Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночных отношений важно понимать, что для того, чтобы развиваться, получать прибыль и сохранить конкурентоспособность, организации должны оптимизировать отдачу от вложений любых ресурсов: материальных, финансовых, человеческих. Актуальной проблемой современного экономики является активизация человеческих ресурсов для достижения успеха. Человеческий капитал является главной ценностью современного общества, а также основополагающим фактором экономического роста [36, С. 29].
Человеческий капитал - это сложное понятие, базирующееся на совокупности инвестиций, вложенных в человека для его успешной реализации как работника в современной рыночной экономике. В данной курсовой работе будет освещена тема человеческого капитала со стороны её теоретического основания, будут рассмотрены исторические факторы, которые имели непосредственное воздействие на становление этой проблемы. Также будет рассмотрена классификация способов оценки показателей человеческого капитала [2, с. 95].
Данная проблема достаточно актуальна, что подтверждается большим количеством учёных и исследователей в области экономики, занимающихся изучением данного вопроса, а именно сторонники классических теорий Т. Шульца и Г. Беккера или же те, кто предлагает новый угол обзора на данную проблему.
Инвестиции в человеческий капитал в общем виде можно рассматривать как совокупность всех затрат, вложенных в человека в денежной или иной форме, направленных на формирование и развитие интеллектуального человеческого капитала. Такие расходы можно рассматривать как текущие расходы, которые должны влиять на рост производительности труда и будут многократно компенсированы значительно более высоким потоком доходов для предприятия в будущем [23, с. 12].
Проблемой нашей страны, требующей решения, является инфраструктура, расходы на образование, уровень смертности, уровень подготовки кадров, утечка интеллектуального капитала, расходы компаний на научно-технические работы, наличие новейших технологий. Все это связано с воспроизведением человеческого капитала. Однако наблюдается наличие в нашей стране огромного потенциала для строительства инновационной системы экономики [7, с. 59]
Для того, чтобы России оставалась более конкурентоспособной, необходимо развивать человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал характеризуются значительным разрывом времени между вложениями и отдачей от этих вложений, поэтому именно государство может выступать в качестве катализатора таких инвестиций.
Цель – рассмотреть роль человеческого капитала в обеспечении экономического роста.
Задачи:
- рассмотреть сущность понятия «человеческий капитал».
- выявить содержание человеческого капитала;
- изучить вклад Г. Беккера и Т. Шульца в развитие концепции человеческого капитала;
- проанализировать источники формирования человеческого капитала;
- описать особенности, виды и этапы инвестирования в человеческий капитал;
- рассмотреть модель индивидуальной отдачи от инвестиций в человеческий капитал;
- проанализировать эффективность инвестиций в человеческий капитал;
- изучить вопрос финансирования образования, здравоохранения и науки в Российской Федерации в сравнении с другими странами;
- описать перспективы развития человеческого капитала в России.
Объект исследования – человеческий капитал.
Предмет – роль человеческого капитала в обеспечении роста экономики
1 КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
1.1 Человеческий капитал: экономическая сущность, особенности, структура, виды, подходы к пониманию
Проблема капитала проработана представителями различных научных школ, а именно социально-экономические взгляды К. Маркса в наибольшей мере отразили сложность взаимоотношений между трудом и капиталом, аргументировали доминирующую роль последнего в совокупности технико-технологического и экономического развития, а также, что не менее важно, охарактеризовали соподчиненное содержание отношений, возникающих между владельцем капитала и тем, кто зависим от него [34, с. 1281] Но, следует отметить, что человеческий капитал – это атрибут постиндустриального общества. Он присутствует везде, где свободная личность получает доход от применения знаний в качестве актива, который имеет определенную рыночную стоимость. Но именно в условиях постиндустриального общества увеличивается доля населения, в силе олицетворить черты «владельца человеческого капитала», ведь само содержание и характер труда побуждать к овладению уникальными, глубокими, узкоспециализированными знаниями, ценность которых будет проявляться чрезвычайно высокой. Последнее, в свою очередь, гарантирует и быструю окупаемость инвестированных в образовательный процесс средств[16, с. 150]
Становление теории человеческого капитала в 60-х годах ХХ века обусловлено необходимостью разработки модели производства, эффективность составляющих которой исчислялась бы в единой системе экономических показателей и учитывала, что в постиндустриальном обществе формируется своего рода двухсекторная экономика, состоящая из «... сектора производства материальных благ и «производства человека» [12, с. 73]
Итак, возникновение теории человеческого капитала было закономерным ответом на замедление развития ведущих капиталистических стран мира, в конце концов, что и привело к трансформации исследовательских приоритетов [32, с. 14]. Неоспоримое доминирование проблематики вещественных факторов производства уступило место проблематике нематериальных активов. Тем самым произошло расширение установившихся смысловых границ термина «капитал», активизировались попытки отыскать резервы дальнейшего социально-экономического развития стран за счет рационализации управления факторами, которыми до недавнего времени пренебрегали. В том числе, это касалось сферы управления человеческими ресурсами и, в частности, механизмов повышения квалификации работающих [27, с. 95].
В условиях глобализации качество и потенциал человеческого капитала как важнейшего экономического фактора развития приобретают ключевое значение для благосостояния и качества жизни общества, развития экономики государства и международного сотрудничества в целом. Понимание важности этого феномена и внимание к нему со стороны ученых и политиков усиливается во второй половине XX в.
В XXI в. сущность экономической категории «человеческий капитал» существенно расширилась. Исследования и расчеты, проведенные экспертами Всемирного банка, включают в данное понятие потребительские расходы - расходы семей на питание, одежду, жилье, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на обеспечение этого перечня. [11, с. 77]
Следует различать понятие человеческого капитала и трудовые ресурсы, т.к. трудовые ресурсы - люди образованные и люди без высшего образования, определяющие квалифицированную и неквалифицированную работу. Человеческий капитал является экономической категорией, выражает совокупность социально-экономических отношений по поводу его формирования, сохранения, развития и совершенствования знаний, умений, навыков, способности человека к труду, а также ее физического состояния, интеллектуальных и творческих способностей.
Объектом человеческого капитала являются процессы восстановления, сохранения, развития, совершенствования работоспособности, физического развития, языковой и культурной компетенции, трудовых и интеллектуальных навыков, знаний и образования, умение управлять, организовывать, создавать и вести успешный бизнес, которые воплощаются в человеке и неотделимы от нее [13, c. 15].
Содержание интеллектуального труда формируется под влиянием двух главных параметров - степени креативности и квалификационной сложности интеллектуального труда. Творческая работа - стратегически значимый вид интеллектуальной деятельности и представляет сознательную и целесообразную интеллектуальную деятельность, которая является реакцией человека на окружающую среду и служит удовлетворению ее материальных и нематериальных потребностей (в том числе в самовыражении), результатом которой является новый интеллектуальный продукт [5, c. 133].
В состав человеческого фактора необходимо включать также инвестиции в создание среды, обеспечивающей его эффективное функционирование. Проблемы развития человеческого капитала - это проблемы культуры государственного управления, которая предусматривает системный культурологический анализ и оценку имеющегося в стране творческого потенциала, выбор эффективных технологий, составляющих для практических действий в интересах национального развития. [22, c. 20].
Начиная с конца 70-х гг. ХХ века роль интеллектуальных ресурсов значительно возрастает и предопределяет вектор дальнейшего развития всей мировой экономики [17, с. 37]. В новых условиях социально-экономических отношений все участники(коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации) вынуждены функционировать и вести свою хозяйственную деятельность по-новому. Вследствие чего важнейшей задачей всех экономических субъектов любого масштаба - от малого предприятия до национальной и мировой экономики, становится накопление, развитие и управление интеллектуальными ресурсами [35, с. 50].
Смещение акцентов общественного производства и изменение его структуры повлекло за собой возникновение вопросов определения, классификации и актуальности того или иного ресурса в экономическом хозяйстве (Приложение А).
Несмотря на существующее множество классификаций структуры экономических ресурсов можно выделить три основные традиционные составляющие, необходимые для производства продуктов и услуг: предметы труда, средства труда и рабочую силу. Однако если в доиндустриальной экономике основу производства составляли трудовые и природные ресурсы, а в индустриальной – материальные, финансовые и предпринимательские, то в постиндустриальном обществе основная роль отведена - интеллектуальным.
С экономической точки зрения, понятие «ресурсы» определяется как средства, способствующие экономической деятельности, которые могут быть использованы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей людей. В общем понимании интеллектуальные ресурсы можно определить как невещественные, самогенерируемые, непрерывно обновляемые и неисчерпаемые интеллектуальные авуары, используемые для производства благ, ценность которых выражается в увеличении конкурентных преимуществ их обладателя. Их базисными компонентами являются информация и знания, составляющие основу интеллектуального капитала [24, с. 68].
Знания – это важный продукт экономики или услуга, элемент экономики информаций, информация о рынке, производство конкурентного типа при капиталовложении во внушительную часть материальных активов.
Так к частным примерам интеллектуальных ресурсов можно отнести знания, умения, творческий потенциал и уровень образования работников, а также патенты, лицензии, авторские права, торговые марки и т.п. Рассматривая интеллектуальные ресурсы как фактор экономического роста необходимо отметить их существенные особенности в сравнении с материальными факторами общественного производства. Они обладают рядом свойств, отличающих их от традиционных ресурсов организации: трудовых, финансовых, технических и природных.
Таким образом, основными особенностями интеллектуальных ресурсов являются их нематериальность, неиссякаемость, мультипликативность, пластичность, инвариантность способности применения и представления, адаптивность и др. Исходя из перечисленных свойств ресурсов, формируется интеллектуальный капитал (ИК) предприятия и складывается его инновационный потенциал. При этом особое значение приобретают следующие компоненты:
1) взаимопроникновение;
2) взаимосвязь;
3) диффузия;
4) творческая генерация;
5) использование знаний и информации.
Перечисленные компоненты делают возможным процесс управления ИК для конвертирования его в нужные свойства конкурентоспособности и обеспечения основательности на рынке.
Учитывая вышеизложенное, современная экономика знаний строится посредством образования новых рынков инновационных продуктов, разработок, технологий, интеллектуальной собственности, вытесняя тем самым старые структуры экономики или переводя их в новое качество. Такие эволюционные процессы в первую очередь обусловлены тем, что базовые ресурсы интеллектуального капитала, т.е. знаний и информации, приобретают эквивалент фундаментальной ценности общественного производства и становятся решающим фактором, оказывающим влияние на инновационное развитие экономических субъектов. Грамотное управление знаниями и их производительное использование поможет определять имеющийся потенциал национальной экономики. Открытость общества для развития и интеграции разнообразных знаний и информации, по мнению авторов, ускорит дальнейшее социально-экономическое развитие общества.
1.2 Г. Беккер и Т. Шульц и их вклад в развитие концепции человеческого капитала
Существуют несколько подходов к изучению человеческого капитала, большинство под человеческим капиталом понимают набор навыков, умений и способностей. Другие понимают под человеческим капиталом тот же набор навыков, умений и способностей, но уже полученный через формальное обучение. Третьи определяют его через инвестиции и вложения в человека, которые, обеспечивают накопления способностей и качеств. Отдельные исследователи включают в человеческий капитал также социальные, психологические, мировоззренческие и культурные характеристики людей.
Человеческий капитал имеет ряд сходств с финансовым и физическим капиталов, ввиду похожего способа формирования - отказа от трат на блага и вкладывание средств для получения прибыли в дальнейшем.
С давних времён многими экономистами уделялось большое внимание проблеме изучения человеческого капитала [8,с. 130].
Этой проблемой занимался Т.Шульц. Он доказывал, что прибыль в экономике и хозяйстве от человеческого капитала больше, чем от физического капитала, и призывал совершать крупные вложения развитых стран в науку, образование, здравоохранение. Улучшение данных отраслей, по его мнению, для экономики играет большую роль, чем образование новых мануфактур.
Создание теории человеческого капитала началось в конце 50-х годов в США. У её истоков были представители «чикагской школы: Теодор Шульц, Гэри Беккер, Бартон Вейсброд, Чуть позже свой вклад в её становление внесли Марк Блауг, Йорам Бен-Порэт, и другие.
Последующее направление развития изучения данного раздела определила книга Гэри Беккера «Человеческий капитал», первое издание которой вышло в свет в 1964 г., второе в 1975 г.
Основная задача «чикагской школы» в области человеческого капитала – толкование процессов экономики, базируясь на идее максимизации поведения индивидуумов – была наложена на разные области внерыночного функционирования личности. Внимание, в данном случае, акцентируется на численном анализе. Данная идея предусматривает, что инвестирование в науку, образование и остальные виды деятельности осуществляются для дальнейшего большего прибыльного результата (закон отложенного потребления). Траты на создание человеческого капитала являются очень необходимыми как для семьи, так и для всего общества в целом. К предполагающему результату от вложений в человеческий капитал относят высокую степень доходов, жизненное наслаждение от выбранной работы.
В общем, неоклассическая идея о рынке труда имеет:
1) Теорию трудовой потребности, которая включает теорию предельной производительности и относящийся к ней аппарат производственных функций;
2) Теорию предложения труда, состоящую из схемы выбора между работой и отдыхом и схемы вложения в человеческий капитал.
Под человеческим капиталом понимается совокупность неких факторов, присущих человеку, а именно запас здоровья человека и знаний трудящегося, а также навыков работника и способностей, которые имеют свойство капитализироваться при определённых воздействующих на них условиях [3, с. 56].
Плодотворные качества и характеристики служащего были приняты как специальная форма состояния (капитала), ибо для их изменения нужно много потратить ресурсов и времени. Как и физическому капиталу, они дают собственнику высокий доход: капитал – любой актив, который способен создавать поток будущей прибыли [26, с. 78]. Прибыльность человеческого капитала равна отношению его прибыли к его цене. Этот показатель носит название «норма отдачи» и, как считают неоклассики, осуществляет деятельность, относящуюся к физическому капиталу (нормы доходов), а точнее - фиксирует уровень рентабельности человеческих вложений и осуществляет их назначение.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Аганбегян А. Г., Человеческий капитал и его главная составляющая - сфера «экономики знаний» как основной источник социально-экономического роста // Экономические стратегии. — 2017. — № 3. — С. 66-79
2) Андреева О., Человеческий капитал: социология, статистика, развитие // Стандарты и качество. — 2020. — № 8. — С. 95-98.
3) Артемова Д. И., Трансформация конституционной ценности человеческого капитала в современных условиях // Российская юстиция. — 2020. — № 6. — С. 56-58.
4) Артемова Д. И., Конституция, права человека, человеческий капитал // Конституционное и муниципальное право. — 2020. — № 10. — С. 13-18.
5) Арутюнова А. Е., Человеческий капитал как главный фактор эффективности гуманизации производственных процессов // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2020. — № 1. — С. 133-137
6) Аузан А. А., Цифровая экономика как экономика: институциональные тренды // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. — 2019. — № 6. — С. 12-19
7) Ахтырский К. И., Взаимосвязь человеческого капитала и потенциала и их влияние на экономику РФ // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2020. — № 1. — С. 59-62.
8) Бессолицын А. А., Общественные организации России: интеллектуальный вклад в экономическую модернизацию (вторая половина XIX - начало XX в.) : монография. — Москва : РУСАЙНС, 2020. — 223 с.
9) Булина А. О., Человеческий капитал в теории экономического роста: классические модели и новые подходы // Вестник Санкт-Петербургского университета, Экономика. — 2020. — № 2. — С. 163-188.
10) Бутова Е. О., Взаимозависимость науки и экономического развития регионов России // Страховое дело. — 2020. — № 1. — С. 10-21
11) Голованова Е.Н., Инвестиции в человеческий капитал предприятия [Электронный ресурс]: Учебное пособие. — Москва : ООО Научно-издательский центр ИНФРА-М, 2019. — 88 с.
12) Головина С. Г., Человеческий капитал сельских территорий: демографические аспекты // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2020. — № 8. — С. 72-78
13) Гонтмахер Е. Ш., Российский человеческий капитал: состояние и тенденции // Мировая экономика и международные отношения. — 2017. — № 3. — С. 15-24.
14) Грузина Ю. М., Характеристики современной экономики и подходы в развитии человеческого капитала // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2020. — № 2. — С. 81-84.
15) Грузина Ю. М., Компетентностный подход в развитии человеческого капитала // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2020. — № 3. — С. 94-97
16) Даниловских Т.Е., Человеческий капитал организации в разрезе оценки стоимости бизнеса [Электронный ресурс] : Монография. — Москва : Издательский Центр РИОР, 2021. — 149 с.
17) Ильина И.В., Сидоренко О.В. Понятие и классификация ресурсов процесса производства // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. –№ 18. С. 36-44
18) Индикаторы образования: 2018: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева и др. М.: НИУ ВШЭ, 2018
19) Ковалев М. М., Ван Син. Китай строит экономику знаний. Минск, 2018
20) Ковалевич И.А., Человеческий капитал системы образования [Электронный ресурс] : Учебник. — Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2018. — 216 с.
21) Костюкевич С. В., Сфера высшего образования как фактор развития экономики: потребность в обучении предпринимательским знаниям и навыкам // Alma mater. — 2017. — № 6. — С. 16-23.
22) Куранов Г. О, Качество и факторы экономического развития: вопросы оценки и анализа // Вопросы статистики. — 2020. — Т. 27, № 2. — С. 17-33.
23) Лубский А. А., Развитие человеческого капитала как основа экономического роста // Педагогическое образование и наука. — 2020. — № 3. — С. 11-15.
24) Медведева Т. Н., Влияние человеческого капитала на развитие сельских территорий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2020. — № 9. — С. 67-73.
25) Мельников Р. М., Оценка эффективности инвестиций в подготовку аспирантов в современных российских условиях // Экономический анализ: теория и практика. — 2017. — Т. 16, вып. 3. — С. 444-459.
26) Москвитин Г. И., Региональные экономические аспекты управления трудовыми ресурсами : коллективная монография. — Москва : РУСАЙНС, 2020. — 194 с.
27) Нижегородцев Р.М., Человеческий капитал: теория и практика управления в социально-экономических системах [Электронный ресурс] : Монография. — Москва : ООО Научно-издательский центр ИНФРА-М, 2021. — 290 с.
28) Никонорова Е. В., Устойчивое развитие культурного и человеческого капитала: роль библиотек и ее оценка // Библиотековедение. — 2017. — Т. 66, № 1. — С. 19-28
29) Порфирьев Б. Н., Перспективы экономического роста в России // Вестник Российской академии наук. — 2020. — Т. 90, № 3. — С. 243-250
30) Савченко П., Феномен системы как способ развития российской цивилизации // Общество и экономика. — 2020. — № 7. — С. 5-15.
31) Соколов В. Н., Дихотомия между категориями: «личный фактор производства» и «человеческий капитал» // Философия хозяйства. — 2017. — № 1 (109). — С. 163-170
32) Соловьева Е. В., Подходы к разработке методики оценки человеческого капитала организации // Труд и социальные отношения. — 2019. — Т. 30, № 6. — С. 14-25
33) Родин А. Ю., Оценка вклада человеческого капитала и HR-службы в стоимость деловой репутации // Проблемы теории и практики управления. — 2020. — № 5. — С. 143-153
34) Филин С. А., Человеческий капитал как главная сила научно-технологического прогресса // Экономический анализ: теория и практика. — 2020. — Т. 19, вып. 7. — С. 1281-1299
35) Хесин Е. С., Великобритания: инвестиции в человеческий капитал - фактор инновационного развития // Современная Европа. — 2019. — № 4. — С. 49-59.
36) Черных С. И., Государственное управление российской наукой в условиях больших вызовов // Инновации. — 2020. — № 2. — С. 29-36
37) Education at a Glance 2018: OECD Indicators. DOI: https://doi.org/10.1787/eag-2018-en
38) Funding Systems and Their Effects on Higher Education Systems Country Study – Germany // OECD. URL: https://www.oecd.org/germany/38308008.pdf
39) Gherghina R., Cretan G.C. Education Funding Methods in European States, 2012. URL: http://www.scientificpapers.org/wp-content/files/1326_Gherghina_Cretan_Education_funding_methods_in_European_states.pdf