее следуют такие уточняющие нормативно-правовые акты как:
– Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20.06.2013 года №388н «Об утверждении Порядка оказания скорой в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» .
– Письмо Министерства здравоохранения РФ от 30.12.2020 года №11-7/и/2-20691 и ФФОМС от 30.12.2020 года № 00-10-26-2-04/11-51 «О методических рекомендациям по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования» .
Кроме того, ряд замечаний по организации СМП содержится в отдельных НПА. Так, например, Письмом Министерства здравоохранения РФ от 27.04.2020 года №30-2/729 «Об обеспечении всех сотрудников выездных бригад скорой медицинской помощи (включая водителей) средствами индивидуальной защиты и проведении мер инфекционной безопасности по окончании каждого выезда бригады скорой медицинской помощи вне зависимости от повода к вызову скорой медицинской помощи», в рамках которой рассматриваются нормы и правила обеспечения медицинских работников бригад СМП средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ) .
1.2. Особенности организации скорой медицинской помощи на территории Российской Федерации
Согласно ст. 35 ФЗ №323-ФЗ, СМП, в том числе специализированная оказывается гражданам при таких заболеваниях, травмах, отравлениях, состояниях, которые требуют срочного медицинского вмешательства. СМП оказывается гражданам бесплатно.
Ст. 32 того же закона выделяет такие виды СМП как:
– первичная медико-санитарная;
– специализированная, в том числе высокотехнологичная;
– паллиативная.
ГЛАВА 2. Анализ проблем, связанных с оказанием скорой медицинской помощи на территории Российской Федерации
2.1. Анализ показателей работы скорой медицинской помощи на территории Российской Федерации
Система СМП на территории РФ постоянно совершенствуется. Так, исходя из таблицы 1, доля выезда бригад СМП, которые прибыли на место вызова в первые 20 минут после его поступления выросла с 85,5% в 2014 году до 89,4% в 2018 году. Также с 90,9% до 95,1% выросла доля бригад, которые прибыли к месту ДТП в течение первых 20 минут.
Таблица 1
Доля выездов бригад скорой медицинской помощи, %
На рисунке 1 можно видеть, что число пациентам, которым была оказана помощь, выше в Сибирском, Центральном, Дальневосточном федеральном округе. На общероссийском уровне показатель в Южном, Приволжском, Северо-Западном федеральном округе. Ниже показатель в Уральском федеральном округе. При этом как в РФ в целом, так и по всем федеральным округам число лиц, которые оказывалась СМП снижается.
2.2. Проблемы, связанные с оказанием скорой медицинской помощи на территории Российской Федерации
Проблема оказания СМП в нашей стране стоит достаточно остро.
Так, Власова О.В. указывает, что СМП – это один из самых сложных и дорогостоящих видов помощи. Текущая ситуация с СМП в РФ характеризуется отсутствием необходимой инфраструктуры, дефицитом кадров, проблемой морального и физического износа автомобильного парка, его комплектации. Автор после анализа статистических данных указывает на то, что сегодня происходит сокращение мощностей службы скорой медицинской помощи РФ, в результате чего отмечается ухудшение показателей ее работы. В свою очередь это снижает качество оказываемой помощи, приводит к росту смертности населения по причине несвоевременности оказания неотложной медицинской помощи. Автор отмечает, что как и вся система здравоохранения, служба СМП подверглась оптимизации, что на деле привело лишь к усугублению негативных тенденций в данной отрасли .
Фарсиянц А.В. проанализировал последствия модернизации системы управления бригадами СМП в городах, входящих в агромерацию Кавказских минеральных вод. Были выявлены такие проблемы как:
– снижение доступности СМП в ряде муниципальных образований из-за административно-территориального принципа ее оказания;
– децентрализация система управления бригадами СМП, которая осуществляется 8 отельными юридическими лицами;
– отсутствие универсальной методологии в приеме и передаче вызовов выездным бригадам;
– отсутствие единой системы взаимодействия с амбулаторно-поликлинической сетью;
– отсутствие единой системы контроля и учета работы выездных бригад СМП;
– отсутствие единого организационно-методологического отдела СМП.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках проведенного исследования мы охарактеризовали систему оказания СМП на территории РФ.
Полученные сведения позволяют сделать следующие выводы:
1. В основе нормативно-правового регулирование проблемы оказания СМП лежат Конституция РФ, ФЗ № 323-ФЗ, Приказ №388н, Письмо №11-7/и/2-20691, многочисленные стандарты СМП, которые существуют практически для всех заболеваний, состояний.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9004937/ (дата обращения: 13.04.2021).
2. Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2020 года №11-7/и/2-20691 и ФФОМС от 30.12.2020 года № 00-10-26-2-04/11-51 «О методических рекомендациям по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/573326864 (дата обращения: 12.04.2021).Статистические материалы [Электронный ресурс]: Министерство Здравоохранения Российской Федерации. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskie-materialy (дата обращения: 12.04.2021).
3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20.06.2013 года №388н «Об утверждении Порядка оказания скорой в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70438200/ (дата обращения: 12.04.2021).
4. Федеральный закон от 09.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902312609/ (дата обращения: 12.04.2021).
Учебная, научная литература
5. Артемьева Г.Б. Постарение населения и некоторые проблемы организации скорой медицинской помощи / Г.Б. Артемьева, И.А. Гехт // Здравоохранение Российской Федерации, 2012. – № 3. – С. 42-44.
6. Верткин А.Л. Скорая медицинская помощь / Верткин А.Л. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 368 с.
7. Власова О.В. О проблемах развития службы скорой медицинской помощи в РФ / О.В. Власова // Азимут научных исследований: Экономика и управление, 2020. – Т. 9. – № 2 (31). – С. 111-113.
8. Иванинский О.И. Отношение сельского населения к проблемам неотложной и скорой медицинской помощи / О.И. Иванинский, Е.А. Финченко, И.В. Шарапов, Ю.А. Шаманская // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Н.А. Семашко, 2012. – № 5. – С. 26-28.
9. Иванинский О.И. Проблемы оказания неотложной, скорой и экстренной медицинской помощи в сельских районах Новосибирской области / О.И. Иванинский, И.В. Шарапов, М.А. Садовой // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2013. – № 6. – С. 28-29.
10. Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / В.А. Медик, В.К. Юрьев. – М.: Профессионал, 2009. – 432 с.
11. Фарсиянц А.В. Модернизация системы управления бригадами скорой медицинской помощи в агломерациях городов Кавказских минеральных вод / А.В. Фарсиянц // Главный врач Юга России, 2018. – № 4 (63). – С. 17-20.
12. Шестаков Г.С. Актуальные проблемы ресурсного обеспечения и оптимизации управления станцией скорой медицинской помощи муниципального образования сельской местности / Г.С. Шестаков, И.Х. Байсультанов // Здравоохранение Российской Федерации, 2013. – № 1. – С. 42-45.
Электронные источники
13. Распределение населения по возрастным группам [Электронный ресурс]: Росстат. – Режим доступа: https://www.gks.ru/storage/mediabank/demo14(1).xls (дата обращения: 13.04.2021).