Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Период перехода страны к рыночной экономике, превратившийся для неё в новый сокрушительный революционный процесс, обусловленный принятием монетарной модели реформирования, а не гибкой стратегии преобразований, ориентированных на бережливое отношение к созданным материальным и другим ценностям, отбросил страну за порог продовольственной безопасности.
Парк машин в сельском хозяйстве сократился в 3 раза и этот процесс продолжается, при том, что выпуск новых машин уменьшился в 20…80 раз, а целого ряда марок – вообще прекратился.
В подобных условиях, как подсказывает отечественный опыт возрождения механизированного сельского хозяйства в послевоенные годы, рациональной стратегией является восстановительный ремонт и правильное обслуживание старой техники. Судя по сократившемуся примерно в 10 раз темпу обновления парка машин, средств на принятие другой стратегии сохранения механизированного сельского хозяйства просто нет.
Таким образом, практически приемлемой стратегией в обозримом промежутке времени, наряду с посильным обновлением парка машин, является более эффективное использование оставшейся техники, которое возможно, с одной стороны, за счёт внедрения новых форм организации её использования, а с другой – за счет повышения её готовности.
Целью настоящей работы является повышение производительности и качества выполняемой работы машинно-тракторного парка, при меньших затратах на эксплуатацию за счет улучшения работоспособности и уменьшения простоев, связанных с отказами.
1 СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
1.1 Основные системы выполнения работ по техническому обслуживанию. Система ТО машинно-тракторного парка, действующая в сельском хозяйстве
Сельскохозяйственные машины работают в трудных условиях. Пыль, грязь, снег попадают в трущиеся узлы, вызывают усиленный механический износ их. Неровности поля приводят к возникновению динамической нагрузки на отдельные соединения и их поломке.
В процессе работы нарушается регулировка машины, то есть изменяется взаимное расположение деталей в результате механического износа и ослабления креплений.
Смазочные вещества под действием высоких температур и попадания в них посторонних примесей теряют свои первоначальные свойства, а это увеличивает износ деталей.
В системе охлаждения трактора образуется накипь, в топливных, масляных и воздушных фильтрах задерживаются загрязнения, образуется нагар на головках блоков, камерах сгорания, клапанах, что приводит также к изменению работы двигателя.
Кроме перечисленных факторов, детали машин стареют, теряют свою первоначальную прочность.
Большой износ вызывает коррозия металлов, особенно когда машины длительно не используются.
В результате всех этих причин машина теряет свою работоспособность, преждевременно выходит из строя, чем наносится большой ущерб народному хозяйству.
Для уменьшения влияния всех этих факторов, продления сроков службы машин в нашей стране разработан обязательный комплекс, называемый планово-предупредительной системой обслуживания машинно-тракторного парка.
Содержание технического обслуживания
Техническое обслуживание — это совокупность обязательных операций по проверке, очистке, смазке, креплению и регулировке деталей и узлов машин, имеющих целью — предупредить преждевременные износы, появление неисправностей и поломок и обеспечить работоспособное состояние машины. Техническое обслуживание является профилактическим.
Система технического обслуживания машинно-тракторного парка включает: эксплуатационную обкатку, техническое обслуживание, периодический технический осмотр, ремонт и хранение.
1.2 Методы определения периодичности ТО
В зависимости от численности парка тракторов (у фермера, в бригаде, отделении, цехе, хозяйстве и т. п.), назначения плановых показателей, точности расчетов планирование ТО может проводиться различными методами. В практике наибольшее распространение имеют следующие методы планирования ТО:
индивидуальные (аналитический, графический);
усредненные (по наработке марки тракторов или средневзвешенной периодичности).
Среди всех методов планирования ТО наиболее точны методы индивидуального планирования, так как они позволяют определить все виды ТО в планируемом периоде для каждого отдельного трактора, а также примерную дату проведения ТО (графический метод).
Усредненные методы применяют при планировании ТО крупных парков тракторов в экономических расчетах. В этом случае планирование может вестись по суммарной наработке отдельных марок тракторов или средневзвешенной периодичности ТО для данного парка тракторов.
Эти способы наиболее применимы для планирования ТО парка тракторов крупных хозяйств. Недостаток этих способов – обезличивание индивидуальных особенностей конкретных тракторов.
1.3 Виды, периодичность и краткое содержание ТО тракторов
Периодические технические обслуживания тракторов, как указывалось выше, включают в себя ежесменное ТО, первое ТО, второе ТО, третье ТО и сезонное обслуживание. Правила технического обслуживания сформулированы так, что каждое последующее ТО включает в себя большинство операций предыдущего.
Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО/ЕО) включает в себя: очистку и мойку трактора; внешний осмотр с целью выявления подтеканий масла, топлива и охлаждающей жидкости; уровень электролита в аккумуляторной батареи; замеченные недостатки устраняются; дозаправку трактора при необходимости топливом, моторным и трансмиссионным маслами; проверку осмотром и прослушиванием работы двигателя, механизмов управления, освещения и сигнализации; проверку работы двигателя механизмов управления, освещения и сигнализации; проверку работы стеклоочистителя и тормозов.
При первом техническом обслуживании (ТО-1), помимо операций ЕТО, проверяют и при необходимости регулируют: натяжение приводных ремней; давление воздуха в шинах; механизмы управления (люфт рулевого колеса, свободный и полный ход педалей тормозов и муфты сцепления и т. п.). В соответствии с инструкционной таблицей смазывают механизмы трактора. Сливают отстой из фильтров грубой очистки и топливного бака, промывают или заменяют фильтры воздухоочистителя, гидросистемы. Производят подтяжку наружных креплений.
Второе техническое обслуживание (ТО-2) после выполнения операций ТО-1 требует смены масла в картере двигателя, проверки и регулировки газораспределительного механизма, поэлементного диагностирования основных сборочных единиц, обеспечивающих экономичность и безопасность работы трактора. Зачастую по результатам диагностического заключения требуется эксплуатационный (неплановый текущий) ремонт отдельных сборочных единиц или деталей.
ТО-1 и ТО-2 выполняются либо на пунктах ТО подразделений хозяйств, либо непосредственно в поле, используя при этом передвижные средства ТО и диагностики.
Третье техническое обслуживание (ТО-3) проводится только в закрытых помещениях, оборудованных необходимыми средствами для разборки, проверки и регулировки составных частей машины (стационарные посты ТО при центральных ремонтных мастерских или хорошо оснащенные пункты технических обслуживаний подразделений хозяйств).
При этом виде ТО проводят общую (комплексную) проверку технического состояния трактора, чтобы установить возможность его дальнейшей эксплуатации или срок постановки на ремонт.
Сложные проверки и регулировки топливной аппаратуры, электрооборудования и гидросистемы выполняют на специальных стендах в снятом состоянии.
Правила ТО-3 требуют промывки топливного бака, масляной системы и системы охлаждения двигателя, замену трансмиссионных масел с промывкой соответствующих картеров, смену консистентных смазок в узлах трения.
Сезонное обслуживание (СО), как правило, совмещается с очередным ТО и выполняется при переходе к весенне-летнему или осенне-зимнему периоду эксплуатации, когда среднесуточная температура воздуха переходит границу +5°С. Оно предусматривает, помимо операций соответствующего номерного ТО, замену летних сортов топлива и масел зимними (или наоборот), очистку радиатора от накипи и ряд мероприятий по нормализации теплового режима как для двигателя, так и для механизатора (установка или снятие утепляющих устройств, проверка и регулировка отопителя, вентиляции, проверка систем запуска двигателя в холодное время и т.д.).
Периодичность номерных ТО тракторов установлена в моточасах наработки и составляет: ТО-1 – 125; ТО-2 – 500; ТО-3 – 1000 моточасов.
Структура ремонтно-обслуживающих работ, их чередование и периодичность выглядят следующим образом (для сокращения записи символ ТО-1 заменен на 1; символ ТО-2 – на 2; символ ТО-3 – на 3).
Рисунок 1.1 – Шкала периодичности и чередования ТО и ремонтов тракторов
Действующим государственным стандартом (ГОСТ 20793-86) разрешается устанавливать периодичность ТО в иных единицах измерения – в килограммах (тоннах) или литрах израсходованного топлива, в условных эталонных гектарах наработки.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2005. – 424 с.
2. Аллилуев В.А., Ананьин А.Д., Михлин В.М. Техническая эксплуатация машинно-тракторного парка. – М.: Агропромиздат, 2007. – 367 с.
3. Аллилуев В.А., Ананьин А.Д., Морозов А.Х. Практикум по эксплуатации машинно-тракторного парка. – М.: Агропромиздат, 2006. – 304 с.
4. Пасечников Н.С. Научные основы технического обслуживания машин в сельском хозяйстве. – М.: Колос, 2005. – 382 с.
5. Серый И.С., Смелов А.П., Черкун В.Е. Курсовое и дипломное проектирование по надежности и ремонту машин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 2008. – 186 с.
6. Жуленков В.И., Фасхутдинов Х.С., Фасхутдинов М.Х. Курсовой проект по проектированию предприятий технического сервиса (методические указания). – Казань: КГСХА, 2015.
7. Абдрахманов Р.К., Галлиев И.Г. Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Диагностика и ТО машин». – Казань: КГСХА, 2015.
8. Методические рекомендации по дипломному проектированию на факультете технического сервиса в агропромышленном комплексе / Н.А. Выскребенцев, Н.А. Очаковский, Новиков В.В. и др. / М.: МГАУ, 2012.
9. Зотов Б.И., Курдюмов В.И. Безопасность жизнедеятельности на производстве. М.: Колос, 2010 – 187 с.