Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Правовой статус кандидата в депутаты в органы местного самоуправления как одного из участников избирательного процесса определяется законодательством, закрепляющим права, обязанности, ограничения, запреты ответственность и гарантии. Под сущностью такого статуса понимают сложившуюся совокупность прав и обязанностей определяемых на каждой стадии избирательного процесса.
Цель – выявить особенности правового статуса кандидата в депутаты. Задачи:
провести теоретическое исследование правового статуса кандидата в депутаты;
изучить историю становления правового статуса кандидата в депутаты;
исследовать участие депутатов в выборах;
провести анализ правового статуса кандидата в депутаты;
провести анализ права быть избранным;
исследовать избирательные права кандидатов.
Объект – конституционное право.
Предмет правовой статус кандидата в депутаты.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА КАНДИДАТА В ДЕПУТАТЫ
1.1 История становления правового статуса кандидата в депутаты
Правовой статус кандидата в депутаты в органы местного самоуправления как одного из участников избирательного процесса определяется законодательством, закрепляющим права, обязанности, ограничения, запреты ответственность и гарантии. Под сущностью такого статуса понимают сложившуюся совокупность прав и обязанностей, определяемых на каждой стадии избирательного процесса.
В настоящее время, практически отвергается наличие прогрессивных моментов в организации и проведении выборов в советский период. И с этим нельзя согласиться. Выборы в Советы – органы местного самоуправления в СССР, чаще всего были действительно демократической процедурой, так как имели всеобщий характер, а процесс избрания новых депутатов начинался с обсуждения кандидатур трудовыми коллективами и избирателями.
Кандидатами в советские представительные органы в первую очередь становились передовики производства, стахановцы, представители администрации промышленных предприятий, МТС и колхозов, партийные и советские работники. Выдвинутые первичными парторганизациями кандидатуры согласовывались с районными комитетами ВКП (б) и затем обсуждались на собраниях трудовых коллективов. Так, к примеру, во второй половине 1930-х годов существенно затруднял работу депутатского корпуса низкий образовательный уровень депутатов. Другой характерной особенностью советской избирательной системы было и то, что большинство депутатов местных Советов участвовало в выборах впервые.
Как правило, среди депутатов городских Советов избраны впервые были 69,01 % , а среди сельских чуть меньше – 60,9 %. Реальную и не последнюю роль в советском избирательном процессе играли обстоятельства, что кандидаты в представительные органы различного уровня выдвигались трудовыми коллективами, знавшими и достоинства и недостатки. Именно тот факт, что ни один из кандидатов при голосовании не проходил без голосов «против», вполне можно рассматривать как свидетельство наличия демократической процедуры при выдвижении кандидатов в депутаты В советских избирательных кампаниях главную роль играла хорошо зарекомендовавшая агитационная и пропагандистская деятельность партийного, комсомольского и советского актива.
1.2 Участие депутатов в выборах
Выборы в органы местного самоуправления играют важнейшую роль в управлении муниципальным образованием и оказывают значительное влияние на жизнь граждан.
Посредством проведения муниципальных выборов граждане формируют органы власти и управления. В Конституции РФ закреплено право граждан избирать и быть избранными. В п. 1. ст. 23 ФЗ №131-ФЗ закреплено положение о том, что целью выборов является избрание депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании .
Помимо формирования персонального состава органов местного самоуправления муниципальные выборы выполняют функцию легитимизации публичной власти на уровне, максимально приближенном к гражданам (п.1 ст. 23 ФЗ №131-ФЗ).
Избиратели голосуют за кандидатов, ориентируясь на продвигаемые ими программы, цели и методы управления муниципальным образованием. Поэтому участвуя в выборах, граждане могут оказывать реальное влияние на дальнейшее развитие муниципального образования, так как именно от состава местных органов власти будет зависеть, насколько оперативно и качественно будет обеспечиваться решение текущих, стоящих перед муниципальным образованием вопросов, а также насколько эффективно будет осуществляться планирование долгосрочных перспектив развития муниципального образования с учетом его специфики. Основной функцией всех представительных органов власти является повышение благосостояния граждан, их уровня жизни, создание благоприятных условий для развития промышленной, финансовой, социальной, культурной и других сфер.
Таким образом, посредством формирования органов местного самоуправления, население муниципального образования может в значительной мере повлиять на качество своей жизни в краткосрочной и долгосрочной перспективе. По причине того, что бюджет муниципального образования ограничен, определение первостепенных целей для удовлетворения местных потребностей и выделяемых на их достижение финансовых средств является чрезвычайно важным, так как касается жизнедеятельности людей .
Выборы позволяют общественному мнению реально влиять на деятельность избираемых органов и должностных лиц, так как во время предвыборной борьбы кандидатам приходится выявлять наиболее приоритетные для населения вопросы и ориентироваться на них.
Поэтому выборы способствуют укреплению гражданского общества за счет выявления различных позиций и интересов граждан и их взаимного согласования.
2. АНАЛИЗ ПРАВОВОГО СТАТУСА КАНДИДАТА В ДЕПУТАТЫ
2.1. Анализ права быть избранным
Анализ права быть избранным Право быть избранным, как и другие политические права, впервые получило свое правовое оформление в ходе первых буржуазных революций, в связи с чем относится к первому поколению прав человека. Пассивное избирательное право возникает не с момента рождения человека, а с момента достижения возраста, четко оговоренного в законодательстве, однако в зависимости от вида избирательной кампании, в отличие от активного избирательного права или права на участие в референдуме, такой возраст в Российской Федерации определяется по-разному.
Для кандидатуры в федеральный парламент нужно достижение 21-летнего возраста, для кандидатуры в представительный орган местного самоуправления – возможно достижение совершеннолетия. Пассивное избирательное право не является по своей природе абсолютным, оно может быть ограничено либо приостановлено государством, что совпадает со свойствами, характерными для активного избирательного права.
Выборы будут признаны состоявшимися даже при условии участия в нем одного или нескольких избирателей, например, кандидата и членов его семьи. При этом данное право индивидуально в процессе своей реализации, т. к. желание выдвинуть свою кандидатуру возникает только у гражданина РФ, а каждый замещаемый мандат предполагает только одну избранную кандидатуру. Субъектами пассивного избирательного права выступают не только граждане РФ, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории РФ, но и политические партии (как коллективный субъект).
На основании международного договора РФ и федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Однако, как показала практика избирательных кампаний с 2007 года по 2015 год, введенная норма фактически не применяется: иностранные граждане либо не знают о своих правах, либо отказываются принимать участие в выборах. Небезынтересен и тот факт, что в том случае, если кандидат из «иностранных граждан» все-таки решит выдвинуть свою кандидатуру на выборах, то возникнет правовая неопределенность по вопросу правомерности его избирательных возможностей.
2.2. Избирательные права кандидатов
Подтверждая необходимость «выделения» отмеченных избирательных прав кандидатов в Российской Федерации, справедливо выделить и классификацию пассивного избирательного права – в зависимости от уровня власти, на котором происходит замещение вакантного мандата:
– На федеральном уровне: право быть избранным Президентом РФ, право быть избранным депутатом Государственной Думы, право быть избранным членом Конституционного собрания РФ. – На региональном уровне:
право быть избранным высшим должностным лицом субъекта, право быть избранным в депутаты представительного органа субъекта РФ. – На местном уровне: право быть избранным в представительный орган местного самоуправления, право быть избранным главой муниципального образования. Следует отметить, что для реализации права быть избранным в отечественном и зарубежном законодательстве предусмотрен ряд ограничений, которые некоторыми авторами также именуется цензами (условиями) .
При этом все три этих понятия как в законодательстве, так и в науке конституционного права не разъединяются. Более того, А.А. Белкин употребляет понятие «цензовых ограничений», что в большей мере создает неопределенность для разграничения статуса выдвинутого и зарегистрированного кандидата, реализующего право быть избранным. Попытку разграничить категории «избирательные цензы» и «условия реализации пассивного избирательного права» проводит Л.А. Нудненко. Под цензами исследователь понимает требования, которым должен отвечать гражданин для реализации пассивного избирательного права, а под «условиями» содержание норм избирательного права, которые либо способствуют, либо препятствуют реализации пассивного избирательного права .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На зарегистрированных кандидатов распространяется действие принципа неприкосновенности.
Без согласия прокурора они не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты в судебном порядке административному наказанию.
В ходе избирательного процесса кандидат вправе иметь доверенных лиц, осуществляющих агитационную и иную деятельность, способствующую избранию данного кандидата.
Доверенные лица регистрируются избирательной комиссией незамедлительно на основании письменного заявления кандидата и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом и получают соответствующие удостоверения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ ) // Собрание законодательства РФ. 17.06.2002. № 24. Ст. 2253.
2. Федеральный закон от 26 ноября 1996 года №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»
3. Областной закон «О выборах глав муниципальных образований в Ростовской области. [Электронный ресурс] - URL: http://www.kubzsk.ru/kodeksdb/noframe/law?d&nd=921023599&nh=0. (дата обращения: 09.04.2021).
4. Закон Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае». [Электронный ресурс] - URL: http://www.kubzsk.ru/kodeksdb/noframe/law?d&nd=921023599&nh=0. (дата обращения: 09.04.2021).
5. Адигамова Ю.И. Условия возбуждения уголовных дел в отношении отдельных участников избирательного процесса // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 2 (51). С. 108-114.
6. Адигамова Ю.И. Условия возбуждения уголовных дел в отношении отдельных участников избирательного процесса // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 1 (50). С. 19.
7. Андреева Л.А. К вопросу о правосубъектности «муниципального фильтра» // Вопросы современной юриспруденции. 2017. № 7 (68). С. 51-62.
8. Белов М.Д., Саксина Ю.В. Проблемы правовой регламентации участия политических партий, имеющих льготу на выдвижение кандидатов, на выборах депутатов государственной думы ФС РФ // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 3. С. 73-77.
9. Бочарова М.А. Особенности порядка регулирования, выдвижения и регистрация кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов в России // E-Scio. 2020. № 6 (45). С. 63-72.
10. Варлен М.В. Особенности реализации правового статуса политической партии через выдвижение кандидатов в депутаты // Право и политика. 2009. № 11. С. 2223-2230.
11. Дзюба К.О. Статус депутата советских органов нижегородской губернии 1917 года: социальный и правовой аспект // В сборнике: Vita memoriae: Проблема человека в истории, философии, религии. сборник статей по материалам III всероссийской научной конференции молодых ученых, студентов и учащихся МБОУ СОШ. 2016. С. 119-121.
12. Дмитриева Ю.С. О правовом статусе кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления // В сборнике: Политические партии и выборы: проблемы современности. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Оренбургский государственный университет. 2016. С. 328-334.
13. Журибеда К.О. Причины победы кандидатов партии "единая россия" в одномандатных округах Красноярского края на выборах депутатов государственной думы в 2016 г // В сборнике: история мировых цивилизаций. Общественные процессы в антропологическом измерении. Сборник материалов XIV Всероссийской научной конференции с международным участием. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2019. С. 64-68.
14. Золотарёва Е.Ю. К вопросу о необходимости применения принципа пропорциональности при принятии решения о регистрации кандидата в депутаты на выборах в Российской Федерации // Аллея науки. 2020. № 2 (41). С. 404-408.
15. Кандидатов в депутаты проверят на экстремизм и наличие судимости // Юридический мир. 2020. № 11. С. 6.
16. Колюшин Е.И. Актуальные проблемы избирательного права России: Учебное пособие / Москва, 2019.
17. Кондрашов С.В. Законодательство российской федерации как формальный механизм проведения справедливых выборов в россии // В сборнике: Глобальная экономика в XXI веке: роль биотехнологий и цифровых технологий. Сборник научных статей по итогам работы круглого стола с международным участием. 2020. С. 147-149.
18. Коновальчиков Я.А. «Праймериз»: новый правовой формат // Юридическая мысль. 2016. № 3 (95). С. 61-63.
19. Макарова Н.А. Проблемы законодательства о выдвижении кандидатов в депутаты муниципального образования // Студенческий вестник. 2020. № 41-3 (139). С. 13-15.
20. Макарцев А.А. Антикоррупционные обязанности и ограничения кандидатов в депутаты и на выборные должности: проблемы реализации // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 6. С. 41-45.
21. Макарцев А.А. Антикоррупционные обязанности кандидатов в депутаты и на выборные должности: проблемы реализации // В сборнике: Политические партии и выборы: проблемы современности. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Оренбургский государственный университет. 2016. С. 419-426.
22. Малько А.В. Муниципальное право России. М.: ИД Юрайт, 2011.
23. Малько А.В. Муниципальное право России. М.: ИД Юрайт, 2011. С. 217.
24. Нудненко Л.А. Развитие законодательства о пассивном избирательном праве в россии в период с 1937 по 1988 гг // История государства и права. 2015. № 10. С. 44-47.
25. Нудненко П.В. Административно-правовой статус должностного лица в решениях конституционного суда российской федерации // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 1 (50). С. 10.
26. Нудненко П.В. Административно-правовой статус должностного лица в решениях конституционного суда российской федерации // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 2 (51). С. 42-47.
27. Общеэкономический и экономико-математический объяснительный словарь» [Электронный ресурс] – URL: http://slovar-lopatnikov.ru (дата обращения: 09.04.2021).
28. Особенности избирательных технологий, применявшихся штабами кандидатов в депутаты законодательного собрания Нижегородской области в 1994 году / Жулина Е.В., Насонов Д.С., Уварова А.Н. // В сборнике: Развитие политических институтов и процессов: зарубежный и отечественный опыт. Сборник научных статей XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Редколлегия: Н.В. Кефнер, Ю.В. Попова (отв. ред.) [и др.]. 2020. С. 41-47.
29. Панкова Т.Д., Яценко В.В. О некоторых проблемах соблюдения законодательства о правовом статусе депутатов государственной думы федерального собрания российской федерации // В сборнике: Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права. сборник научных статей. 2019. С. 120-123.
30. Петрова Г.О., Петров А.А. «Игра в выборы» или ликвидация «лишних» кандидатов в депутаты // В сборнике: Развитие научного знания в глобализирующемся мире. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. 2020. С. 108-111.
31. Понкин И.В. Общая теория публичного управления: Избранные лекции / Международный институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. М., 2013.
32. Постановление центральной избирательной комиссии российской федерации от 4 марта 2020 г. № 241/1796-7 "о внесении изменений в методические рекомендации по приему листов поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта российской федерации и проверке достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований" // Бюллетень нотариальной практики. 2020. № 2. С. 15-19.
33. Постовой Н.В. Муниципальное управление: планирование, собственность, компетенция. М.: ИД «Юриспруденция», 2014.
34. Приказчикова, О. В. Деятельность Советов Южного Урала (1936 г. – май 1941 года): дис. ... канд. истор. наук: 07.00.02. / О. В. Приказчикова. Оренбург, 2007. – с. 35-42.
35. Рымарев Д.С., Литвиненко А.Н. Оспаривание регистрации кандидатов в судебной практике по избирательным спорам (на примере избирательной кампании по выборам депутатов законодательного собрания иркутской области третьего созыва 9 сентября 2018 года) // Избирательное право. 2019. № 1 (39). С. 28-40.
36. Рябчикова О.Н. Актуальные проблемы выборного процесса при формировании муниципальных советов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 1. № 2 (95). С. 115-122.
37. Рябчикова О.Н. Особенности регистрации кандидатов в депутаты муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга в выборный период // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2019. Т. 1. № 2. С. 68-75.
38. Соловьев А.И., Купряшин Г.Л. Теория и технологии государственного управления. М.: Издательство МГУ. 2012.
39. Стремоухов А.В., Стремоухов А.А. Конституционно-правовые основы парламентской деятельности депутата государственной думы федерального собрания российской федерации. Рязань, 2014.
40. Тетерина А.Е. Использование социальных сетей кандидатами в депутаты в ходе избирательной компании 2020 года // Выборы: теория и практика. 2020. № 2 (54). С. 59-62.
41. Турищева Н.Ю. Судимость как элемент правового статуса кандидата в депутаты: вопросы правоприменения // Российская юстиция. 2015. № 7. С. 64-67.
42. Ушаков В.О. Самопрезентация кандидатов партии «единая россия» на выборах в волгоградскую городскую думу 2018 года: гендерный аспект // В сборнике: Городская повседневность: региональный и социокультурный контексты. IV Нижневолжские чтения: материалы Международной научно-практической конференции. Волгоград, 2019. С. 584-588.
43. Хромов Е.В. Привлечение к административной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом // Lex russica (Русский закон). 2017. № 6 (127). С. 60-67.
44. Шарапов А.В. Политическая активность женщин в качестве кандидатов в депутаты алтайского краевого законодательного собрания 2004-2016 гг. // В сборнике: Человек в экономико-правовом и политическом пространстве. Сборник научных статей по материалам XXIII региональной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня образования Академии труда и социальных отношений. 2019. С. 220-225.
45. Шугрина, Е.С. Указ. соч. С.137.