Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В начале третьего тысячелетия, в ситуации онтологических, глубоких трансформаций всех аспектов жизнедеятельности всё большую актуальность приобретают вопросы непрерывного развития и саморазвития личности. Интенсификация процессов изменений, быстрые темпы развития информационно-коммуникативных технологий, материальной культуры в целом обуславливают необходимость адаптации личности к постоянно меняющимся условиям, что представляется невозможным без развития личностных качеств, позволяющих личности интегрироваться в эти новые условия. В этом контексте представляют интерес способности личности регулировать собственное поведение, преодолевать сложные жизненные ситуации, устанавливать гармоничное коммуникативное взаимодействие с окружающими.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования эмоционального интеллекта
1.1 Эмоциональный интеллект как социально-психологический феномен
Перед началом исследования нам необходимо выяснить, что в наше время принято понимать под термином «эмоциональный интеллект» (ЭИ), как он появился и какую роль играет в современных условиях. Сам термин может показаться противоречим, ведь под эмоциями часто понимают неожиданную реакцию на раздражитель, в то время интеллект означает - ум, рассудок, мыслительную способность у человека (в противоп. воле и чувствам). [Д.Н. Ушакова, 2008, с. 185].
Эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Понятие эмоционального интеллекта появилось, как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Успешные люди намного эффективнее взаимодействуют с другими. Их контакт основан на эмоциональных связях, они эффективно управляют своими собственными эмоциями.
По определению С. Дж. Стейна и Говарда Бука, эмоциональный интеллект, в отличие от простого понятия интеллекта, это способность правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным [5].
По словам Д. Гоулмана: «Эмоциональный интеллект - это другой путь быть умным» [Гоулман Д., 2009, с.61].
Впервые термин «эмоциональный интеллект» был введен клиническим физиологом Рувен Бар-Оном в 1995 г. Им же было введено понятие эмоционального коэффициента EQ.
Эмоциональный интеллект представляет собой совокупность четырех навыков.
Точность оценки и выражения эмоций. Эмоции человека являются отражением на происходящие события. Именно поэтому, необходимо уметь понимать не только свои эмоции, но и эмоции других людей. Данный навык помогает точно выразить свои эмоции и потребности.
Использование эмоций в мыслительной деятельности. Этот навык помогает человеку думать более эффективно, используя эмоции. Управляя своими эмоциями, человек может по-разному смотреть на происходящие события и как следствие более эффективно решать поставленные задачи.
Понимание эмоций это умение определять источник эмоций, классифицировать эмоции, распознавать связи между эмоциями и словами, определять значения эмоций, касающихся отношений.
Управление эмоциями это умение использовать информацию, представленную эмоциями, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.
Человек, овладевший этими навыками, повышает свой уровень развития эмоционального интеллекта.
Развитие эмоционального интеллекта включает 3 уровня.
Подавленность эмоциями. Когда человек не может понять причину своих чувств и эмоций возникает низкая самооценка, депрессия. Эти составляющие определяют низкий эмоциональный интеллект.
Управление эмоциями. Человек должен уметь управлять своим состоянием и мотивировать себя. Эта способность помогает эффективно взаимодействовать с окружающим миром, достигать поставленных целей и добиваться успеха.
Наблюдение за эмоциями. Человек испытывает эмоции, которые легко подчиняет себе, он понимает себя и свои намерения
Стоит отметить, что впервые важность эмоций как инструмента для выживания и адаптации описал Ч.Дарвин в своей работе «Выражение эмоций у людей и животных» в 1872 году. Основатель психоанализа З.Фрейд занимался как изучением эмоций, так и проблемой контроля над ними. Он также отмечал, что такие работы как «Свод законов Хаммурапи» (XVIII век до н. э., Вавилон) или эдикт императора Ашоки, впервые пытались стандартизировать эмоции и их проявления [Фрейд З., 2004, с. 107].
1.2. Модели эмоционального интеллекта
Огромный вклад в развитие эмоционального интеллекта внесла статья П. Саловея и Д.Майера «Эмоциональный интеллект» в 1990 году. Благодаря выходу этой статьи феномен эмоционального интеллекта привлек большой интерес других исследователей, что повлекло за собой новые статьи и публикации на эту тему. В своей статье авторы представили основу эмоционального интеллекта, состоящую из набора навыков, которые, как предполагается, способствуют точной оценке и выражению собственных эмоций и чужих, а также использованию чувств для мотивации, планирования и достижения целей в своей жизни. [Mayer. J,1990, с.185]. Далее в 1997 авторы усовершенствовали определение эмоционального интеллекта: «способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений», доработали и расширили свою модель эмоционального интеллекта, которая получила название «модель способностей» [Люсин Д.В., 2004, с. 30]
Модель способностей представляет четыре составляющие эмоционального интеллекта:
1. Восприятие эмоций – способность распознавать чужие эмоции с помощью вербальных и невербальных знаков, а также понимать свои собственные;
2. Использование эмоций для стимуляции мышления – использовать эмоции для решения задач, анализа проблем, повышения уровня креативности;
3. Понимание эмоций – способность находить причину появления конкретной эмоции, находить взаимосвязь между различными эмоциями, понимать сложные (неоднозначные) эмоции, моделировать развитие эмоций в будущем;
4. Управление эмоциями – способность контролировать эмоции, регулировать наличие отрицательных эмоций, использовать свои и чужие эмоции для решения поставленных задач. Р. Дж. Стернберг, 2002, с.87].
Г.Гарднер критиковал данную модель за излишний психометрический уклон, но на данный момент модель способностей считается основной моделью в психологии и часто используется для описания понятия эмоционального интеллекта.
Можно сделать вывод, что несмотря на критику модели со стороны некоторых авторов, невозможно отрицать её ключевое влияние на дальнейшее развитие исследований эмоционального интеллекта.
1.3. Методы развития эмоционального интеллекта
Развивать эмоциональный интеллект необходимо, поскольку он даёт возможность анализировать свои и чужие эмоции, выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими, находить причины той или иной эмоции. Всё перечисленное помогает ставить цели и эффективно их добиваться.
Литература по психологии предлагает различные варианты развития ЭИ: методы саморегуляции (медитации, релаксация, дыхательные практики), методы влияния и контрвлияния, разбор кейсов или личных примеров из жизни, сюжетно-ролевые игры, беседы и др. [Люсин Д.В., 2006, с. 3]
При формировании эмоционального интеллекта эффективнее использовать те методы, в которых ученик будет принимать непосредственное участие. Такие метод называются «активными». «Активные методы обучения (АМО) – методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач» [Зарукина Е. В., 2010 с. 5]
АМО классифицируют на 2 группы:
1. Неимитационные АМО – обучение осуществляется посредством взаимодействия преподавателя и ученика. Характерной чертой является отсутствие моделирования действий или конкретного процесса. К данной группе относятся лекции и семинары, мозговая атака, групповая консультация, педагогические игровые упражнения, лабораторные работы. [Зарукина Е. В., 2010 с. 15] Имитационные АМО – обучение осуществляется посредством моделирования индивидуальной или коллективной деятельности. Имитационные АМО в свою очередь делятся ещё на 2 вида:
a) Игровые АМО (деловая игра, разыгрывание ролей, игровое проектирование, игровые занятия на машинных моделях).
b) Неигровые (разбор ситуационных кейсов, имитационные упражнения, групповой и индивидуальный тренинг). [Зарукина Е. В., 2010 с. 6] Рассмотрим подробнее некоторые способы активного обучения и выделим их преимущества и недостатки.
Глава 2. Диагностика эмоционального интеллекта у студентов
2.1 Организация и методы исследования
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения особенности эмоционального интеллекта, как важного фактора в контексте профессионально значимых качеств будущего специалиста. В российском обществе имеется, повышенная - потребность в квалифицированных кадрах.
Выпускники вузов, должны быть эмоционально устойчивы, уметь правильно подать информацию и сопереживать окружающим. Студенты из разных слоев общества поступают в вуз с абсолютно нулевым скринингом относительно их эмоционального состояния. Также нет никакого структурированного обучения понимания роли и особой значимости эмоций в жизни людей. Поэтому они оставлены на произвол судьбы, учатся на собственном опыте и в конечном итоге либо слишком дистанцируются от страдания, как самозащита или слишком агрессивно ведут себя в стрессовых ситуациях. Необходимость управлением эмоциями становится очевидным в нашем обществе. Быстро меняющиеся социально-экономические и политические условия развития общества актуализируют проблему развития личностно-профессиональных качеств будущих специалистов и, в том числе, их эмоционального интеллекта.
2.2 Результаты исследования эмоционального интеллекта у студентов
По результатам проведенной диагностики рассмотрим выраженность уровня эмоционального интеллекта у студентов, обучающихся на направлении «Менеджмент» и на других ОП. К сожалению, студенты проявили низкую активность в участии нашего опроса. Всего респондентов 63, из них 42 с направления «Менеджмент» и 21 с других ОП.
Коэффициент альфы Кронбаха более 0,8, что показывает высокую надёжность полученных данных.
Согласно переводу стенайтов в проценты, студенты ОП «Менеджмент» имеют средний уровень ЭИ. Поделим стенайты на 3 группы: 1-3 (низкий), 4-6 (средний), 7-9 (высокий). Далее посчитаем, какое количество студентов входит в каждую группу и переведём результаты в проценты (таблица 6).
У большинства студентов так же диагностируется средний уровень ЭИ. Студенты имеют некоторые сложности в понимании и управлении как своими эмоциями, так и чужими.
Студенты имеют средние значения по таким шкалам, как «внутриличностный эмоциональный интеллект», «понимание эмоций» и «управление эмоциями», что свидетельствует об определенных трудностях в распознавании и интерпретации своих эмоциональных состояний, причин их возникновения, а также регуляции своих эмоций в поведении и деятельности. Наиболее низкие значения наблюдались по шкалам «межличностный эмоциональный интеллект» и «управление эмоциями», что говорит о низкой способности к пониманию эмоций других людей, что может непосредственно повлиять на профессиональные отношения.
От 14% до 36% (в зависимости от шкалы) участников в группе с высоким уровнем ЭИ.
Достаточно большой процент (от 28% до 45% в зависимости от шкалы) студентов имеют низкий уровень ЭИ, что говорит о трудностях в опознании и управлении как своими эмоциями, так и эмоциями других людей.
Заключение
Актуальность проведенного исследования заключалась в том, что уровень эмоционального интеллекта напрямую влияет на успешность деятельности менеджера. Лидеру компании необходимо уметь принимать быстрые, взвешенные и эффективные решения как во внешней среде организации, так и во внутренней. Эмоциональный интеллект студентов, обучающихся по направлению Менеджмент в будущем станет основой успешной карьеры управленца.
В первой главе исследования нами рассмотрено понятие эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект - способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. – М. : ООО «И.Д. Вильяме», 2007. – 512 с.
2. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009 - 478, |2] с.
3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013 — С. 560
4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — 2-е издание. — СПб.: Питер, 2002. С.24-26
5. Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010 – 59 с
6. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – 176 с. (Труды Института психологии РАН) стр.20
7. Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
8. Люсин Д.В. Новая методика измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин//Психол. диагностика. - 2006 - № 4 - С. 3- 22
9. Павельева Н.. Кейс-метод в профессиональном образовании/журнал менеджмент знаний. №8.- 2008 URL: https://docviewer.yandex.ru/view/441988275/?*=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%3D%3D&lang=ru
10. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005 Т. 2 № 3 С. 78–90.
11. Реньш М.А., Садовникова Н.О., Лопес Е.Г. Социально-психологический тренинг: Практикум. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007 190 с. с.5
12. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка : современная редакция / Д. Н. Ушаков. - Москва : Дом Славянской кн., 2008. - 959 с
13. Фрейд З. Недовольство культурой. Психоаналитические этюды. — М.: «Издательство АСТ», 2004. — 107—220 с.
14. Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. Emotional Intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence. 1999 V. 27 P. 267–298
15. Multiplying the Problems of Intelligence by Eight: A Critique of Gardner's Theory. Author(s): Perry D. Klein - С.377-394